Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А24-128/2022 |
августа 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено августа 2022 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации Елизовского городского поселения,
апелляционное производство № 05АП-4160/2022,
на решение от 12.05.2022
судьи М.В. Карпачева
по делу № А24-128/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению администрации Елизовского городского поселения (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным представления прокурора Елизовской городской прокуратуры от 20.10.2021 № 10/07-02-2021 об устранении нарушений федерального законодательства,
третьи лица: акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Легенда» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управление коммунального хозяйства Администрации Елизовского городского поселения» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управление имущественных отношений Администрации Елизовского городского поселения (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерство экономического развития Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии:
от АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики»: представитель ФИО1, по доверенности от 24.03.2022, сроком действия до 31.12.2022, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 3800), паспорт.
от администрации Елизовского городского поселения, ООО «Легенда», прокурора, Управления коммунального хозяйства Администрации Елизовского городского поселения, Управления имущественных отношений Администрации Елизовского городского поселения, Министерства экономического развития Камчатского края: в судебное заседание не явились
УСТАНОВИЛ:
Администрация Елизовского городского поселения (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с требованием о признании недействительным представления прокурора Елизовской городской прокуратуры от 20.10.2021 № 10/07-02-2021 об устранении нарушений федерального законодательства.
Арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (далее – АО «КРДВ»), общество с ограниченной ответственностью «Легенда», Управление коммунального хозяйства Администрации Елизовского городского поселения, Управление имущественных отношений Администрации Елизовского городского поселения, Министерство экономического развития Камчатского края.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 12.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 12.05.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей правовой позиции Администрация указывает на то, что судом первой инстанции оставлено без внимания обстоятельство того, что основной причиной отказа в заверении копии схемы, утвержденной постановлением от 14.10.2019 № 1084-п, явилось признание утратившим силу указанного постановления. Более того, на момент рассмотрения заявления АО «КРДВ» земельный участок не был включен в Соглашение для его передачи обществу. Настаивает на том, что, вопреки выводам суда, заявление Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения (далее – УЖКХ) поступило в Администрацию после опубликования постановления от 28.07.2021 № 602-п, которым признано утратившим силу постановление от 14.10.2019 № 1084-п. Считает, что суд неверно распределил бремя доказывания существенных по делу обстоятельств, возложив эту обязанность вместо прокуратуры на заявителя. Полагает, что внесение прокурором представления на муниципальный правовой акт не соответствует положениям статей 23, 24 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Поясняет, что предоставление земельного участка УЖКХ для целей коммунального обслуживания не препятствует последующему использованию земельного участка для целей благоустройства территории, так как градостроительные регламенты не устанавливаются для территорий опережающего социально-экономического развития.
Администрация Елизовского городского поселения, ООО «Легенда», ответчик, Управление коммунального хозяйства Администрации Елизовского городского поселения, Управление имущественных отношений Администрации Елизовского городского поселения, Министерство экономического развития Камчатского края, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В канцелярию суда от апеллянта посредством телефонограммы поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом на основании статей 156, 159, 184, 185, 258 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку представитель АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» не возражал против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие не явившихся иных лиц, участвующих в деле.
Поступившие через канцелярию суда от ООО «Легенда», АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», Прокуратуры Камчатского края письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» на апелляционную жалобу возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Суд, руководствуясь статьями 163, 184, 185 АПК РФ, определил объявить перерыв в судебном заседании до 04.08.2022 до 11 часов 30 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
04.08.2022 после окончания перерыва судебное заседание продолжено
в том же составе суда при участии того же представителя АО «КРДВ».
В канцелярию суда от апеллянта поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд, руководствуясь статьями 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ, определил удовлетворить.
Через канцелярию суда от ООО «Легенда» поступило ходатайство об участии в онлайн-заседании, которое судом удовлетворено.
В судебном заседании судом осуществлено подключение к системе онлайн-заседании, однако подключение представителя ООО «Легенда» к участию в онлайн-заседании не зафиксировано.
