ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А23-7082/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 06.12.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Рыжовой Е.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Франко-Сервис» (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 20.11.2017 № 99), от ответчиков – Приволжской оперативной таможни (г. Нижний Новгород, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 10.03.2017 № 08-26/01358), Татарстанской таможни (Республика Татарстан, г. Казань, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 09.03.2017 № 03-27/3030), ФИО3 (доверенность от 11.01.2017 № 03-27/313), ФИО4 (доверенность от 13.01.2017 № 03-27/438), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Франко-сервис» на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.09.2017 по делу № А23-7082/2016 (судья Носова М.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Франко-Сервис» (далее по тексту – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Татарстанской таможни о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении от 03.03.2016 № 10404000-43/2016 и решения Приволжской оперативной таможни (далее по тексту – ответчики, таможня) от 03.10.2016 № 10415000/51Ю/82А.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.09.2017 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Судебный акт мотивирован тем, что таможенным органом доказано наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
В апелляционной жалобе ООО «Франко-Сервис» просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзывах на апелляционную жалобу Татарстанская таможня и Приволжская оперативная таможня, опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 09.10.2015 ООО «Франко-Сервис» в зоне действия Набережночелнинского таможенного поста Татарстанской таможни для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потреблении представило электронную декларацию на товары № 10404080/091015/0008796.
В соответствии с графой 31 в ДТ заявлены сведения о 33 товарах, в том числе о товаре № 7: «трубы и профили полые прочие, сварные, круглые, поперечного сечения, из железа или нелегированной стали, наружным диаметром не более 168,3 мм для промышленной сборки автомобилей марки «Форд» модель – «Kuga». Трубопровод системы охлаждения коробки передач состоит из 4-х трубок номинальным наружным диаметром 15 мм, круглого попереченого сечения, из нелегированной стали (марка стали по ASTM SAE 1008-1010 с содержанием железа 99,5, углерода 0,06 %, никеля 0, 019 %) с алюминиевым покрытием, сварных, непрецизионных, с обжатыми резиновыми шлангами со стальным клапаном в сборе, предназначен для циркуляции охлаждающей жидкости. Производитель: «Ford Motor» Company Limited, товарный знак: Fomoco, артикул DT1P-7H420-AB, количество: 64 штуки.
Товар классифицирован ООО «Франко-Сервис» в товарной подсупбозиции 7306307701 ТН ВЭД ЕАЭС, согласно которой ставка таможенной пошлины 5 %.
Таможенным органом 11.10.2015 по спорному товару проведен таможенный досмотр, о чем составлен акт таможенного досмотра № 10216120/111015/002767.
В ходе таможенного досмотра установлено, что товар представляет собой однотипные сборные изделия, состоящие из металлического прямоугольного корпуса серого цвета с кронштейном для крепления, в корпусе имеется одно круглое отверстие с вставленным в него пластиковым клапаном черного цвета и 4 резьбовых отверстия, в которые вкручены по две металлические изогнутые трубки серого цвета с пластиковыми заглушками на концах и по две металлические трубки с вставками из шлангов из эластичного материала черного цвета, на концах трубок также имеются пластиковые заглушки. На грузовых местах, в которые упакован товар, имеются бумажные наклейки с указанием артикульного номера изделия «DT1P-7H420-AB».
Товар по ДТ № 10404080/091015/0008796 выпущен условно до получения результатов экспертизы 16.10.2015.
Согласно заключению таможенных экспертов от 16.12.2015 № 033807 товар с артикулом DT1P-7H420-AB представляет собой терморегулируемый клапан, изготовленный из алюминиевого сплава с присоединенными трубками из нелегированной стали, предназначенный для регулировки температуры в системе охлаждения коробки переключения передач автомобиля марки «Форд». Между корпусом и заглушкой размещен термочувствительный элемент, состоящий из смеси гранулированного воска и медных опилок (церезина). При достижении определенной температуры термоэлемент расплавляется и увеличивается в объеме. Увеличение объема термоэлемента сопровождается перемещением корпуса терморегулируемого клапана по штоку. Терморегулируемый клапан определяет основное функциональное назначение изделия (регулирование температуры масла циркулирующего по магистрали охлаждения коробки переключения передач).
