ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-1053/2022 от 06.07.2022 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело

№ А24-1053/2022

13 июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2022 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения культуры «Тигильский районный центр досуга»,

апелляционное производство № 05АП-3528/2022

на решение от 25.04.2022

судьи Е.Ю. Лебедевой

по делу № А24-1053/2022 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению муниципального бюджетного учреждения культуры «Тигильский районный центр досуга» (ИНН 8202016103, ОГРН 1114177000310)

третье лицо: администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (ИНН 8202000248, ОГРН 1024101418824)

о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН 4101120541, ОГРН 1074101007793) от 07.12.2021 № 38-25-07/12-40

при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили;

УСТАНОВИЛ:

муниципальное казенное учреждение культуры «Тигильский районный центр досуга» (далее – заявитель, МБУК «ТРЦД», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, УФК по Камчатскому краю, Управление, контрольный орган) от 07.12.2021 № 38- 25-07/12-40.

Определением суда от 30.03.2022 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (далее – третье лицо, Администрация).

Решением от 25 апреля 2022 года Арбитражный суд Камчатского края в удовлетворении заявленных требований отказал.

Обжалуя указанное решение в порядке апелляционного производства, заявитель свое несогласие с принятым судебным актом обосновывает тем, что им не были нарушены требования как абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, так и подпункта 2.1 и 4.3.1 Соглашения. По мнению заявителя бордюр является базовой комплектацией спортивного резинового покрытия и соответствует требованиям ГОСТ Р 58726-2019, что подтверждается паспортом изделия.

Согласно апелляционной жалобе, приобретение резинового бордюра, в составе, как считает заявитель, спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок полностью соответствует государственной программе, утвержденной Приказом Минспорта РФ № 101 от 12 сентября 2019 года.

Кроме изложенного выше, заявитель привел довод о том, что Приказ Министерства спорта РФ от 12.09.2019 № 101 утратил силу приказом Министерства спорта от 07 февраля 2022 года.

Из материалов дела коллегия установила следующее.

На основании приказа УФК по Камчатскому краю от 13.04.2021 № 149 «О назначении плановой выездной проверки муниципального бюджетного учреждения культуры «Тигильский районный центр досуга», в соответствии с пунктом 16 Плана контрольных мероприятий УФК по Камчатскому краю в финансовобюджетной сфере на 2021 год, в период с 15.04.2021 по 29.04.2021 в отношении МБУК «ТРЦД» проведена плановая выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спора» за проверяемый период 2019–2020 годы.

В ходе проверки контрольным органом выявлены нарушения, зафиксированные в акте плановой выездной проверки от 29.04.2021 (т. 1, л.д. 56–75), а именно: в нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1, 4.3.1 Соглашения на иные цели учреждением приобретен резиновый бордюр, который не предусмотрен Перечнем спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минспорта России от 12.02.2019 № 101, а также оплачены услуги по его доставке на общую сумму 400 000 руб., что привело к нецелевому расходованию средств федерального бюджета в сумме 392 040 руб. (400 000 руб. – 4000 руб. (средства местного бюджета) – 3960 руб. (средства бюджета Камчатского края)).

По результатам контрольного мероприятия учреждению выдано представление от 21.06.2021 № 38-25-07/12-20 по принятию мер по устранению причин и условий нарушений в срок до 01.12.2021 (т. 1, л.д. 31–35).

В установленный в указанном представлении срок нарушения учреждением не устранены. Предписанием УФК по Камчатскому краю от 07.12.2021 № 38-25-07/12-40 на учреждение возложена обязанность возместить в доход федерального бюджета средства субсидии, израсходованные на цели не в соответствии с целями ее предоставления в общей сумме 392 040 руб. Информацию о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в УФК по Камчатскому краю не позднее 01.06.2022.

Также в предписании указано, что срок исполнения указанного предписания может быть неоднократно продлен в соответствии с пунктами 19–22 федерального стандарта № 1095.

Учреждение предупреждено, что невыполнение в установленный срок предписания влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полагая, что указанное предписание является недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя, учреждение обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с соответствующим заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителей сторон, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Статья 78 БК РФ содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

При этом статьей 78.1 БК РФ установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Абзац четвертый части 1 статьи 78.1 БК РФ устанавливает, что порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 (действующим в рассматриваемый период) утверждена государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», в частности в Приложении № 32 установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование Государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 8 указанных Правил приказом Минспорта России от 12.02.2019 № 101 (действующим в рассматриваемый период) утвержден Перечень спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее – Перечень).

Постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 552-П «О государственной программе Камчатского края «Развитие физической культуры и спорта в Камчатском крае» утверждена подпрограмма 1 «Развитие физической культуры и массового спорта» (далее – Подпрограмма 1).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.04.2019 в целях реализации Подпрограммы 1 между Министерством спорта Камчатского края и администраций муниципального образования «Тигильский муниципальный район» заключено Соглашение № 30832000-1-2019-004 о предоставлении субсидии из бюджета Российской Федерации местному бюджету (далее – Соглашение) (т. 1, л.д. 76–82).

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результата(ов) регионального проекта по муниципалитету согласно приложению № 1 и приложению № 2 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденными Протоколом заседания Совета по организации проектной деятельности при Губернаторе Камчатского края от 11.12.2018 № 4.

Пунктом 2.1 Соглашения предусмотрено, что общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Тигильского мунициального района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата(ов) регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2019 году 3 060 912 руб. 15 коп.

Согласно пункту 2.2 Соглашения общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Камчатского края бюджету Тигильского муниципального района в соответствии с Соглашением, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в том числе направленных на достижение результата(ов) регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровня софинансирования, равного 99,00% , составляет в 2019 году не более 3 030 303 руб. 03 коп.

Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципалитета, утвержденной «Решением о бюджете Тигильского муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» от 13.12.2018 № 94-нн на предоставление субсидии учреждению выделено в общей сумме 3 030 303 руб. 03 коп., в том числе: – за счет средств федерального бюджета (далее – субсидия на иные цели) в сумме 3 000 000 руб.; -– за счет средств бюджета Камчатского края (далее – средства краевого бюджета) в сумме 30 303 руб. 03 коп.; -– за счет средств Тигильского муниципального района (далее – местный бюджет) в сумме 30 609 руб. 12 коп.

07.03.2019 между Управлением культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (Учредитель) и МБУК «ТРЦД» (Учреждение) заключено Соглашение № 3 о предоставлении учреждению субсидии на иные цели (далее – Соглашение на иные цели), предметом которого является предоставление учреждению из бюджета муниципального образования «Тигильский муниципальный район» в 2019 году субсидии на реализацию мероприятия «Развитие массовой физической культуры и спорта», предусмотренного муниципальной программой «Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе» - оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивнотехнологическим оборудованием (т. 1, л.д. 49–55).

В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения на иные цели субсидия предоставляется учреждению в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных учредителю по кодам классификации расходов бюджета муниципального образования «Тигильский муниципальный район» 906 1102 030 01 522 80 612 в размере 3 040 912 руб. 15 коп.

Учредителем средства субсидии перечислены учреждению платежными поручениями от 28.06.2019 № 42531 и от 29.11.2019 № 884947 в размере 3 060 912 руб. 15 коп. (т. 1, л.д. 150–151).

В ходе контрольного мероприятия УФК по Камчатскому краю установлено, что в проверяемом периоде учреждением в рамках реализации мероприятия «Развитие массовой физической культуры и спорта» за счет средств субсидии заключен договор на поставку резинового бордюра от 19.06.2019 № 19-06-19/1 (далее – Договор № 19-06-19/1) с ИП Алексевым Д.П. (далее – Продавец) (т.1, л,д. 138–140).

Пунктом 2.1 Договора № 19-06-19/1 предусмотрено, что общая цена договора составляет 392 000 руб. без НДС.

Цена договора включает в себя услуги по доставке товара.

Согласно выставленному Продавцом счету на оплату от 19.06.2019 № 213 стоимость резинового бордюра 500х250х58 мм, цвет зеленый составляет 63 000 руб.; транспортные услуги по доставке – 337 000 руб., всего на сумму 400 000 руб. (т. 1, л.д. 141).

