ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-1260/2018 от 28.06.2018 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-1260/2018

05 июля 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июля 2018 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Пятковой,

судей Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение,

апелляционное производство № 05АП-4352/2018

на решение от 22.05.2018

судьи Д.Н. Довгалюка

по делу № А24-1260/2018 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению Управления делами администрации Петропавловск- Камчатского городского округа - муниципальное учреждение                            (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН <***>,                     ОГРН <***>) от 16.01.2018 № 2

третьи лица: родовая община коренных малочисленных народов Севера «Левая Авача «Аян» (ИНН <***>, ОГРН <***>);

родовая община коренных малочисленных народов Севера «Род Удинкан» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии:

от муниципального учреждения Управления делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – ФИО1, доверенность от   25.06.2018 сроком по 31.12.2018, паспорт;

от Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа и третьих лиц: не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

          Муниципальное учреждение Управление делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – заявитель, управление делами) обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – КСП, счетная палата) от 16.01.2018 №2.

          Определением арбитражного суда от 12.04.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены родовая община коренных малочисленных народов Севера «Левая Авача «Аян» (далее – третье лицо, РО КМНС «Левая Авача «Аян») и родовая община коренных малочисленных народов Севера «Род Удинкан» (далее – третье лицо, РО КМНС «Род Удинкан»).

          Решением Арбитражного суда Камчатского края от 22.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

          Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. По мнению заявителя жалобы, акт, составленный по результатам контрольного мероприятия должен содержать сведения о фактических обстоятельствах, установленных в ходе проверки, что позволяет соблюсти интересы проверяемого лица. Указывает, что поскольку акт №01-06/08/3-3,3 от 27.07.2017 не содержит выводов о нарушении правил предоставления субсидии коренным малочисленным народам Севера (далее - КМНС) и необходимости возвращения средств субсидии в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа, то заявитель не мог воспользоваться своим правом на представление возражений на него. Полагает, что отсутствие указанных сведений в акте и включение их в отчет от 27.12.2017, свидетельствует о нарушении процедуры его составления, и как следствие, вынесения неправомерного предписания. Выражает несогласие с указанием суда первой инстанции на то, что предоставление субсидии КМНС ставится в зависимость от осуществления ими традиционной хозяйственной деятельности именно на территории Петропавловск-Камчатского городского округа. На основании указанных доводов заявитель просит отменить обжалуемое решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

          Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 апелляционная жалоба управления делами принята к производству.

          В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

          Счетная палата по тексту представленного в материалы дела отзыва возражает против доводов апелляционной жалобы, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

          КСП и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

          Из материалов дела установлено.

          В период с 26.04.2017 по 24.07.2017 в отношении управления делами проведено контрольное мероприятие по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 годах.

          В ходе проверки установлено, что в 2015-2016 годах управлением делами предоставлены субсидии общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на общую сумму 855700,00 руб., в том числе:

          - 540400,00 руб. – РО КМНС «Удинкан» (2015 год);

          - 315300,00 руб. – РО КМНС «Левая Авача «Аян» (2016 год).

          В ходе контрольного мероприятия счетной палатой было установлено, что при регистрации общин КМНС в г. Петропавловске – Камчатском фактическую деятельность они осуществляли за пределами городского округа, в связи с чем предоставление им субсидии из бюджета городского округа является нарушением пункта 1.2 Постановления Администрации ПКГО от 12.02.2015 №248 «О порядке определения объема и предоставления субсидии некоммерческим организациям – общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, из бюджета ПКГО в 2015 году» (далее – Постановление №248) и пункта 1.2 Постановления Администрации ПКГО от 30.12.2015 №2921 «О порядке определения объема и предоставления субсидии некоммерческим организациям – общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, из бюджета ПКГО» (далее – Постановление №2921), устанавливающих одним из обязательных условий предоставления субсидий – осуществление деятельности на территории городского округа.

