Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А24-1725/2022 |
сентября 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено сентября 2022 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу,
апелляционное производство № 05АП-5248/2022
на решение от 29.06.2022
судьи Е.Ю.Лебедевой
по делу № А24-1725/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101036106, ОГРН 1024101022010)
третьи лица: управление имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (ИНН <***>, ОГРН <***>),
управление архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (ИНН <***>, ОГРН <***>),
управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (ИНН <***>, ОГРН <***>),
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (ИНН <***>, ОГРН <***>),
публичное акционерное общество энергетики и электрофикации «Камчатскэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>),
публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Камчатскэнергосбыт» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу: представитель ФИО1 по доверенности от 20.06.2022, сроком действия 1 год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 268), паспорт;
от администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (далее – заявитель, управление, УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – администрация, орган местно самоуправления) о признании участка тепловой сети 2d=76 длинной 82 м от тепловой камеры (ТК – 62) до узла учета тепловой энергии (УУТЭ), расположенного в здании по адресу: <...> Октября, д. 17/3, бесхозяйным объектом теплоснабжения, и признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неисполнении обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2020 №190 «О теплоснабжении» (далее – Закон №190-ФЗ, Закон о теплоснабжении), в отношении бесхозяйной тепловой сети в здании по адресу: <...> Октября, д. 17/3.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать администрацию:
- в течение 60 дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения: обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной, экологической, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики; провести проверку наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения; обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения; обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения;
- организовать приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения;
- в течение 30 дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой соединены с бесхозяйным участком сети после выдачи органом государственного энергетического надзора разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения;
- включить бесхозяйный объект теплоснабжения в утвержденную схему теплоснабжения;
- до даты регистрации права собственности на бесхозный объект теплоснабжения организовать содержание и обслуживание объекта теплоснабжения.
Определениями суда от 15.04.2022, от 11.05.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (далее – Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа), Управление архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (далее – Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа), Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (далее – Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (далее – ТУ Росимущества в Камчатском крае), публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго»), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее – Управление Росреестра по Камчатскому краю), публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Камчатскэнергосбыт» (далее – ПАО «ДЭК» в лице филиала «Камчатскэнергосбыт»).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 29.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Выражая несогласие с выводом суда о принадлежности управлению тепловой сети на праве фактической собственности, заявитель жалобы отмечает, что подписание акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, в котором указано на балансовую принадлежность управлению тепловой сети: от тепловой камеры (ТК – 62) до узла учета тепловой энергии (УУТЭ) 2d=76, L=82, осуществлялось управлением не на основании правоустанавливающих документов, а в целях обеспечения тепловой энергией административного здания. Обращает внимание на то, что согласно актам приема-передачи административного здания и земельного участка тепловая сеть от Росимущества и от бывшего арендатора здания управлению не передавалась и на баланс не принималась; технический паспорт на административное здание, кадастровый паспорт и кадастровый план земельного участка не содержат сведений о принадлежности тепловой сети административному зданию и о расположении тепловой сети в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010118:415; на учете в Управлении Росреестра по Камчатскому краю тепловая сеть также не значится; документы, подтверждающие передачу тепловой сети как Росимуществу, так и управлению, а также другим лицам, либо принадлежность тепловой сети физическим или юридическим лицам на каком-либо ином законном основании, в материалах дела отсутствуют. В связи с этим заявитель жалобы настаивает на том, что тепловой сети присущи признаки бесхозяйной вещи, предусмотренные статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Приводит довод о том, что у администрации возникают обязанности по проведению предусмотренных Законом №190-ФЗ мероприятий по выявлению бесхозяйных тепловых сетей, признанию тепловых сетей бесхозяйными, определению тепловой организации, тепловые сети которой соединены с бесхозяйным участком сети, а также других действий по приведению тепловой сети в эксплуатацию. Полагает, что независимо от того, принимается или нет бесхозяйная тепловая сеть в муниципальную собственность, собственником сетей, расположенных в населенном пункте, является муниципальное образование. Также считает, что тепловая сеть является самостоятельным объектом недвижимого имущества и не следует судьбе главной вещи в соответствии со статьей 135 ГК РФ.
