ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А23-8037/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2022
Постановление изготовлено в полном объеме 04.10.2022
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителя заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Москва» (г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 23.11.2021 № 890), в отсутствие заинтересованных лиц – министерства природных ресурсов и экологии Калужской области (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрации (исполнительно-распорядительный орган) Городского округа «Город Обнинск» (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН <***>, ИНН <***>), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 26.05.2022 по делу № А23-8037/2021 (судья Масенкова О.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Москва» (далее – заявитель, общество, ООО «Газпром трансгаз Москва») обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации (исполнительно-распорядительный орган) городского округа «Город Обнинск» (далее – заинтересованное лицо, администрация), выраженных в письмах от 03.08.2021 № 01-22/4090-21, от 27.09.2021 № 01-21/5413-21э, и министерства природных ресурсов и экологии Калужской области (далее – заинтересованное лицо, министерство), выраженных в письмах от 16.07.2021 № 4795-21, от 20.07.2021 № 4411/1-21, по воспрепятствованию сплошной вырубки (удалению) лесных и кустарниковых насаждений в охранной зоне ГРС «Обнинск-1» в соответствии с предписанием Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.12.2020 № 7.1-3053вн-П/0018-2020 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации(далее – АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 26.05.2022 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконными действий министерства, выраженных в письмах от 16.07.2021 № 4795-21, от 20.07.2021 № 4411/1-21, по несогласованию сплошной вырубки (удалению) лесных и кустарниковых насаждений в охранной зоне ГРС «Обнинск-1» в соответствии с предписанием Ростехнадзора от 04.12.2020 № 7.1-3053вн-П/0018-2020; обязания министерства в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов общества путем согласования сплошной вырубки (удаления) лесных и кустарниковых насаждений в охранной зоне ГРС «Обнинск-1» в соответствии с предписанием Ростехнадзора от 04.12.2020 № 7.1-3053вн-П/0018-2020; признания незаконными действий администрации, выраженных в письме от 27.09.2021 № 01-21/5413-21э, в невыдаче разрешения на движение автомобильного транспорта ООО «Газпром трансгаз Москва» к объекту № А01-13306-0059 ГРС «Обнинск-1»; обязания администрации в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на движение автомобильного транспорта ООО «Газпром трансгаз Москва» к объекту № А01-13306-0059 ГРС «Обнинск-1». В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Судебный акт в части удовлетворения заявленных требований мотивирован неправомерностью оспариваемых ненормативных правовых актов и действий заинтересованных лиц.
Не согласившись с принятым судебным актомв части удовлетворения заявленных требований в отношении министерства, заинтересованное лицо обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в отношении министерства в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение норм материального права. Как указывает министерство, согласно выписке из ЕГРН на спорный лесной участок, ограничения использования объектов недвижимости в пределах зоны с особыми условиями использования территорий установлены постановлением правительства Калужской области от 30.06.2016 № 365 «Об особо охраняемой природной территории регионального значения – памятнике природы «Дача «Бугры», в связи с чем податель апелляционной жалобы законно и обоснованно согласовал разрешение на рубку лишь в части.
Общество в отзыве просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание заинтересованные лица и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
На основании пункта 5 статьи 268 АПК РФ, учитывая, что заявитель апелляционной жалобы обжалует решение суда лишь в части отказа в удовлетворении заявленных требований в отношении министерства в полном объеме, суд апелляционной инстанции в отсутствие возражений других лиц, участвующих в деле, проверяет его законность и обоснованность только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя заявителя, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что судебный акт в оспариваемой министерством части подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Газпром трансгаз Москва» является в соответствии с Уставом газотранспортной организацией, эксплуатирующей газораспределительную станцию «Обнинск-1» (далее – ГРС), которая расположена в административных границах г. Обнинска Калужской области.
ГРС введена в эксплуатацию в 1966 году, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 03.09.1966.
ГРС принадлежит на праве собственности ПАО «Газпром» на основании свидетельства о государственной регистрации права от 31.08.1999 и эксплуатируется обществом на основании договора аренды имущества от 30.11.2020 № 01/1600-Д-17/21.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ГРС Обнинск-1 является опасным производственным объектом и внесена Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в Государственный реестр опасных производственных объектов.
Сведения о границах охранной зоны ГРС «Обнинск-1» внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Промышленная эксплуатация опасного производственного объекта производится на основании лицензии, выданной Ростехнадзором.
На основании распоряжения от 30.10.2020 № РП-210-3053-О комиссией Ростехнадзора с 09.11.2020 по 04.12.2020 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, в ходе которой были выявлены нарушения, которые зафиксированы в акте проверки от 04.12.2020 № 7.1-3053вн-А/0045-2020.