          Результаты проверки отражены в акте № 01-06/08/3-3.3 от 27.07.2017.

          Установленные в ходе проверки обстоятельства также нашли свое отражение в отчете аудитора КСП от 26.12.2017 о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 годах.

          16.01.2018 КСП ПКГО выдано представление №2, в соответствии с которым управлению делами предложено:

          - принять меры по устранению причин и условий, повлекших выявленные нарушения, и меры по недопущению их в будущем;

          - принять меры по возврату в бюджет городского округа средств, выделенных общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в нарушение условий и порядка предоставления субсидий;

          - в срок до 01.06.2018 уведомить счетную палату о принятии по настоящему представлению мер и решений по его реализации.

          Не согласившись с вышеуказанным представлением, управление делами обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением, который отказал в удовлетворении заявленных требований.

          Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

          По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые решения должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

          Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон №6-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Закона №131-ФЗ).

          Целью Закона №6-ФЗ является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1).

          Согласно положениям статьи 10 Закона №6-ФЗ, внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.

          Контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно. Планирование деятельности контрольно-счетных органов осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (пункты 1 и 2 статьи 12 Закона №6-ФЗ).

          В соответствии со статьей 17 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 02.03.2016 №397-нд «О Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа» внутренние вопросы деятельности Контрольно-счетной палаты, распределение обязанностей между заместителем председателя, аудиторами, функции и взаимодействие в аппарате, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятия всех видов и форм контрольно-ревизионной и  иной деятельности определяются регламентом Контрольно-счетной палаты, утверждаемый коллегией Контрольно-счетной палаты.

          Согласно пункту 6.9 Регламента КСП на каждый проверяемый объект контрольного мероприятия оформляется направление на право проведения контрольного мероприятия.

          В рассматриваемой ситуации, основанием для проведения контрольного мероприятия послужило предложение Управления Федеральной службы безопасности Российской Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Камчатскому краю от 18.04.2017 №95/4/2-465, согласно которому предлагалось провести проверку целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 годах.

          По результатам рассмотрения указанного обращения коллегией КСП от 21.04.2017 (протокол от 21.04.2017 №3) было включено в план работы КСП контрольное мероприятие в формулировке, предложенной УФСБ России, а именно «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 годах».

          Для организации данного контрольного мероприятия выданы направления от 25.04.2017 №01-06/08-3-н и от 16.05.2017 №01-06/08/7-н.

          Материалами дела подтверждается, что по результатам контрольного мероприятия оформлен акт проверки от 27.07.2017 №01-06/08/3-3.3, который подписан без разногласий.

          Также, на заседании Комиссии КСП 26.12.2017 утвержден отчет о результатах соответствующей проверки, согласно которому предложено, в том числе, направить представление в управление делами с целью устранения выявленных нарушений, что послужило основанием для вынесения оспариваемого представления.

          Таким образом, контрольное мероприятие проведено в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

          В свою очередь, под ненормативным актом, подлежащим обжалованию в арбитражный суд, понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие для конкретного лица определенные юридические последствия.

          Положения о праве контрольно-счетных органов на вынесение представления по результатам проведения контрольных мероприятий предусмотрены статьей 16 Закона №6-ФЗ, устанавливающего общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований.

          В соответствии с частью 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

          С учетом того, что изложенные в пункте 1 представления предложения направлены на принятие мер по устранению причин и условий, повлекших указанные нарушения и по недопущению их в будущем, а в пункте 2 о необходимости принятия мер по возврату в бюджет городского округа средств выделенных общинам КМНС в нарушение условий и порядка предоставления субсидий, то указанные требования соответствуют полномочиям счетной палаты, установленным бюджетным законодательством РФ, а также Законом №6-ФЗ.   

          Следовательно, у счетной палаты в силу действующего законодательства имелись полномочия на выдачу оспариваемого представления.

          Согласно положениям статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

          Из части 1 статьи 78.1 БК РФ следует, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

          Субсидия представляет собой пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам.