Администрация, третьи лица, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без их участия по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Распоряжением ТУ Росимущества в Камчатском крае от 02.04.2013 №43-р за УФССП России по Камчатскому краю на праве оперативного управления закреплено административное здание, местоположение (адрес) объекта: <...> Октября, д. 17/3.
Право оперативного управления УФССП России по Камчатскому краю в отношении здания административного, назначение нежилое, 3-этажного, общей площадью 1326,5 кв. м, инв. №5430, лит. А, адрес (местонахождения) объекта: <...> Октября, д. 17/3, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.04.2013, о чем имеется запись регистрации №41-41-01/025/2013-057.
Распоряжением ТУ Росимущества в Камчатском крае от 09.09.2013 №180-р в постоянное (бессрочное) пользование УФССП России по Камчатскому краю предоставлен земельный участок с кадастровым номером 41:01:010118:415, общей площадью 1263 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира административное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <...> Октября, дом 17/3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания. Участок передан управлению по акту приема-передачи от 09.09.2013.
Право постоянного (бессрочного) пользования управления на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.10.2013, о чем имеется запись регистрации №41-41-01/040/2013-152.
В 2019 году при проведении работ по гидравлическому испытанию наружных тепловых сетей, прилегающих к административному зданию, согласно составленному акту готовности сетей отопления от 04.07.2019 в присутствии представителя подрядной организации и представителя тепловой инспекции сети центрального отопления испытания не выдержали, к эксплуатации в отопительном периоде 2019–2020 годов не допущены. При внешнем осмотре системы отопления и горячего водоснабжения выявлен прорыв сети от точки присоединения до узла учета тепловой энергии.
Указав изложенные обстоятельства, управление обратилось в ПАО «Камчатсэнерго» с письмом от 17.07.2019 исх. №41915/19/8545, в котором просило дать разъяснения о дальнейших действиях для устранения выявленных нарушений.
ПАО «Камчатсэнерго» в письме от 23.07.2019 №12/3847 разъяснило о необходимости управлению своими силами или с привлечением подрядной организации принять меры по ремонту и замене аварийных участков сети, а также указало, что возобновление теплоснабжения объекта производится только при наличии акта готовности сетей отопления и горячего водоснабжения к эксплуатации в отопительный период.
УФССП России по Камчатскому краю обратилось к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа с письмом от 27.11.2019 №41907/19/15231-ДП о рассмотрении вопроса о принятии в муниципальную собственность, как бесхозяйную, тепловую сеть подземной прокладки от тепловой камеры ТК-62 до узла учета тепловой энергии.
Управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в письме от 29.04.2020 №01-06-01/2087/20 указало на отсутствие оснований для обращения указанного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Кроме того, в письме от 23.06.2021 №01-06-01/3311/21 Управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа разъяснило управлению, что в случае получения ответов от заинтересованных лиц об отсутствии собственника будет рассмотрен вопрос о принятии указанного участка сети в муниципальную собственность.
Полагая, что указанный участок тепловой сети является бесхозяйным имуществом, а также, полагая, что допущенное администрацией бездействие, выраженное в непринятии мер по постановке на учет данного участка тепловой сети в качестве бесхозяйного имущества, является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого было отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании пояснения управления, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
К бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
На основании статьи 12 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных названной статьей, либо иными способами, установленными законом.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов истца (заявителя). Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и (или) законных интересов обратившегося в суд лица.
В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Определениях от 21.04.2011 №450-О-О и от 18.07.2006 №367-О, права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не предопределяет возможность выбора гражданином или объединением граждан по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами.
Способ защиты права должен соответствовать характеру его нарушения и обеспечивать возможность восстановления нарушенных прав. Выбор заявителем способа защиты, не соответствующего характеру имеющегося между сторонами спора, является основанием для отказа в иске.