Иные лица, участвующие в деле, после перерыва не явились, что в силу части 5 статьи 163 АПК РФ не препятствует продолжению судебного заседания.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи С.В. Понуровской в отпуске на основании определения суда от 03.08.2022 произведена её замена на судью О.Ю. Еремееву, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ произведено сначала.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 №899 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» на территориях муниципальных образований Елизовское городское поселение Елизовского муниципального района, Паратунское сельское поселение Елизовского муниципального района, Раздольненское сельское поселение Елизовского муниципального района, Николаевское сельское поселение Елизовского муниципального района, Новоавачинское сельское поселение Елизовского муниципального района, Быстринский муниципальный район, Елизовский муниципальный район, Карагинский муниципальный район, Мильковский муниципальный район, Олюторский муниципальный район, Пенжинский муниципальный район, Соболевский муниципальный район, Тигильский муниципальный район, Усть-Большерецкий муниципальный район, Усть-Камчатский муниципальный район и Петропавловск-Камчатский городской округ Камчатского края создана ТОСЭР «Камчатка».
На основании части 5 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Закон №473-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 №899 28.09.2015 между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа, администрацией Елизовского муниципального района Камчатского края, администрацией Елизовского городского поселения, администрацией Раздольненского сельского поселения, администрацией Николаевского сельского поселения, администрацией Новоавачинского сельского поселения и администрацией Паратунского сельского поселения было заключено соглашение №01-13/2015/114-С о создании ТОСЭР «Камчатка».
Согласно пункту 1.4 данного соглашения функции по управлению ТОР «Камчатка» осуществляет управляющая компания – АО «КРДВ».
В силу пункта 2.12 соглашения перечень земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на ТОР «Камчатка», и обязательства сторон по образованию земельных участков, расположенных на ТОР «Камчатка», определяются дополнительным соглашением к настоящему соглашению.
На основании пункта 2.4 данного соглашения после заключения дополнительного соглашения, указанного в пункте 2.12 настоящего соглашения, и по мере возникновения потребности управляющей компании Правительство Камчатского края и администрации муниципальных образований осуществляют передачу управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории ТОР «Камчатка».
Пунктом 2 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 №899 предусмотрено, что местоположение границ территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» определяется в части суши - по границам кадастровых кварталов с номерами и земельных участков с кадастровыми номерами по перечню согласно приложению № 1, а также по прямым линиям, соединяющим по порядку точки с координатами согласно приложению № 1(1) (в местной системе координат).
В приложении № 1 к указанному выше постановлению в пункте 45 поименован кадастровый квартал 41:05:0101005, по границам которого определяется местоположение границ ТОСЭР «Камчатка».
Из материалов дела также усматривается, что Елизовской городской прокуратурой проведена проверка по обращению заместителя генерального директора по развитию бизнес АО «Корпорация развития Дальнего Востока» ФИО2 соблюдения администрацией Елизовского городского поселения требований законодательств в сфере земельных правоотношений, в том числе при предоставлении земельных участков и иных связанных с указанными обстоятельствами сферах, а также в сфере законодательства ТОСЭР (ТОР).
В ходе проведения проверки прокуратурой было установлено, что между АО «КРДВ» и ООО «Легенда» (далее – резидент) заключено соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» от 21.06.2021 № 1/р596, в соответствии с которым в границах территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» резидент реализует инвестиционный проект «Строительство и эксплуатация коммерческого склада».
В соответствии с условиями соглашения реализация инвестиционного проекта запланирована на земельном участке площадью 4185 кв. м в кадастровом квартале 41:05:0101005. Участок подлежит образованию. Границы земельного участка утверждены постановлением администрации Елизовского городского поселения Камчатского края от 14.10.2019 № 1084-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане - территории кадастрового квартала 41:05:0101005».
28.07.2021 вх.№2810 в администрацию поступило заявление АО «КРДВ» от 27.07.2021 № 006-8871 с просьбой обеспечить заверение электронной подписью должностного лица администрации, уполномоченного на заверение таких схем, схему земельного участка площадью 4185 кв.м. расположенного в кадастровом квартале 41:05:010105.
По результатам рассмотрения данного письма администрацией 27.08.2021 принято решение № 3120 об отказе в заверении электронной подписью по причине того, что направленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории является приложением к Постановлению администрация Елизовского городского поселения от 14.10.2019 № 1084-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане - территории кадастрового квартала 41:05:0101005», которое отменено. Кроме того, в целях реализаций поручений Губернатора Камчатского края ФИО3, полученных в рамках выездной рабочей встречи, на заявленном земельном участке будет реализовано благоустройство территории.
