ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
г.Брянск | ||
21 мая 2009 года | Дело №А23-3703/08А-3-278 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего | ФИО1 |
Судей | ФИО2 |
ФИО3 | |
при участии в заседании: | |
от общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Тройка» | ФИО4 – директора, паспорт, ФИО5 – представителя, доверенность от 18.05.2009, |
от Городской Управы городского округа «Город Калуга» | не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Тройка» на решение Арбитражного суда Калужской области от 12.12.2008 (судья Носова М.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 (судьи Стаханова В.Н., Тиминская О.А., Игнашина Г.Д.) по делу №А23-3703/08А-3-278,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Тройка» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Городской Управы городского округа «Город Калуга» (далее – Управа) от 23.05.2008 № 5932-р «О признании недействительным распоряжения Городского Головы городского округа «Город Калуга» от 04.10.2007 № 9225-р «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции ОРК016 ООО «Торговая компания «Тройка» по адресу: ул. Московская, 256».
Решением Арбитражного суда Калужской области от 12.12.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании до начала рассмотрения жалобы по существу представителем Общества заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу на стадии кассационного обжалования состоявшихся судебных актов до рассмотрения частной жалобы на определение Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2009 по делу №ГКПИ09-444, которым возвращено по причине неподсудности Верховному суду заявление Общества о признании частично недействующим Государственного стандарта Р 52044-2003.
Рассмотрев заявленное ходатайство, кассационная инстанция считает, что оно не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения судом общей юрисдикции другого дела.
Оснований, предусмотренных указанной нормой закона, заявленное ходатайство не содержит.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция приходит к выводу, что рассмотрение частной жалобы на определение Верховного суда о возвращении заявления в связи с его неподсудностью не препятствует рассмотрению настоящего дела, а следовательно, оснований для удовлетворения ходатайства не имеется.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, распоряжением Управы от 04.10.2007 № 9225-р «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции ОРК016 ООО «Торговая компания «Тройка» по адресу: ул. Московская, 256» Обществу разрешена установка отдельно стоящей рекламной конструкции площадью информационного поля 18 кв. м по указанному адресу сроком на пять лет в соответствии с согласованной проектной документацией, при условии заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
При согласовании места указанной рекламной конструкции Обществом представлялись проект рекламоносителя с местом расположения: <...>, с типом рекламоносителя: – рекламный щит 3 Х 6м, односторонний; карта-схема предполагаемого места распространения наружной рекламы, в которой не указано конкретное место расположения, расстояние по размещению; лист согласований для получения разрешения размещения средств наружной рекламы по адресу ул. Московская, 256, в котором содержится согласование УГИБДД УВД Калужской области от 03.11.2006 размещения указанной рекламной конструкции.
Прокуратурой города Калуги 12.05.2008 принесен протест на распоряжение Городского Головы городского округа «Город Калуга» от 04.10.2007 № 9225-р «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции ОРК016 ООО «Торговая компания «Тройка» по адресу: ул. Московская, 256» и предложено отменить указанное распоряжение, в связи с тем, что размещение рекламной конструкции не соответствует требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, в том числе ГОСТу Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 №124-ст (далее - ГОСТ Р 52044-2003).
Данные нарушения также зафиксированы в акте проверки, проведенной 16.05.2008 комиссией в составе представителей Городской Управы г. Калуги и ОГИБДД УВД по г. Калуге, которой установлено, что рекламная конструкция размещена обществом с нарушением требований п. 6.1., 6.2 и п. 6.6. ГОСТа Р 52044-2003.
Поскольку распоряжением Управы от 23.05.2008 № 5932-р ранее принятое распоряжение от 04.10.2007 № 9225-р отменено, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ) рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Пункт 1 ч. 15 ст. 19 Закона № 38-ФЗ предусматривает возможность отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента.
Исходя из п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан.
До настоящего времени технические регламенты, касающиеся спорных отношений, не приняты.
Порядок применения Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» содержит переходные положения (ст. 46), в соответствии с которыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации № 5546) предусмотрено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
В соответствии с п.6.1, 6.2 и 6.6 ГОСТа Р52044-2003 размещение средств наружной рекламы не допускается на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог, а также на расстоянии менее 50 метров от них; нижний край рекламной конструкции должен быть расположен на высоте не менее 4,5 метров; расстояние от дорожных знаков до рекламной конструкции должно быть не менее 25 метров.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при установке рекламной конструкции ОРК016 ООО «Торговая компания «Тройка» по адресу: ул. Московская, 256 вышеуказанные требования не учтены.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, Обществом в ходе судебного заседания не представлено.
Нормативный статус положений ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 №124-ст, установлен Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 №4 «О национальных стандартах Российской Федерации», принятом в установленном порядке и зарегистрированном в Минюсте РФ.
Учитывая изложенное, доводы заявителя кассационной жалобы в этой части подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, разрешение на установку рекламной конструкции ОРК 016 представляет собой ненормативный правовой акт органа местного самоуправления в виде распоряжения Главы Управы.
В силу статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орган местного самоуправления, его должностные лица в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый правовой акт, установив его несоответствие законодательству.
Таким образом, поскольку распоряжение Управы от 04.10.2007 № 9225-р выдано без учета требований законодательства, Управа правомерно отменила правовой акт, изданный с нарушением требований Федерального закона «О техническом регулировании» и ГОСТа Р 52044-2003.
Статья 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ относится к нормам прямого действия, а поэтому положения части 18 и части 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», устанавливающие порядок и основания для аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции, признания его недействительным в судебном порядке, не могут отменять действие вышеуказанной нормы закона.
Учитывая изложенное, доводы заявителя кассационной жалобы в этой части также подлежат отклонению.
В соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, ООО «ТК «Тройка» было заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы, на разрешение которой поставлен вопрос: «как повлияет на безопасность дорожного движения рекламная конструкция, установленная по адресу: <...>? ».
Указанное ходатайство судом было отклонено.
Кассационная инстанция соглашается с мотивами отказа в удовлетворении заявленного ходатайства в связи со следующим.
Вопрос, поставленный на разрешение эксперта, не направлен на установление, исследование и разъяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
Основанием для принятия оспариваемого распоряжения послужило несоответствие размещения рекламной конструкции требованиям ГОСТа Р 52044-2003.
Положения указанного ГОСТа содержат конкретные единицы измерения места расположения рекламной конструкции по отношению к пешеходным переходам и пересечениям автомобильных дорог, дорожным знакам.
Для установления указанных данных специальные познания не требуются.
Учитывая изложенное, доводы заявителя кассационной жалобы в этой части подлежат отклонению.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
При таких обстоятельствах, оспариваемое распоряжение Управы соответствует нормам действующего законодательства, оснований для удовлетворения требований Общества о признании его незаконным не имелось.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 12.12.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 по делу №А23-3703/08А-3-278 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | ФИО1 |
Судьи | ФИО2 |
ФИО3 |