Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело
№ А24-1369/2023
17 ноября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А.Щёлкиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Ростелеком",
апелляционное производство № 05АП-6189/2023
на решение от 03.08.2023
судьи М.В.Карпачёва
по делу № А24-1369/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению публичного акционерного общества «Ростелеком» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения от 20.01.2023 по делу №041/06/49-17/2023
третьи лица: государственное казенное предприятие Камчатского края «Единый ситуационно-мониторинговый центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>), публичное акционерное общество «Мегафон» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии:
от ПАО «Ростелеком»: представитель ФИО1 (в режиме веб-конференции), по доверенности от 19.09.2022, сроком действия до 18.09.2025, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 11332), паспорт;
от ГКП Камчатского края «Единый ситуационно-мониторинговый центр»: представитель ФИО2 (в режиме веб-конференции), по доверенности от 05.05.2023, сроком действия до 04.05.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 112-667), паспорт;
от ПАО «Мегафон»: представитель ФИО3, по доверенности от 01.03.2023, сроком действия на три года, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 177-6), паспорт;
от УФАС по Камчатскому краю: не явились;
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее – заявитель, ПАО «Ростелеком») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Управление, антимонопольный орган, УФАС по Камчатскому краю) о признании недействительным решения от 20.01.2023 по делу № 041/06/49-17/2023.
Решением суда от 03.08.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В доводах жалобы указывает на то, что суд не дал оценку доводам ПАО «Ростелеком» о том, что услуги по предоставлению информации о состоянии окружающей среды не являются самостоятельным объектом закупки и не входят в состав работ по проектированию пилотной зоны в составе базового контура и созданию первой очереди базового контура пилотной зоны аппаратно-программного комплекса. Анализируя положения пункта 4.1.1.2 Технического задания, заявитель указывает, что требуется только создание системы мониторинга состояния атмосферного воздуха Комплекса. Техническое задание не содержит условий оказания услуг в области гидрометеорологии. Оказание услуг по предоставлению информации о состоянии окружающей среды, осуществляемое исключительно в рамках опытной эксплуатации, не является самостоятельным объектом закупки и частью непрерывного комплексного процесса по созданию аппаратного программного комплекса, следовательно, требование к участникам закупки иметь свою лицензию по гидрометеорологии является излишним и ограничивающим круг участников.
В обоснование своей правовой позиции, заявитель ссылается на пункт 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Также заявитель приводит довод о том, что суд не в полной мере выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, из содержания положений извещения о закупке к Исполнителю предъявлены требования о наличии одновременно двух лицензий: лицензии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях и лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите информации (далее - лицензия ФСТЭК), а также опыт исполнения аналогичных контрактов по проектированию и созданию аппаратно-программных комплексов «Безопасный город».
Считает, что спорная закупка проведена с целью заключения контракта с конкретным исполнителем, имеющим требуемые лицензии, так как иные организации, имеющие опыт выполнения работ в сфере проектирования и создания систем аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» не имеют лицензий на осуществление деятельности в области гидрометеорологии. Указанные обстоятельства, являются нарушением статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», однако не получили надлежащей правовой оценки как со стороны Комиссии УФАС по Камчатскому краю, так и со стороны суда.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ГКП Камчатского края «Единый ситуационно-мониторинговый центр», ПАО «Мегафон» также не согласились с жалобой, поддержав доводы своих отзывов.
Управление, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило, представлен письменный отзыв, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления.
Законность и обоснованность принятого решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 названного Кодекса.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что заказчиком (ГКП Камчатского края «Единый ситуационно-мониторинговый центр») на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ, Закон о контрактной системе), размещено извещение о проведении электронного аукциона на проектирование пилотной зоны в составе базового контура и создание первой очереди базового контура пилотной зоны аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» Камчатского края (далее – закупка №0538500000522000018).
Извещение о закупке размещено в единой информационной системе (далее-ЕИС) 29.12.2022. Срок окончания подачи заявок на участие в закупке- 09.01.2023. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 56 875 579,15 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0538500000522000018 от 10.01.2023 заявка заявителя №113359074 отклонена аукционной комиссией заказчика по основанию: «Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (отклонение по пункту 3 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ).
В извещении о проведении электронного аукциона установлено требование по пункте 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ о наличии лицензии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). Работы (услуги), оказываемые в рамках данного вида деятельности: проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений. Заявка участника не содержит данной лицензии».
13.01.2023 в УФАС по Камчатскому краю поступила жалоба ПАО «Ростелеком» на действия аукционной комиссии, которая, по его мнению, неправомерно признала его заявку несоответствующей требованиям извещения о закупке, поскольку требование о наличии у участника лицензии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) неправомерно.
