ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-1810/18 от 21.11.2018 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-1810/2018

26 ноября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено ноября 2018 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л.А. Бессчасной,

судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т.Васильевой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа,

апелляционное производство № 05АП-7563/2018

на решение от 08.08.2018

судьи Е.Ю.Лебедевой

по делу № А24-1810/2018 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101036106, ОГРН 1024101022010)

о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101113537, ОГРН1064101072200) от 16.01.2018 № 1,

третьи лица: автономная некоммерческая организация «Военно-спортивный центр «Кадет» (ИНН 4101085470, ОГРН 1024101033054); автономная некоммерческая организация «Центр Культуры и Просвещения» (ИНН 4101995656, ОГРН 1124100000386); Камчатская региональная общественная организация «Камчатско-Курильские экспедиции» (ИНН 4101995938, ОГРН 1124100000936); некоммерческое партнерство «Автомобильный союз Камчатки» (ИНН 4101111547, ОГРН 1064100001569); Камчатская краевая общественная молодежная организация «ПОЛУОСТРОВ» (ИНН 4101995423, ОГРН 11141000001135); Камчатское краевое отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (ИНН 4101074341, ОГРН 1024100001606); общественная организация Петропавловск-Камчатского городского совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (ИНН 4101074341); местная общественная организация «Народная дружина Петропавловск-Камчатского городского округа» (ИНН 4101996314, ОГРН 1134100000660); Камчатская краевая экологическая общественная организация «КамЧа» (ИНН 4101995092, ОГРН 1114100000398); родовая община малочисленных народов «Камчатское море» (ИНН 4101114234, ОГРН 1074100000061); территориально-соседская община коренных малочисленных народов Камчатского края «ДЕТИ СЕВЕРА» (ИНН 4101117877, ОГРН 1074100001810) родовая община малочисленных народов Севера «Род Удинкан» (ИНН 4101170119, ОГРН 1154100000328),

при участии:

от Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа -Тихонов А.М., доверенность от 07.02.2018 сроком по 31.12.2018 года, паспорт,

от Контрольно-счетной палаты Петропавловск - Камчатского городского округа - Курбанова Т.Д., доверенность от 16.11.2018 сроком по 31.12.2018 года, паспорт,

от автономной некоммерческой организации «Военно-спортивный центр «Кадет» - представитель не явился,

от автономной некоммерческой организации «Центр Культуры и Просвещения» - представитель не явился,

от Камчатской региональной общественной организации «Камчатско-Курильские экспедиции» - представитель не явился,

от некоммерческого партнерства «Автомобильный союз Камчатки» - представитель не явился,

от Камчатской краевой общественной молодежной организации - представитель не явился,

от Камчатского краевого отделени Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов - представитель не явился,

от общественной организации Петропавловск-Камчатского городского совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов - представитель не явился,

от местной общественной организации «Народная дружина Петропавловск-Камчатского городского округа» - представитель не явился,

от Камчатской краевой экологической общественной организации «КамЧа» - представитель не явился,

от родовой общины малочисленных народов «Камчатское море» - представитель не явился,

от территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Камчатского края «ДЕТИ СЕВЕРА» - представитель не явился,

от родовой общины малочисленных народов Севера «Род Удинкан» - представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – КСП ПКГО, счетная палата) от 16.01.2018 № 1.

Определением суда от 16.05.2018 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены автономная некоммерческая организация «Военно-спортивный центр «Кадет»; автономная некоммерческая организация «Центр Культуры и Просвещения»; Камчатская региональная общественная организация «Камчатско-Курильские экспедиции»; некоммерческое партнерство «Автомобильный союз Камчатки»; Камчатская краевая общественная молодежная организация «ПОЛУОСТРОВ»; Камчатское краевое отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов; общественная организация Петропавловск-Камчатского городского совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов; местная общественная организация «Народная дружина Петропавловск-Камчатского городского округа»; Камчатская краевая экологическая общественная организация «КамЧа»; родовая община малочисленных народов «Камчатское море»; территориально-соседская община коренных малочисленных народов Камчатского края «ДЕТИ СЕВЕРА» (далее – третьи лица).

Определением суда от 13.06.2018 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена родовая община коренных малочисленных народов Севера «Род Удинкан».

Решением от 08.08.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 08.08.2018, Администрация просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на нарушением судом первой инстанции норм материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней Администрация указывает на ошибочный вывод суда первой инстанции о нецелевом использовании выделенных средств, а именно, что расходы, совершенные получателями субсидии были совершены не в соответствии со сметой расходов, что является нарушением бюджетного законодательства.

