ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-1042/2023 от 13.02.2024 АС Камчатского края

67/2024-6379(4)







Пятый арбитражный апелляционный суд  ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А24-1042/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2024 года. 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания П.П. Васильевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального  предпринимателя ФИО1, 

апелляционное производство № 05АП-7633/2023
на решение от 30.10.2023
судьи В.М. Тюшняковой
по делу № А24-1042/2023 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН  <***>, ОГРН <***>) 

к муниципальному казенному учреждению «Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:  Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа -  муниципальное учреждение (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с  ограниченной ответственностью «Ярмарка на СРВ» (ИНН <***>, ОГРН  <***>), Управление экономического развития и предпринимательства  администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное  учреждение (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

о признании незаконными действий, выраженных в уведомлении б/н и б/д, направленных  на принудительный демонтаж и вывоз нестационарного торгового объекта, 

при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

 Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель,  предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о  признании незаконным действия муниципального казенного учреждения «Служба  благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее - учреждение,  служба благоустройства, МКУ «Служба благоустройства»), выраженного в уведомлении  б/н и б/д, направленном на принудительный демонтаж и вывоз нестационарного торгового  объекта с торгового места № 6П на территории ярмарки в районе площади Труда,  


расположенной на земельном участке в кадастровом квартале 41:01:0010129,  местоположение: <...>. 

 Определениями арбитражного суда 10.04.2023, от 28.04.2023, от 22.09.2023 к  участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, привлечены Контрольное управление администрации  Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – третье лицо, контрольное  управление), общество с ограниченной ответственностью «Ярмарка на СРВ» (далее –  третьи лицо, ООО «Ярмарка на СРВ»), Управление экономического развития и  предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа  (далее – третье лицо, управление экономического развития). 

 Решением арбитражного суда от 30.10.2023 в удовлетворении заявленных  требований отказано. 

 Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприниматель обратился с  апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой  просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении  заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой  инстанции необоснованно принял в качестве преюдициальных обстоятельств не  обстоятельства, а выводы суда по делу № А24-1079/2023. При этом выражает несогласие с  выводом арбитражного суда о том, что рассматриваемые правоотношения регулируются  Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2013   № 164-нд (далее - Решение № 164-нд), поскольку ярмарка в районе площади Труда  организована на основании постановления администрации Петропавловск-Камчатского  городского округа № 2556 от 06.11.2015. Приводит довод о том, что судом первой  инстанции по настоящему делу и по делу № А24-1079/2023 не исследовался, не  оценивался и не входил в предмет доказывания вопрос о том, являются ли НТО,  размещенные на территории ярмарки в районе площади Труда, ярмарочной торговлей,  соответствует ли ярмарка требованиям, предъявляемым к ярмаркам. Обращает внимание  коллегии на то, что суд первой инстанции согласился частично с доводами  предпринимателя о недостатках акта осмотра земель (земельного участка) от 17.02.2023   № 21/23, тем не менее, признал действия службы благоустройства, вытекающие из данного  акта, законными и обоснованными. При этом предприниматель настаивает на отсутствии  в указанном акте идентификационных данных, позволяющих достоверно установить  объект, подлежащий демонтажу. С учетом изложенного заявитель жалобы полагает, что  уведомление с требованием освободить земельный участок было размещено учреждением  необоснованно. 

 Контрольное управление, управление экономического развития представили  письменные отзывы на апелляционную жалобу, по тексту которых выразили несогласие с  доводами предпринимателя. В удовлетворении апелляционной жалобы просили отказать,  оставить решение суда без изменения. 

 Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте  судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не  представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  рассмотрела апелляционную жалобу без участия их представителей по имеющимся в  материалах дела документам. 

 Из материалов дела коллегией установлено следующее.

 Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа издано  постановление от 06.11.2015 № 2556 «Об организации ярмарки по продаже  продовольственных, непродовольственных товаров на площадке в районе площади  Труда» (далее – Постановление № 2556). 

 В соответствии с пунктом 1 данного постановления отведена площадка в пределах  границ земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010129:5 по адресу: город 


Петропавловск-Камчатский, площадь Труда, в целях организации постоянно  действующей универсальной ярмарки по продаже продовольственных,  непродовольственных товаров. 

 Пунктом 2 указанного Постановления утверждена схема площадки в районе  площади Труда в целях организации ярмарки согласно приложению 1. 