На основании заключения ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург от 16.12.2015 № 033807 Набережночелнинским таможенным постом Татарстанской таможни 13.01.2016 принято решение о классификации товара № РКТ-10404080-16/000001 в товарной подсубпозиции 8481 80 510 0 ТН ВЭД ЕАЭС со ставкой таможенной пошлины 10 %, с указанием описания товара: «Терморегулируемый клапан артикул DT1P-7H420-AB, из алюминиевого сплава, оборудованный трубками из нелегированной стали для присоединения, предназначен для регулировки температуры жидкости в системе жидкостного охлаждения коробки переключения передач автомобиля марки «Форд» модель «KUGA». Устройство и принцип действия: между корпусом и заглушкой клапана размещен термочувствительный элемент, состоящий из смеси гранулированного воска и медных опилок (церезина). При достижении определенной температуры термоэлемент расплавляется и увеличивается в объеме. Увеличение объема термоэлемента сопровождается перемещением корпуса терморугулиремого клапана по штоку. Терморегулируемый клапан полностью открыт при температуре до +75С...+80С, масло по нему возвращается обратно назад в АКПП не доходя до радиатора. Когда температура масла начинает приближаться к +80С, клапан начинает закрываться и масло все больше перенаправляется к радиатору. Подходя к температуре +100С, клапан почти полностью перекрывается и большая часть масла идет через радиатор охлаждения. Терморегулируемый клапан определяет основное функциональное назначение изделия: регулирование температуры масла циркулирующего по магистрали охлаждения АКПП. Количество – 64 шт.».
В результате заявления недостоверных (неполных) сведений при описании товара, заявления неправильного классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС привело к занижению подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в размере 7 727 рублей 14 копеек.
Усмотрев в действиях ООО «Франко-Сервис» признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – Кодекс), должностное лицо Татарстанской таможни 19.01.2016 составило протокол об административном правонарушении № 10404000-43/2016.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Татарстанская таможня вынесла постановление от 03.03.2016 № 10404000-43/2016 о назначении ООО «Франко-Сервис»административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса, в виде штрафа в размере 7 727 рублей 14 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа, ООО «Франко-Сервис» обратилось в Приволжскую оперативную таможню с жалобой.
Решением от 03.10.2016 указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба общества – без удовлетворения.
Не согласившись с указанным постановлением и решением по жалобе, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным ввиду следующего.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в заявлении декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» разъяснено, что в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса для целей применения главы 16 настоящего Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Абзацем 3 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Согласно положениям главы 27 ТК ТС таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179); при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (пункт 1 статьи 181); в декларации на товары указываются, в том числе в кодированном виде классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (подпункт 5 пункта 2 статьи 181).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 9 постановления Пленума от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» разъяснил, что частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров недостоверных сведений о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что под ее действие подпадают и случаи, когда освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера явилось следствием неполного указания декларантом в таможенной декларации сведений о товаре.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту – ТК ТС).
В статье 188 ТК ТС предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант, в частности, обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.
При этом в силу статьи 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 названного Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
При совершении таможенных операций в соответствии со статьей 15 ТК ТС таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Согласно пункту 1 статьи 16 ТК ТС обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.
За несоблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (статья 17 ТК ТС).
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункты 2 и 3 статьи 52 ТК ТС).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 7306 включаются трубы, трубки и профили полые прочие (например, с открытым швом или сварные, клепаные или соединенные аналогичным способом), из черных металлов: трубы для нефте- или газопроводов: трубы обсадные и насосно-компрессорные, используемые при бурении нефтяных или газовых скважин: 7306 30 – прочие сварные, круглого поперечного сечения, из железа или нелегированной стали: прецизионные трубы с толщиной стенки: прочие: трубы с нарезанной резьбой или на которые может быть нарезана резьба (газовые трубы): прочие, наружным диаметром: не более 168,3 мм: 7306 30 720 оцинкованные: 7306 30 770 прочие: 7306 30 770 1 для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 – 8705, их узлов и агрегатов 5) прочие.
При выборе указанного кода 7306 30 770 1 ТН ВЭД ЕАЭС ООО «Франко Сервис» определило, что главное свойство товару № 7 по ДТ № 10404080/091015/0008796 придают трубки, а не клапан.
В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 8481 включаются краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей, включая редукционные и терморегулируемые клапаны: 8481 10 – клапаны редукционные для регулировки давления: 8481 20 – клапаны для маслогидравлических или пневматических трансмиссий: 8481 30 – клапаны обратные (невозвратные): 8481 40 – клапаны предохранительные или разгрузочные: 8481 50 – арматура прочая: краны, клапаны и арматура для раковин, умывальников, биде, резервуаров для воды, ванн и аналогичного оборудования: арматура для радиаторов центрального отопления: 8481 80 40 00 – арматура для пневматических шин и камер – прочая: арматура регулирующая: 8481 80 510 0 – регуляторы температуры, прочая.
