ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-2104/17 от 12.10.2017 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-2104/2017

18 октября 2017 года

Резолютивная часть постановления оглашена 12 октября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено октября 2017 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.В. Гуцалюк,

судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью оптовая база «Камчатпромтовары»,

апелляционное производство № 05АП-6705/2017

на решение от 28.07.2017

судьи Д.Н. Довгалюка

по делу № А24-2104/2017 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью оптовая база «Камчатпромтовары» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) в исключении объекта из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, изложенного в письме от 16.02.2017 №02/ЮС/523-01-09,

при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью оптовая база «Камчатпромтовары» (далее по тексту - заявитель, общество, ООО «Камчатпромтовары») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее по тексту - министерство) в исключении объекта из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, изложенного в письме от 16.02.2017 №02/ЮС/523-01-09.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 28.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Камчатпромтовары» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы указывает, что здание «торговый ряд №4» не является объектом недвижимого имущества, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию данного объекта заявителем не получалось, право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрировано. В связи с этим общество считает, что спорное здание не обладает признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:

Приказом министерства от 14.12.2016 №173 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год (далее по тексту – Перечень №173).

Конкретный перечень объектов содержится в приложении к вышеуказанному приказу, в пункте 395 которого отражен объект с кадастровым номером 41:01:0010118:12630, расположенный по адресу: г. Петропавловск- Камчатский, проспект 50 лет Октября, д. 16.

08.02.2017 ООО «Камчатпромтовары» обратилось в министерство с заявлением об исключении «торгового ряда №4», условный номер 41:01:0010118:12630, расположенного по адресу: <...> Октября, д. 16, из перечня объектов, определенных приказом министерства от 14.12.2016 №173, в обоснование которого общество указало, что данный объект является временным, право собственности на него, как на объект недвижимого имущества, не регистрировалось.

Письмом от 16.02.2017 №02/ЮС/523-01-09 министерство сообщило заявителю об отсутствии оснований для исключения вышеуказанного объекта из Перечня №173.

Не согласившись с принятым министерством решением, считая данное решение недействительным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налог на имущество организаций (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой.

Согласно статье 374 НК РФ объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 02.11.2013 №307-ФЗ введена статья 378.2 НК РФ, устанавливающая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности:

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ);

- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На территории Камчатского края налог на имущество организаций установлен Законом Камчатского края от 22.11.2007 №688 «О налоге на имущество организаций в Камчатском крае», в соответствии со статьей 3(1) которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ в отношении следующих объектов недвижимого имущества:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, включенные на соответствующий налоговый период в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики в сфере имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - Перечень).

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, включенные на соответствующий налоговый период в Перечень;

3) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Постановлением Правительства Камчатского края от 08.08.2016 №305-П утвержден Временный порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Камчатского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (действующий на дату утверждения Перечня, далее по тексту – Временный порядок).

В силу пунктов 1.2, 1.4 Временного порядка уполномоченным органом по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Камчатского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и формированию соответствующего Перечня объектов является Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края.

Пунктом 1.3 Временного порядка установлено, что вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется уполномоченным органом на основании:

1) документов, запрашиваемых в порядке межведомственного информационного взаимодействия в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти по Камчатскому краю, исполнительных органах государственной власти Камчатского края, органах местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, а также подведомственных указанным органам организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (содержащиеся в них сведения): а) кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества; б) кадастрового паспорта земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества; в) кадастровой выписки об объекте недвижимого имущества; г) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) в отношении объекта недвижимого имущества и земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества; д) копии правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества в случае, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в ЕГРП; е) копии технического паспорта, изготовленного до 01.01.2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества;

2) акта обследования и предложений, составленных по результатам обследования объектов недвижимого имущества комиссией по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, в случае, предусмотренном частью 2.5 Временного порядка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Закон №218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Пунктом 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона №218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), который состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

Представленная в материалы дела выписка из ЕГРН содержит сведения об объекте с кадастровым номером 41:01:0010118:12630, который представляет собой 2-х этажное нежилое здание площадью 878,3 кв. м, расположенное по адресу: <...> Октября, д. 16, ранее присвоенный государственный учетный номер – инвентарный номер 5384.

Из имеющихся в материалах дела кадастрового и технического паспортов (инвентарный номер 5384) также следует, что спорный объект представляет собой 2-х этажное нежилое здание 2010 года постройки общей площадью 878,3 кв. м.

Принимая во внимание содержащееся в вышеуказанных документах и в ЕГРН наименование спорного объекта – «Два здания вещевого рынка, здания продовольственного рынка и открытая стоянка на земельном участке по проспекту 50 лет Октября, 16, вторая очередь строительства. Здание вещевого рынка, торговый ряд №4», а также его характеристики, суд первой инстанции верно заключил, что спорный объект соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ для признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом), в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Более того, из содержания письма министерства от 16.02.2017 №02/ЮС/523-01-09 следует, что отказывая обществу в исключении спорного объекта из Перечня, министерством было принято во внимание нахождение данного объекта на земельном участке, разрешенное использование которого предусматривает размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ является самостоятельным критерием для отнесения спорного объекта к торговым центрам (комплексам) в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ.

Доводы заявителя о незаконности оспариваемого решения министерства фактически сводятся к тому, что спорный объект представляет собой временное строение и не является недвижимым имуществом.

Вместе с этим, наличие в ЕГРН актуальных сведений об объекте с кадастровым номером 41:01:0010118:12630, свидетельствует о том, что данный объект является учтенным объектом недвижимого имущества.

При этом отсутствие разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, равно как и отсутствие зарегистрированного в ЕГРН права собственности общества на данный объект, не меняет правового статуса спорного имущества, как недвижимого и не исключает возможность внесения данного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Представленная в материалы дела кадастровая выписка в отношении принадлежащего обществу здания с кадастровым номером 41:01:0010118:1025 не свидетельствует о том, что министерством дважды был включен в Перечень один и тот же объект, расположенный по адресу: <...> Октября, д. 16, поскольку из наименования, характеристик и сведений кадастрового учета следует, что здания с кадастровыми номерами 41:01:0010118:1025 и 41:01:0010118:12630 представляют собой различные объекты недвижимого имущества.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание наличие в ЕГРН актуальных сведений об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 41:01:0010118:12630, учитывая наименование и целевое назначение данного объекта, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен данный объект, министерство правомерно отказало обществу в исключении спорного объекта из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости на 2017 год.  

Учитывая, что оспариваемое решение не противоречит закону и не нарушает права и законные заявителя, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.

Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.07.2017  по делу №А24-2104/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью оптовая база «Камчатпромтовары» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одной тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подачи апелляционной жалобы по платёжному поручению № 956 от 22.08.2017.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

С.В. Гуцалюк

Судьи

Н.Н. Анисимова

А.В. Гончарова