          В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

          Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

          Во исполнение указанной нормы права администрацией ПКГО были утверждены Постановления №248 и №2921.

          Вышеуказанные муниципальные правовые акты устанавливают условия и порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям - общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее - субсидии), из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в рамках реализации подпрограммы 1 «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Петропавловск-Камчатском городском округе» муниципальной программы «Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в ПетропавловскКамчатском городском округе», утвержденной Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2013 №3166.

          Согласно пункту 1.2 Постановления №248 и Постановления №2921 (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату выдачи субсидий) субсидии предоставляются некоммерческим организациям - общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - общины КМНС), не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью, проживающим и зарегистрированным на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии с порядком регистрации юридических лиц, установленным законодательством Российской Федерации, деятельность которых осуществляется на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

          В силу пункта 2.3.1 соответствие общины КМНС требованиям, установленным пунктом 1.2 Постановления №248 и Постановления №2921, является одним из условий предоставления субсидии.

          Толкование пункта 1.2 Постановления №248 и Постановления №2921 позволяет прийти к вводу, что субсидии предоставляются некоммерческим организациям - общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью, которые не только проживают и зарегистрированы на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, но и деятельность которых осуществляется на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

          Следовательно, получателями субсидий из средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа могут выступать исключительно КМНС, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

          Обратная позиция управления делами является несостоятельной, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства.

          Кроме того, данное утверждение о том, что предоставление субсидии за счет бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа не связано с осуществлением деятельности на территории Петропавловск-Камчатского городского округа противоречит положениям Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающего компетенцию и полномочия органов местного самоуправления по принятию муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

          В соответствии с пунктом 3.2.9 указанных Постановлений к заявлению на предоставление субсидии община КМНС прилагает копии документов, подтверждающих право пользования территориями (акваториями) (договор аренды или документ, подтверждающий право собственности на земельный участок, лицензия на пользование объектами животного мира, договор пользования рыбопромысловым участком, иные документы, подтверждающие подобные права), на которых предполагается осуществление традиционной хозяйственной деятельности с использованием оборудования и инвентаря, планируемого к приобретению за счет средств субсидии, или документов, подтверждающих право добычи членами общины природных ресурсов, которое предполагается реализовать с использованием оборудования и инвентаря, планируемого к приобретению за счет средств субсидии, в целях осуществления традиционной хозяйственной деятельности.

          В случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком, либо нецелевого использования субсидии администрация городского округа направляет получателю субсидии в течение 3 календарных дней со дня установления факта нарушения условий и порядка предоставления субсидии или со дня установления факта использования субсидии не по целевому назначению, уведомление о возврате средств субсидии в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа (пункт 5.9.).

          Из имеющихся в материалах дела выписок из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что РО КМНС «Удинкан» и РО КМНС «Левая Авача «Аян» зарегистрированы в качестве юридических лиц и имеют место нахождения в городе Петропавловске-Камчатском.

          Как установлено судом апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 78.1 БК РФ и Постановлением №248 между администрацией ПК ГО (распорядитель бюджетных средств) и РО КМНС «Удинкан» (получатель субсидии) заключено соглашение №20 о предоставлении субсидии некоммерческой организации – общине коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющееся государственным (муниципальным) учреждением за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.07.2015 (том 1, л.д. 89-101).

          В соответствии с муниципальной программой «Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Петропавловск-Камчатском городском округе», утвержденной постановлением администрации ПК ГО ль 31.10.2013 №3166, на основании протокола заседания комиссии по оказанию поддержки некоммерческим организациям в Петропавловск-Камчатском городском округе, Главный распорядитель бюджетных средств обязуется в 2015 году предоставить получателю субсидии субсидию, а получатель субсидии обязуется принять и эффективно использовать предоставленную субсидию в целях развития и поддержки традиционных форм хозяйствования и самозанятости КМНС, проживающих на территории  Петропавловск-Камчатском городского округа, а также обеспечить исполнение настоящего соглашения (пункт 1.1 соглашения №20).