При выборе указанного кода 8481 80 510 0 ТН ВЭД ЕАЭС таможенный орган учитывал функциональное назначение товара № 7 по ДТ № 10404080/091015/0008796, которое определяет клапан, как регулятор температуры масла циркулирующего по магистрали охлаждения коробки перемены передач.
Факт неуказания обществом в ДТ всех значимых сведений о товаре, что сопряжено с заявлением недостоверного кода ТН ВЭД ЕАЭС, повлекшим занижение размера таможенных пошлин, налогов подтвержден материалами дела.
Согласно заключению эксперта АНО «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований» от 02.06.2017 № 252/17 изделие с артикулом DT1P-7H420-AB представляет собой поликомпонентный товар, состоящий из: системы трубопроводов; основного корпуса; встроенного в корпус одноклапанного термостата; элементов крепления. Входящий в состав клапана одноклапанный термостат определяет основную функцию клапана (товара): регулирование подачи жидкости, проходящей через трубопроводы, конструктивно соединенные с корпусом клапана.
При этом эксперт сделал вывод о том, что с помощью исследуемого клапана может осуществляться регулирование подачи жидкости, проходящей через трубопроводы, конструктивно соединенные с основным корпусом клапана.
Регулирование происходит в зависимости от изменения температуры жидкости, протекающей по трубопроводам клапана: при повышении температуры жидкости происходит расширение термочувствительного элемента и отверстие, через которое жидкость подается, частично или полностью перекрывается; при понижении температуры жидкости происходит сжатие термочувствительного элемента и отверстие, через которое жидкость подается, частично или полностью открывается. В состав функционального узла в том числе входит плавкий термочувствительный элемент.
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
В силу Правила 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Согласно заключению эксперта от 02.06.2017 № 252/17 спорный товар содержит основной функциональный узел, идентифицированный как одноклапанный термостат; с помощью исследуемого клапана может осуществляться регулирование подачи жидкости, проходящей через трубопроводы, конструктивно соединенные с корпусом клапана.
На вопрос, является ли данный товар поликомпонентным, и если поликомпонентным, то какой именно компонент определяет основную функцию товара, экспертами по результатам проведенных исследований даны следующие выводы: клапан артикул DT1P-7H420-AB представляет собой поликомпонентный товар, состоящий из: системы трубопроводов; корпуса; встроенного в корпус одноклапанного термостата; элементов крепления.
Входящий в состав клапана одноклапанный термостат определяет основную функцию клапана (товара): регулирование подачи жидкости, проходящей через трубопроводы, конструктивно соединенные с корпусом клапана.
Для проведения судебной экспертизы, в распоряжение эксперта представлены: товар с артикулом DT1P-7H420-AB, декларация на товар № 10404080/091015/0008796 (первоначальная), декларация на товар № 10404080/091015/0008796 (скорректированная), акт отбора проб и образцов от 16.10.2015, информационное письмо ООО «Форд Соллерс Елабуга» от 08.12.2016 № 286/06.
Перед началом проведения судебной экспертизы судебные эксперты дали подписку, согласно которой предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как следует из заключения эксперта, товар с артикулом DT1P-7H420-AB исследовался экспертами фактически с использованием следующих методов: метод натурного осмотра; органолептический метод; метод сравнения фактической конструкции устройства с информацией, содержащейся в специальной литературе.
Более того, с целью установления особенностей исследуемого терморегулируемого клапана основной корпус его разрезан по линии симметрии и исследован.
Путем идентификации элементов конструкции терморегулируемого клапана, обнаруженных при вскрытии основного корпуса исследуемого терморегулируемого клапана с элементами типовой конструкции одноклапанного термостата, установлены их аналогия и функциональное соответствие.
То есть описание устройства и принципа действия терморегулируемого клапана, изложенное обществом в ДТ № 10404080/091015/0008796 (скорректированная) в графе 31 товара № 7, и в решении о классификации товара № 7 получили свое подтверждение.
Принцип работы терморегулируемого клапана определяется не тем, к чему он непосредственно присоединяется (двигатель автотранспортного средства либо автоматическая коробка переключения передач), а устройством конструкции самого терморегулируемого клапана с его функцией.
Согласно заключению эксперта (ответ № 2) товар представляет собой поликомпонентый товар, состоящий из: системы трубопроводов; основного корпуса; встроенного в основной корпус одноклапанного термостата; элементов крепления.
Таким образом, вопреки доводам жалобы экспертами товар исследовался полностью, а не только его часть.
Довод общества о том что, клапан встроен в термостат и является его составной частью, подлежит отклонению, поскольку противоречит выводам судебной экспертизы, проведенной АНО «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований» от 02.06.2017 № 252/17.
