Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А24-2137/2022 |
августа 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено августа 2022 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю,
апелляционное производство № 05АП-4577/2022
на решение от 22.06.2022
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу № А24-2137/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Микрокредитной компании Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) № 38-25-07/12-3 от 14.02.2022,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство экономического развития Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии:
от Микрокредитной компании Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства: ФИО1 по доверенности от 10.01.2022, сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 112-1051), руководитель ФИО2 на основании Протокола собрания учредителей государственного фонда развития и поддержки малого предпринимательства в Камчатском крае от 23.04.2003, паспорт,
от Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю, Министерства экономического развития Камчатского края: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Микрокредитная компания Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства (далее – заявитель, МКК Фонд поддержки предпринимательства, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – УФК по Камчатскому краю, Управление) от 14.02.2022 № 38-25-07/12-3.
Определением суда от 01.06.2022 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития Камчатского края (далее – Минэкономразвития Камчатского края, Министерство).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 22.03.2022 заявленные требования удовлетворены, представление Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 14.02.2022 № 38-25-07/12-3 признано недействительным как несоответствующее требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указанным решением с УФК по Камчатскому краю в пользу Микрокредитной компании Фонд поддержки предпринимательства взыскано 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФК по Камчатскому краю обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит обжалуемое решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что факт нецелевого использования бюджетных средств доказан материалами проверки. Отмечает, что исполнение Фондом мероприятий Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в части регионального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» заключается не только в количественном показателе выданных микрозаймов, но и в «качественном», то есть в соответствии использования заемных средств целям, предусмотренным обязательными к исполнению Фондом локальными нормативными актами, Уставом, иными документами, регламентирующими порядок предоставления микрозаймов, и их направлении на развитие именного того вида предпринимательской деятельности, которая указана в том числе в решении о предоставлении микрозайма субъекту малого и среднего предпринимательства. Считает, что установленный в постановлении следственного отдела по г. Петропавловску-Камчатскому об отказе в возбуждении уголовного дела факт отсутствия в действиях Фонда признаков мошенничества не свидетельствует о том, что средства субсидии использованы по назначению.
МКК Фонд поддержки предпринимательства и Минэкономразвития Камчатского края по тексту представленных письменных отзывов, приобщенных в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела, считают решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представители Фонда возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
УФК по Камчатскому краю, Минэкономразвития Камчатского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От Минэкономразвития Камчатского края поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провела судебное заседание в отсутствие указанных лиц.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании приказа УФК по Камчатскому краю от 27.10.2021 № 455 в период с 09.11.2021 по 27.12.2021 в отношении Фонда проведена выездная проверка использования средств федерального бюджета, предоставленных в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (идентификатор контрольного мероприятия 2021-ПВ.000.2027-3800.074).
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 1.1 Соглашения о предоставлении из бюджета Камчатского края субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, от 25.06.2020 № 40-2020- 00594, Устава, Правил предоставления микрозаймов от 30.06.2020, Протоколов Кредитного комитета Фондом приняты документы от предпринимателей на приобретение объектов, не соответствующих целям использования микрозайма, что привело к нецелевому расходованию средств предоставленной субсидии.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте плановой выездной проверки от 27.12.2021.
По результатам проверки УФК по Камчатскому краю вынесено представление от 14.02.2022 № 38-25-07/12-3, которым на Фонд возложена обязанность: по пунктам 1-3 представления принять меры по устранению причин и условий нарушений в срок до 01.08.2022, по пунктам 1-3 представления осуществить возврат в доход бюджета Камчатского края израсходованные не по целевому назначению средства субсидии в общей сумме 5 053 950 рублей; информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в УФК по Камчатскому краю не позднее 01.08.2022.
Полагая, что указанное представление является недействительным и нарушающим права и законные интересы, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Фонда, суд первой инстанции исходил из недоказанности Управлением обстоятельств расходования предоставленных МКК Фонд поддержки предпринимательства в качестве субсидии денежных средств не по целевому назначению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, письменных отзывах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Как следует из материалов дела, между сторонами сложились договорные отношения, связанные с государственной поддержкой в виде субсидии, которые подлежат регулированию положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 179 БК РФ государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую поддержку.
Частью 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
В силу части 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются без установления обязательства по их возврату.
При этом в случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидии определены законом, изъятие выделенных в качестве субсидии денежных средств является исключительной мерой ответственности, которая применяется непосредственно к конкретным получателям субсидии, допустившим нецелевое использование бюджетных средств.
Установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
При этом для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате.
В рамках реализации мероприятия 14 Регионального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» подпрограммы 2 Государственной программы «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края», в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, приказом Министерства инвестиций, промышленности и предпринимательства Камчатского края от 22.05.2020 № 84-п «Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета субсидий Микрокредитной компании Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства», между Министерством инвестиций и предпринимательства Камчатского края (предоставитель) и МКК Фонд поддержки предпринимательства (получатель) заключено Соглашение от 25.06.2020 № 40-2020-00594 о предоставлении из бюджета Камчатского края субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением (далее – Соглашение).