          Согласно пункту 1.2 соглашения №20 субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях софинансирования на приобретение имущества, перечень которого установлен приложением №1 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.

          Как следует из приложения №1 к соглашению «Подробный перечень имущества, приобретение которого осуществляется с использованием средств субсидии», субсидия, предоставленная РО КМНС «Удинкан» в размере 540400,00 рублей, предназначалась и была использована на приобретение промыслового оборудования, необходимого для добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а именно: машина холодильная моноблочная MB 211 SF; холодильник LIEBHERR SBSES; сеть рыболовная 50х9 м; костюм рыбацкий водонепроницаемый утепленный «Горка».

          Вместе с тем, в материалы дела представлены договор о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от 01.07.2009 №073/2009-к (том 1, л.д. 81-84) и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов №412015070766 от 16.04.2015 (том 1, л.д. 85), согласно которым промысел водных биологических ресурсов осуществлялся РО КМНС «Удинкан» на рыбопромысловом участке №726, расположенном в Камчатско-Курильской подзоне, река Большая, лиман Микояновский, то есть за пределами Петропавловск-Камчатского городского округа.

          Доказательств того, что РО КМНС «Удинкан» осуществляло иную традиционную хозяйственную деятельность на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, суду не представлено.

          Также, судом первой инстанции учтено, что согласно имеющейся в материалах дела справке-подтверждении основного вида экономической деятельности от 03.04.2015 (том 1, л.д. 61) такие виды деятельности как сбор дикоросов, разведение оленей, лесозаготовки, РО КМНС «Удинкан» не велись.

          Кроме того, из материалов дела усматривается, что 10.08.2016 в соответствии со статьей 78.1 БК РФ и Постановлением №2921 между администрацией ПК ГО (распорядитель бюджетных средств) и РО КМНС «Левая Авача «Аян» (получатель субсидии) заключено соглашение №25 о предоставлении субсидии некоммерческой организации – общине коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющееся государственным (муниципальным) учреждением за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа (том 2, л.д. 5-13).

          В соответствии с муниципальной программой «Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Петропавловск-Камчатском городском округе», утвержденной постановлением администрации ПК ГО от 31.10.2013 №3166, на основании протокола заседания комиссии по оказанию поддержки некоммерческим организациям в Петропавловск-Камчатском городском округе, Главный распорядитель бюджетных средств обязуется в 2016 году предоставить получателю субсидии субсидию, а получатель субсидии обязуется принять и эффективно использовать предоставленную субсидию в целях развития и поддержки традиционных форм хозяйствования и самозанятости КМНС, проживающих на территории  Петропавловск-Камчатском городского округа, а также обеспечить исполнение настоящего соглашения (пункт 1.1 соглашения №25).

          Согласно пункту 1.2 соглашения №25 субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях софинансирования на приобретение имущества, перечень которого установлен приложением №1 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.

          Размер субсидии составляет 315323,00 руб. (пункт 2.5 соглашения №25).

          Как следует из приложения №1 к соглашению «Подробный перечень имущества, приобретение которого осуществляется с использованием средств субсидии», субсидия, предоставленная РО КМНС «Левая Авача «Аян» в размере 315323,00 рублей, предназначалась и была использована на приобретение снегохода TAYGAили эквивалент.

          В свою очередь, управлением делами в материалы дела представлен договор №27-А аренды лесного участка от 19.05.2009 (том 1, л.д. 132-141), заключенный между Агентством лесного хозяйства Камчатского края (арендодатель) и РО КМНС «Левая Авача «Аян» (арендатор).

          По настоящему договору арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса РФ, на основании Протокола от 12.05.2009 №11 о результатах аукциона №1 по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участко, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора.  Вид использования лесов – заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (пункт 1 договора аренды).