Из материалов дела следует, что заявленные управлением требования основаны на положениях Федерального закона от 06.0.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) и Закона о теплоснабжении.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены следующие вопросы: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств возложена на органы местного самоуправления также положениями части 1 статьи 6 Закона №190-ФЗ.
При этом пунктом 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что потребителями тепловой энергии признаются любые лица (не только население), приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Таким образом, на основании указанных норм права, при наличии в границах муниципального образования бесхозяйных тепловых сетей у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных тепловых сетей.
При этом, исходя из смысла статьи 225 ГК РФ, части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта.
Для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи определен статьей 225 ГК РФ, Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Вместе с тем, действующее законодательство не содержит норм, устанавливающих обязанность принятия бесхозяйного имущества, в том числе тепловых сетей, в собственность муниципального образования. Вопрос о принятии бесхозяйного имущества на учет и последующего признания права собственности муниципального образования на такое имущество решается органом местного самоуправления в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств.
Вышеприведенные нормы права предписывают лишь определить организацию, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети, при этом их регистрация в качестве бесхозяйных не имеет правового значения.
При этом значимыми обстоятельствами являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения в которую входят указанные тепловые сети).
Тепловая сеть вначале должна быть признана бесхозяйной и только потом у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению эксплуатирующей организации.
Как уже отмечалось ранее, распоряжением ТУ Росимущества в Камчатском крае от 02.04.2013 №43-р за УФССП России по Камчатскому краю на праве оперативного управления закреплено административное здание, местоположение (адрес) объекта: <...> Октября, д. 17/3.
Распоряжением ТУ Росимущества в Камчатском крае от 09.09.2013 №180-р в постоянное (бессрочное) пользование УФССП России по Камчатскому краю предоставлен земельный участок с кадастровым номером 41:01:010118:415, общей площадью 1263 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира административное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <...> Октября, дом 17/3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания. Участок передан управлению по акту приема-передачи от 09.09.2013.
Действительно, как отмечает заявитель, спорный участок тепловой сети отдельно не указан в распоряжении о закреплении за управлением на праве оперативного управления или в акте приема-передачи.
Вместе с тем, согласно техническому паспорту на здание административное, инв. №5430, составленному по состоянию на 20.01.2014, данный объект имеет отопление.
Заявитель не оспаривает, что источником теплоснабжения административного здания является котельная №50 (101 квартал), подача теплоснабжения производится по схеме присоединения отопительной системы, зависимой от этой котельной.
Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункт 5 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В силу пункта 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №307, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 №787, акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения. В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 31.08.2021 №1/5, составленном филиалом ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика и ООО «Савико» (предыдущий собственник административного здания), границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей, является первый фланец задвижки на подающем и обратном трубопроводах со стороны потребителя в тепловой камере ТК-62 (точка врезки в магистральный трубопровод).
Также в пункте 2 акта от 31.08.2011 предусмотрено, что на балансе потребителя находятся тепловые сети от тепловой камеры ТК-62 до узла учета тепловой энергии магазина «Савико» 2d=76, L=82 п.м. (в канале) подземной прокладки.
Из пояснений ПАО «Камчатскэнерго» следует, что в 2013 году при смене собственника здания на УФССП России по Камчатскому краю заключен договор теплоснабжения №80002. При этом граница тепловых сетей котельной №50 «101 квартал» (кадастровый номер 41:01:0000000:2290) является именно тепловая камера ТК-62.
Таким образом, из имеющихся в материалах дела документов следует, что именно управление выступает в качестве балансодержателя спорного участка тепловой сети.
Одновременно с этим следует отметить, что заявитель на протяжении ряда лет своими фактическими действиями проявлял себя как владелец спорного участка теплотрассы, нес бремя его содержания, заключал договоры на пользование тепловой энергией, и только после аварийной ситуации на спорном участке тепловой сети в 2019 году управление инициировало процедуру определения статуса спорной тепловой сети, как бесхозяйной, и непринятие органом местного самоуправления положительного решения по указанному обращения рассматривается заявителем в качестве незаконного бездействия.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что администрация не нашла правовых оснований для обращения спорного участка тепловой сети в муниципальную собственность.