Полагает, что получатели бюджетных средств не являются участниками бюджетного процесса и на них не может распространятся нормы бюджетного законодательства, что смета расходования применима исключительно к участникам бюджетного процесса – казенным учреждениям, а в рассматриваемом случае смета получателей содержит направления расходования, примерный размер  по этим направлениям и не накладывает на получателей субсидии обязательство исполнять ее в заявленных размерах.

Настаивая на отмене судебного акта, полагает распределение, что средства субсидии были распределены между направлениями расходов, указанных в сметах, что не может быть расценено как нецелевое использование средств субсидии.

Выражает несогласие Администрация и с выводами суда об отсутствии полномочий  органом местного самоуправления по распространению  своих действий за пределы городского округа. Относительно малочисленных коренных народов Севера Администрация полагает, что Постановление №2847 не предъявляет требования осуществления традиционной хозяйственной деятельности именно на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

КСП ПКГО в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила, указывая на выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, их надлежащую правовую оценку, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.

В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание апелляционной инстанции 25.10.2018 откладывалось до 21.11.2018 в целях полного и всестороннего исследования материалов дела, а также для представления сторонами дополнительных документов и пояснений.

В судебном заседании представители Администрации и счетной палаты  поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу Администрации в порядке статьи 262 АПК РФ не представили, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу  в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

В период с 26.04.2017 по 24.07.2017 КСП ПКГО в отношении Администрации проведено контрольное мероприятие по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 годах.

 В ходе проверки установлено, что в 2013-2014 годах недоиспользование части субсидии, подлежащей возврату в бюджет некоммерческими организациями, составило 375,4 тыс. руб., в том числе:

 – 40,0 тыс. руб. – автономная некоммерческая организация «Военноспортивный центр «Кадет»;

– 2,8 тыс. руб. – автономная некоммерческая организация «Центр Культуры и Просвещения»; – 27,4 тыс. руб. – Камчатская региональная общественная организация «Камчатско-Курильские экспедиции»;

– 115,0 тыс. руб. – некоммерческое партнерство «Автомобильный союз Камчатки»; – 13,6 тыс. руб.

– Камчатская краевая общественная молодежная организация «ПОЛУОСТРОВ»;

 – 96,0 тыс. руб. – Камчатское краевое отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов;

– 41,6 тыс. руб. – общественная организация Петропавловск-Камчатского городского совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов;

– 29,7 тыс. руб. – местная общественная организация «Народная дружина Петропавловск-Камчатского городского округа»;

– 9,3 тыс. руб. – Камчатская краевая экологическая общественная организация «КамЧа».

Проверкой установлено, что условиями соглашений, заключенных Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа с некоммерческим организациями, предусмотрена обязанность получателя субсидии обеспечить расходование средств субсидии в соответствии с оглашением и сметой расходов, предоставленной получателем субсидии, строго по целевому назначению.

Пунктами 19–21 постановления Администрации от 04.04.2013 № 942 «О порядке определения объема и предоставления субсидии некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, в 2013 году из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – Постановление № 942), пунктами 34–36 постановления Администрации от 19.09.2013 № 2722 «О порядке определения предоставления субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений) в 2013 году из бюджета ПКГО по реализации мероприятии по созданию добровольных формирований по охране общественного порядка» (далее – Постановление № 2722), пунктами 19–21 постановления Администрации от 10.02.2014 № 282 «О порядке определения объема и предоставления субсидии некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, в 2014 году из бюджета ПКГО» (далее – Постановление № 282) предусмотрен порядок возврата в бюджет городского округа неиспользованной части субсидии. Вместе с тем, в нарушение указанного порядка недоиспользованные части субсидии некоммерческими организациями в бюджет ПКГО не возвращены.

Кроме того, в проверяемом периоде 2013–2014 годы Администрацией предоставлены субсидии общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - КМНС) на общую сумму 815,7 тыс. руб., в том числе:

– 216,0 тыс. руб. – родовая община малочисленных народов «Камчатское море» (2013 год);

– 155,1 тыс. руб. – территориально-соседская община коренных малочисленных народов Камчатского края «ДЕТИ СЕВЕРА» (2013 год);

– 47,7 тыс. руб. – община коренных малочисленных народов Севера Петропавловск-Камчатского городского округа (2013 год);

 – 396,7 тыс. руб. – родовая община малочисленных народов «Удинкан» (2014 год).

В ходе контрольного мероприятия счетной палатой было установлено, что при регистрации общин КМНС в г. Петропавловске-Камчатском фактическую деятельность они осуществляли за пределами городского округа, в связи с чем предоставление им субсидии из бюджета городского округа является нарушением пункта 1.2 постановления Администрации от 03.10.2013 № 2847 «О порядке определения объема и предоставления субсидии некоммерческим организациями – общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, из бюджета городского округа в 2013 году» (далее – Постановление № 2847), пункта 1.2 постановления Администрации от 21.07.2014 № 1809 «О порядке определения объема и предоставления субсидии некоммерческим организациями – общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, из бюджета ПКГО в 2014 году» (далее – Постановление № 1809), устанавливающих одним из обязательных условий предоставления субсидий - осуществление деятельности на территории городского округа.

