ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А23-8751/17 от 01.08.2018 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А23-8751/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2018

Постановление изготовлено в полном объеме 07.08.2018

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Староверовой Е.А., при участии в судебном заседании от автономной некоммерческой организации - волейбольного спортивного клуба «Ока» Лубочкина И.П. (приказ № 4 от 01.02.2015, паспорт), Ворсиной А.А. (доверенность от 23.07.2018, паспорт), от Министерства спорта Калужской области Кузнецовой Т.Н. (доверенность от 09.01.2018, паспорт), в отсутствие Министерства финансов Калужской области, извещенного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации - волейбольного спортивного клуба «Ока» на решение Арбитражного суда Калужской области от 31.05.2018 по делу № А23-8751/2017, принятое по исковому заявлению автономной некоммерческой организации - волейбольного спортивного клуба «Ока» (г. Калуга, ОГРН 1024001196614, ИНН 4027037196) к Министерству спорта Калужской области (г. Калуга, ОГРН1084027003488, ИНН4027088360), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства финансов Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404058, ИНН4027064190), о взыскании задолженности по субсидиям в размере 3 666 622 руб.,

УСТАНОВИЛ:

автономная некоммерческая организация - волейбольный спортивный клуб "Ока" (далее – организация, заявитель) мобратилась в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к Министерству спорта Калужской области о взыскании задолженности по субсидиям по фактическим расходам, которые не превышают норм положенности, за период с октября по декабрь 2014 в сумме 3075232 руб. (с учетом уточнения).

Определением от 19.02.2018 суд на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства финансов Калужской области.

Решением от 31.05.2018 заявленные требования были оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым судом решением, организация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Апеллянт полагает, что оспариваемое решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют материалам дела.

Организация обращает внимание, что существуют нормы положенности, утвержденные как на уровне Правительства Калужской области, так и на уровне Всероссийской Федерации Волейбола. Поскольку Министерство спорта Калужской области согласовало заявку спортивного клуба «Ока» (подписало заявочный лист) на участие в высшей лиге в 2015 году (спортивный год начинается с октября 2014 года), оно обязано соблюдать все предусмотренные нормы для содержания команды (и по питанию, и по фармакологии, и по форме, и по спортинвентарю и др.)

Ссылаясь на пункт 2 статьи 168, статью 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 считает договоры №180 от 18.12.2014 и №183 от 31.12.2014 в части п.2.1 ничтожными. Полагает, что Министерством спорта грубо нарушены требования законодательства.

Министерство спорта по доводам жалобы возражало, по основаниям, изложенным в отзыве, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции изложенные ранее.

Министерство финансов Калужской области о времени и месте судебного заседания извещенное надлежащим образом, явку представителей не обеспечило, в связи с чем и на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу абзаца 3 пункта 2 этой статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с названными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Законом Калужской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", постановлением Правительства Калужской области от 28.06.2010 №252 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2011 - 2015 годы" Правительство Калужской области постановлением от 11 марта 2011 года №117 утвердило Порядок предоставления субсидий на реализацию отдельных мероприятий, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2011 - 2015 годы".

Получателями субсидий в соответствии с указанным Порядком могут выступать физкультурно-спортивные организации, развивающие игровые виды спорта, созданные в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), в том числе некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), спортсмены и (или) спортивные команды которых представляют Калужскую область на всероссийских и (или) международных спортивных соревнованиях по игровым видам спорта (не ниже первой лиги), а по футболу - не ниже второго дивизиона (далее - физкультурно-спортивные организации), включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Калужской области на соответствующий год (далее - календарный план), утверждаемый в установленном порядке.