На странице 12 заключения экспертов АНО «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований» от 02.06.2017 № 252/17 указано, что именно термостат встроен в основной корпус клапана, а не наоборот. Это и подтверждается иллюстрацией № 22.
Отклоняя довод общества о том, что товар № 7 подлежит классификации по товарной позиции 9032, исходя из функциональной особенности товара, в который входит одноклапанный термостат, суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.
Согласно примечанию 7 к группе 90 ТН ВЭД ТС в товарную позицию 9032 включаются только: а) приборы и устройства для автоматического регулирования расхода, уровня, давления или других переменных параметров жидкостей или газов или для автоматического регулирования температуры, независимо от того, основано или нет их действие на электрическом явлении, изменяющемся в соответствии с параметром, подлежащим регулированию, которые сконструированы для того, чтобы приводить этот параметр к требуемой величине и удерживать его, стабилизируя от возмущений, постоянно или периодически измеряя действительную величину; б) автоматические регуляторы электрических величин и приборы или устройства для автоматического регулирования неэлектрических величин, действие которых основано на электрическом явлении, изменяющемся в зависимости от параметра, подлежащего регулированию, которые сконструированы для того, чтобы приводить этот параметр к требуемой величине и удерживать его, стабилизируя от возмущений, постоянно или периодически измеряя действительную величину.
К товарной позиции 9032 отнесены приборы и устройства для автоматического регулирования или управления, термостаты, маностаты, приборы и устройства прочие.
Приборы и аппаратура для автоматического управления расходом, уровнем, давлением и другими переменными характеристиками жидкостей или газов или для автоматического управления температурой подключаются к исполнительному устройству (насосу, компрессору, клапану, горелке печи и т.д.), которое восстанавливает предписанное значение переменной (например, уровня жидкости, измеряемой в баке, или температуры, измеряемой в помещении) или в случае предохранительной системы, например, останавливает работу машины или аппарата, по отношению к которым осуществляется регулирование.
Это устройство, обычно дистанционно управляемое механическим, гидравлическим, пневматическим или электрическим органом управления, должно включаться в соответствующую товарную позицию (насос или компрессор: товарная позиция 8413 или 8414; клапан: товарная позиция 8481 и т.д.).
Если аппаратура автоматического управления комбинируется с исполнительным устройством, классификация целого должна определяться по Правилу 1 или по Правилу 3 (б) Основных правил интерпретации номенклатуры.
К товарной группе 8481 относятся краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей, включая редукционные и терморегулируемые клапаны.
В данную товарную позицию включаются краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура, применяемая для установки снаружи или изнутри на трубопроводах, цистернах, баках и т.п. с целью регулирования потока (при наполнении, опорожнении и т.д.) различных текучих сред (жидких, вязкотекучих или газообразных) или в определенных случаях твердых частиц (например, песка).
В данную товарную позицию включаются такие устройства, которые предназначены для регулирования давления или скорости потока жидкости или газа.
Ссылка общества на заключение эксперта от 20.05.2016 № 28т/2016 признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку в нем отсутствует отметка, удостоверенная подписью таможенного эксперта (эксперта), о том, что он предупрежден об административной или уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы, необходимость которой предусмотрена статьей 14 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что таможенным органом правомерно выбран классификационный код 8481 80 510 0 ТН ВЭД ЕАЭС исходя из функционального назначения товара № 7 по ДТ № 10404080/091015/0008796, которое определяет клапан, как регулятор температуры масла циркулирующего по магистрали охлаждения коробки перемены передач.
Данное нарушение образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Как верно констатировал суд первой инстанции, ООО «Франко Сервис», зная, что спорный товар представляет собой устройство в виде запасной автомобильной части, имело реальную возможность воспользоваться положениями статьи 187 Таможенного кодекса Таможенного союза и до подачи ДТ в таможенный орган произвести экспертизу товара.
С учетом сложности конструкции ввозимого товара общество могло воспользоваться правом, предусмотренным статьей 54 Таможенного кодекса Таможенного союза и подать заявление в таможенный орган для принятия предварительного решения по классификации товара.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса.
Порядок привлечения ООО «Франко-Сервис» к административной ответственности административным органом соблюден.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Штраф, назначенный обществу за совершенное административное правонарушение, исчислен верно, его размер соответствует санкции части 2 статьи 16.2 Кодекса.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Однако доказательств, свидетельствующих об исключительности обстоятельств совершения обществом вменяемого административного правонарушения, позволяющих применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», материалы дела не содержат.
Каких-либо убедительных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 28.09.2017 по делу № А23-7082/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Франко-Сервис» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Судьи
Н.В. Еремичева
Е.В. Мордасов
Е.В. Рыжова