Результаты проверки отражены в акте от 28.07.2017 № 01-06/08/9-3.3.

Установленные в ходе проверки обстоятельства также нашли свое отражение в отчете аудитора КСП ПКГО от 26.12.2017 о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 годах.

16.01.2018 счетной палатой в адрес Администрации выдано представление № 1, в соответствии с которым Администрации предложено:

1. Принять – меры по устранению причин и условий, повлекших выявленные нарушения, и меры по недопущению их в будущем.

2. Принять меры по возврату в бюджет городского округа: – неиспользованной части субсидии – средств субсидии, выделенных общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в нарушение условий и порядка предоставления субсидий.

О принятии по настоящему представлению мер и решений по его реализации необходимо уведомить счетную палату в срок до 01.06.2018.

Не согласившись с вынесенным представлением, посчитав, что оно не отвечает требованиям закона и нарушает ее права, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Администрации и дополнении  к ней, в отзыве счетной палаты на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных  образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Закона № 131-ФЗ).

Целью Закона № 6-ФЗ является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1).

          Согласно положениям статьи 10 Закона № 6-ФЗ, внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.

          Контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно. Планирование деятельности контрольно-счетных органов осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (пункты 1 и 2 статьи 12 Закона № 6-ФЗ).

Согласно статьи 17 Решения Городской Думы Петропавловск -Камчатского городского округа Камчатского края от 02.03.2016 № 397-нд «О Контрольно-счетной палате Петропавловск -Камчатского городского округа» внутренние вопросы деятельности Контрольно-счетной палаты, распределение обязанностей между заместителем председателя, аудиторами, функции и взаимодействие в аппарате, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятия всех видов и форм контрольно-ревизионной и иной деятельности определяются регламентом Контрольно-счетной палаты, утверждаемый коллегией Контрольно-счетной палаты.

Из пункта 6.9 Регламента КСП следует, что на каждый проверяемый объект контрольного мероприятия оформляется направление на право проведения контрольного мероприятия.

Как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемой ситуации, основанием для проведения контрольного мероприятия послужило предложение Управления Федеральной службы безопасности Российской Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Камчатскому краю от 18.04.2017 № 95/4/2-465, согласно которому предлагалось провести проверку целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013 – 2016 годах.

По результатам рассмотрения указанного обращения коллегией КСП ПКГО от 21.04.2017 (протокол от 21.04.2017 № 3) было включено в план работы КСП контрольное мероприятие в формулировке, предложенной УФСБ России, а именно «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013–2016 годах»

Материалами дела подтверждается, что по результатам контрольного мероприятия оформлен акт проверки от 28.07.2017 № 01-06/08/9-3.3, который подписан без разногласий. На заседании Комиссии КСП ПКГО 26.12.2017 утвержден отчет о результатах соответствующей проверки, согласно которому предложено, в том числе, направить представление в Администрацию ПКГО с целью устранения выявленных нарушений, что послужило основанием для вынесения оспариваемого представления от 16.03.2018 № 1.

 На основании изложенного вывод суда первой инстанции о том, что контрольное мероприятие проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства, коллегия находит правильным.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемое представление по своему содержанию отвечает признакам ненормативного правового акта и может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ.

Согласно положениям статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Из части 1 статьи 78.1 БК РФ следует, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Субсидия представляет собой пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам.

В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (абзац 2 пункта 2 статьи 78.1 Бюджетный кодекс Российской Федерации).

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями (абзац 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ).

Во исполнение указанной нормы права Администрацией ПКГО были утверждены Постановление №942 «О порядке определения объема и предоставления субсидии некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, в 2013 году из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа», Постановление №2722 «О порядке определения предоставления субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений) в 2013 году из бюджета ПКГО по реализации мероприятии по созданию добровольных формирований по охране общественного порядка» и Постановление №282 «О порядке определения объема и предоставления субсидии некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, в 2014 году из бюджета ПКГО».

Вышеуказанные муниципальные правовые акты устанавливают условия и порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, а также   общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее - субсидии), из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в рамках реализации программы  «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012-2015 годы», муниципальной программы «Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Петропавловск-Камчатском городском округе», утвержденной Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2013 № 3166, программы  «Поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012 – 2014 годы», утвержденной Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.09.2012 № 2613, муниципальной программы «Профилактика правонарушений в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2010 – 2014 годы», утвержденной Постановлением администрации Петропавловск - Камчатского городского округа от 215.03.2010 № 700.