 Также установлено, что организатор ярмарки на площадке в районе площади Труда  определяется по результатам открытого конкурса (пункт 3 Постановления № 2556). 

 В силу пункта 1.3 договора аренды арендатору передается следующее торговое  место: в соответствии со схемой утвержденной арендодателем имеет № 6П, размером 5 м  (ширина) * 12 м (длина), общей площадью 60 м². 

 Пунктом 1.4 договора аренды определено, что ярмарка организована  арендодателем, являющимся юридическим лицом, зарегистрированном в установленном  законодательством Российской Федерации порядке, действующим на основании договора  на организацию постоянно действующей универсальной ярмарки по продаже  продовольственных, непродовольственных товаров на площадке в районе площади Труда  от 20.02.2017. 

 Согласно пункту 5.2 договора срок заключения договора – с 15.12.2020 по  19.02.2027. 

 По акту приема-передачи арендодатель сдал, а арендатор принял за плату во  временное владение и пользование торговое место общей площадью 60 кв.м,  расположенное по адресу: <...> на территории  постоянно действующей ярмарки. 

 В соответствии с пунктами 7, 8 постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.02.2022 № 146 «О порядке освобождения самовольно  занятых земель и земельных участков от некапитальных строений, сооружений, иного  имущества» контрольное управление направило указанный акт осмотра в адрес МКУ  «Служба благоустройства» для осуществления последним мероприятий по освобождению  самовольно занятых земельных участков, демонтажа и (или) вывоза самовольно  размещенных объектов. 

 На основании поступившего акта осмотра учреждением на принадлежащем  ФИО1 нестационарном торговом объекте (торговое место № 6П) было размещено  уведомление от 02.03.2023 о необходимости освободить земельный участок от  самовольно размещенных некапитальных строений, сооружений, иного имущества со  сроком исполнения до 17.03.2023. 

 Не согласившись с указанным уведомлением, посчитав его незаконным и  нарушающим права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с 


настоящим заявлением, в удовлетворении которого обжалуемым решением суда было  отказано. 

 Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьей 266 - 271 АПК РФ  правильность применения судом первой инстанции норм материального и  процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу  об отсутствии наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу  следующего. 

 По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК  РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов,  осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в  совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового  акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных  интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

 Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к  вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для  обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания,  торговли и бытового обслуживания. 

 В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации  размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках,  находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на  основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с  Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного  регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ).   Названным Законом урегулированы отношения, возникающие между органами  государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими  субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также  отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими  торговой деятельности. 

 Согласно пункту 6 статьи 2 данного Закона в качестве нестационарного торгового  объекта для целей настоящего Закона понимается торговый объект, представляющий  собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с  земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям  инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. 

 В соответствии с частью 2 статьи 6 названного Закона органы местного  самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для  обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. 

 На основании части 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных  торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной  собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со  схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости  обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной  обеспеченности населения площадью торговых объектов. 

 Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и  утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом  муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона № 381- ФЗ). 

 Порядок создания условий для обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского  городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового  обслуживания определен Решением № 164-нд. 


 В силу части 3 статьи 4 названного Решения размещение нестационарных объектов  на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в  государственной собственности, муниципальной собственности городского округа или на  земельных участках, собственность на которые не разграничена, осуществляется в  соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной  постановлением администрации городского округа в соответствии с нормативным  правовым актом Камчатского края, за исключением случаев, установленных частью 3.1  настоящей статьи. 

 Согласно части 4 статьи 4 Решения № 164-нд правоустанавливающим документом  на размещение нестационарного объекта на земельном участке, находящемся в  муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, за  исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи, являются: договор  аренды земельного участка, заключенный в соответствии с земельным и гражданским  законодательством Российской Федерации; договор на размещение нестационарного  объекта, заключенный в соответствии с настоящим Решением. 

 Частью 5 статьи 4 этого же Решения предусмотрено, что договор на размещение  нестационарного объекта заключается Управлением экономического развития путем  проведения торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора на  размещение нестационарного объекта с субъектами предпринимательской деятельности,  не имеющими преимущественного права на заключение договора на размещение  нестационарного объекта, либо без проведения аукциона - с субъектами  предпринимательской деятельности, имеющими преимущественное право на заключение  договора на размещение нестационарного объекта. С субъектами предпринимательской  деятельности, имеющими преимущественное право на заключение договора на  размещение нестационарного объекта, договор заключается в порядке, установленном  постановлением администрации городского округа. 