С целью их устранения обществу выдано предписание от 04.12.2020 № 7.1-3053вн-П/0018-2020, где последнему, в том числе, предписывалось в срок до 04.03.2021 выполнить работы по удалению лесных и кустарниковых насаждений в охранной зоне ГРС «Обнинск-1» для обеспечения содержания охранной зоны в пожаробезопасном состоянии.
В дальнейшем срок выполнения предписания неоднократно продлевался.
Поскольку в соответствии с выданным Ростехнадзором предписанием от 04.12.2020 № 7.1-3053вн-П/0018-2020 филиалу общества – «Белоусовское ЛПУМГ» надлежит выполнить работы по полному удалению лесных и кустарниковых насаждений в пределах охранной зоны ГРС «Обнинск-1» на территории памятника природы «Дача Бугры», в целях его исполнения, для обеспечения доступа общества на территорию памятника природы «Дача Бугры» для выполнения сплошной вырубки лесных и кустарниковых растений в охранной зоне ГРС, определения порядка выполнения вырубки, складирования и вывоза древесины и порубочных остатков на территории памятника природы «Дача Бугры» заявитель письмом от 18.06.2021 № 01/9755 обратился в адрес Губернатора Калужской области – руководителя Правительства Калужской области (для подготовки ответа данное обращение было переадресовано Губернатором Калужской области Министерству), а также письмом от 24.06.2021 № 43-01/962 обратилось к уполномоченному органу – Администрации и Министерству с информацией о проведении сплошной вырубки лесных и кустарниковых насаждений в количестве 1 072 штук в охранной зоне (100 м от ограждения) ГРС.
Согласно ответу администрации от 03.08.2021 № 01-22/4090-21 сплошная вырубка лесных и кустарниковых насаждений в охранной зоне (100 м от ограждения) ГРС «Обнинск-1» не была согласована, в качестве обоснования своего отказа администрация указала на позицию министерства по данному вопросу и на необходимость изначального согласования данного вопроса с последним.
Письмами Министерства от 16.07.2021 № 4795-21 и от 20.07.2021 № 4411/1-21 в согласовании обществу сплошной вырубки на территории памятника природы «Дача Бугры» было отказано, министерство указало на возможность вырубки только аварийных деревьев в количестве 243 штук и рекомендовало для решения вопроса о сплошной вырубке обратиться в суд.
Количество аварийных деревьев было определено министерством на основании лесопатологического заключения ФБУ «Рослесзащита - ЦЗЛ Калужской области», заказанному и оплаченному обществом по указанию министерства природных ресурсов и экологии Калужской области.
Ранее, письмом от 16.06.2021 № 4294-21 министерство уведомило общество, что проведение вырубки деревьев, за исключением аварийных в количестве 243 штук, будет квалифицироваться в качестве преступления с привлечением виновных лиц общества к уголовной ответственности.
Кроме того, общество обращалось в адрес администрации с письмом от 22.09.2021 № 42-01/1530 о допуске автомобильного транспорта ООО «Газпром трансгаз Москва» к объекту № А01-13306-0059 ГРС «Обнинск-1» по дороге с грунтовым покрытием протяженностью 150 метров для планового обслуживания, оперативного реагирования в случае аварийных/внештатных ситуаций и выполнении работ по ремонту объекта с целью поддержания противопожарного состояния охранной зоны и повышения надежности подачи газа потребителям города Обнинска.
Письмом от 27.09.2021 № 01-21/5413-21э администрацией не было дано разрешение на движение автомобильного транспорта ООО «Газпром трансгаз Москва» к объекту № А01-13306-0059 ГРС «Обнинск-1», сославшись на то, что разрешение на движение автомобильного транспорта в охранной зоне ГРС «Обнинск-1» на территории памятника природы «Дача Бугры» должно быть согласовано с министерством природных ресурсов и экологии Калужской области.
Поскольку вышеуказанные действия администрации и министерства создали для общества препятствия в выполнении требований законного предписания Ростехнадзора о сплошной вырубке по удалению лесных и кустарниковых насаждений из охранной зоны ГРС, ООО «Газпром трансгаз Москва» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в части, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на административный орган.
Согласно требованиям Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на владельца объекта газоснабжения возложена обязанность осуществления непрерывного безопасного функционирования Единой системы газоснабжения Российской Федерации. Обеспечение противопожарной и промышленной безопасности (состояния защищенности жизненно важных интересов граждан от последствий аварий на опасных производственных объектах) являются необходимым условием эксплуатации системы газоснабжения.