В соответствии с Постановлением №942 субсидии предоставляются некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, субсидии носят целевой характер и не могут быть израсходованы на цели, не предусмотренные Постановлением (пункт 2). Субсидии предоставляются социально-ориентированным некоммерческим организациям с целью профилактики социального сиротства, охране материнства и детства, повышение качества жизни людей пожилого возраста, социальной адаптации инвалидов, развитее массового спорта, пропаганда здорового образа жизни, охрана окружающей среды (пункт 4.1).

Так, во исполнение Постановления № 942 и в соответствии с Решением о бюджете на 2013 год между Администрацией ПКГО и некоммерческими организациями заключены Соглашения, по условиям пункта 5.2 которых получатель субсидии обязан обеспечить расходование средств субсидии в соответствии с соглашением и сметой расходов, предоставленной получателем субсидии, строго по целевому назначению.

1. Автономная некоммерческая организация «Военно-спортивный центр «Кадет» - Соглашение от 19.06.2013 № 52-с на сумму 360 тыс. руб. Проверка первичных документов, приложенных к отчету, показала, что заявленное в смете расходов «туристическое оборудование» на сумму 40 тыс. руб., фактически не закупалось денежные средства израсходованы на иные цели, следовательно в соответствии с пунктом 9 Соглашения данные денежные средства (40 тыс. руб.) подлежат возврату в бюджет городского округа как «Неиспользованная субсидия» в срок до 01.12.2013.

2. Автономная некоммерческая организация «Центр Культуры и Просвещения» - Соглашение от 19.06.2013 № 50-с на сумму 500 тыс. руб. Проверка первичных документов, приложенных к отчету, показала, что на заявленный в смете расходов к приобретению «объектив к фотоаппарату» в количестве 2 шт. на общую сумму 40 тыс. руб., фактически потрачено 37,19 тыс. руб.

Следовательно, согласно положению пункта 9 Соглашения неиспользованная часть субсидии в размере 2,8 тыс. руб. подлежит возврату в бюджет городского округа в срок до 01.12.2013.

3. Камчатская региональная общественная организация «Камчатско Курильские экспедиции» - Соглашение от 05.06.2013 № 36-с на сумму 500 тыс. руб.

Проверка первичных документов, приложенных к отчету, показала, что заявленное в смете расходов «приобретение оборудования» на общую сумму 315 тыс. руб., фактически к зачету в счет освоения субсидии принято 287,6 тыс. руб., и в силу положений пункта 9 Соглашения недоиспользованная часть субсидии в размере 27,4 тыс. руб. подлежит возврату в бюджет городского округа в срок до 01.12.2013.

4. Некоммерческое партнерство «Автомобильный союз Камчатки» - Соглашение от 19.06.2013 № 51-с на сумму 300 тыс. руб.

Проверка первичных документов, приложенных к отчету, показала, что заявленное в смете расходов «лицензионное программное обеспечение» на общую сумму 150,0 тыс. руб. и «многофункциональный принтер с функциями сканера и копира» на общую сумму 15,0 тыс. руб. – фактически в зачету в счет освоения субсидии принято 36,2 тыс. руб. и 13,8 тыс. руб. соответственно.

В соответствии с пунктом 9 Соглашения недоиспользованная часть субсидии в размере 113,8 тыс. руб. и 1,2 тыс. руб. (всего 115,0 тыс. руб.) подлежали возврату в бюджет городского округа в срок до 01.12.2013. При этом, на закупку компьютеров направлено на 115,0 тыс. руб. больше, чем предусмотрено сметой расходов (планировалось закупить 5 компьютеров, фактически закуплено 10 компьютеров).

5. Камчатская краевая общественная молодежная организация «ПОЛУОСТРОВ» - Соглашение от 19.06.2013 № 53-с на сумму 117 тыс. руб.

Проверка первичных документов, приложенных к отчету, показала, что в смете расходов заявленное «услуги полиграфии», «изготовление баннера» и «ламинирование плакатов» на общую сумму 107 тыс. руб., фактически к зачету в счет освоения субсидии принято 93,4 тыс. руб.

Соответственно в соответствии с пунктом 9 Соглашения недоиспользованная часть субсидии в размере 13,6 тыс. руб. подлежит возврату в бюджет городского округа в срок до 01.12.2013. При этом, по расходам на разработку дизайна плакатов социального содержания направлено на 13,6 тыс. руб. больше, чем предусмотрено сметой расходов.

