ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А23-2986/17 от 06.09.2017 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А23-2986/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2017

Постановление изготовлено в полном объеме 11.09.2017

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от ответчика – Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу города Калуги (г. Калуга) – Гладышевой Ю.И. (доверенность от 03.07.2017 № 13-12/07160), в отсутствие представителей заявителя – Цветковой Юлии Анатольевны (Калужская область, г. Обнинск), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Цветковой Юлии Анатольевны на решение Арбитражного суда Калужской области от 05.07.2017 по делу № А23-2986/2017 (судья Ипатов А.Н.), установил следующее.

Цветкова Юлия Анатольевна (далее по тексту – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу города Калуги от 08.02.2017 № 1259А об отказе в государственной регистрации.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 05.07.2017 заявленное требование оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Цветкова Юлия Анатольевна просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование своей позиции ссылается на представление свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации от 20.11.2015 серии ВУ № 0380284, на 7 листе которого содержатся сведения о разрешении на временное проживание. По мнению апеллянта, к спорным правоотношениям не может применяться подпункт 9 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах». Сообщает, что Цветковой Ю.А. при подаче заявления о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя представлены доказательства наличия разрешения на временное проживание и регистрацию по месту жительства. Ссылается на то, что свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина.

В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция ФНС России по Ленинскому округу города Калуги, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, 26.01.2017 Цветкова Юлия Анатольевна обратилась в Инспекцию ФНС России по Ленинскому округу г. Калуги с заявлением о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, приложив к заявлению: заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001; свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации с отметкой о разрешении на временное проживание; документ об уплате государственной пошлины.

Заместителем начальника Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги 08.02.2017 принято решение № 1259А об отказе в государственной регистрации.

Основанием для принятия указанного решения послужило непредставление заявителем определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, а именно: в данном случае не представлена копия документа, удостоверяющего личность, а также раздел 7 заявления по форме 21001 заполнен с нарушением пункта 14.9 раздела XIV Требований.

Не согласившись с указанным решением инспекции, Цветкова Ю.А. 15.02.2017 обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Калужской области с жалобой.

Решением УФНС России по Калужской области от 10.04.2017 указанная жалоба оставлена без удовлетворения.

Полагая, что решение инспекции от 08.02.2017 № 1259А об отказе в государственной регистрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Цветковой Ю.А., последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования является правильным исходя из следующего.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Закон № 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Согласно подпункту «д» пункта 2 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства в Российской Федерации (указывается адрес – наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя установлен статьей 22.1 Закона № 129-ФЗ. Перечень документов, которые представляются в регистрирующий орган при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, приведен в пункте 1 статьи 22.1 указанного Закона.

Согласно пункту 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации); в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином); г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства); д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица); е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства); ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе); з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним); и) документ об уплате государственной пошлины; к) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации). Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации; л) решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске к предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (в случае, если в отношении данного физического лица принято такое решение в соответствии с абзацем третьим пункта 4 настоящей статьи).

Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены в пункте 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ. Данный перечень оснований является исчерпывающим

При этом в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

В соответствии со статьей 7, подпунктом 9 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» право на предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации имеет лицо, признанное беженцем.

Вместе с тем положения Закона о беженцах, как справедливо посчитал суд первой инстанции, не предусматривают возможность распространить действие его статьи 8 «Права и обязанности лица, признанного беженцем» на лиц, не получивших такого статуса в установленном порядке.

Таким образом, исходя из положений подпункта «в» пункта 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ, пункта 7 статьи 7, подпункта 9 пункта 1 статьи 8 Закона № 4528-1, пункта 1 статьи 10 Закона № 115-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на основании копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, в частности, паспорта иностранного гражданина или удостоверения беженца.

Однако, как установлено судом и следует из материалов дела, для государственной регистрации Цветкова Ю.А. представила в налоговый орган выданное ей свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (л. д. 25 – 28).

Вместе с тем свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания (пункт 3 статьи 12 Закона о беженцах), и не является иным документом, установленным федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина применительно к пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что у инспекции имелись достаточные правовые основания для отказа заявителю в государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.

По указанным мотивам довод апелляционной жалобы об обратном подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.

Довод заявителя о том, что налоговый орган превысил свои полномочия при проверке представленного свидетельства, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно пункту 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 86 приказа Минфина России от 30.09.2016 № 169н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (приказ Минфина России от 22.06.2012 № 87н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утратил силу 16.12.2016) в рамках рассмотрения представленных в инспекцию документов осуществляется проверка на предмет наличия (отсутствия) оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.

Требования к оформлению заявления утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Приложение № 3 к Требованиям содержит сведения о видах документов, удостоверяющих личность физического лица, используемых при заполнении данных о физических лицах, являющихся не только индивидуальными предпринимателями, но и руководителями и учредителями юридических лиц.

Утверждение заявителя о том, что наименование приложения № 3 к Требованиям «Сведения о видах документов, удостоверяющих личность физического лица» свидетельствует о его безусловном применении ко всем случаям подачи документов для регистрации, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.

Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации физического лица – гражданина Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется, в числе прочего, копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», а также постановлению Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» основным документов, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Таким образом, для государственной регистрации физического лица – гражданина Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется копия основного документа физического лица – паспорта гражданина Российской Федерации, несмотря на то, что приложения № 3 к требованиям содержит сведения об иных документах, удостоверяющих личность физического лица, таких как 07 – военный билет, 24 – удостоверение личности военногослужащего Российской Федерации.

Факты нарушения процедуры принятия оспариваемого решения инспекции, либо выхода последнего за пределы своих полномочий, в ходе рассмотрения дела судом не установлены.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения заявленное требование.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеупомянутых нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.

Из квитанции ОАО «Газэнергобанк» от 31.07.2017 следует, что Цветкова Ю.А. уплатила государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ 2 850 рублей подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калужской области от 05.07.2017 по делу № А23-2986/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Цветковой Юлии Анатольевны – без удовлетворения.

Возвратить Цветковой Юлии Анатольевне (Калужская область, г. Обнинск) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 850 рублей, излишне уплаченную по квитанции ОАО «Газэнергобанк» от 31.07.2017.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Н.В. Еремичева

Е.В. Мордасов

В.Н. Стаханова