Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А24-1764/2021 |
14 декабря 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено декабря 2021 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью «Норд Стар»,
апелляционное производство № 05АП-6880/2021
на решение от 30.08.2021
судьи А.А. Копыловой
по делу № А24-1764/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Норд Стар» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения от 20.01.2021 № 08-01-06/381/1 об отказе в согласовании хозяйственной деятельности в рамках проектной документации,
при участии:
от ООО «Норд Стар»: ФИО1 по доверенности от 14.09.2021 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 696), паспорт.
от Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству: в судебное заседание не явились.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Норд Стар»
(далее – заявитель, Общество, ООО «Норд Стар») обратилось в суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействительным решения Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее – Управление, ответчик) от 20.01.2021 № 08-01-06/381/1 об отказе в согласовании хозяйственной деятельности в рамках проектной документации.
При рассмотрении дела заявитель уточнил, что помимо решения от 20.01.2021 № 08-01-06/381/1, оспаривает действия Врио руководителя СВТУ ФИО2, выразившиеся в принятии данного решения.
Суд в порядке статьи 49 АПК РФ принял уточнение заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 30.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Норд Стар» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 30.08.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей правовой позиции заявитель приводит доводы о том, что земельный участок, на котором осуществляется деятельность общества, не попадает ни в водоохранную, ни в рыбоохранную зоны, ни в водосборную территорию реки ФИО3. В этой связи полагает, что общество не обязано осуществлять меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, ввиду того, что деятельность общества не оказывает и в принципе не может оказывать какое-либо воздействие на водные биоресурсы. Обращение с заявлением было избыточной инициативой общество, следовательно, Управлением была оказана государственная услуга ненадлежащему лицу. Кроме того, обращает внимание на то, что основанием для отказа обществу в согласовании осуществления деятельности послужили обстоятельства, не предусмотренные правилами № 384 в качестве оснований для отказа.
Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Поскольку представители общества не возражали против рассмотрения дела в его отсутствие, суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие неявившегося представителя управления.
В канцелярию суда от Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое на основании статей 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ удовлетворено судом.
Также в канцелярию суда от ООО «Норд Стар» поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе с приложениями, поименованными в перечне, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ООО «Норд Стар» поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, договору аренды земельного участка от 12.09.2012 № 250/А Обществу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101099:1015 площадью 11800 кв.м., местонахождение: Камчатский край, район Елизовский, п. Термальный, для строительства гостевого дома и объектов рекреационного назначения.
25.12.2020 Общество обратилось в Управление с заявкой о согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В заявке Общество указало планируемые сроки начала и окончания планируемой деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания при строительстве Гостевого дома по ул. Крузенштерна в пос. Термальный 1-й этап строительства, а также последствия негативного воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов в весовых единицах потерь биомассы водных биологических ресурсов (килограммы, тонны). Меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также сроки их выполнения, указаны Обществом в пунктах 6, 7 заявки.
Согласно заключению Управления от 20.01.2021 № 08-01-06/381/1 Обществу отказано в согласовании хозяйственной деятельности в рамках проектной документации «Гостевой дом по ул. Крузенштерна в пос. Термальный 1-й этап строительства».
Не согласившись с решением Управления, а также действиями по его принятию, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который обжалуемым решением отказал в удовлетворении требований.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрены требования о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности, которая, в свою очередь, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 50 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила № 384).
Пунктом 4 Правил № 384 предусмотрены требования к заявке, направляемой заинтересованными лицами в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), для согласования соответствующей деятельности.
Приказом Минсельхоза России от 25.08.2015 № 381 утвержден Административный регламент Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (действующий в рассматриваемый период времени) (далее – Регламент).
Пунктом 2 Регламента предусмотрено, что заявителями являются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, планирующие осуществление строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В соответствии с пунктом 50 Регламента подача заявителем в Росрыболовство (его территориальные органы) заявки и прилагаемой к ней проектной документации, предусмотренной в пункте 22 Регламента, является основанием для начала административной процедуры.
Совокупный анализ вышеприведенных нормоположений показывает, что началом для предоставления государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, является подача заявителем соответствующей заявки. Следовательно, административная процедура носит заявительный характер, и не может быть инициирована в отсутствие соответствующего заявления заинтересованного лица.
В этой связи, доводы общества о том, что услуга была оказана ненадлежащему лицу, не входящему в круг заявителей, добросовестно заблуждающемуся относительно необходимости получения согласования, подлежат отклонению, поскольку общество, действуя своей волей и в своем интересе (часть 2 статьи 1 ГК РФ), направило соответствующую заявку, рассчитывая на результат ее рассмотрения.
При этом вся необходимая информация о предоставлении данной услуги, в том числе, о круге заявителей, размещается в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Следовательно, общество не было лишено возможности оценить необходимость и целесообразность получения данной услуги.
Кроме того, по результатам рассмотрения заявки Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) принимает решение о согласовании либо отказе в согласовании осуществления деятельности; соответствующее решение оформляется в форме заключения (пункты 8, 9 Правил № 384).
Соответственно, возврат заявления по причине его подачи ненадлежащим лицом ни нормами Правил № 384, ни нормами Регламента не предусмотрен.
В свою очередь, пунктом 12 названных Правил установлено, что основаниями для отказа в согласовании осуществления деятельности являются: представление в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) не в полном объеме документации; несоответствие документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Аналогичные положения содержит Регламент.