Учреждением перечислены денежные средства Продавцу в соответствии с пунктом 2.2 Договора № 19-06-19/1 на основании счета на оплату от 19.06.2019 № 213 платежными поручениями от 03.07.2019 № 62235 и от 03.07.2019 № 62236 в общей сумме 40 000 руб. (предусмотренный аванс 10%), на основании универсального передаточного документа от 04.07.2019 № ИП 152 платежными поручениями от 22.07.2019 № 158653 и от 25.07.2019 № 178357 на общую сумму 360 000 руб.

Заявляя о том, что оплата за приобретение резинового бордюра и транспортных услуг по доставке не является нецелевым использованием средств предоставленной субсидии, цель предоставления субсидии достигнута – построена спортивная площадка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58726-2019, учреждением, как верно отметил суд первой инстанции, не учитываются приведенные выше нормы права, условия Государственной программы и Соглашения на иные цели, которые во взаимосвязи не позволяющие суду прийти к иному выводу.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Согласно пункту 2.1 Соглашения на иные цели субсидия предоставляется учреждению для достижения цели(ей) указанной(ых) в пункте 1.1 Соглашения приложении № 1 к настоящему Соглашению.

Предметом Соглашения на иные цели предусмотрено, что субсидия предоставляется учреждению на реализацию мероприятия «Развитие массовой физической культуры и спорта», предусмотренного муниципальной программой «Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе» - оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием. Однако в спорной ситуации следует учитывать, что Перечнем спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта, утверждённым приказом Минспорта России от 12.02.2019 № 101, приобретение такого оборудования как резиновый бордюр не предусмотрено.

Поскольку учреждением принято и оплачено оборудование, не предусмотренное Перечнем, а также учреждением оплачены транспортные услуги по доставке указанного оборудования, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нецелевом использовании средств субсидии в названной части.

Основной довод апелляционной жалобы о выполнении муниципальной программы и достижении целей ее реализации путем создания спортивной площадки и монтажа спортивного оборудования на ней, соответствии бордюра требованиям ГОСТ, был заявлен также в суде первой инстанции и правомерно им отклонен, поскольку соответствие резинового бордюра требованиям ГОСТ не опровергает выводы Управления о нецелевом характере расходования средств субсидии в обозначенной части.

Коллегия отклоняет также довод апелляционной жалобы о том, что резиновый бордюр является базовой комплектацией спортивного резинового покрытия, исходя из следующего.

Пунктом 31 Перечня спортивно-технологического оборудования (действующего в спорный период) в составе оборудования для создания малых спортивных площадок учитывается травмобезопасная резиновая плитка со встроенным скрытным крепежным замком типа «ласточкин хвост», размер одной плитки 1х1 м.

Согласно перечню плитка приобретается в комплекте. Коллегия учитывает, что резиновый бордюр, согласно договору на поставку от 19.06.2019 № 19-06-19/1, был приобретен не в комплекте со спортивным резиновым покрытием. Доказательства того, что спортивное резиновое покрытие, использованное, как утверждает заявитель, для создания малых спортивных площадок, является именно травмобезопасной резиновой плиткой со встроенным скрытным крепежным замком типа «ласточкин хвост», размер одной плитки 1х1 м и в комплект с указанной плиткой входит резиновый бордюр, материалы дела не содержат, заявителем не представлены.

Таким образом, учитывая, что резиновый бордюр в перечне оборудования не поименован, его приобретение не может быть субсидировано.

На основании изложенного коллегия поддерживает приведенный выше вывод суда первой инстанции.

Учитывая, что УФК по Камчатскому краю доказано нецелевое расходование средств субсидии учреждением, у Управления, по верному суждению суда первой инстанции, имелись достаточные основания для вынесения оспариваемого предписания от 07.12.2021 № 38-25-07/12-40.

Поддерживая вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание вынесено Управлением в пределах предоставленных ему полномочий, коллегия руководствуется следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).

В силу части 1 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Согласно части 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения.

Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

На основании пунктов 1, 4, 5.15.1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению «Об Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю», утвержденному приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316 УФК по Камчатскому краю является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Камчатского края, и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.

Как верно отметил суд первой инстанции, оспариваемое предписание не противоречит приведенным выше требованиям норм права, действовавшим на момент вынесения спорного предписания, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него незаконно обязанности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Рассмотрев апелляционную жалобу, коллегия приходит к выводу о том, что заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с этим доводы, заявленные обществом, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25.04.2022 по делу №А24-1053/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Л.А. Бессчасная

Е.Л. Сидорович