          Согласно пункту 2 договора аренды лесной участок площадью 0,7 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Камчатский край, Елизовский район, Елизовское лесничество квартал 167, выдел 15 Корякского участкового лесничества.

          В соответствии с письмом РО КМНС «Левая Авача «Аян» от 11.02.2016 (том 2, л.д. 3), традиционная хозяйственная деятельность третьим лицом осуществлялась на территории арендованной земли.

          Из изложенного следует, что земельный участок, на котором РО КМНС «Левая Авача «Аян» осуществляет свою деятельность, находится за пределами Петропавловск-Камчатского городского округа.

          При этом, в отчете о достижении показателей оценки результативности предоставления субсидии родовая община указывает на добытые природные ресурсы: черемша, папоротник, жимолость, шиповник, что подтверждает ведение традиционной хозяйственной деятельности РО КМНС «Левая Авача «Аян» именно на арендованном лесном (земельном) участке.

          Сведений о том, что РО КМНС «Левая Авача «Аян» осуществляло иную традиционную хозяйственную деятельность на территории ПетропавловскКамчатского городского округа, в материалы дела не представлено.

          Таким образом, материалами дела подтверждается, что РО КМНС «Левая Авача «Аян» и РО КМНС «Удинкан» традиционная хозяйственная деятельности на территории Петропавловск-Камчатского городского округа не осуществляется, в связи с чем третьи лица не могут претендовать на получение субсидии.

          Следовательно, суд первой инстанции правильно признал, что в нарушение пункта 1.2 Постановления №248 и Постановления №2921 управлением делами не верно были определены субъекты для получения субсидии, и как следствие неправомерно выдана субсидия, в связи с чем выданные бюджетные средства подлежат возврату в бюджет городского округа.

          Совокупность имеющихся в деле материалов контрольного мероприятия, а именно акт № 01-06/08/3-3.3 от 27.07.2017, отчет аудитора от 26.12.2017, в полной мере подтверждает содержащиеся в оспариваемом представлении выводы о нарушении управлением делами пункта 1.2 Постановления №248 и Постановления №2921.

          С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований оспариваемого представления.

          Ссылка заявителя жалобы на то, что акт №01-06/08/3-3,3 от 27.07.2017 не содержит выводов о нарушении правил предоставления субсидии КМНС, коллегией отклоняется как противоречащая материалам дела, поскольку согласно указанному документу в нем отражены фактические обстоятельства, установленные в ходе проведения контрольных мероприятий, приведены ссылки на нормы права, предусматривающие порядок и условия предоставления субсидии, сделаны выводы о допущенных нарушениях. В связи с чем довод заявителя апелляционной жалобы о том, что он был лишен возможности представить свои возражения на акт проверки, является несостоятельным.

          Довод заявителя о том, что для дачи пояснения относительно аутентичного толкования смысла положений пункта 1.2 Постановления №248 и Постановления №2921 не была привлечена администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, коллегией отклоняется.

          В соответствии со статьей 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

          Вместе с тем, соответствующее ходатайство не заявлялось ни заявителем по делу, ни непосредственно администрацией ни в суде первой  инстанции, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.

При этом суд апелляционной инстанции не усматривает необходимости в привлечении к участию в дело администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по собственной инициативе, поскольку оснований считать, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права или обязанности администрации по отношению к одной из сторон, не имеется.

          Более того, в соответствии со статьей 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

          При этом суды, как правоприменительные органы, праве толковать нормативные акты самостоятельно без участия законодателя.

          При изложенных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, вынесено счетной палатой в пределах предоставленных ей полномочий и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.

          В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

          Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.

          При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

          По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ судебная коллегия не относит на управление делами судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

          Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

          Решение Арбитражного суда Камчатского края от 22.05.2018  по делу №А24-1260/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

          Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Пяткова

Судьи

Т.А. Солохина

Е.Л. Сидорович