Так, результатами предоставления государственной услуги являются: а) заключение Росрыболовства (территориального органа Росрыболовства) с решением о согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания; б) заключение Росрыболовства (территориального органа Росрыболовства) с решением об отказе в согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания 9 (пункт 18 Регламента).
Пунктом 63 Регламента предусмотрено, что должностное лицо структурного подразделения территориального органа Росрыболовства, ответственное за рассмотрение заявки и прилагаемой к ней проектной документации, обеспечивает в пределах срока, предусмотренного пунктом 19 Регламента:
а) определение соответствия заявки и проектной документации положениям, предусмотренным пунктом 22 Регламента;
б) направление заявки и прилагаемой к ней проектной документации, в срок, не превышающий 5 календарных дней с даты регистрации их в территориальном органе Росрыболовства, для рассмотрения, подготовки и представления информации о соответствии планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам «б» - «з» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 380, или предложений о необходимости доработки мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания в одну из следующих организаций подведомственных Росрыболовству (в зависимости от территории осуществления ими полномочий), за исключением организации, разработавшей оценку воздействия намечаемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, представленной в составе рассматриваемой заявки, в том числе в федеральное государственное бюджетное учреждение «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» и его филиалы; рассмотрение заявки и прилагаемой к ней проектной документации с учетом информации и предложений, поступивших от подведомственных организаций Росрыболовства, предусмотренных подпунктом «б» настоящего пункта Регламента.
По результатам рассмотрения прилагаемой к заявке проектной документации должностное лицо структурного подразделения Росрыболовства (территориального органа Росрыболовства), ответственное за рассмотрение заявки и проектной документации: определяет соответствие (несоответствие) этой проектной документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды; оформляет результаты предоставления государственной услуги (пункт 65 Регламента № 381).
Согласно пункту 73 Регламента решения о согласовании (отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, оформляются в виде заключения Росрыболовства (территориального органа Росрыболовства), которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Росрыболовства (территориального органа Росрыболовства).
Из материалов дела установлено, что в данном случае общество обратилось за согласованием строительства объекта капитального строительства – гостевой дом и объекты рекреационного назначения на земельном участке с кадастровом номером 41:05:0101099:1015 площадью 11800 кв.м, местонахождение: Камчатский край, район Елизовский, п. Термальный.
В соответствии с вышеприведенным порядком Управление, руководствуясь пунктом 63 Регламента, направило заявку Общества с прилагаемой к ней проектной документацией в ФГБУ «Главрыбвод» Северо-Восточный филиал, которое письмом от 15.01.2021 № 05-18-01-04/35 сообщило о том, что мер по сохранению водных биологических ресурсов и среду их обитания, запланированных Обществом, при осуществлении строительства объектов в рамках проектной документации «Гостевой дом по ул. Крузенштерна в пос. Термальный Камчатского края. 1-ый этап строительства» будет недостаточно.
С учетом информации, поступившей от ФГБУ «Главрыбвод» Северо-Восточный филиал, Управлением вынесено заключение от 20.01.2021 № 08-01-06/381/1 об отказе в согласовании хозяйственной деятельности в рамках проектной документации, что согласуется с требованиями пункта 9 Правил № 384, пункта 74 Регламента.
Поддерживая правомерность оспариваемого отказа, и отклоняя доводы общества о том, что оно не обязано осуществлять меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, поскольку земельный участок не попадает ни в водоохранную, ни в рыбоохранную зоны, ни в водосборную территорию реки ФИО3, коллегия суда отмечает следующее.
Как следует из части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 102 ЗК РФ, к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Земельный участок, на котором обществом осуществляется спорное строительство, расположен на территории Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края на левобережье реки ФИО3.
В свою очередь река ФИО3 является притоком реки Паратунка, согласно государственному рыбохозяйственному реестру река ФИО3 является водным объектом рыбохозяйственного значения высшей категории.
Из предоставленной КамчатНИРО информации от 29.10.2021 следует, что земельный участок, на котором будет располагаться объект: «Гостевой дом по ул. Крузенштерна в пос. Термальный Камчатского края. 1-ый этап строительства», находится на водосборной территории реки ФИО3.
Водосборный бассейн – часть земной поверхности, толщи почв и грунтов, откуда поверхностные и подземные воды поступают в водный объект.
Таким образом, вывод суда о том, что ведение Обществом деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания прямо или косвенно, должно осуществляться только при наличии оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, плана мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания и их согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, является верным.
Кроме того, заслуживает внимания то обстоятельство, что рассматриваемые требования заявлены обществом в рамках Главы 24 АПК РФ, согласно нормам которой для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
Между тем, на момент обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями Общество устранило замечания, указанные в оспариваемом заключении, в связи с чем 25.03.2021 Управление согласовало Обществу строительство объекта в рамках проектной документации «Гостевой дом по ул. Крузенштерна в пос. Термальный Камчатского края. 1-ый этап строительства», выдав заключение № 08-01-06/2181.
По изложенному, общество не доказало ни факт нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением, ни его несоответствие закону.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Соответственно основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом при ее подаче, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 30.08.2021 по делу №А24-1764/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | А.В. Гончарова |
Судьи | Н.Н. Анисимова О.Ю. Еремеева |