ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А23-5892/20 от 07.07.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело А23-5892/2020

20АП-3871/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 14.07.2021

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Староверовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Калужское» Федеральной службы исполнения наказания на решение Арбитражного суда Калужской области от 22.04.2021 по делу № А23-5892/2020 (судья Смирнова Н.Н.), принятое по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Калужское» Федеральной службы исполнения наказания (г. Калуга, ОГРН 1024001432828, ИНН 4029000498) к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги (г. Калуга, ОГРН 1044004427774, ИНН 4027018228), о признании недействительным решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц регистрационной записи ГРН 2184027088364 от 16.03.2018 о регистрации Устава предприятия 2018 года; об обязании исправить регистрационную запись ГРН 2184027088364 от 16.03.2018 путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц новой записи, касающейся регистрации изменений в устав, внесенных приказом от 15.02.2018 № 138,

при участии в судебном заседании представителей:

от Федерального государственного унитарного предприятия «Калужское» Федеральной службы исполнения наказания: – Сорокина П.В. (доверенность от 22.10.2020 № 1457),

от инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги: – Серегиной Е.В. (доверенность от 03.01.2021 № 13-12/00777),

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное унитарное предприятие «Калужское» Федеральной службы исполнения наказания (далее – истец, предприятие) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ИФНС России по Ленинскому округу г. Калуги (далее – ответчик, инспекция) о признании недействительным решения ИФНС России по Ленинскому округу г. Калуги о внесении в ЕГРЮЛ регистрационной записи ГРН 2184027088364 от 16.03.2018 о регистрации Устава Предприятия 2018 года: об обязании ИФНС России по Ленинскому округу г. Калуги исправить регистрационную запись ГРН 2184027088364 от 16.03.2018 путем внесения в ЕГРЮЛ новой записи, касающейся регистрации Изменений в Устав, внесенных приказом ФСИН России от 15.02.2018 № 138.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 22.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что при вынесении записи о государственной регистрации в ЕГРЮЛ допущена ошибка регистрирующим органом. Также отмечает, что представленный в регистрирующий орган устав, по ошибке сотрудника учреждения содержал в качестве приложения неполный список видов деятельности, зарегистрированных ранее. Т.е. в результате спорной регистрации произошла регистрация устава с новыми видами деятельности согласно приказа от 15.02.2018 № 138, но при этом были утрачены виды деятельности, зарегистрированные ранее.

От инспекции в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит решение законным и обоснованным ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что 07.03.2018 истец направил по каналам связи ответчику заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в устав предприятия (расписка от 07.03.2018 вх. № 2183А).

Ответчиком было вынесено решение от 16.03.2018 №2183А о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанные с внесением изменений в сведения о юридическом лице содержащиеся в ЕГРЮЛ (далее – решение).

Основанием для внесения указанных изменений явился приказ ФСИН России от 15.02.2018 № 138, в соответствии с пунктом 1 которого, изменения вносятся в устав предприятия, утвержденный приказом ФСИН России от 15.06.2012 № 327, согласно приложению, в котором указаны дополнительные виды деятельности предприятия.

Заявитель считает, что при внесении регистрационной записи в ЕГРЮЛ, ответчиком была допущена ошибка, а именно: вместо регистрации изменений в устав на основании приказа ФСИН России от 15.02.2018 № 138, произошла регистрация устава предприятия 2018 года, который не является приложением к данному приказу (ГРН 2184027088364 от 16.03.2018).

В связи с изложенным истец обжаловал указанное решение инспекции в управление ИФНС России по Калужской области.

Решением управления ИФНС России по Калужской области от 16.09.2020 № 63-10/1040@ жалоба ФСИН оставлена без удовлетворения.

Полагая, что данное решение инспекции не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)» ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) и абзаца 2 пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется налоговыми органами.

Налоговые органы при осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, которое в соответствие со статьей 1 состоит из ГК РФ, Закона № 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ), регулируются главой VI Закона № 129-ФЗ.

Законом № 129-ФЗ установлен заявительный порядок при государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом (ст. 23 Закона № 129-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах, а также документ об уплате государственной пошлины.

Как усматривается из материалов дела, в инспекцию в целях государственной регистрации согласно расписке в получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица, были представлены следующие документы:

– заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001;

– устав в новой редакции, утвержденный приказом ФСИН от 15.02.2018 № 138;

– приказ от 15.02.2018 № 138;

– приложение к приказу;

– платежное получение от 20.02.2018 № 2701.

По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией принято оспариваемое решение от 16.03.2018 № 2183А о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, на основании заявления.

В силу п. 4, 4.1 ст. 9 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Законом № 129-ФЗ.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 129-ФЗ.

Основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ, отсутствовали.

Довод апеллянта о том, что при вынесении записи о государственной регистрации в ЕГРЮЛ допущена ошибка регистрирующим органом, отклоняется судом апелляционной инстанции как не соответствующий фактическим материалам дела.

Как указано выше, согласно расписке, на государственную регистрацию в том числе, был представлен устав в новой редакции, на котором имеется отметка в левом верхнем углу о его утверждении Приказом № 138 от 15.02.2018, который так же был представлен в регистрирующий орган.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калужской области от 22.04.2021 по делу № А23-5892/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Е.В. Мордасов

Д.В. Большаков

В.Н. Стаханова