26.06.2020 в соответствии с Порядком предоставления из краевого бюджета субсидий Микрокредитной компании Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства, утвержденного приказом Министерства инвестиций и предпринимательства Камчатского края от 22.05.2020 № 84-п (далее – Порядок № 84-п) (действующим в период рассматриваемых правоотношений), и на основании заключенного Соглашения Фонду предоставлена субсидия (платежное поручение от 29.06.2020 №279864) в размере 211 717 878, 79 рублей.
Делая вывод о нецелевом использовании Фондом предоставленных средств субсидии в размере 5 053 950 рублей, УФК по Камчатскому краю ссылается на то, что в нарушение Правил предоставления микрозаймов от 30.06.2020, Соглашения, Устава, договоров целевого микрозайма от 16.07.2020 № 328, заключенного с ИП ФИО3, от 17.11.2020 № 460, заключенного с ИП ФИО4, от 25.11.2020 № 467, заключенного с ГКФХ ФИО5, указанными предпринимателями приобретались объекты, животные, не соответствующие цели микрозайма.
Отклоняя заявленные доводы, коллегия исходит из необходимости разграничения понятий «цель предоставления субсидии» и «цель предоставления микрозайма».
Согласно пункту 1.1.1 Соглашения субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения затрат на увеличение капитализации получателя для предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, цель предоставления субсидии прямо определена Соглашением, носит исчерпывающий характер и связана непосредственно с обеспечением затрат самого Фонда, осуществляющего предоставление финансовой поддержки малым и средним предпринимателям.
Достижение указанной цели подтверждается платежным поручением №279864 от 29.06.2020, которым во исполнение положений указанного Соглашения УФК по Камчатскому краю (Министерство инвестиций и предпринимательства Камчатского края) перечислило на счет Фонда 211 717 878 рублей 79 копеек, а также оборотно-сальдовой ведомостью по счету 11001 за 29.06.2020, согласно которой денежные средства в указанной сумме поступили на счет МКК Фонд поддержки предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1.1 предметом Соглашения является предоставление получателю из бюджета Камчатского края в 2020 году субсидии на достижение результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Таким образом, условиями Соглашения предусмотрено предоставление субсидии непосредственно Фонду, а не самим субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 15 Порядка №84-П результатом предоставления субсидии является расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.
Согласно пункту 3 Порядка №84-П субсидии носят целевой характер и не могут быть израсходованы на цели, не предусмотренные порядком.
В соответствии с пунктом 16 Порядка № 84-П показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии, являются:
1) количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку при содействии Фонда поддержки при реализации мероприятия «Оказание мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» Госпрограммы;
2) увеличение количества действующих микрозаймов, выданных Фондом поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при реализации мероприятия «I4 Региональный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» Госпрограммы.
Значения показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, устанавливаются Соглашением.
Пунктом 4.3.3 Соглашения предусмотрено, что получатель субсидии обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности предоставления субсидии и (или) иных показателей, установленных правилами предоставления субсидии или предоставителем в соответствии с пунктом 4.1.3.1 соглашения.
В пункте 4.1.3.1 Соглашения стороны согласовали, что предоставитель обязуется устанавливать показатели результативности предоставления субсидии в приложении №2 к соглашению, являющемся неотъемлемой частью соглашения.
Согласно Приложению № 2 «Показатели результативности предоставления субсидии» устанавливается плановое значение указанных показателей результативности в количестве не менее 60 микрозаймов, выданных Фондом субъектам малого и среднего предпринимательства.
Из материалов дела усматривается, что Фондом в Минэкономразвития Камчатского края предоставлен отчет от 25.12.2020 № 493 о предоставлении 142 микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, что свидетельствует о достижении получателем субсидии показателя результативности, установленного Соглашением, и цели ее предоставления.
Приведенные выводы подтверждаются также позицией Министерства финансов Камчатского края от 28.03.2022 № 33.04-02-04/776 и результатами аудиторской проверки от 04.04.2022 № 51, проведенной независимой аудиторской организацией акционерное общество Аудиторская компания «Арт-Аудит», выбранной для проведения аудиторской проверки на конкурсной основе.
Доказательств того, что спорные микрозаймы были выданы Фондом лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, УФК по Камчатскому краю в материалы дела не представлено.
В свою очередь, цели и задачи предоставления микрозаймов регламентированы локальными актами самого Фонда, в частности Правилами предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденными Решением Наблюдательного совета Микрокредитной компании Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства от 30.06.2020 (далее – Правила).
Так, согласно пункту 1.5 указанных Правил основными целями и задами предоставления микрозаймов являются развитие бизнеса, повышение доступности заемных средств для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечения условий для самозанятости населения и реализации им предпринимательских инициатив, легализация предпринимательской деятельности, развитие деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Камчасткого края до уровня, обеспечивающего доступ к ресурсам банковской системы.