 В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 4 Решения Думы № 164-нд  преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного  объекта без проведения аукциона имеют субъекты малого или среднего  предпринимательства - владельцы нестационарных объектов, местоположение которых  соответствует схеме размещения нестационарных торговых объектов и размещенных на  момент вступления в силу настоящего Решения на основании правоустанавливающих  документов, выданных уполномоченными органами администрации городского округа,  срок действия которых не истек (подпункт «а») или истек (подпункт «б»). 

 Отношения, возникающие при осуществлении прав владения, пользования и  распоряжения имуществом, находящимся в собственности Петропавловск-Камчатского  городского округа, порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом и  определяет полномочия органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского  городского округа и органов администрации Петропавловск-Камчатского городского  округа по управлению и распоряжению муниципальным имуществом регулируются  Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.07.2016   № 453-нд (далее – Решение № 453-нд). 

 По правилам пункта 14 статьи 6 указанного Решения к полномочиям  администрации городского округа в сфере управления и распоряжения муниципальным  имуществом относится, в том числе установление порядка освобождения самовольно  занятых земель и земельных участков от некапитальных строений, сооружений, иного  имущества. 

 В развитие указанных положений постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.02.2022 № 146 разработан Порядок освобождения  самовольно занятых земель и земельных участков от некапитальных строений,  сооружений, иного имущества (далее – Порядок № 146). 


 На основании пункта 2.1 данного Порядка под самовольно размещенными  некапитальными строениями, сооружениями понимаются строения, сооружения, которые  не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют  осуществить их перемещение и (или) демонтаж (в том числе киоски, навесы и другие  подобные строения, сооружения, хозяйственные постройки, металлические гаражи,  торговые объекты), размещенные на землях, земельных участках без  правоустанавливающих документов на их размещение, либо на основании  правоустанавливающих документов, срок действия которых истек. 

 Из совокупности положений пунктов 3 - 7 Порядка № 146 следует, что в случае  самостоятельного выявления в ходе осуществления муниципального контроля в сфере  благоустройства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, а также  на основании заявлений и (или) сообщений физических и юридических лиц, органов  государственной власти, органов местного самоуправления, органов администрации  Петропавловск-Камчатского городского округа самовольно размещенных некапитальных  строений, сооружений, иного имущества контрольным управлением не позднее 15 дней  проводится осмотр земель, по результатам которого составляется акт осмотра,  подписанный специалистом, проводившим осмотр, с приложением фототаблицы и схемы  месторасположения самовольно размещенного объекта. Указанный акт контрольное  управление в течение 5 рабочих дней со дня проведения осмотра земель, земельного  участка направляет в МКУ «Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского  городского округа для осуществления мероприятий по освобождению самовольно  занятых земельных участков, демонтажа и (или) вывоза самовольно размещенных  объектов. 

 Учреждение в течение 15 рабочих дней со дня получения акта осмотра размещает  на земельном участке и (или) самовольно размещенном объекте уведомление по форме  согласно приложению 2 к Порядку, в котором в том числе указывается срок, в течение  которого необходимо осуществить действия по освобождению самовольно занятого  земельного участка, демонтажу и (или) вывозу самовольно размещенного объекта,  который не может превышать пятнадцать дней со дня размещения такого сообщения. 

 При размещении уведомления, указанного в абзаце первом настоящего подпункта,  учреждение осуществляет его фотофиксацию с указанием даты фотофиксации (пункты  10-10.1 Порядка № 146). 

 Из материалов дела усматривается, что по результатам проведенного контрольным  управлением осмотра земельного участка (территории), расположенного по адресу: часть  земельного кадастрового квартала 41:01:0010129, Камчатский край, г. Петропавловск- Камчатский, ул. Сахалинская, 2А, были выявлены самовольно размещенные  некапитальные сооружения и строения, в том числе павильон «Гамбринус. Разливные  напитки. Рыба. Снеки» (схема № 6), что подтверждается фототаблицей, приложенной к  акту от 27.02.2023 № 21/23. 

 Данные мероприятия были проведены контрольным управлением в соответствии с  пунктами 3 - 7 Порядка № 146 на основании поступившего обращения физического лица  от 16.02.2023, по результатам которых составлен акт осмотра от 17.02.2023 № 21/23,  направленный в МКУ «Служба благоустройства» для осуществления мероприятий по  освобождению самовольно занятых земельных участков, демонтажа и (или) вывоза  самовольно размещенных объектов. 