Комиссия УФАС по Камчатскому краю, рассмотрев на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ жалобу ПАО «Ростелеком» на действия аукционной комиссии, в результате внеплановой проверки приняла решение от 20.01.2023 по делу №041/06/49-17/2023, согласно которому, довод жалобы по признанию ПАО «Ростелеком» не соответствующим требованиям извещения о закупке и отклонению его заявки, признан необоснованным, довод по обжалованию положений извещения о закупке признан не подлежащим рассмотрению согласно абзацу 17 пункта 3.37 Регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14.
Не согласившись с принятым Управлением решением, посчитав его незаконным, ПАО «Ростелеком» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 данной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона №44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 5 статьи 24 Закона №44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о закупке должны содержаться требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным данным Федеральным законом, не допускается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Следовательно, аукционная комиссия обязана проверить как соответствие представленной заявки требованиям аукционной документации, так и соответствие участника аукциона требованиям, предъявляемым законодательством к исполнителям работ (услуг), являющихся предметом контракта.
В силу пп. «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно пп. «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона №44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Таким образом, проверке на соблюдение принципа не ограничения конкуренции при осуществлении закупки по правилам Закона о контрактной системе подлежат и действия организатора торгов, заказчика, в том числе по вопросу соблюдения требований законодательства при оформлении закупочной документации и действий по оценке представленных участниками закупки документов.
Предметом обжалования в рассматриваемом случае является решение Управления, которым признана необоснованной жалоба ПАО «Ростелеком» на действия аукционной комиссии Заказчика по отклонению заявки общества в связи с отсутствием в её составе лицензии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
Так, согласно извещению о закупке к участникам установлены единые требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ о наличии лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите информации. Виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012г. №79): д - работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении (д1...д3): д1 - средств и систем информатизации; 2. Лицензия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). Работы (услуги), оказываемые в рамках данного вида деятельности: проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений».
В соответствии с электронным документом «Требования к содержанию, составу заявки» (приложение №4 к извещению о Закупке), заявка должна содержать, в том числе лицензию Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). Работы (услуги), оказываемые в рамках данного вида деятельности: проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Работы (услуги), оказываемые в рамках данного вида деятельности: проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании, в частности специального разрешения (лицензии).
На основании пункта 45 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон №99-ФЗ) деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) является лицензируемым видом деятельности.
Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденное постановление Правительства РФ от 16.11.2020 №1845, определяет порядок лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях), а также порядок организации и осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В пункте 2 Положения установлены работы (услуги), которые включаются в деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон №96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В соответствии с пунктом 120 Требований к проведению наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утверждённых Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 524 (далее - Требования), проведение наблюдений за загрязнением окружающей среды включает в себя получение информации о химических процессах, происходящих в окружающей среде, а также определение уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям.
В пункте 127 Требований установлено, что проводимые наблюдения за загрязнением окружающей среды должны носить комплексный характер, предусматривающий определение наряду с концентрациями загрязняющих веществ в компонентах природной среды получение характеристик в пунктах наблюдений гидрометеорологических параметров, определяющих процессы переноса загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, поверхностных водах и почвах.
Судом установлено, что в цели и задачи создания пилотной зоны в составе базового контура АПК «Безопасный город» Камчатского края входит, в том числе, обеспечение сбора информации ОТ комплексов автоматизированного мониторинга системы мониторинга состояния атмосферного воздуха (пункт 2.2. Технического задания).
В рамках работ по проектированию Комплекса должна быть осуществлена (пункт 4.1.1. Ill Технического задания) разработка проектных решений по созданию функционального блока КСА «Экологическая безопасность», в составе следующих работ:
1) Разработка проектных решений по созданию Системы мониторинга состояния окружающей среды, предназначенной для непрерывного мониторинга ключевых показателей окружающей среды в составе: - системы мониторинга состояния атмосферного воздуха.
В функции создаваемого комплекса согласно пункту 4.1.1. III Технического задания входит:
- предоставление данных для населения о состоянии окружающей среды, физических и химических процессах, происходящих в окружающей среде и уровне химического загрязнения атмосферного воздуха. В период проведения опытной эксплуатации должен обеспечиваться мониторинг состояния окружающей среды, физических и химических процессов, происходящих в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Кроме того, в пункте 4.1.1.2 Технического задания указано, что в рамках работ по созданию первой очереди Комплекса, на основании разработанных проектных решений, согласованных Заказчиком, должно быть осуществлено:
-создание КСА «Региональная платформа» Комплекса.
