ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А23-9428/2021 от 31.10.2022 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов, 

вступивших в законную силу

Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2022.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Л.В. Леоновой

 судей Е.В. Бессоновой 

 ФИО1 

при участии в заседании:

от заявителя:

общества с ограниченной не явились, о времени и месте 

ответственностью "УК Суворовец" рассмотрения дела извещены  ОГРН <***>, надлежащим образом; 

ИНН <***>

от заинтересованного лица:  Государственной жилищной инспекции не явились, о времени и месте 

Калужской области рассмотрения дела извещены  ОГРН <***>, надлежащим образом; 

ИНН <***> 

 рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью "УК Суворовец" на решение  Арбитражного суда Калужской области от 02.02.2022 и постановление  Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу 

 № А23-9428/2021,


УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "УК Суворовец" (далее -  общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением  к государственной жилищной инспекции Калужской области (далее -  инспекция) о признании недействительными предписаний от 29.09.2021   № 853-пр и от 29.09.2021 № 854-пр. 

Решением Арбитражного суда Калужской области от 02.02.2022  оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного  апелляционного суда от 27.05.2022 в удовлетворении заявления отказано. 

Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось  с жалобой в суд кассационной инстанции, в которой просит отменить  состоявшиеся судебные акты и удовлетворить требования, ссылаясь на то,  что у инспекции отсутствовали основания для выдачи предписания в адрес  общества по установке (работе, замене) почтовых ящиков, и, что замена  ремня привода лифта в подъезде № 5 дома по ул. Белкинская 46Б  г. Обнинска, относится к капитальному ремонту и не входит в перечень услуг  по содержанию и ремонту дома. 

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения  дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на  официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном  сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих  представителей не обеспечили. 

Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным  рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, на основании части 3 статьи  284 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд  кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых  судебных актов. 

Из материалов дела следует, что в инспекцию 09.09.2021 и 13.09.2021  поступили заявления Фонда капитального ремонта многоквартирных домов  Калужской области по вопросу ненадлежащего технического состояния  общего имущества многоквартирного дома - отсутствия почтовых ящиков в  многоквартирном доме № 81 по пр. Ленина и гражданина ФИО2  по вопросу ненадлежащего содержания придомовой территории  многоквартирного дома и лифтового оборудования подъезда № 5 в  многоквартирном доме № 46 Б по ул. Белкинской в г. Обнинске Калужской  области. 

На основании данных обращений и в соответствии с приказом от  20.09.2021 № 788Л инспекцией проведена внеплановая выездная проверка по  обследованию эксплуатационно-технического состояния многоквартирного  дома № 81 по пр. Ленина, эксплуатационно-технического состояния и  санитарного состояния придомовой территории многоквартирного дома   № 46 Б по ул. Белкинская в г. Обнинске Калужской области (пункт 11  приказа). 


В ходе проверки, проведенной 23.09.2021, инспекцией (с привлечением  представителя общества) установлено: 

- в подъезде в холле 1 этажа дома № 81 по пр. Ленина в г. Обнинске  секции почтовых ящиков в неудовлетворительном техническом состоянии  (частично отсутствуют дверцы, запорные устройства), что является  нарушением Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой  связи" (далее - Закон № 176-ФЗ), приказа Минрегиона России от 01.06.2007   № 45; 

- лифт в подъезде № 5 дому № 46 Б по ул. Белкинской в г. Обнинске в  нерабочем состоянии, что является нарушением пунктов 5.10.1 и 5.10.2  Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены  постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170) (далее - Правила и  нормы № 170), пункта 22 раздела 2 постановления Правительства  Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг  и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего  имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"  (далее - перечень № 290), подпунктов а), б) и г) пункта 10; подпунктов а), в)  и з) пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от  13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в  многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание  жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по  управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном  доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими  установленную продолжительность" (далее - Правила содержания № 491); 

- документы, подтверждающие ненадлежащую эксплуатацию лифта в  подъезде № 5 по адресу: <...>: паспорт, копия  сертификата, страховка, руководство по эксплуатации, ежегодный акт  технической готовности и ежегодный акт технического освидетельствования  лифтов не представлены, что является нарушением пункта 5.10.2. Правил и  норм № 170, пункта 22 раздела 2 перечня № 290, подпунктов а), б) и г)  пункта 10; подпунктов а), в) и з) пункта 11 Правил содержания № 491. 

Данные нарушения зафиксированы в актах эксплуатационного  состояния объекта от 23.09.2021 № 972-эс и № 973-эс и акте проверки от  29.09.2021 № 760Л. 

По результатам проверки в адрес общества выданы предписания от  29.09.2021 № 853-пр со сроком устранения нарушений до 08.11.2021 и от  29.09.2021 № 854-пр со сроком устранения нарушений до 30.11.2021. 

Не согласившись с данными предписаниями, общество обратилось в  арбитражный суд с заявлением. 

Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой и  апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего. 

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3  статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда  Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской 


Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с  применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее - ГК РФ)" ненормативный акт, решение и действие (бездействие)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц могут быть признаны недействительными или  незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и  законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Согласно части 1 и 2.3 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным  домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия  проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в  многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным  имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам,  проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации  устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению  многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом  управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками  помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или)  выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего  имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать  требованиям технических регламентов и установленных Правительством  Российской Федерации правил содержания общего имущества в  многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в  зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых  должно соответствовать требованиям установленных Правительством  Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домах. 

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления  многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по  заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном  доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов  управления жилищного кооператива или органов управления иного  специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в  пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае,  предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в  течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или)  оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги  и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего  имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги  собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в  этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей  управления многоквартирным домом деятельность. 