 В этой связи учреждение, действуя в пределах полномочий, предоставленных  Порядком № 146, в установленный 15-дневный срок разместило на торговом павильоне   № 6П, в котором торговую деятельность осуществляет ФИО1, уведомление от  02.03.2023 о необходимости в срок до 17.03.2023 осуществить демонтаж и вывоз  самовольно возведенного объекта. 

 Мотивом совершения указанных действий, как следует из материалов дела, а также  доводов учреждения и третьего лица, послужило отсутствие у предпринимателя 


правоустанавливающих документов на земельный участок или документов на размещение  нестационарного объекта - торгового места № 6П.  

 Оценив оспариваемые действия в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с  иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, судебная коллегия считает, что  они не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы предпринимателя,  поскольку у последнего в нарушение части 4 статьи 4 Решения № 164-нд, действительно,  отсутствуют договор аренды земельного участка или договор на размещение  нестационарного объекта. 

 Одновременно суд апелляционной инстанции отмечает, что схема размещения  нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского  городского округа утверждена постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 19.05.2014 № 1136. 

 Анализ данного нормативного правового акта показывает, что спорное место  размещения нестационарного объекта в районе площади Труда (ул. Сахалинская, 2А) не  включено в схему размещения нестационарных торговых объектов. 

 Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит правильным вывод  контрольного управления о незаконном размещении нестационарного торгового объекта в  пределах спорной территории, что свидетельствует о наличии у службы благоустройства  правовых оснований для размещения на торговом павильоне предпринимателя  уведомления о необходимости освободить земельный участок путем демонтажа и (или)  вывоза спорного НТО. 

 Довод апелляционной жалобы об обратном со ссылками на размещение торгового  объекта в пределах ярмарки в соответствии с заключенным договором аренды торгового  места № 6П от 15.12.2020 судебной коллегией не принимается. 

 Действительно, пунктом 2 части 2 статьи 8 Закона № 381-ФЗ предусмотрены  следующие формы торговли: торговля в стационарных торговых объектах, вне  стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная  торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с  использованием автоматов и иные формы торговли. 

 Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ,  оказания услуг) на них изложены в статье 11 указанного Закона. 

 В частности, частью 1 статьи 11 Закона № 381-ФЗ определено, что ярмарки  организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления,  юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и  продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке,  установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на  территориях которых такие ярмарки организуются. 

 В развитие названных положений Постановлением Правительства Камчатского  края от 09.01.2019 № 1-П утвержден Порядок организации ярмарок на территории  Камчатского края и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, а также  требований к организации продажи товаров и выполнения работ, оказания услуг на  ярмарках, организуемых на территории Камчатского края (далее – Порядок № 1-П). 

 В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 3 названного Порядка ярмарка является  формой торговли, организуемой в установленном месте (ярмарочная площадка) и на  установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров  (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно  при заключении договоров купли-продажи и договоров бытового подряда цен.  Организаторами ярмарки являются исполнительные органы Камчатского края и их  подведомственные учреждения (организации), органы местного самоуправления  муниципальных образований в Камчатском крае и их подведомственные учреждения  (организации), юридические лица, индивидуальные предприниматели, принявшие на себя  обязательства по проведению ярмарки. 


 Ярмарки на территории Камчатского края проводятся на ярмарочных площадках,  включенных в реестр, в котором указываются следующие условия использования  ярмарочной площадки: адрес или адресные ориентиры, описание границ места  организации ярмарки; площадь ярмарочной площадки; тип ярмарки по периодичности и  ассортименту; срок проведения ярмарки; количество дней проведения ярмарки в отчетном  квартале; ограничения по периодам времени работы ярмарки на ярмарочной площадке;  возможность подключения к электросетям; организатор ярмарки; номер и дата решения  (разрешения) о проведении ярмарки; количество торговых мест, в том числе с указанием  количества мест для торговли с автотранспорта, для оказания услуг общественного  питания, для реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства  (организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими  личные подсобные хозяйства и занимающимися садоводством, огородничеством,  животноводством); режим работы ярмарки (пункты 6-7 Порядка № 1-П). 

 Согласно подпункту 1 пункта 14 Порядка № 1-П решение (разрешение) о  проведении ярмарки уполномоченного органа принимается, в том числе, по результатам  проведения торгов на проведение ярмарки - в случае, если организатором ярмарки  является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, не обладающие  правом собственности (пользования, владения) на земельный участок или объект  недвижимости, на территории которого предполагается проведение ярмарки. 