6. Камчатское краевое отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов – Соглашение от 19.06.2013 № 49 на сумму 150,0 тыс. руб. В представленных документах отсутствует смета расходов, предусмотренная пунктом 6.1 Соглашения, но при этом в пункте 6 заявления о предоставлении субсидии определен перечень планируемых затрат на сумму 150 тыс. руб., в том числе: расходы, связанные с проведением социально-культурных мероприятий (поздравление юбиляров, посещение больных ветеранов больнице и на дому, поощрение активистов, закупка продуктов для мероприятий, траурные расходы (венки, цветы), фото, полиграфические услуги) – 96 тыс. руб., расходы на оплату труда по договорам – 54 тыс. руб.

Анализ представленных первичных документов показал, что фактически вся сумма субсидии в размере 150 тыс. руб. направлена на оплату труда по договорам подряда на проведение консультирования ветеранов ВОВ по юридическим и социальным вопросам. Таким образом, субсидия в размере 96 тыс. руб. недоиспользована в отношении проведения социально-культурных мероприятий и подлежит в указанном размере возврату в бюджет.

7. Общественная организация Петропавловск-Камчатского городского совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов – Соглашение от 19.06.2013 № 48-с на сумму 300 тыс. руб.

В представленных документах отсутствует смета расходов, предусмотренная пунктом 6.1 Соглашения, но при этом в пункте 6 заявления о предоставлении субсидии определен перечень планируемых затрат на сумму 300 тыс. руб., в том числе поздравление ветеранов – 236 тыс. руб.; организация выезда на отдых в п. Паратунка, Озерки, Малкинские источники и др. – 25 тыс. руб.; фотографирование и оформление стендов из проводимых торжественных мероприятий в музее городского Совета, на торжествах, проводимых администрацией Краевого Совета ветеранов ВОВ – 12,0 тыс. руб.; поминальные мероприятия при похоронах ветеранов войны – 27,0 тыс. руб. Анализ представленных первичных документов показал, что фактически выездов на природу не осуществлялось (25 тыс. руб.), на фотографирование и оформление стендов было затрачено 9,9 тыс. руб. (недоиспользованная субсидия составляет 2,1 тыс. руб.), на поминальные мероприятия потрачено 12,5 тыс. руб. (недоиспользованная субсидия составляет 14,4 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 9 Соглашения недоиспользованная часть субсидии в размере 41,6 тыс. руб. подлежит возврату в бюджет городского округа в срок до 01.12.2013. При этом, по расходам на поздравления ветеранов направлено на 41,6 тыс. руб. больше, чем предусмотрено сметой расходов.

Таким образом, вышеуказанными лицами условия предоставления субсидии согласно Постановлению №942 не соблюдены в полном объеме, выделенные субсидии использованы не в строгом соответствии с предоставленными сметами расходов, что является нарушением пункта 5.2 указанных выше Соглашений.

Кроме того, в соответствии с Постановлением № 2722 субсидии предоставляются некоммерческим организациям (в 2013 году) на реализацию мероприятий по созданию добровольных формирований по охране общественного порядка на конкурсной, безвозмездной и безвозвратной основе на основании решений конкурсной комиссии, носят целевой характер и не могут быть израсходованы на цели, не предусмотренные настоящим Постановлением. Некоммерческие организации имеют право на получение одной субсидии в течение финансового года, которая не может превышать 637,5 тыс. руб.

Во исполнение Постановления № 2722 и в соответствии с Решением о бюджете на 2013 год, между Администрацией и местной общественной организацией «Добровольная народная дружина Петропавловск-Камчатского городского округа» заключено Соглашение от 06.11.2013 № 88-с на общую сумму 637,5 тыс. руб.

Проверка первичных документов, приложенных к отчету, показала, что в ряде случаев чеки на покупку товаров не читаемы (проездные билеты; оргтехника, инвентарь и хозяйственные принадлежности; топливо), а справки о совершении нотариальных действий не несут в себе информацию о принадлежности к регистрации именно данной МОО «ДНД». Также заявленные в смете расходов наименования затрат, исполнены не в полном объеме.

Сумма недоиспользованной субсидии составила 29,7 тыс. руб. или 0,8% от предоставленной субсидии (3922,5 тыс. руб.), а именно: 3,5 тыс. руб. – проездные билеты; 15,1 тыс. руб. – канцтовары; 8,0 тыс. руб. – программное обеспечение; 1,5 тыс. руб. – антивирусный продукт; 0,6 тыс. руб. – топливо; 0,9 тыс. руб. – почтовые расходы.

В соответствии с пунктом 9 Соглашения недоиспользованная часть субсидии в размере 29,7 тыс. руб. подлежат возврату в бюджет городского округа в срок до 01.12.2013.

Аналогично Постановлению №2722 Администрацией ПКГО утверждено Постановление №282 на 2014 год, цели и условия выделения субсидии по содержанию совпадают с Постановлением №2722.

