АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Л.В. Леоновой
судей Е.В. Бессоновой
ФИО1 | |
при участии в заседании: | |
от заявителя: |
общества с ограниченной не явились, о времени и месте
ответственностью "УК Суворовец" рассмотрения дела извещены ОГРН <***>, надлежащим образом;
ИНН <***>
от заинтересованного лица: Государственной жилищной инспекции не явились, о времени и месте
Калужской области рассмотрения дела извещены ОГРН <***>, надлежащим образом;
ИНН <***>
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Суворовец" на решение Арбитражного суда Калужской области от 02.02.2022 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу
№ А23-9428/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Суворовец" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Калужской области (далее - инспекция) о признании недействительными предписаний от 29.09.2021 № 853-пр и от 29.09.2021 № 854-пр.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 02.02.2022 оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с жалобой в суд кассационной инстанции, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить требования, ссылаясь на то, что у инспекции отсутствовали основания для выдачи предписания в адрес общества по установке (работе, замене) почтовых ящиков, и, что замена ремня привода лифта в подъезде № 5 дома по ул. Белкинская 46Б г. Обнинска, относится к капитальному ремонту и не входит в перечень услуг по содержанию и ремонту дома.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, на основании части 3 статьи 284 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что в инспекцию 09.09.2021 и 13.09.2021 поступили заявления Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Калужской области по вопросу ненадлежащего технического состояния общего имущества многоквартирного дома - отсутствия почтовых ящиков в многоквартирном доме № 81 по пр. Ленина и гражданина ФИО2 по вопросу ненадлежащего содержания придомовой территории многоквартирного дома и лифтового оборудования подъезда № 5 в многоквартирном доме № 46 Б по ул. Белкинской в г. Обнинске Калужской области.
На основании данных обращений и в соответствии с приказом от 20.09.2021 № 788Л инспекцией проведена внеплановая выездная проверка по обследованию эксплуатационно-технического состояния многоквартирного дома № 81 по пр. Ленина, эксплуатационно-технического состояния и санитарного состояния придомовой территории многоквартирного дома № 46 Б по ул. Белкинская в г. Обнинске Калужской области (пункт 11 приказа).
В ходе проверки, проведенной 23.09.2021, инспекцией (с привлечением представителя общества) установлено:
- в подъезде в холле 1 этажа дома № 81 по пр. Ленина в г. Обнинске секции почтовых ящиков в неудовлетворительном техническом состоянии (частично отсутствуют дверцы, запорные устройства), что является нарушением Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон № 176-ФЗ), приказа Минрегиона России от 01.06.2007 № 45;
- лифт в подъезде № 5 дому № 46 Б по ул. Белкинской в г. Обнинске в нерабочем состоянии, что является нарушением пунктов 5.10.1 и 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170) (далее - Правила и нормы № 170), пункта 22 раздела 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - перечень № 290), подпунктов а), б) и г) пункта 10; подпунктов а), в) и з) пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила содержания № 491);
- документы, подтверждающие ненадлежащую эксплуатацию лифта в подъезде № 5 по адресу: <...>: паспорт, копия сертификата, страховка, руководство по эксплуатации, ежегодный акт технической готовности и ежегодный акт технического освидетельствования лифтов не представлены, что является нарушением пункта 5.10.2. Правил и норм № 170, пункта 22 раздела 2 перечня № 290, подпунктов а), б) и г) пункта 10; подпунктов а), в) и з) пункта 11 Правил содержания № 491.
Данные нарушения зафиксированы в актах эксплуатационного состояния объекта от 23.09.2021 № 972-эс и № 973-эс и акте проверки от 29.09.2021 № 760Л.
По результатам проверки в адрес общества выданы предписания от 29.09.2021 № 853-пр со сроком устранения нарушений до 08.11.2021 и от 29.09.2021 № 854-пр со сроком устранения нарушений до 30.11.2021.
Не согласившись с данными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 и 2.3 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 2 раздела I Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), установлено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Из пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2006 № 491следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, что следует из пункта 42 Правил содержания № 491.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила и нормы № 170), Правила № 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту
собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией в соответствии с установленными требованиями и проводить линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба (пункт 5.10.1. Правил и норм № 170).
Пунктом 5.10.2. Правил и норм № 170 предусмотрено, что эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Таким образом, на управляющую компанию возложены обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе обеспечение содержания лифта в исправном состоянии и его безопасной эксплуатации.
Обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов) входит в перечень № 290.
Исходя из требований предписания № 854 пр, суды обоснованно сделали вывод, что инспекция предписывает обществу не осуществить конкретные работы (при недоказанности их капитального характера), а исполнить обязанность по принятию всех доступных мер к возврату управляемого общего имущества в рабочее состояние, поскольку, именно управляющая компания в силу существа договора управления, обязана принимать меры к возобновлению работы лифта.
Доказательств неисполнимости данной обязанности в силу объективно существующих, не зависящих от него обстоятельств, общество не представило.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 17.07.1999 № 176- ФЗ "О почтовой связи" абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Представители организаций федеральной почтовой связи участвуют в работе комиссий при принятии в эксплуатацию жилых домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают
сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.
По смыслу нормы, возлагающей содержание такой части общего имущества, как абонентские почтовые шкафы, на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, при наличии жилищно-эксплуатационной организации (управляющей компании) именно она, в силу принципов деятельности управляющих организаций, обеспечивает обслуживание, ремонт и замену этого имущества, и лишь в отсутствие жилищно-эксплуатационной организации эта обязанность возлагается на собственников жилых домов.
В связи с этим, суды пришли к правомерному выводу о том, что именно управляющая компания - ООО "УК Суворовец" как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности, должна надлежаще содержать общее имущество многоквартирного дома с целью обеспечения безопасности и комфортных условий проживания для жителей дома исполнять требования действующего законодательства в жилищной сфере.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Устранение выявленных нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный для управляющей организации характер и направлено на поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями и нормами действующего законодательства, в том числе до момента проведения капитального ремонта.
Таким образом, как восстановление работы лифта, так и обеспечение надлежащего состояния почтовых ящиков носят неотложный характер, поскольку работа лифта является критически важной для маломобильных, пожилых граждан, беременных женщин и малолетних детей, для доступности неотложной медицинской помощи и т.п., а надлежащее состояние абонентских почтовых шкафов - для реализации публично-правовой обязанности граждан иметь адрес для извещения и их же права быть осведомленными о событиях, о которых их извещают посредством почтовых отправлений.
Общество, как управляющая организация, является лицом, ответственным за содержание и обслуживание названных жилых домов, а значит, оно обязано с целью обеспечения безопасности и комфортных условий проживания для жителей дома исполнять требования действующего законодательства в жилищной сфере.
Оспариваемые предписания направлены на устранение допущенных управляющей организацией нарушений требований законодательства в жилищной сфере, являются реально исполнимыми способами, не противоречащими положениям действующего законодательства.
С учетом изложенного суды пришели к правомерному выводу, что оспариваемые предписания выданы обществу в пределах полномочий инспекции, соответствуют критериям исполнимости, препятствий к выполнению работ не имеется, не нарушает прав и законных интересов общества и не возлагает на него не предусмотренных действующим законодательством обязанностей, в связи с чем отказал в удовлетворении требований.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 02.02.2022 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу № А23-9428/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.В. Леонова
Судьи Е.В. Бессонова
ФИО1