 В развитие указанных нормативных положений администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа издано Постановление № 2556, в соответствии с пунктом  1 которого площадка в пределах границ земельного участка с кадастровым номером  41:01:0010129:5 по адресу: город Петропавловск-Камчатский, площадь Труда, отведена в  целях организации постоянно действующей универсальной ярмарки по продаже  продовольственных, непродовольственных товаров. 

 В соответствии с положениями Порядка № 1-П, а также Положения о порядке  проведения открытого конкурса на организацию ярмарки на площадке в районе площади  Труда (приложение № 2 к Постановлению № 2556) победителем открытого конкурса по  определению организатора ярмарки на площадке в районе площади Труда признано ООО  «Ярмарка на СРВ», с которым 20.02.2017 управлением экономического развития  (организатор конкурса) заключен договор на организацию постоянно действующей  универсальной ярмарки по продаже продовольственных, непродовольственных товаров на  площадке в районе площади Труда. 

 Данные обстоятельства предпринимателем не оспариваются, а также следуют из  судебных актов по делу № А24-1079/2023, в рамках которого ООО «Ярмарка на СРВ», как  организатор ярмарки, оспаривало действия контрольного управления по направлению в  МКУ «Служба благоустройства» акта осмотра № 21/23 от 17.02.2023. 

 Соответственно имеющийся в материалах дела договор аренды торгового места   № 6П от 15.12.2020 был заключен в целях ярмарочной торговли. 

 Между тем, как отражено в акте осмотра контрольного управления, на земельном  участке в районе ул. Сахалинская, 2А в г. Петропавловске-Камчатском (часть  кадастрового квартала 41:01:0010129) признаки ярмарочной торговли отсутствуют, и  фактически расположены объекты с информационными надписями «Шаурма, шашлык на  углях», «Зоомагазин», «Аптека», «Гамбринус разливные напитки, рыба, снеки» (объект  ФИО1), «Молочная продукция, Заречное», «Хлебная лавка», «Три рыбки» (7  штук), являющиеся нестационарными торговыми объектами по смыслу пункта 6 статьи 2  Закона № 381-ФЗ. 

 Данные обстоятельства нашли отражение в судебных актах по делу № А241079/2023. 

 С учетом изложенного следует признать, что наличие между обществом и третьим  лицом договора аренды торгового места № 6П от 15.12.2020 не свидетельствует о  соблюдении предпринимателем требований Закона № 381-ФЗ, статьи 4 Решения № 164-нд 


в части размещения объекта нестационарной торговли в пределах спорной территории,  поскольку признаками ярмарки спорная территория не обладает, и поскольку данный  объект размещен в отсутствие договора аренды земельного участка либо договора на  размещение нестационарного торгового объекта, а также в отсутствие указанного места  размещения НТО в схеме размещения нестационарных торговых объектов. 

 Довод заявителя о том, что к спорным отношениям не подлежат применению  положения Решения № 164-нд со ссылкой на часть 3.1 статьи 4 указанного Решения, и что  ярмарка на площади организована в соответствии с Постановлением № 2556, судебной  коллегией признается ошибочным, как противоречащий фактическим обстоятельствам  дела. 

 В данном случае апелляционным судом установлено, что вопреки воле  организатора аукциона спорный павильон «Гамбринус разливные напитки, рыба, снеки»  расположен отдельно от других торговых объектов, не в одном помещении, оформлен не  в едином стиле и не является легкосъемной конструкцией (лотком). При этом торговля в  данном объекте ведется на постоянной основе. 

 С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания  для признания используемой заявителем формы торговли как отвечающей признакам  ярмарки, а равно не подпадающей под действие положений Решения № 164-нд с учетом  пункта 3.1 статьи 4 данного Решения. 

 Несогласие предпринимателя с произведенной судом первой инстанции оценкой  фактических обстоятельств, а также тех обстоятельств, которые были установлены в ходе  рассмотрения дела № А24-1079/2023, направлено на переоценку выводов суда и не  свидетельствует о нарушении судом требований пункта 2 части 4 статьи 170 АПК РФ

 В спорной ситуации, арбитражный суд, следуя положениям части 2 статьи 69 АПК  РФ, принял во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу  судебными актами по делу № А24-1079/2023, в части организации ярмарки лицом  победителем конкурса, что соотносится с предметом настоящего спора. 