Также 28.07.2021 в администрацию поступило заявление Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения о предварительном согласовании земельного участка площадью 4185 кв.м. расположенного в кадастровом квартале 41:05:010105, на основании которого было издано Постановление от 05.08.2021 № 638-п «О предварительном согласовании предоставления земельного участка Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения.
По результатам проведенной прокуратурой проверки, в адрес администрации внесено представление от 20.10.2021 № 10/07-02-2021, которым установлено нарушение требований Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» при рассмотрении заявления АО «КРДВ». Одновременно администрации предложено безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры с целью устранения выявленных нарушений их причин и условий им способствующих.
Не согласившись с вынесенным представлением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы органа местного самоуправления, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого обжалуемым решением отказано.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзывах на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях определяет Закон №473-ФЗ.
Пункт 3 статьи 2 Закона №473-ФЗ определяет ТОСЭР как часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона №473-ФЗ территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа.
В силу части 2 статьи 3 Закона №473-ФЗ решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития принимается в форме постановления, которое предусматривает, в том числе описание местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития.
По правилам части 5 статьи 3 Закона №473-ФЗ в течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего социально-экономического развития, заключают соглашение о создании территории опережающего социально-экономического развития, которым, помимо прочего, устанавливается перечень расположенных на территории опережающего социально-экономического развития земельных участков (пункт 7).
Как уже отмечалось ранее, Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 №899 на территориях муниципальных образований Елизовское городское поселение, Паратунское сельское поселение, Раздольненское сельское поселение, Николаевское сельское поселение, Новоавачинское сельское поселение, входящих в состав Елизовского муниципального района, и Петропавловск-Камчатский городской округ Камчатского края создана ТОСЭР «Камчатка».
В соответствии с пунктом 2 данного Постановления местоположение границ ТОСЭР «Камчатка» определяется по границам кадастровых кварталов и земельных участков с кадастровыми номерами по перечню согласно приложению №1.
28.09.2015 на основании части 5 статьи 3 Закона №473-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 №899 между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа, администрацией Елизовского муниципального района Камчатского края, администрацией Елизовского городского поселения, администрацией Раздольненского сельского поселения, администрацией Николаевского сельского поселения, администрацией Новоавачинского сельского поселения и администрацией Паратунского сельского поселения было заключено соглашение №01-13/2015/114-С о создании ТОСЭР «Камчатка».
Согласно пункту 2.12 данного соглашения перечень земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на ТОР «Камчатка», и обязательства сторон по образованию земельных участков, расположенных на ТОР «Камчатка», определяются дополнительным соглашением к настоящему соглашению.
Таким образом, из буквального содержания положений части 5 статьи 3 Закона №473-ФЗ и пункта 2.12 соглашения о создании ТОСЭР «Камчатка» от 28.09.2015 следует, что единственным условием для включения земельного участка в дополнительное соглашение к соглашению является расположение земельного участка в границах ТОСЭР «Камчатка».
Согласно приложению №1 к Постановлению Правительства РФ от 28.08.2015 №899 в перечень номеров кадастровых кварталов и кадастровых номеров земельных участков, по границам которых определяется местоположение границ ТОСЭР «Камчатка», включен, в том числе спорный земельный участок, расположенный в кадастровом квартале 41:05:010105.
Следовательно, спорный земельный участок находится в границах ТОСЭР «Камчатка» и является ее составной частью.
В свою очередь, включение земельного участка в дополнительное соглашение к Соглашению о создании ТОСЭР само по себе является технической процедурой, обеспечивающей создание правовых оснований для последующей передачи управляющей компании на праве собственности или аренды земельного участка в целях его дальнейшей передачи АО «КРДВ» резиденту ТОСЭР.
Делая данный вывод, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития управляющей компании в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, передаются на праве собственности или аренды земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории опережающего социально-экономического развития. Распоряжение такими земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется управляющей компанией в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 9 Закона №473-ФЗ).
При этом пунктом 2.4 соглашения о создании ТОСЭР «Камчатка» от 28.09.2015 предусмотрено, что после заключения дополнительного соглашения, указанного в пункте 2.12 настоящего соглашения, и по мере возникновения потребности управляющей компании Правительство Камчатского края и администрации муниципальных образований осуществляют передачу управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории ТОСЭР «Камчатка».
Соответственно, включение земельного участка в дополнительное соглашение к соглашению о создании ТОСЭР «Камчатка» от 28.09.2015 никоим образом не влияет на правовой режим земельного участка, поскольку статус ТОСЭР возникает с момента включения земельного участка в границы ТОСЭР, а не с момента включения его в соглашение.
Более того, отнесение части территории субъекта РФ к территории ТОСЭР не поставлено в зависимость от наличия (отсутствия) земельного участка в соглашении о создании ТОСЭР, а также волеизъявления органа местного самоуправления, поскольку принятие решений о создании ТОСЭР, установлении и изменении ее границ Законом №473-ФЗ отнесено к исключительной компетенции Правительства РФ.
Следовательно, установление перечня земельных участков в соглашении о создании ТОСЭР необходимо лишь для детализации и конкретизации решения Правительства РФ о создании ТОСЭР.
Довод Администрации в данной части об обратном со ссылками на утрату силы постановления № 1084-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане - территории кадастрового квартала 41:05:0101005», а также с указанием на отсутствие в Соглашении о создании ТОСЭР спорного земельного участка подлежит отклонению, как несостоятельный, противоречащий вышеприведенному нормативному регулированию порядка распоряжения земельными участками, расположенными на территории опережающего социально-экономического развития.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что постановлением Правительства РФ от 24.04.2015 № 390 «О порядке передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, и порядке распоряжения такими земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития» утверждены Правила передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития (далее – Правила № 390).
Земельные участки, здания, строения и сооружения, предусмотренные соглашением о создании территории опережающего социально-экономического развития, передаются управляющей компании на праве собственности или аренды на основании указанного соглашения по заявлению о передаче земельных участков, зданий, строений и сооружений (далее - заявление) управляющей компании (пункт 4 Правил №390).
Пунктом 11 указанных выше Правил установлено, что если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующие проект межевания территории, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков отсутствуют, решение о передаче земельного участка принимается после его образования.
В свою очередь, из материалов дела следует, что 23.04.2021 ООО «Легенда» подана заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности с предусмотренными статьей 13 Закона № 473-ФЗ документами. По результатам рассмотрения управляющей компанией заявки и приложенных к ней документов было вынесено решение о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности с юридическим лицом ООО «Легенда».
21.06.2021 между АО «КРДВ» и ООО «Легенда» заключено соглашение № 1/р-596 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее - соглашение), в соответствии с которым в границах ТОСЭР «Камчатка» резидент реализует инвестиционный проект «Строительство и эксплуатация коммерческого склада»
В соответствии с пунктом 1 плана-графика соглашения (Приложение № 2 к соглашению) реализация инвестиционного проекта запланирована на земельном участке площадью 4185 кв. м в кадастровом квартале 41:05:0101005. Участок подлежит образованию.
Для образования указанного земельного участка на основании данного постановления АО «КРДВ» обеспечивало выполнение кадастровых работ, результатом которых должен был быть межевой план, подготовленный в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921.
АО «КРДВ» подготовило схему расположения подлежащего образованию земельного участка площадью 4 185 кв. м в форме электронного документа в формате *xml и письмом от 27.07.2021 № 006-8871 обратилось в администрацию Елизовского городского поселения с просьбой обеспечить ее заверение электронной подписью должностного лица администрации, уполномоченного на заверение таких схем (исх. №006-8871 от 27.07.2021, вх. № 2810 от 28.07.2021).
Вместе с тем, несмотря на поступившее заявление управляющей компании, администрацией 28.07.2021 издано постановление № 602-п «О признании утратившим силу постановления администрации Елизовского городского поселения от 14.10.2019 № 1084-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане - территории кадастрового квартала 41:05:0101005» и в тот же день 28.07.2021 в муниципалитет поступило обращение Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения (УЖКХ) о предварительном согласовании земельного участка, схема расположения которого полностью повторяет границы схемы расположения спорного земельного участка по заявлению АО «КРДВ».
При этом заявление УЖКХ было реализовано постановлением администрации 05.08.2021 № 638-п «О предварительном согласовании предоставления земельного участка Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения».