Во исполнение Постановления № 282 и в соответствии с Решением о бюджете на 2014 год между Администрацией ПКГО и Камчатской краевой экологической общественной организацией «КамЧа» заключено Соглашение от 03.07.2014 № 55-С на сумму 153,1 тыс. руб..

Сравнительный анализ перечня первоначально заявленных планируемых затрат с фактически произведенными затратами показал, что субсидия в размере 153,1 тыс. руб., выданная на строго определенные цели, фактически частично использована по направлению изначально заявленных затрат.

Вместе с тем, недоиспользована субсидия в сумме 9,3 тыс. руб., а именно: 3,8 тыс. руб. – организация питания; 5,5 тыс. руб. – полиграфические услуги. Таким образом, субсидия в размере 9,3 тыс. руб., в соответствии с пунктом 19 Постановления № 282 и условиями Соглашения подлежит возврату в бюджет городского округа как недоиспользованная, при этом, на приобретение оборудования фактически израсходовано на 10,44 тыс. руб. больше заявленной в смете расходов.

Следовательно, МОО «ДНД» и ЭОО «Кам Ча» также не соблюдены условия предоставления субсидии, закрепленные в Постановлении №2722 и № 282 соответственно.

В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании изложенного, а также учитывая, что материалами проверки установлены обстоятельства, что автономной некоммерческой организацией «Военно-спортивный центр «Кадет» «туристическое оборудование» не закупалось, при этом было приобретено спорттоваров и спецоборудования на сумму больше выделенной; автономной некоммерческой организацией «Центр Культуры и Просвещения» средства, запланированные на покупку фотообъективов, в связи с экономий были направлены в указанной сумме на приобретение проектора и фотоаппаратов; Камчатской региональной общественной организацией «Камчатско Курильские экспедиции» не осуществлено «приобретение оборудования», при этом на приобретение снаряжения направлено средств на указанную сумму больше; некоммерческим партнерством «Автомобильный союз Камчатки» средств субсидии на приобретение «лицензионного программного обеспечения» и «многофункционального принтера с функциями сканера и копира» потрачено меньше, при этом на закупку компьютеров направленно средств ровно на указанную сумму больше;  Камчатской краевой общественной молодежной организацией «ПОЛУОСТРОВ» средств субсидии на «услуги полиграфии», «изготовление баннера» и «ламинирование плакатов» потрачено меньше, при этом, ровно на указанную сумму больше потрачено на разработку дизайна плакатов социального содержания»; Камчатским краевым отделением Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов средства субсидии потрачены не на проведение социально-культурных мероприятий, а на оплату труда по договорам подряда на проведение консультирования ветеранов ВОВ по юридическим и социальным вопросам, общественной организацией Петропавловск-Камчатского городского совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов полученных средств субсидии на проведение выездов на природу, фотографирование и оформление стендов, на поминальные мероприятия потрачено меньше, при этом ровно на указанную сумму потрачено больше на поздравление ветеранов; местной общественной организацией «Народная дружина Петропавловск-Камчатского городского округа» полученные средства субсидии перераспределены в ее пределах по мероприятиям, и данные факты документально не опровергнуты, то вывод счетной палаты, справедливо поддержанный судом первой инстанции об использовании выделенных средств не в полном объеме с целями их выдачи, коллегия находит правильным, а доводы Администрации об обратном несостоятельными.

Кроме этого, во исполнение абзаца 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ Администрацией ПКГО были утверждены Постановления № 2847 и № 1809.

Вышеуказанные муниципальные правовые акты устанавливают условия и порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям - общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее - субсидии), из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в рамках реализации подпрограммы 1 "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Петропавловск-Камчатском городском округе" муниципальной программы "Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012-2015 годы", утвержденной Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.09.2011 № 2607 и от 31.10.2013 № 3166.

Согласно пункту 1.2 Постановления № 2847 и Постановления № 1809 (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату выдачи субсидий) субсидии предоставляются некоммерческим организациям - общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - общины КМНС), не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью, проживающим и зарегистрированным на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии с порядком регистрации юридических лиц, установленным законодательством Российской Федерации, деятельность которых осуществляется на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

В силу пункта 2.2.1 соответствие общины КМНС требованиям, установленным пунктом 1.2 Постановления № 2847 и Постановления №1809, является одним из условий предоставления субсидии.