Целью предоставления субсидий является возмещение затрат физкультурно-спортивным организациям на проведение мероприятий:

- по подготовке спортсменов и (или) спортивных команд, представляющих Калужскую область, к участию во всероссийских и (или) международных спортивных соревнованиях по игровым видам спорта (не ниже первой лиги), а по футболу - не ниже второго дивизиона, включенных в календарный план;

- по обеспечению участия спортсменов и (или) спортивных команд, представляющих Калужскую область, во всероссийских и (или) международных спортивных соревнованиях по игровым видам спорта (не ниже первой лиги), а по футболу - не ниже второго дивизиона, включенных в календарный план;

- по организации проведения на территории Калужской области всероссийских и (или) международных спортивных соревнований по игровым видам спорта (не ниже первой лиги), а по футболу - не ниже второго дивизиона, включенных в календарный план, в которых участвуют спортсмены и (или) спортивные команды, представляющие Калужскую область.

Субсидии предоставляются физкультурно-спортивным организациям при соблюдении предусмотренных законом условий.

При этом пунктом 5.2 Порядка (в редакции 2014 года) было установлено, что субсидии предоставляются в пределах объёмов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных законодательством области.

Из материалов дела установлено, что заявитель представлял в Министерство пакет документов на получение субсидий за сентябрь - ноябрь 2014 года на сумму 4118873,50 руб.

Комиссией в рамках предоставленных полномочий 11.12.2014 рассмотрены представленные документы, о чем составлен соответствующий протокол. Издан приказ министерства спорта и молодежной политики Калужской области от 18.12.2014 №888 "О выделении субсидий АНО "ВСК"Ока", между истцом и ответчиком подписан договор от 18.12.2014 №180, по которому истцу фактически предоставлена субсидия в размере 2 414 395,50 руб.

Организацией 15.12.2014 и 24.12.2014 предоставлялись в министерство пакеты документов на получении субсидий за октябрь - декабрь 2014 года на сумму 7317991,65 руб.

Комиссия 29.12.2014 рассмотрела представленные документы, о чем составлен протокол. Издан приказ министерства спорта и молодежной политики Калужской области от 31.12.2014 №935 "О выделении субсидий АНО "ВСК"Ока", между истцом и ответчиком подписан договор от 31.12.2014 №183, по которому истцу фактически предоставлена субсидия в размере 5 686 826,65 руб.

Из отчетов за октябрь - декабрь 2014 года усматривается, какие наименования мероприятий, виды затрат были заявлены и какие приняты к зачету.

Выплата субсидий истцу произведена в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 18.12.2014 №2060, от 31.12.2014 №2191, от 31.03.2015 №437.

Таким образом, суд первой инстанции верно заключил, что обязанность министерства по выплате субсидий выполнена.

Принимая во внимание, что целью предоставления субсидий являлось возмещение затрат физкультурно-спортивным организациям на проведение мероприятий, при этом Порядок №117 предоставлял возможность подачи заявок в течение года 1 раз в квартал. Заявки от заявителя фактически принимались и были рассмотрены в заявленном периоде в декабре 2014 года дважды. Отказов от министерства в рассмотрении поступивших заявок не было, все поступившие от истца заявки были приняты к рассмотрению, хоть и за пределами требования подачи заявки 1 раз в квартал.

Судебная коллегия поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что обстоятельство, что не все затраты были приняты к зачету, не является основанием для удовлетворения требований организации.

Доказательств того, что при рассмотрении поданных заявок организацией предоставлялись возражения не представлено. Напротив, заявитель подписал соответствующие договоры, субсидии предоставлены.

Доказательств невозможности заявить те документы, которые представлены истцом в материалы дела при расчете заявленной суммы иска, заявителем в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Не подтверждено, что данные документы предоставлялись и в их приеме было отказано.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Договорные обязательства со стороны министерства исполнены в полном объем, как определено комиссией в пределах предоставленных полномочий.

Более того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на тот факт, что пунктом 5.3. Порядка прямо предусмотрена ситуация, когда заявок подано на сумму, превышающую объёмы финансирования. При этом из содержания акта не следует, что на Министерстве лежит обязанность полного возмещения расходов. В любом случае расходы ограничены лимитами денежных средств по соответствующим статьям бюджета субъекта.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.

Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда области, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено.

Обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калужской области от 31.05.2018 по делу № А23-8751/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Е.В. Мордасов

Н.В. Еремичева

В.Н. Стаханова