В соответствии с пунктом 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083, и пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.04.1992 № 9, заместителем Министра топлива и энергетики 29.04.1992, вокруг газораспределительных станций устанавливаются охранные зоны объектов магистральных газопроводов в виде территории, ограниченной условной замкнутой линией, отстоящей от внешней границы указанных объектов на 100 метров с каждой стороны.
Согласно пункту 21 Правил охраны магистральных газопроводов в целях содержания охранной зоны в пожаробезопасном состоянии эксплуатирующая организация обязана проводить рубку лесных насаждений и очистку охранной зоны от порубочных остатков.
В соответствии с пунктом 10 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 № 434, для проведения сплошных или выборочных рубок в охранных зонах линейных объектов эксплуатирующая организация обязана направить в уполномоченный орган государственной власти, местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), информацию с указанием наименования юридического лица, объема и состава вырубаемой древесины, срока завершения вырубки.
Статьи 81 – 84 Лесного кодекса Российской Федерации определяют полномочия различных органов власти в области лесных отношений. В соответствии со статьей 84 ЛК РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по решению вопросов пожарной безопасности в лесах на подведомственных территориях.
Согласно акту приема-передачи земель лесного фонда по ФГУ «Малоярославецкий лесхоз» от 10.09.2006 земли лесного фонда, на которых расположен памятник природы «Дача Бугры», приняты в ведение Администрации городского округа «Город Обнинск».
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В статье 6 ЛК РФ указано, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Частью 1 статьи 16 ЛК РФ определено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
В порядке части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Действующие правила, принятые во исполнение части 3 статьи 16 ЛК РФ, распространяются на земли лесного фонда и не регулируют такие правоотношения для земельных участков иных категорий.
Обнинским Городским Собранием городского округа «Город Обининск» 27.10.2009 принято решение № 08-78 «Об утверждении Положения об Администрации (исполнительно-распорядительном органе) городского округа «Город Обнинск».
На основании указанного Положения администрация города имеет следующие полномочия в области жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, жилищных отношений и охраны окружающей среды:
– организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
– организует мероприятия по охране окружающей среды в границах города;
– осуществляет муниципальный лесной контроль;
– осуществляет муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
В соответствии со статьей 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе:
– владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
– осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов;
– осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;
– организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
На основании пункта 2 статьи 84 ЛК РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Администрации города Обнинска от 28.06.2012 № 1278-п «Об утверждении административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг» утвержден Административный регламент оказания муниципальной услуги по выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Обнинск», который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по оказанию муниципальной услуги по выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений на территории муниципального образования «Города Обнинск».
Постановлением Правительства Калужской области от 30.06.2016 № 365 (ред. от 18.11.2020) «Об особо охраняемой природной территории регионального значения – памятнике природы «Дача Бугры» установлено, что на особо охраняемой природной территории регионального значения – памятнике природы «Дача Бугры» допускается по согласованию с министерством природных ресурсов и экологии Калужской области: проведение противопожарных, санитарно-оздоровительных и иных профилактических мероприятий, необходимых для обеспечения противопожарной безопасности и поддержания санитарных свойств территории памятника природы.
Исходя из установленных фактических обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что администрация городского округа «Город Обнинск» вправе принимать решение о разрешении вырубки зеленых насаждений на спорном земельном участке, вместе с тем, постановлением Правительства Калужской области от 30.06.2016 № 365 указано на необходимость согласования вырубки с министерством природных ресурсов и экологии Калужской области, при этом разрешение выдает уполномоченный орган.
Согласно имеющейся в материалах дела документации лесной участок, входящий в границы памятника природы регионального значения «Дача «Бугры», ранее относился к землям лесного фонда (кварталы 119-120 Малоярославецкого лесничества), однако в 2006 году в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и на основании приказа Агентства лесного хозяйства по Калужской области от 04.10.2006 № 143 был передан Администрации города Обнинска, что подтверждается актом приема-передачи земель лесного фонда по ФГУ «Малоярославецкий лесхоз», подписанным главой Администрации города Обнинска ФИО2
Таким образом, в настоящее время лесной участок, расположенный в границах памятника природы регионального значения «Дача «Бугры», находится на землях населенных пунктов и подлежит использованию в соответствии с приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2020 № 564 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов».
В соответствии с пунктами 11, 12 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории.
Единые требования к пожарной безопасности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.
В соответствии с пунктами 34, 35 вышеуказанных Правил пожарной безопасности в лесах охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов, при эксплуатации трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Согласно пункту 6 статьи 17 ЛК РФ запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 112 ЛК РФ установлен запрет проведения рубок лесных насаждений на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков.
Согласно пункту 17 постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, запрещаются:
– в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников;
– в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников (если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий).