Толкование пункта 1.2 Постановления № 2847 и Постановления № 1809 позволяет прийти к вводу, что субсидии предоставляются некоммерческим организациям - общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью, которые не только проживают и зарегистрированы на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, но и деятельность которых осуществляется на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

Следовательно, получателями субсидий из средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа могут выступать исключительно КМНС, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

Утверждение Администрации об обратном является несостоятельным, основанном на неверном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 3.2.9 Постановления № 1809 к заявлению на предоставление субсидии община КМНС прилагает копии документов, подтверждающих право пользования территориями (акваториями) (договор аренды или документ, подтверждающий право собственности на земельный участок, лицензия на пользование объектами животного мира, договор пользования рыбопромысловым участком, иные документы, подтверждающие подобные права), на которых предполагается осуществление традиционной хозяйственной деятельности с использованием оборудования и инвентаря, планируемого к приобретению за счет средств субсидии, или документов, подтверждающих право добычи членами общины природных ресурсов, которое предполагается реализовать с использованием оборудования и инвентаря, планируемого к приобретению за счет средств субсидии, в целях осуществления традиционной хозяйственной деятельности

В случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком, либо нецелевого использования субсидии администрация городского округа направляет получателю субсидии в течение 3 календарных дней со дня установления факта нарушения условий и порядка предоставления субсидии или со дня установления факта использования субсидии не по целевому назначению, уведомление о возврате средств субсидии в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа (пункт 5.8 Постановления № 2847 и пункт 5.9 Постановления № 1809).

Во исполнение статьи 78.1 БК РФ и Постановлений № 2847 и №1809 между Администрацией и некоммерческими организациями – общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью, в 2013–2014 годах заключены Соглашения о предоставлении субсидии.

Как установлено судом апелляционной инстанции, между Администрацией ПКГО (распорядитель бюджетных средств) и родовой общиной малочисленных народов «Камчатское море» (получатель субсидии) заключено соглашение от 11.11.2013 № 89-С на сумму 216,0 тыс. руб.

Проверкой установлено, что основной вид деятельности родовой общиной малочисленных народов «Камчатское море» осуществляет в Усть-Большерецком муниципальном районе Камчатского края на территории которого за общиной закреплен рыбопромысловый участок на вылов тихоокеанских лососей и других видов рыб по договору от 07.07.2009 № 153/2009- к на период с 07.07.2009 по 07.07.2029, т.е. сроком на 20 лет.

Аналогичное Соглашение заключено и с территориально-соседской общиной коренных малочисленных народов Камчатского края «ДЕТИ СЕВЕРА» от 11.11.2013 № 90-С на сумму 155,3 тыс. руб., общиной коренных малочисленных народов Севера Петропавловск-Камчатского городского округа (получатель субсидии) от 11.11.2013 № 91-С на сумму 47,7 тыс. руб. и родовой общиной малочисленных народов «Удинкан» (получатель субсидии) от 29.10.2014 № 86-С на сумму 396,7 тыс. руб.

В соответствии с муниципальными программами "Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Петропавловск-Камчатском городском округе", утвержденной постановлением администрации ПК ГО от 31.10.2013 № 3166 и «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Петропавловск-Камчатском городском округе", утвержденной постановлением администрации ПК ГО от 29.09.2011 № 2607 Главный распорядитель бюджетных средств обязуется предоставить получателю субсидии субсидию, а получатель субсидии обязуется принять и эффективно использовать предоставленную субсидию в целях развития и поддержки традиционных форм хозяйствования и самозанятости КМНС, проживающих на территории Петропавловск-Камчатском городского округа, а также обеспечить исполнение вышеуказанных соглашений (пункт 1 соглашений).

Согласно пункту 2 соглашений субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях софинансирования на приобретение имущества, перечень которого установлен Соглашениями.

Доказательств того, что родовая община малочисленных народов «Камчатское море», территориально-соседская община коренных малочисленных народов Камчатского края «ДЕТИ СЕВЕРА», община коренных малочисленных народов Севера Петропавловск-Камчатского городского округа, родовая община малочисленных народов «Удинкан» осуществляли традиционную хозяйственную деятельность на территории Петропавловск-Камчатского городского округа ни в ходе контрольного мероприятия, ни в ходе судебного разбирательства, суду не представлено.

Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, о неверном определении Администрацией субъектов для получения субсидии и как следствии неправомерном предоставлении  субсидии в нарушение пункта 1.2 Постановления № 2847 и Постановления № 1809, в связи с чем выданные бюджетные средства подлежат возврату в бюджет городского округа.

Совокупность имеющихся в деле материалов контрольных мероприятий, а именно акта № 01-06/08/9-3.3 от 28.07.2017, отчета аудитора КСП ПКГО от 26.12.2017, актов визуального осмотра в полной мере подтверждает содержащиеся в оспариваемом представлении выводы счетной палаты о нарушении Администрацией Постановлений №942, №2722, №282, №2847 и №1809.

С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований оспариваемого представления.