Так, спорный участок тепловой сети используется для поставки тепловой энергии в здание административное, расположенное по адресу: <...> Октября, д. 17/3, закрепленного на праве оперативного управления за УФССП России по Камчатскому краю.
Данный участок теплотрассы не является транзитным и обслуживает конкретный объект, не являющийся муниципальной собственностью.
Доказательств возведения спорного участка инженерной инфраструктуры в целях обеспечения теплоснабжением иных объектов третьих лиц в силу статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
То есть вся спорная теплосеть фактически находится в эксплуатационной ответственности лица, в оперативном управлении которого находится здание административное, в связи с чем оснований считать эту теплосеть бесхозяйной не имеется.
Надлежащая эксплуатация объекта недвижимости, принадлежащих на праве оперативного управления или хозяйственного ведения и расположенных на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации, невозможна без использования спорного участка теплотрассы, который в данном случае является принадлежностью по отношению к главной вещи, связан с ней общим назначением, в силу чего должен следовать судьбе главной вещи (статья 135 ГК РФ).
Спорный участок теплотрассы до здания административного, расположенного по адресу: <...> Октября, д. 17/3, вместе представляют собой в совокупности единый имущественный комплекс, расположенный на земельном участке, что соответствует закрепленному в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов, которые следуют судьбе земельных участков.
Как разъяснено в пункте 2 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 №64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Таким образом, приобретя право оперативного управления на указанное здание административное, управление приобрело и права владения и пользования объектами инженерной инфраструктуры здания, как неотъемлемыми частями самого здания, и в силу статьи 210 ГК РФ именно оно несет обязанность по содержанию данной тепловой сети.
Данный вывод подтверждается, в том числе, и тем, что заявитель добровольно и открыто эксплуатировал и содержал за счет собственных средств спорный участок теплотрассы, как собственное имущество, что усматривается из представленных в материалы дела актов готовности сетей отопления и горячего водоснабжения к эксплуатации с отопительном периоде от 04.07.2019, 23.09.2019. Управление несло бремя по его содержанию заключением договоров на пользование тепловой энергией.
При установленных обстоятельствах, спорная тепловая сеть не имеет признаков бесхозяйного имущества, относится к объектам инженерной инфраструктуры здания и находится в фактическом владении и пользовании собственника (владельца) административного здания, расположенного по адресу: <...> Октября, д. 17/3.
То обстоятельство, что на участок тепловой сети 2d=76 длинной 82 м от тепловой камеры (ТК – 62) до узла учета тепловой энергии (УУТЭ), расположенного в здании по адресу: <...> Октября, д. 17/3, не зарегистрировано никаких прав, а также отсутствуют сведения о постановке ее на учет и баланс ни в реестре федерального имущества, ни на местном уровне, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку указанные обстоятельства могли бы выступать в качестве одного из возможных признаков бесхозяйственности объекта, но не исключительно указывающего на безусловный статус его как бесхозного.
На основании изложенного правовые и фактические основания для признания участка тепловой сети 2d=76 длинной 82 м от тепловой камеры (ТК – 62) до узла учета тепловой энергии (УУТЭ), расположенного в здании по адресу: <...> Октября, д. 17/3, бесхозяйным имуществом отсутствуют.
В такой ситуации у администрации отсутствовали правовые основания для проведения мероприятий по оформлению документов в рамках процедуры признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество. Незаконного бездействия со стороны органа местного самоуправления не допущено.
Соответственно заявленные требования являются необоснованными, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в их удовлетворении.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обжалуемое решение должным образом мотивировано, основано на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами пояснений и доказательств, совокупность которых была достаточной для вынесения законного и обоснованного судебного акта. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на управление судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Камчатского края от 29.06.2022 по делу №А24-1725/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Г.Н. Палагеша |
Судьи | А.В. Гончарова С.В. Понуровская |