-интеграция КСА «Региональная платформа» Комплекса со следующими системами: создаваемой системой интеллектуального видеонаблюдения (СВН) Комплекса; создаваемой системой мониторинга состояния атмосферного воздуха Комплекса.
-создание системы интеллектуального видеонаблюдения (СВН) Комплекса;
- создание системы мониторинга состояния атмосферного воздуха в составе 1 (одного) комплекса автоматизированного мониторинга атмосферного воздуха. Место размещение, адрес установки периферийного оборудования комплекса автоматизированного мониторинга атмосферного воздуха системы мониторинга состояния атмосферного воздуха определяется на Этапе 1 - «Проектно-изыскательские работы» с учетом возможности подключения к сетям электроснабжения, связи, размещения на местности на основе получения технических условий на подключение и размещение от организаций, в ведении которых находятся данных вопросы.
В пункте 4.1.2.1.1.1 Общие требования к функциональным подсистемам КСА «Региональная платформа» указано, что подсистема комплексного мониторинга должна включать в свой состав следующие функциональные модули:
- модуль видеомониторинга и видеоанализа;
- модуль мониторинга состояния окружающей среды;
-модуль мониторинга работоспособности элементов КСА «Региональная платформа».
Модуль мониторинга состояния окружающей среды должен осуществлять сбор и обработку данных, получаемых от вновь создаваемой в рамках настоящего Технического задания системы мониторинга состояния атмосферного воздуха. Состав информации, получаемой от вновь создаваемой системы мониторинга состояния атмосферного воздуха, определяется согласованным протоколом информационного взаимодействия между сопрягаемыми системами.
В пункте 4.1.2.3 КСА функционального блока «Экологическая безопасность» содержатся требования к системе, согласно которым проектируемая система мониторинга состояния атмосферного воздуха предназначена для непрерывного контроля в атмосферном воздухе, посредством комплекса автоматизированного мониторинга содержания загрязняющих веществ, метеорологических параметров (температура, относительная влажность, атмосферное давление). В состав комплекса должен входить газоанализатор для непрерывного автоматического контроля содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ и метеостанция для измерения метеорологических параметров. Дискретность измерений должна быть не менее один раз в час круглосуточно.
Кроме того, в требования к функциональности системы, в том числе, входит информирование населения о состоянии атмосферного воздуха посредством размещения информации на интернет-портале подсистемы электронного взаимодействия с муниципальными службами и населением КСА «Региональная платформа» при интеграции систем.
В состав и содержание работ по проектированию и созданию 1 очереди Комплекса согласно пункту 5 Технического задания входит «Этап 4. Выполнение работ по проведению опытной эксплуатации и сдачи-приемки 1 очереди создания Комплекса».
Согласно пункту 6.2 Виды, состав, объем и методы испытаний 1 очереди создания Комплекса: «Опытную эксплуатацию 1 очереди создания Комплекса проводят на Этапе 4. «Выполнение работ по проведению опытной эксплуатации и сдачи-приемки 1 очереди создания Комплекса» с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик Комплекса и готовности персонала к работе в условиях функционирования Комплекса, определения его фактической эффективности, корректировке (при необходимости) документации и специального программного обеспечения. Продолжительность опытной эксплуатации должна составлять 30 (тридцать) календарных дней»
При этом в период проведения опытной эксплуатации необходимо предоставление аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды с использованием системы мониторинга состояния атмосферного воздуха путем проведения наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Таким образом, исходя из требований Технического задания к создаваемой системе, функционирование системы мониторинга состояния атмосферного воздуха представляет собой деятельность по определению характеристик состояния окружающей среды, физические и химические процессы, происходящие в окружающей среде, определения метеорологических характеристик, а также предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений, которая не может осуществляться лицом, не обладающим лицензией.
Соответственно, эксплуатация названной системы может быть осуществлена только лицом, имеющую соответствующую лицензию Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). В противном случае, проверка и сбор сведений о погодных условиях лицом, не обладающим соответствующей лицензией, приведет к тому, что принять такую систему в опытную эксплуатацию будет невозможно.
Делая данный вывод, суд принимает во внимание, что, базовый контур пилотной зоны аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» Камчатского края (далее АПК «БГ») является единым комплексом и представляет собой единый объект закупки, включающий ряд работ по проектированию, проектирование и создание первой очереди базового контура пилотной зоны аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» Камчатского края (поставку оборудования в соответствии со спецификацией, выполнение работ по проектированию, строительно-монтажные работы, информационное обеспечение решения задач оперативного предупреждения и реагирования на угрозы общественной безопасности посредством автоматизации определенного количества функций, внедрения комплекса средств автоматизации и пр.).