 Утверждение заявителя жалобы о том, что ни в рамках настоящего спора, ни в  рамках рассмотрения дела № А24-1079/2023 вопросы соответствия или несоответствия  характера торговли в пределах спорной территории признакам ярмарки, не были  исследованы и оценены, судебной коллегией оценивается критически, учитывая, что  соответствующие выводы нашли отражение в судебных актах по делу № А24-1079/2023. 

 То обстоятельство, что по смыслу части 2 статьи 69 АПК РФ признаками  преюдиции обладают обстоятельства, установленные судом, а не выводы суда, не  свидетельствует о нарушении арбитражным судом норм процессуального права при  рассмотрении настоящего спора, поскольку цитирование выводов суда по другому делу не  означает подмену указанных понятий, а только указывает на анализ правовых позиций по  ранее рассмотренному делу с участием тех же лиц. 

 Указание предпринимателя на то, что состав участников по настоящему делу и  делу № А24-1079/2023 является различным, не означает, что преюдициальные правила не  действуют в отношении заявителя, который является участником споров по обоим делам,  тем более, что в силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты  обязательным для всех лиц и действуют на всей территории Российской Федерации. 

 Соответственно применение судом первой инстанции ссылок на судебные акты по  делу № А24-1079/2023 не свидетельствует о принятии неправильного судебного акта. 

 Что касается доводов предпринимателя об отсутствии оснований для совершения  учреждением действий по размещению уведомления о необходимости освобождения  земельного участка от нестационарного торгового объекта ввиду ненадлежащего  оформления акта осмотра, то суд апелляционной инстанции отмечает следующее. 

 По правилам Порядка № 146 форма акта осмотра земель (земельных участков)  утверждена в приложении № 2. 


 Анализ указанной формы показывает, что среди прочих сведений подлежат  указанию кадастровый номер либо номер кадастрового квартала, иное описание  обследуемой территории с привязкой к индивидуализированным объектам недвижимости.   Как установлено судебной коллегией, в акте осмотра земель (земельного участка)   № 21/23 от 17.02.2023 отражено, что произведен осмотр земельного участка,  расположенного по адресу (местоположение): часть кадастрового квартала 41:01:0010129,  <...>. 

 В приложении к указанному акту в качестве его неотъемлемых частей  контрольным управлением составлена схема месторасположения самовольно  размещенных НТО и фототаблица каждого нестационарного торгового объекта, что в  совокупности позволяет определить местоположение спорного объекта и его  идентифицирующие признаки. 

 В этой связи оснований полагать, что павильон «Гамбринус разливные напитки,  рыба, снеки» (объект ФИО1) располагался на иной территории, у судебной  коллегии не имеется. 

 Соответственно отсутствие в указанном акте отдельных сведений не создает  препятствий для идентификации спорных нестационарных торговых объектов  применительно к решению вопроса об их демонтаже и, как следствие, не исключает  указанный акт из доказательств по настоящему делу, явившийся основанием для  совершения учреждением оспариваемых действий. 

 Делая указанный вывод, апелляционная коллегия принимает во внимание  разъяснения пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21  «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми  несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого  действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные  нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют  на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу,  не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий  незаконными. 

 Таким образом, учитывая фактические обстоятельства по делу, и, следуя  указанным нормам права и правовым позициям, суд апелляционной инстанции приходит  к выводу о том, что ссылки предпринимателя на отдельные недочеты в оформлении акта  осмотра не могут служить доказательством незаконности оспариваемых действий  учреждения по формальным основаниям. 

 С учетом изложенного судебная коллегия считает, что действия МКУ «Служба  благоустройства», выраженные в направлении уведомления, содержащего указание на  необходимость предпринимателю, самовольно установившему объект НТО, произвести  его демонтаж, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и  законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке  части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований. 

 В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные  в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических  обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить  основанием для отмены и изменения обжалуемого решения суда. 

 Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на  основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным  применением норм права. Нарушений норм процессуального права, в том числе  являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной  инстанцией не установлено. 


 При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и  удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. 

 По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате  государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом  апелляционной инстанции на предпринимателя. 

 Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

 Решение Арбитражного суда Камчатского края от 30.10.2023 по делу № А241042/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

 Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного  округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев. 

Председательствующий Н.Н. Анисимова 

Судьи А.В. Гончарова 

С.В. Понуровская