Принимая во внимание, что на момент поступления заявления УЖКХ и издания Постановления № 638-п, на разрешении Администрации находилось заявление от 27.07.2021 вх. № 2810 о заверении схемы расположения земельного участка, расположенного в пределах ТОСЭР «Камчатка, поданное АО «КРДВ», которое в силу вышеперечисленных норм Закона № 473-ФЗ, Правил № 390, имеет приоритетное право на получение в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории ТОСЭР «Камчатка», у Администрации не имелось правовых оснований для распоряжения спорным земельным участком путем предварительного согласования его предоставления УЖКХ.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о фактической возможности у УЖКХ подготовить и подать соответствующее заявление в пределах дня издания постановления № 602-п «О признании утратившим силу постановления администрации Елизовского городского поселения от 14.10.2019 №1084-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане - территории кадастрового квартала 41:05:0101005», а также о возможности последующего изменения разрешенного вида использования земельного участка не полежат оценке в рамках рассматриваемого дела, как не имеющие правового значения, учитывая принципиальную невозможность предоставления спорного земельного участка УЖКХ применительно к установленным обстоятельствам рассматриваемого спора.
Относительно указания прокуратуры в оспариваемом представлении на нарушение требований статьи 8 правил № 390, выразившееся в направлении отказа в адрес АО «КРДВ» по истечению 15 дневного срока, а именно 27.08.2021, коллегия отмечает следующее.
Пунктом 8 Правил № 390 установлено, что уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления не позднее чем в течение 15 дней со дня поступления заявления обязан принять и направить заявителю по адресу, указанному в заявлении, почтовым отправлением с уведомлением о вручении или нарочным решение о передаче земельного участка, здания, строения и сооружения из государственной или муниципальной собственности в собственность управляющей компании или направить проект договора аренды земельного участка, здания, строения и сооружения (далее - договор аренды) либо принять и направить решение об отказе в передаче земельного участка, здания, строения и сооружения в собственность или аренду с указанием оснований для принятия такого решения. Проект договора аренды, направленный управляющей компании, должен быть ею подписан и представлен в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления не позднее чем в течение 15 дней со дня получения управляющей компанией проекта договора аренды.
В свою очередь частью 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Суд первой инстанции, проанализировав содержание указанного выше пункта Правил № 390 в совокупности с пунктами данных Правил, раскрывающих содержание заявление и документов, которые прикладываются к нему, пришел к выводу, что в пункте 8 Правил №390 указывается именно на заявление о передаче земельных участков, зданий, строений и сооружений управляющей компании, а не всех заявлений, направляемых АО «КРДВ» в адрес уполномоченного органа местного самоуправления.
При таких условиях, поскольку действующим законодательством не предусмотрен срок для подготовки ответа о заверении xml-схемы земельного участка, суд пришел к выводу о том, что в данном случае подлежит применению пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, в связи с чем признал необоснованным утверждение прокуратуры о нарушении Администрацией требований статьи 8 Правил № 390 в части направления отказа по истечении 15 дневного срока.
Оснований для переоценки названного вывода суда апелляционной коллегией не установлено.
Указание апеллянтом на отсутствие у прокуратуры полномочий для выдачи оспариваемого представления подлежит критической оценке, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон №2202-1, Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе нормами статьи 22, 24 названного Закона, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона, вносить соответствующее представление.
Представление прокурора в силу статьи 22 Закона о прокуратуре является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Применительно к условиям рассматриваемого спора, учитывая выявленные прокуратурой нарушения положений Закона №473-ФЗ, коллегия приходит к выводу о том, что представление вынесено прокурором в рамках предоставленных ему полномочий.
Поскольку отказ Администрации в заверении схемы расположения земельного участка по заявлению АО «КРДВ» и распоряжение спорным земельным участком в пользу УЖКХ в отсутствие на то правовых оснований влечёт нарушение прав хозяйствующих субъектов, в том числе, АО «КРДВ», ООО «Легенда», то представление прокуратуры внесено правомерно, в связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для признания представления законным ввиду того, что Администрацией было принято новое постановление от 27.05.2022 № 596-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», а также отменено постановление о предварительном предоставлении спорного земельного участка УЖКХ, подлежат отклонению, поскольку в соответствии с правовой позицией пункта 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению спора по существу.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на Администрацию судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 12.05.2022 по делу №А24-128/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | А.В. Гончарова |
Судьи | Н.Н. Анисимова О.Ю. Еремеева |