Так, в силу пункта 2.1. Технического задания (описания объекта закупки) документации на проектирование пилотной зоны в составе базового контура и создание первой очереди базового контура пилотной зоны аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» Камчатского края, проектируемый и создаваемый комплекс имеет единое назначение – это повышения общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил, средств и служб, и посредством обеспечения мониторинга, предупреждения и ликвидации возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений, путем обеспечения автоматизированного информационного обмена информационно-управляющих систем дежурных, диспетчерских и других служб для их оперативного взаимодействия.
То есть программно-аппаратный комплекс необходимо рассматривать как сложную вещь, соединённый таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (статья 134 ГК РФ) так как результат использования АПК «БГ», необходимый Заказчику, достигается лишь при использовании совместимого между собой оборудования, программного обеспечения с обеспечением последовательности этапов выполнения работ.
В рассматриваемом случае, Заказчику необходимо обеспечить совместимость и взаимодействие закупаемых товаров, в связи с чем предметом закупки является не набор разных вещей, работ или услуг, а сложная вещь, на которую в том числе будет предоставлена единая гарантия от Поставщика в случае, если какая-либо её составляющая выйдет из строя, что обеспечит более быстрое восстановление работы всего комплекса оборудования, образующего эту сложную вещь.
Возможность привлечения иных лиц в качестве соисполнителей на стороне исполнителя, не свидетельствует о том, что непосредственные участники закупки не должны иметь требуемые по условиям закупки действующие лицензии. По итогам аукциона контракт заключается с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), подавшим заявку на участие в аукционе, именно указанное лицо (исполнитель) должно соответствовать требованиям, так как ответственность за действия привлеченных соисполнителей перед заказчиком несет исполнитель.
При этом целью контрактной системы является не обеспечение максимально возможного количества участников закупки, а удовлетворение объективной потребности Заказчика при разумной экономии бюджета, что и было достигнуто в ходе рассматриваемой закупки.
Согласно пояснениям представителя ГКП Камчатского края «Единый ситуационно-мониторинговый центр», данных при рассмотрении дела судом первой инстанции, в рамках опытной эксплуатации комплекса исполнителем должны быть протестирован продемонстрирован полный функционал системы. Важность данной работы, требования к качеству данной работы обусловлены последствиями, к которым может привести некачественное выполнение данной работы при создании единого комплекса. Ошибки при определении, наблюдения, анализе и обработке за состоянием окружающей среды (например, при изменении состава воздуха при извержении вулканов, утечки промышленных вредных газообразных веществ и др.) в период исполнения контракта приведут к возникновению (и не предотвращению) угрозы чрезвычайной ситуации, вызванной изменениями в атмосферном воздухе, к человеческим и экономическим потерям.
Судом установлено, что заявка ПАО «Ростелеком» предусмотренную требованиями Технического задания лицензию не содержала, в связи с чем, Комиссия Заказчика обоснованно признала заявителя не соответствующим требованиям извещения о закупке и отклонила его заявку.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что объединение в один лот технологически и функционально связанных услуг для проектирования пилотной зоны в составе базового контура и создания первой очереди базового контура пилотной зоны аппаратно-программного комплекса, в состав которого входит множество составляющих элементов, этапов, представляющий собой единый непрерывный комплексный процесс соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ с учетом положений пункта 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017,соответственно, данное обстоятельство не привело к ограничению потенциальных участников закупки. При этом конечным и единственным объектом закупки является именно базовый контур пилотной зоны аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» Камчатского края.
В этой связи Управление в оспариваемом решении пришло к верному выводу о правомерности внесения заказчиком в аукционную документацию по проектированию пилотной зоны в составе базового контура и создание первой очереди базового контура пилотной зоны аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» Камчатского края требований к участникам закупки в виде наличия лицензии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), в связи с чем основания расценивать этап по созданию системы мониторинга состояния атмосферного воздуха в составе 1 (одного) комплекса автоматизированного мониторинга атмосферного воздуха, как производный, отсутствуют.
Вопреки доводам заявителя, судом подробно проанализированы положения Технического задания извещения о спорной закупке, в том числе состав и содержание работ по проектированию и созданию 1 очереди Комплекса, виды, состав, объем и методы испытаний 1 очереди создания Комплекса, и с учетом требований к проведению наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденных Приказом Минприроды России от 30.07.2020 №524, Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 № 1845, иных нормативно-правовых актов.
Довод заявителя о том, что требование о предоставлении в составе заявки одновременно двух лицензий, а также опыта исполнения аналогичных контрактов по проектированию и созданию аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» указывает на то, что целью заключения контракта является его заключение с конкретным исполнителем, и указанные обстоятельства являются нарушением статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), судом апелляционной инстанции проверен и отклонен.
Так, порядок подачи заявления, содержащего указания на признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, предусмотрен данным Законом, а не Законом о контрактной системе, в соответствии с которым рассматривалась жалоба ПАО «Ростелеком», поданная в УФАС России по Камчатскому краю на действия аукционной комиссии Заказчика.
Кроме того, судебная коллегия считает заслуживающими внимания пояснения представителя ПАО «Мегафон», согласно которым из анализа реестров лицензий, размещённых на порталах Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — Реестр лицензий (meteorf.gov.ru) и Реестра лицензий на деятельность по технической защите конфиденциальной информации - ФСТЭК России (fstec.ru) (исключая закрытые/засекреченные записи) следует, что в соответствующих реестрах одновременно содержатся как минимум 20 самостоятельных юридических лиц, обладающих соответствующими лицензиями.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Закона №44-ФЗ на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В случае внесения в соответствии с названным Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона № 44-ФЗ по истечении указанных в названной части сроков обжалования положений документации о закупке, соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Порядок рассмотрения контрольным органом в сфере закупок жалобы на действия заказчика регламентирован статьей 105 Закона о контрактной системе и Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее - Регламент).
Согласно пункту 3.7 Регламента при поступлении жалобы контрольный орган проверяет её на соответствие требованиям, установленным Федеральным законом (то есть статья 105 Закона о контрактной системе), а также положениям Регламента.
В соответствии с пунктом 3.16 Регламента решение о возвращении жалобы заявителю принимается в случаях, установленных частью 11 статьи 105 Закона о контрактной системе.
В решении должна быть указана причина возвращения жалобы, и при возвращении жалобы контрольный орган в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы обязан направить заявителю принятое решение по почте в письменной форме.
Как отмечено Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 03.09.2018 № 304-КГ18-12561 по делу № А75-8358/2017, в силу части 11 статьи 105 Закона №44-ФЗ, в случае, если жалоба на положения документации подана позже установленного срока, антимонопольный орган не вправе рассматривать указанную жалобу.
Абзацем 17 пункта 3.37 Регламента предусмотрено, что если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела судом установлено, что ПАО «Ростелеком», направив в антимонопольный орган жалобу, фактически обжаловал, в том числе, положения извещения о закупке в части установления требования к участникам закупки о наличии у них лицензии, по истечении срока окончания подачи заявок.
Как установлено судом, жалоба ПАО «Ростелеком» на положения документации, подана 12.01.2023 22:07 (МСК+9). При этом срок окончания подачи заявок на участие в закупке-09.01.2023.
Таким образом, с учетом изложенной выше позиции Верховного Суда РФ в совокупности с положениями Административного регламента антимонопольный орган правомерно не рассматривал довод ПАО «Ростелеком» в части обжалования положений извещения о закупке.
Доводу заявителя о невозможности своевременно подать жалобу по причине неработоспособности ЕИС судом первой инстанции также дана надлежащая оценка.
Так, судом установлено, что при работе в ЕИС ПАО «Ростелеком» использовало браузеры Google Chrome и Internet Explorer. Вместе с тем, данные браузеры не являются браузерами, поддерживающим протоколы безопасности с использованием российских криптографических стандартов, которые обеспечивают доступ ко всем необходимым интернет-ресурсам, в том числе к ЕИС в сфере закупок. На данное обстоятельство неоднократно обращал внимание и оператор ЕИС, что подтверждается сведениями новостной ленты на сайте https://zakupki.gov.ru и в личных сообщениях участникам.
Как верно отметил суд первой инстанции, каких-либо документов и сведений, подтверждающих факт сбоя в работе ЕИС по вине оператора ЕИС заявителем суду не представлено, в связи с чем доводы жалобы в данной части отклонятся как бездоказательные.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушения норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции. Следовательно, оснований для её удовлетворения и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, при подаче апелляционной жалобы ПАО «Ростелеком» оплатило государственную пошлину в сумме 3000 рублей, что подтверждается платежным поручением №244688 от 23.08.2023.
Между тем, в силу пп.12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы по настоящему делу составляет 1500 рублей.
При таких обстоятельствах, в силу части 1, 5 статьи статьи 110 АПК РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1500 рублей относятся на заявителя, а в остальной части государственная пошлина подлежит возврату на основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 03.08.2023 по делу №А24-1369/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу «Ростелеком» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению №244688 от 23.08.2023.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Т.А. Солохина
Судьи
Л.А. Бессчасная
А.В. Пяткова