Ссылка заявителя жалобы на то, что акт проверки № 01-06/08/9-3,3 от 28.07.2017 не содержит выводов о нарушении правил предоставления субсидии КМНС, коллегией отклоняется как противоречащая материалам дела, поскольку согласно указанному документу в нем отражены фактические обстоятельства, установленные в ходе проведения контрольных мероприятий, приведены ссылки на нормы права, предусматривающие порядок и условия предоставления субсидии, сделаны выводы о допущенных нарушениях. В связи с чем довод заявителя апелляционной жалобы о том, что он был лишен возможности представить свои возражения на акт проверки, является несостоятельным.

Довод Администрации о том, что направление бюджетных средств
некоммерческими организациями на цели не соответствующие условиям
соглашений, не возможно квалифицировать как нецелевое использование
бюджетных средств, ввиду того, что указанные некоммерческие организации не являются получателями бюджетных средств коллегия не принимает, поскольку основным признаком соблюдения целевого характера является строгое соблюдение сметы расходов и обязательств предусмотренных соглашением, какое-либо перераспределение не допустимо (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2017 №307-КГ17-14397).

Толкование заявителем апелляционной жалобы статьи 6 и 152 БК РФ  не относятся к рассматриваемым правоотношением, поскольку указанные понятия относятся к органам и организациям, финансируемым из бюджета на постоянной и непрерывной основе.

Выделение субсидии некоммерческим организациям это единичные случаи, в связи с чем порядок их предоставления, отчет и контроль за их использованием регулируется заключенным соглашением. Именно заключенное соглашение является для распорядителя бюджетных средств основанием возникновения расходного обязательства.

Довод заявителя жалобы о том, что цель использования
бюджетных средств устанавливается не заключаемым соглашением между
Администрацией и некоммерческой организацией, а нормативными правовыми актами Администрации городского округа (Постановления № 942, 2722, 282, 2847, 1809) коллегия также находит ошибочным.

Цели и задачи, указанных апеллянтом нормативными правовыми актами носят обобщенный характер, направленные на достижение тех, либо иных положительных результатов в области социальной политики.

Тогда как, заключенным соглашением устанавливается индивидуальная, для каждой некоммерческой организации цель, направления бюджетных средств, которая согласуется с поданной заявкой и приложенной сметой расходов. Именно в этой связи, целевой характер использования бюджетных средств, предоставленных в форме субсидий, должен быть соответствовать смете расходов, что согласуется с основными принципами бюджетного законодательства целевым и эффективным использованием бюджетных средств (статьи 38 и 34 БК РФ).

Довод апелляционной жалобы о возможности распространения полномочий органов местного самоуправления за пределами городского округа, коллегия считает противоречащим содержанию норм федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из содержания норм федерального закона № 131-ФЗ следует, что полномочия органов местного самоуправления ограничиваются только границами городского округа.

В дополнение к этому, Устав городского округа разработан и регулирует организацию и деятельность органов местного самоуправления также, только на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

Толкование Администрацией статьи 54 Гражданского кодекса РФ, согласно которой, по его мнению, для предоставления субсидии достаточно, только определения места государственной регистрации юридического лица, которое определяет его фактическое место нахождение, ошибочно.

Юридические лица, ведущие основной вид деятельности не по месту государственной регистрации, а на территории иных публично-правовых образованиях согласно статьи 55 ГК РФ имеют права на открытие филиалов и представительств, которые как самостоятельные субъекты юридического лица, вправе обратится в органы местного самоуправления по месту ведения основного вида деятельности для получения соответствующих субсидий. В противном случае это свидетельствует только о том, что данные юридические лица нарушают требования статей 54, 55 ГК РФ. Таким образом, юридические лица, ведущие основной вид деятельности за пределами городского округа, не имеют права на получение субсидии из бюджета городского округа.

Помимо того, даже при наличии в нормативном правовом акте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа права на предоставления субсидий КМНС ведущих основной вид деятельности за пределами городского округа, оно не может считаться законным, ввиду того, что указанное право органам местного самоуправления федеральным законом не предоставлено.

При этом, полномочия по утверждению нормативных правовых актов органов местного самоуправления по регулированию вопросов, связанных с финансированием органами местного самоуправления КМНС были исключены статьей 119 Федерального закона от 22.08.204 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно которой п. 11 ст. 6 Федерального закона от 30.04.1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» предусматривающий данные полномочия, был исключен.

Таким образом, полномочия Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа заканчиваются границами городского округа и не могут исполняться за его пределами.

Довод  Администрации о том, что суд первой инстанции в обжалуемом решении ссылался на нормы БК РФ, действие редакции которых не распространяется на период действия Постановлений №942, №2722, №282, коллегия во внимание не принимает, поскольку это не привело к принятию незаконного судебного акта.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, вынесено счетной палатой в пределах предоставленных ей полномочий и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ судебная коллегия не относит на управление делами судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 08.08.2018  по делу №А24-1810/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Л.А. Бессчасная

Судьи

Е.Л. Сидорович

Т.А. Солохина