В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, устройство противопожарных минерализованных полос).
Между тем, территория ООПТ не относится к указанным категориям объектов, является «памятником природы», соответственно действие статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 17 постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 на данную территорию не распространяется. В остальных защитных лесах проведение сплошных вырубок разрешается.
В соответствии с частью 3 статьи 111 ЛК РФ проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 указанной статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В защитных лесах предусмотренные частью 5 статьи 21 ЛК РФ выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры не запрещена или не ограничена в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГРС как объект, не связанный с созданием лесной инфраструктуры, не запрещен к эксплуатации на данной территории.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 45 ЛК РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок по Правилам, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 № 434.
В соответствии с пунктом 11 данных Правил в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
В соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах в случае, если указанные объекты размещены в установленном законодательством Российской Федерации порядке в защитных лесах, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что ГРС введена в эксплуатацию в 1966 году, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 03.09.1966, то есть до вступления в силу 01.01.2007 ЛК РФ, в соответствии с вышеуказанной нормой законодателем предусмотрено право осуществления сплошной вырубки растений в охранных зонах трубопроводов на землях особо охраняемых природных территорий.
Требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов регулируются также главой 10 указанных Правил пожарной безопасности в лесах:
44. Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через трубопроводы не более чем через каждые 7 километров устраиваются переезды для пожарной техники, прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг строений, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
45. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
Таким образом, на территории охранной зоны, на землях особо охраняемых природных территорий (памятник природы) могут осуществляться выборочные и сплошные рубки лесных насаждений, так как они не относятся к категории защитных лесов, где запрещены такие противопожарные мероприятия, не запрещена эксплуатация магистрального газопровода, в состав которого входит ГРС с целью создания необходимых условий для эксплуатации линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью.
При этом лесопоталогическое заключение, на которое ссылается министерство, не может являться основанием для отказа в вырубке, так как в данном документе обосновывается рубка деревьев лишь с целью защиты леса от вредных организмов.
Согласно пункту 3.1 постановления Правительства Калужской области от 30.06.2016 № 365 «Об особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Дача Бугры» на территории памятника природы «Дача Бугры» по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области допускается проведение противопожарных мероприятий, необходимых для обеспечения противопожарной безопасности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с требованиями Закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083, Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614, Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 № 434, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 оспариваемые действия министерства, выраженные в письмах от 16.07.2021 № 4795-21 и от 20.07.2021 № 4411/1-21 по не согласованию проведения сплошной вырубки в охранной зоне ГРС, препятствуют обществу в обеспечении пожаробезопасного состояния охранных зон ГРС и соблюдения требований действующего законодательства при эксплуатации опасного производственного объекта.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ владелец опасного производственного объекта обязан приостановить его эксплуатацию при возникновении нарушений требований промышленной безопасности.
Следовательно, неисполнение требований предписания Ростехнадзора по устранению выявленного нарушения промышленной безопасности влечет для общества препятствие в осуществлении основного вида деятельности, возможность привлечения к административной ответственности по статье 11.20.1 КоАП РФ, а также риск отзыва лицензии и приостановление подачи природного газа на ГРС «Обнинск-1». Прекращение эксплуатации ГРС, в свою очередь, повлечет прекращение подачи газа потребителям города Обнинска и прилегающей территории, прекращению подачи газа, тепла и электричества населению, социальным и промышленным предприятиям и нарушит энергетическую безопасность данной территории.
Исходя из установленных фактических обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые действия министерства, выраженных в письмах от 16.07.2021 № 4795-21, от 20.07.2021 № 4411/1-21, по несогласованию сплошной вырубки (удалению) лесных и кустарниковых насаждений в охранной зоне ГРС «Обнинск-1» в соответствии с предписанием Ростехнадзора от 04.12.2020 № 7.1-3053вн-П/0018-2020, незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Поскольку в рассматриваемом случае установлены основания для согласования сплошной вырубки (удаления) лесных и кустарниковых насаждений в охранной зоне ГРС «Обнинск-1» в соответствии с предписанием Ростехнадзора от 04.12.2020 № 7.1-3053вн-П/0018-2020, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что способом восстановления нарушенного права заявителя является обязание министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем согласования сплошной вырубки (удаления) лесных и кустарниковых насаждений в охранной зоне ГРС «Обнинск-1» в соответствии с предписанием Ростехнадзора от 04.12.2020 № 7.1-3053вн-П/0018-2020
Оснований для переоценки данного вывода Арбитражного суда Калужской области у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены в обжалуемой части принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 26.05.2022 по делу № А23-8037/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Н.В. Заикина
М.М. Дайнеко
Л.А. Капустина