ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-162/2022 от 30.05.2022 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело

№ А24-162/2022

30 мая 2022 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»,

апелляционное производство № 05АП-2574/2022

на решение от 21.03.2022

судьи А.А. Копыловой

по делу № А24-162/2022 Арбитражного суда Камчатского края

принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ИНН 4101036307, ОГРН 1024101041470)

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11.01.2022 по делу № 041/04/9.21-598/2021,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – заявитель, общество, ПАО «Камчатскэнерго») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – ответчик, административный орган, Управление, Камчатское УФАС России) о назначении административного наказания от 11.01.2022 по делу № 041/04/9.21-598/2021 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и по его результатам 21.03.2022 вынесено решение в виде резолютивной части, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

В связи с поступлением апелляционной жалобы ПАО «Камчатскэнерго», 11.04.2022 судом составлено мотивированное решение.

Не согласившись с принятым по делу решением, ПАО «Камчатскэнерго» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на наличие обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии состава административного правонарушения, в том числе вины заявителя в совершении административного правонарушения.

По мнению ПАО «Камчатскэнерго» нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, могло быть допущено только в период действия Договора, в соответствии с которым стороны должны были выполнить взятые на себя обязательства. Договор окончил свое действие 11.01.2021. Апеллянт также указывает на то, что заявитель обратился с уведомлением о выполнении технических условий уже за пределами действия Договора, следовательно, как считает общество, его вина во вменяемом правонарушении отсутствует.

Кроме того, если судом будет установлен состав административного правонарушения, ПАО «Камчатскэнерго» просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.

Общество считает, что должностными лицами Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю нарушены нормы процессуального права, поскольку в протоколе и постановлении указана неверная дата административного правонарушения - 08.07.2021, что свидетельствует об отсутствии события вмененного обществу административного правонарушения на указанную дату.

В установленный судом апелляционной инстанции срок Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, по тексту которого заявило о несогласии с жалобой и указало, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение суда отмене или изменению не подлежит.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.

Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.

Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.

09.12.2021 в адрес УФАС по Камчатскому краю от общества с ограниченной ответственностью «Комтайн» (далее – ООО «Комтайн») поступила жалоба на действия сетевой организации – ПАО «Камчатскэнерго», выразившиеся в невыполнении мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта «Здание склада», расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр. 50 лет Октября, д. 9, к электрическим сетям в срок, установленный Правилами технического присоединения и договором о технологическом присоединении.

Рассмотрев жалобу, антимонопольный орган установил, что 11.09.2020 ПАО «Камчатскэнерго» (сетевая организация) заключила с ООО «Комтайн» (заявитель) договор № ОТП-20-00378 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с приложением технических условий.

По состоянию на 09.12.2021 (дата подачи жалобы) обязательства по договору ПАО «Камчатскэнерго» не исполнены. 10.12.2021 антимонопольный орган возбудил дело об административном правонарушении № 041/04/9.21-598/2021 и назначил проведение административного расследования.

Усмотрев по результатам проведенного расследования в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, специалистом 1-го разряда отдела правового обеспечения и рекламы УФАС по Камчатскому краю составлен протокол об административном правонарушении от 22.12.2021 № 80.

11.01.2022 антимонопольным органом в отношении сетевой организации вынесено постановление № 041/04/9.21-598/2021, которым ПАО «Камчатскэнерго» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей

Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением ООО «Камчатскэнерго» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, а также отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны антимонопольного органа.

Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, заслушав пояснения представителей сторон, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

На основании пункта 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.

Субъектами административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ являются, в том числе юридические лица.

В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Камчатскэнерго» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности по передаче электрической энергии в границах прилегания принадлежащих ему электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства.

Оказываемые сетевыми организациями услуги по технологическому присоединению не образуют отдельного вида экономической деятельности, а являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, поскольку передача электрической энергии неразрывно связана с осуществлением сетевыми организациями технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Решающее значение для отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии является факт занятия производством (реализацией товаров) в условиях естественной монополии, а не условие включения такого хозяйствующего субъекта в Реестр субъектов естественной монополии.

Таким образом, ПАО «Камчатскэнерго» является субъектом естественной монополии, соответственно, на него распространяются установленные законодательством Российской Федерации ограничения в деятельности по передачи электрической энергии.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике, Закон № 35-ФЗ).

В статье 3 вышеуказанного Федерального закона об электроэнергетике установлено, что услугой по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Следовательно, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (часть 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ).

В пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами (пункт 4 Правил).

Согласно пункту 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил установлена поэтапная процедура технологического присоединения, в которую, в том числе, включена подача заявки юридическим или физическим лицом и заключение договора.

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (пункт 8 Правил № 861).

Правила технологического присоединения устанавливают единый порядок технологического присоединения как в случае нового присоединения, так и в случае увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Согласно материалам дела, ПАО «Камчатскэнерго» заключило с ООО «Комтайн» договор от 11.09.2020 № ОТП-20-00378 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств здания склада, расположенного по адресу: Российская Федерация, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, проспект 50 лет Октября, д. 9 (кадастровый номер земельного участка 41:01:0010118:236). Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 15 кВт.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединения, согласно пункту 1.5 договора, составляет четыре месяца со дня заключения договора.

Исходя из пункта 2.1 договора от 11.09.2020 № ОТП-20-00378 сетевая организация возложила на себя обязанность в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, не позднее 15 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), с соблюдением срока договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт об осуществлении технологического присоединения и направить его заявителю.

В соответствии с пунктом 2.3 Договора и пункта 85 Правил заявитель обязан уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.

07.06.2021 ООО «Комтайн» уведомило сетевую организацию о выполнении технических условий, в связи с чем, сетевой организацией произведен осмотр электроустановки заявителя.