Пунктом 2 раздела I Правил осуществления деятельности по  управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением 


Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила   № 416), установлено, что под деятельностью по управлению  многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом)  понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей,  установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением  собственников помещений в многоквартирном доме. 

Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил управление осуществляется в  отношении каждого отдельного многоквартирного дома как  самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных  особенностей, степени физического износа и технического состояния общего  имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических  условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из  минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения  надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме,  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  03.04.2013 № 290. 

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений  в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с  требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в  области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия  населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите  прав потребителей. 

Из пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирных  домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской  Федерации от 13.04.2006 № 491следует, что содержание общего имущества в  зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического  износа и технического состояния общего имущества, включает в себя, в том  числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и  содержание общего имущества. 

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и  выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным  домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих  обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего  имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и  договором, что следует из пункта 42 Правил содержания № 491. 

В соответствии с пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации  жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской  Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила и нормы № 170), Правила   № 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта  жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех  форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной  сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов  по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и  инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения  выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту 


собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и  организациями различных организационно-правовых форм, занятых  обслуживанием жилищного фонда. 

 Содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует  осуществлять специализированной организацией в соответствии с  установленными требованиями и проводить линейными электромеханиками  совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении  лифтов к диспетчерскому пульту) линейными электромеханиками совместно  с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками  (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее,  ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба  (пункт 5.10.1. Правил и норм № 170). 

Пунктом 5.10.2. Правил и норм № 170 предусмотрено, что  эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в  котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в  хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся  здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения  собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в  исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации  надлежащего обслуживания и ремонта. 

Таким образом, на управляющую компанию возложены обязанности по  содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе  обеспечение содержания лифта в исправном состоянии и его безопасной  эксплуатации. 

Обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и  ремонт лифта (лифтов) входит в перечень № 290. 

Исходя из требований предписания № 854 пр, суды обоснованно сделали  вывод, что инспекция предписывает обществу не осуществить конкретные  работы (при недоказанности их капитального характера), а исполнить  обязанность по принятию всех доступных мер к возврату управляемого  общего имущества в рабочее состояние, поскольку, именно управляющая  компания в силу существа договора управления, обязана принимать меры к  возобновлению работы лифта. 

Доказательств неисполнимости данной обязанности в силу объективно  существующих, не зависящих от него обстоятельств, общество не  представило. 

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 17.07.1999 № 176- ФЗ "О почтовой связи" абонентские почтовые шкафы устанавливаются  строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых  домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов  включаются в смету строительства этих домов. Представители организаций  федеральной почтовой связи участвуют в работе комиссий при принятии в  эксплуатацию жилых домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских  почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или  жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают 


сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и  осуществляются за счет собственников жилых домов. 

По смыслу нормы, возлагающей содержание такой части общего  имущества, как абонентские почтовые шкафы, на собственников жилых  домов или жилищно-эксплуатационные организации, при наличии жилищно-эксплуатационной организации (управляющей компании) именно она, в силу  принципов деятельности управляющих организаций, обеспечивает  обслуживание, ремонт и замену этого имущества, и лишь в отсутствие  жилищно-эксплуатационной организации эта обязанность возлагается на  собственников жилых домов. 

В связи с этим, суды пришли к правомерному выводу о том, что именно  управляющая компания - ООО "УК Суворовец" как специализированная  коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирным  домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности,  должна надлежаще содержать общее имущество многоквартирного дома с  целью обеспечения безопасности и комфортных условий проживания для  жителей дома исполнять требования действующего законодательства в  жилищной сфере. 

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги  считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным  домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться  управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре  соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу  необходимости их выполнения особое решение общего собрания  собственников помещений в доме. 

Устранение выявленных нарушений является составной частью  содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома,  носит обязательный для управляющей организации характер и направлено на  поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными  требованиями и нормами действующего законодательства, в том числе до  момента проведения капитального ремонта. 

Таким образом, как восстановление работы лифта, так и обеспечение  надлежащего состояния почтовых ящиков носят неотложный характер,  поскольку работа лифта является критически важной для маломобильных,  пожилых граждан, беременных женщин и малолетних детей, для  доступности неотложной медицинской помощи и т.п., а надлежащее  состояние абонентских почтовых шкафов - для реализации публично-правовой обязанности граждан иметь адрес для извещения и их же права  быть осведомленными о событиях, о которых их извещают посредством  почтовых отправлений. 

Общество, как управляющая организация, является лицом,  ответственным за содержание и обслуживание названных жилых домов, а  значит, оно обязано с целью обеспечения безопасности и комфортных  условий проживания для жителей дома исполнять требования действующего  законодательства в жилищной сфере. 


Оспариваемые предписания направлены на устранение допущенных  управляющей организацией нарушений требований законодательства в  жилищной сфере, являются реально исполнимыми способами, не  противоречащими положениям действующего законодательства. 

С учетом изложенного суды пришели к правомерному выводу, что  оспариваемые предписания выданы обществу в пределах полномочий  инспекции, соответствуют критериям исполнимости, препятствий к  выполнению работ не имеется, не нарушает прав и законных интересов  общества и не возлагает на него не предусмотренных действующим  законодательством обязанностей, в связи с чем отказал в удовлетворении  требований. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калужской области от 02.02.2022 и  постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022  по делу № А23-9428/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу -  без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Л.В. Леонова 

Судьи Е.В. Бессонова 

 ФИО1