В соответствии с пунктами 1.1 договоров от 16.07.2020 № 328, от 17.11.2020 № 460, от 25.11.2020 № 467, заключенных Фондом с предпринимателями, займодавец предоставляет заемщику денежные средства, а заемщик обязуется возвратить займодавцу микрозаем в полном объеме и уплатить проценты, предусмотренные настоящим договором.
Таким образом, из анализа указанного пункта следует, что заем предоставляется непосредственно самим Фондом на условии его последующего возврата заемщиком.
Пунктом 1.4 договоров установлено, что микрозаем выдается в целях, связанных с осуществлением только предпринимательской деятельности. Цель использования микрозайма заемщиком – приобретение основных средств, ремонт основных средств.
Согласно пункту 5.2.3 договоров заемщик обязан использовать микрозаем на цели, предусмотренные пунктом 1.4 договоров.
Последствия нецелевого использования выданного микрозайма определены в пункте 5.3.3 договоров, согласно которому в случае нецелевого использования микрозайма (его части) и (или) непредоставления документов, подтверждающих целевое использование микрозайма в установленный договором срок займодавец имеет право потребовать у заемщика досрочно возвратить микрозаем (основной долг), проценты и прочие платежи, предусмотренные настоящим договором, а также уплатить судебные расходы и издержки, и прочие расходы, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по настоящему договору.
При этом пунктом 6.1 Правил, пунктом 5.3.1 договоров установлено самостоятельное право Фонда осуществлять контроль за целевым использованием представленных средств.
В то время как ни Порядком №84-П, ни Соглашением для субъектов малого и среднего предпринимательства не установлено наличие обязательных требований, при условии соблюдения которых возможна выдача Фондом целевых микрозаймов, а также не предусмотрена обязанность субъектов малого и среднего предпринимательства использовать заемные средства на определенные цели.
С учетом изложенного, возможное несоответствие приобретенного предпринимателями имущества цели предоставления микрозайма является основанием для досрочного возврата выданного займа согласно условиям договоров, заключенных Фондом с предпринимателями, однако не может служить основанием для признания действий Фонда по выдаче указанным лицам денежных средств нецелевым использованием полученной субсидии.
Пунктом 20 Порядка №84-П предусмотрено, что основанием для возврата полученных средств субсидии в краевой бюджет на лицевой счет Министерства является выявленное по фактам проверок, проведенных Министерством и органами финансового контроля, нарушение Фондом условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных Порядком и Соглашением, а также недостижение результата предоставления субсидии и любого из показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии.
Из анализа указанного пункта следует, что основанием для возврата средств субсидии является нарушение условий ее предоставления непосредственно Фондом.
Между тем, доказательств расходования Фондом предоставленных денежных средств на иные цели, чем предусмотренные условиями Соглашения, или недостижения показателей результативности Управлением не представлено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая строгую определенность и регламентацию бюджетного процесса, на Фонд не могла быть возложена обязанность возместить в доход краевого бюджета средства субсидии, предоставленных субъектам предпринимательства по договорам целевого микрозайма, с учетом исполнения Фондом цели их выдачи и показателей результативности, определенных Порядком №84-П и Соглашением.
Кроме того, постановлением старшего следователя следственного отдела по городу Петропавловску-Камчатскому СУ СК России по Камчатскому краю от 11.05.2022 по факту выявленных нарушений при использовании предоставленных средств в рамках национального проекта отказано в возбуждении уголовного дела в отношении указанных предпринимателей в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество в сфере кредитования) в связи с отсутствием состава преступления.
Следовательно, у МКК Фонд поддержки предпринимательства отсутствовали основания для непринятия представленных указанными лицами в подтверждение целевого использования микрозаймов документов.
Этим же постановлением отказано в возбуждении уголовного дела в отношении директора Фонда ФИО2 в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (нецелевое расходование бюджетных средств) в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления.
Довод УФК по Камчатскому краю о том, что установленный в постановлении следственного отдела по г. Петропавловску-Камчатскому об отказе в возбуждении уголовного дела факт отсутствия в действиях Фонда признаков мошенничества не свидетельствует о том, что средства субсидии использованы по назначению, не принимается апелляционной коллегией.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В указанном постановлении изложены обстоятельства выдачи Фондом спорных микрозаймов ИП ФИО3, ИП ФИО4 и ГКФХ ФИО6
В связи с чем, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно принял во внимание изложенные в указанном постановлении от 11.05.2022 обстоятельства, оценив их в совокупности с иными представленными в материалы дела доказательствами.
Таким образом, учитывая, что Фонд использовал средства субсидии по целевому назначению с достижением плановых значений показателя результативности более чем в два раза, оспариваемое представление УФК по Камчатскому краю от 14.02.2022 № 38-25-07/12-3 не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
В связи с чем, указанное представление от 14.02.2022 № 38-25-07/12-3 обоснованно признано арбитражным судом недействительным в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит УФК по Камчатскому краю судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 22.06.2022 по делу №А24-2137/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | А.В. Пяткова |
Судьи | Е.Л. Сидорович Т.А. Солохина |