17.06.2021 сторонами договора подписан акт о выполнении технических условий. При этом из содержания акта следует, что мероприятия, предусмотренные техническими условиями, выполнены заявителем в полном объеме.

29.06.2021 ООО «Комтайн» обратилось в ПАО «Камчатскэнерго» с заявлением о необходимости исполнения обязательств по выполнению сетевой организацией технологического присоединения объекта (вх. от 29.06.2021 № 724), однако ответ на указанное обращение в адрес заявителя не поступил.

16.07.2021 ООО «Комтайн» повторно обратилось в сетевую организацию с требованием о выполнении Обществом взятых на себя обязательств по договору.

Согласно ответу от 09.08.2021 № 04-/5127, полученному от ПАО «Камчатскэнерго», задержка осуществления технологического присоединения связана с проблемой согласования трассы прохождения проектируемой кабельной линии. Ориентировочный срок завершения работ по технологическому присоединению объекта 31.10.2021.

Вместе с тем, технологическое присоединение объекта ООО «Комтайн» к сетям ПАО «Камчатскэнерго» в срок, указанный в пункте 2.1 договора, как и на дату подачи жалобы в антимонопольный орган (вх. №3651 от 09.12.2021) не произведено.

Учитывая вышеизложенное, в действиях (бездействии) ПАО «Камчатскэнерго» Управлением установлено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что имело место неисполнение сетевой организацией своих обязательств по технологическому присоединению, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения требований законодательства, равно как и доказательств принятия необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

На основании изложенного вывод Камчатского УФАС России о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является правильным.

Процедура привлечения к административной ответственности Камчатским УФАС России соблюдена, постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Проверив процедуру привлечения общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции, не усматривает нарушений, поскольку о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела ПАО «Камчатскэнерго» было надлежащим образом извещено. Протокол составлен, и рассмотрение дела осуществлено в присутствии представителей ПАО «Камчатскэнерго» на основании действующих доверенностей.

Согласно тексту апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное определение административным органом в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности даты совершения административного правонарушения.

ПАО «Камчатскэнерго» полагает, что дата совершения административного правонарушения 08.07.2021, указанная должностными лицами Камчатского УФАС России в протоколе и постановлении, является неверной, верной является – 09.07.2021 с учетом уведомления заявителя о выполнении технических условий – 07.06.2021, акт о выполнении технических условий подписан – 17.06.2021.

Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод исходя из следующего.

Поскольку ни Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ни Правила технологического присоединения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, не устанавливают порядок исчисления сроков, суд апелляционной инстанции полагает, что при их исчислении следует руководствоваться общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Так, статьей 190 ГК РФ определено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 191 ГК РФ).

Принимая во внимание, что о выполнении технических условий ООО «Комтайн» уведомило общество 07.06.2021, а акт о выполнении технических условий подписан сторонами договора 17.06.2021, следовательно, срок, установленный пунктом 2.1 договора № ОТП-20-00378 от 11.09.2020 (в течение 15 рабочих дней со дня проведения осмотра), следует исчислять с учетом положений статьи 191 ГК РФ с 18.06.2021 и, соответственно крайняя дата для осуществления мероприятия являлась 08.07.2021, которая и будет днем совершения правонарушения.

Кроме того, само по себе неточное указание времени совершения правонарушения, при условии соблюдения срока давности привлечения к ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), не является существенным правонарушением, влекущим отмену постановления о привлечении к административной ответственности.

Как следует из правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Ссылка ПАО «Камчатскэнерго» на то обстоятельство, что правонарушение могло быть совершено только в период действия договора, срок действия которого истек 11.01.2021, судом отклоняется, поскольку из материалов дела не следует, что данный договор в спорный период времени являлся недействующим.

По общему правилу, закрепленному в пункте 3 статьи 425 ГК РФ, договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим и по истечении соответствующего срока до полного и надлежащего исполнения обязательств, вытекающих из этого договора, либо до иного определенного в договоре момента окончания исполнения сторонами обязательств.

Суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что условия договора от 11.09.2020 № ОТП-20-00378 изменялись по письменному соглашению сторон, либо данный договор расторгался по требованию одной из сторон.

Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы общества о малозначительности совершенного правонарушения. Суд апелляционной инстанции также не усматривает правовых оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, так как общество не привело суду каких-либо доводов, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, препятствующих ему своевременно исполнить установленную законом обязанность.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы о необходимости применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для квалификации допущенного правонарушения в качестве малозначительного, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

КоАП РФ не содержит исключений применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения. Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Судом апелляционной инстанции не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности вменяемого обществу правонарушения.

Наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Состав вмененного обществу правонарушения является формальным, существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного обществом деяния, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, переоценке данный вывод не подлежит, поскольку причин для признания правонарушения малозначительным суд апелляционной инстанции также не усматривает.

Оспариваемым постановлением антимонопольного органа штраф в размере 100 000 руб. наложен на общество в соответствии с требованиями статей 3.5, 4.1 КоАП РФ и санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в минимальном размере с учетом принципа дифференцированности, соразмерности и справедливости, оснований для снижения штрафа в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела не имеется.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2).

При этом согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 11.03.1998 № 8-П и от 12.05.1998 № 14-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Наказание назначено заявителю с учетом характера допущенного административного правонарушения, оно отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ судом также не усматривается, поскольку отсутствует совокупность условий и обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4, статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Основания для переоценки данных выводов суда первой инстанции у коллегии апелляционного суда отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, в силу части 4 статьи 208 АПК РФ, судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются.

Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 21.03.2022 по делу
№А24-162/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи