ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-2332/2022 от 14.09.2022 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А24-2332/2022

сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено сентября 2022 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Пятковой,

судей Е.Л. Сидорович, Г.Н. Палагеша,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина,

апелляционное производство № 05АП-5217/2022

на решение от 18.07.2022

судьи Е.Ю. Лебедевой

по делу № А24-2332/2022 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 10.01.2022 № 16-29/116 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

третье лицо: акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии:

от Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина: ФИО1 (участие онлайн) по доверенности от 15.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, копия паспорта, копия диплома (регистрационный номер 699), ФИО2 (участие онлайн) по доверенности от 27.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, копия паспорта, копия диплома (регистрационный номер 1763),

от Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю:  ФИО3  по доверенности от 10.01.2022, сроком действия до 30.12.2022, паспорт, копия диплома (регистрационный номер 17), ФИО4 (специалист) по доверенности от 09.06.2022, сроком действия до 31.12.2022, паспорт,

от АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики»: не явились,

УСТАНОВИЛ:

Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина (далее – заявитель, колхоз) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее –УФНС России по Камчатскому краю, Управление, налоговый орган) от 10.01.2022 № 16-29/116 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Определением суда от 17.06.2022 к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики».

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 18.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы колхоз указывает на ошибочное толкование налоговым органом и судом нормативных правовых актов, регулирующих вопросы применения пониженных тарифом страховых взносов резидентами территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Ссылается на то, что производя доначисление суммы страховых взносов, а также пени и штрафа, налоговый орган явно ухудшил положение колхоза, что является недопустимым в силу положений пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Отмечает, что по итогам проведения камеральных налоговых проверок за периоды 2018-2019 годов налоговым органом не были доначислены суммы страховых взносов по аналогичным основаниям.

Настаивает на том, что при применении пониженных тарифов страховых взносов в отношении всех работников колхоз руководствовался опубликованными на официальном сайте разъяснениями Федеральной налоговой службы о возможности такового применения в случае, если плательщик до 26.06.2018 уже являлся резидентом ТОСЭР, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения его к ответственности.

Полагает невозможным применение Федерального закона от 03.08.2018 №300-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон №300-ФЗ) с 03.08.2018, в связи с тем, что расчет страховых взносов производится с первого числа месяца.

Ссылается на значительность размера назначенного штрафа и его несоразмерность последствиям вменяемого нарушения. Также обращает внимание на добровольную уплату суммы страховых взносов на момент вынесения решения.

Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выражает согласие с изложенными в апелляционной жалобе колхоза доводами, считает, что решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.

По тексту письменного отзыва УФНС Камчатского края, приобщенного в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела, налоговый орган считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании представители колхоза поддержали доводы заявленной апелляционной жалобы. Представители налогового органа возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о причине неявки не сообщило, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провела судебное заседание в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

На основании решения № 13-27/4 от 25.11.2020 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов, страховых взносов за период с 01.01.2018 по 30.06.2020.

В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлено неправомерное применение колхозом пониженного тарифа страховых взносов (в совокупном размере 7,6%) за период с 03.08.2018 по 30.06.2020, предусмотренного в отношении выплат физическим лицам, работающим по трудовым договорам и занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Указанные нарушения отражены в акте налоговой проверки от 13.08.2021 № 17- 24/3, в дополнении к акту налоговой проверки от 23.11.2021 № 17-42/9.

По результатам рассмотрения акта проверки, дополнения к акту проверки и возражений налогоплательщика УФНС России по Камчатскому краю вынесено решение № 16-29/116 от 10.01.2022 о привлечении колхоза к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ему доначислены страховые взносы в общей сумме 1 051 171 106, 98 руб., пени в сумме 112 990 581, 15 руб., а также начислен штраф в размере 37 067 952 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств снижен в 4 раза).

Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу от 31.03.2022 № 07-10/1077@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением Управления от 10.01.2022 № 16-29/116 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, посчитав, что оно не отвечает требованиям закона и нарушает его права, Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, посчитал доказанными и подтвержденными совокупностью доказательств выводы налогового органа о том, что основания для применения пониженных тарифов страховых взносов в рассматриваемом случае у заявителя отсутствуют ввиду невыполнения всех условий, позволяющих применять данные тарифы.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, коллегия апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является верным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

По условиям положений статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации страховые взносы, вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 НК РФ и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.

Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателям.

Пунктом 1 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

На основании пункта 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой. Размеры тарифов страховых взносов установлены пунктом 2 статьи 425 НК РФ.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 21 НК РФ предусмотрено, что плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Пунктом 1 статьи 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно подпункту 12 пункту 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Закон №473-ФЗ).

Закон №473-ФЗ определяет территорию опережающего социально-экономического развития как часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Резидентом территории опережающего социально-экономического развития признается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с указанным законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее - соглашение об осуществлении деятельности) и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (пункты 2, 3 статьи 2 Закона №473-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 473-ФЗ особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности для ТОСЭР устанавливается в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 статьи 427 НК РФ, применяются плательщиками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 12 настоящей статьи (пункт 3 статьи 427 НК РФ).

До 03.08.2018 в силу абзаца третьего пункта 10 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов применялись в отношении резидентов ТОСЭР, получивших такой статус, не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей ТОСЭР.

В целях обеспечения стабильности условий осуществления резидентами ТОСЭР предпринимательской деятельности и обеспечения конкурентоспособности ТОСЭР, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, был принят Федеральный закон от 03.08.2018 №300-ФЗ (вступил в силу с 03.08.2018), которым статья 427 НК РФ дополнена пунктом 10.1, отменяющим трехлетнее ограничение с момента создания ТОСЭР, расположенных на территории ДФО (с 26.06.2015), для приобретения резидентами ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе права на применение пониженных тарифов страховых взносов с продлением для них до 31.12.2025 периода, в течение которого резиденты этих территорий, получая соответствующий статус, приобретают и право на применение в течение следующих 10 лет пониженных тарифов страховых взносов.

В силу пункта 4 статьи 3 Закона №300-ФЗ действие положений пункта 10.1 статьи 427 НК РФ в отношении резидентов ТОСЭР в ДФО распространено на правоотношения, возникшие с 26.06.2018.

Также Законом № 300-ФЗ уточнены условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов, а именно установлено применение резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

В целях пункта 10.1 статьи 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом № 473-ФЗ.

При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

Из изложенного следует, что с 03.08.2018 резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.

Из материалов дела следует, что Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина является резидентом ТОСЭР «Камчатка» в соответствии с соглашением от 26.04.2016 № 1/Р-52 об осуществлении деятельности на территории социально-экономического развития, заключенного с акционерным обществом «Корпорация развития Дальнего Востока».

В соответствии с пунктом 1.1 указанного соглашения резидент обязуется осуществлять следующие виды деятельности в соответствии с предоставленной им заявкой от 15.01.2016 № 41 на заключение соглашения об осуществлении деятельности, бизнес-планом «Переоборудование и модернизация судов РС-600 «Капитан Муковников», РС-600 «Капитан Малякин» и строительство производственных корпусов № 2 и 3 Фабрики береговой обработки рыбы», выполненного в июне – декабре 2015 года (далее – Проект 1) и бизнес-планом «Организация проведения ремонта и технического обслуживания всех типов судов в полном объеме, на базе существующих судоремонтных участков»:

- рыболовство и рыбоводство,

- производство пищевых продуктов,

- производство прочих транспортных средств и оборудования,

- ремонт и монтаж машин и оборудования.

Согласно представленным расчетам по страховым взносам в проверяемый период Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина применял пониженные тарифы по страховым взносам на всех работников предприятия по коду «15» как плательщик, имеющий статус резидента территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка».

Между тем, из анализа представленных колхозом в ходе выездной налоговой проверки отчетов о статусе инвестиционных проектов налоговым органом установлено, что количество фактически созданных рабочих мест в рамках Соглашения № 1/Р-52 составило 16 единиц, а именно:

– с 3 квартала 2018 года на 9 работников;

– с 1 квартала 2019 года на 14 работников;

– с 3 квартала 2019 года по первое полугодие 2020 года на 16 работников.

Вследствие чего, в проверяемый период Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина имел право применять пониженные тарифы по страховым взносам только на 16 работников, осуществляющих деятельность на новых рабочих местах.

Между тем, Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина не представил ни в ходе выездной налоговой проверки, ни при рассмотрении дела в суде сведений о том какие фактически работники были заняты на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, раздельный учет доходов и расходов, раздельный учет рабочего времени и расчет с персоналом по оплате труда заявителем не велся, в связи с чем у налогового органа отсутствовала возможность идентифицировать физических лиц, занятых в видах деятельности, предусмотренных Соглашением от 26.04.2016 № 1/Р-52.

В тоже время все работники колхоза не могут являться вновь принятыми работниками в рамках Соглашения № 1/Р-52, заключенного 26.04.2016, из представленных в ходе проверки документов следует, что рабочие места на остальных  работников колхоза были созданы за много лет до заключения указанного соглашения.

Следовательно, налоговый орган пришел к верному выводу, поддержанному судом первой инстанции, об отсутствии у Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина установленных статьей 427 НК РФ оснований для применения с 03.08.2022 по 30.06.2022 пониженных тарифов страховых взносов в отношении всех его работников и обоснованно доначислил заявителю страховые взносы в размере 1 051 171 106, 98 руб.

Довод апелляционной жалобы о том, что производя доначисление суммы страховых взносов, а также пени и штрафа, налоговый орган явно ухудшил положение колхоза, отклоняется апелляционной коллегией на основании следующего.

Действительно, пунктом 2 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Между тем, пункт 10.1 статьи 427 НК РФ, введенный Законом № 300-ФЗ, нельзя признать нормой, ухудшающей положение налогоплательщика, поскольку он по существу уточняет условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов: такие тарифы применяются резидентами ТОСЭР исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

Как видно из положений статьи 13 Закона №473-ФЗ, приказа Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 02.04.2015 №42 «Об утверждении формы заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, примерной формы бизнес-плана, критериев и методики оценки заявки и бизнес-плана», одним из критериев, по которым управляющая компания оценивает заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности лица, намеревающегося приобрести статус резидента ТОСЭР, как до, так и после вступления в силу Закона №300-ФЗ, является количество создаваемых рабочих мест, связанных с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом, с целью увеличения объема производства товаров (работ, услуг), а также создания новых производств, объектов инфраструктуры ТОСЭР. Если реализация проекта, предусмотренного бизнес-планом, не предполагает создания новых рабочих мест, бизнес-плану баллы не присваиваются и соответственно в отношении такого бизнес-плана может быть принято решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности.

Таким образом, нормативные положения, предусматривающие применение плательщиками страховых взносов пониженных тарифов, изначально вводились в целях создания благоприятных условий для резидентов ТОСЭР и стимулирования их к созданию новых рабочих мест в рамках соглашений об осуществлении деятельности.

При таких обстоятельствах налоговый орган и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о том, что в отношении плательщиков страховых взносов, ставших резидентами ТОСЭР до вступления в силу Закона №300-ФЗ, внесенные этим законом изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации не привели к ухудшению их положения, поскольку для исполнения соглашений об осуществлении деятельности резидентами ТОСЭР должны создаваться новые рабочие места.

Данный вывод подтверждается также тем, что перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью заявки на заключение указанного соглашения.

Применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых при осуществлении деятельности резидентом ТОСЭР, не связанной с реализацией упомянутого соглашения, не соответствует цели создания ТОСЭР, не способствует экономической эффективности развития такой территории, лишает налоговую льготу целевой направленности, заложенной в законодательстве о развитии экономики Дальнего Востока, а также приводит к неравенству между резидентами ТОСЭР в силу разнообразия инвестиционных проектов, которые могут предполагать как начало новой деятельности, так и модернизацию уже работающего производства.

Указанные выводы согласуются с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в решении от 19.02.2020 № АКПИ19-935, определении от 02.07.2020 № АПЛ20-151.

Напротив, как следует из указанных судебных актов в данном случае подлежит применению пункт 4 статьи 5 НК РФ, предусматривающий, что акты законодательства о налогах и сборах, снижающие тарифы страховых взносов или иным образом улучшающие положение плательщиков страховых взносов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В связи с чем предписания пункта 10.1 статьи 427 НК РФ в части снятия ограничения по сроку предоставления права на применение пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ТОСЭР в ДФО, как улучшающие положение плательщиков страховых взносов, имеют обратную силу и распространяются на правоотношения, возникшие с 26.06.2018.

Доводы заявителя о более широком толковании норм налогового законодательства о применении указанной льготы в отношении всех работников основаны на неверном толковании вышеуказанных норм и противоречит позиции вышестоящих судов.

В связи с чем, апелляционная коллегия не усматривает нарушений при применении налоговым органом при расчете страховых взносов, подлежащих уплате Рыболовецким колхозом им. В.И. Ленина в период с 03.08.2018 по 30.06.2020, введенных в действие Законом №300-ФЗ положений пункта 10.1 статьи 427 НК РФ.

Довод апеллянта о том, что при применении пониженных тарифов страховых взносов в отношении всех работников колхоз руководствовался опубликованными на официальном сайте разъяснениями Федеральной налоговой службы о возможности такового применения в случае, если плательщик до 26.06.2018 уже являлся резидентом ТОСЭР, не принимается апелляционной коллегией с учетом отсутствия в материалах дела соответствующих доказательств, которые бы позволили суду оценить данные разъяснения с точки зрения признания их основанием для освобождения налогоплательщика от начисления пени и привлечения к ответственности в соответствии с пунктом 8 статьи 75 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.

Кроме того, представителем Управления в материалы дела представлено письмо заместителя руководителя Федеральной налоговой службы от 12.07.2019 № БС-19-11/190, адресованное председателю Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина, с разъяснениями о праве колхоза применять с 03.08.2018 пониженные страховые взносы исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенных в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

Доводы Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина о том, что по итогам проведения камеральных налоговых проверок за периоды 2018-2019 годов налоговым органом не были доначислены суммы страховых взносов по аналогичным обстоятельствам, рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены с учетом позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 № 571-О, поскольку выездная налоговая проверка является более глубокой формой налогового контроля, ориентированной на выявление нарушений, которые не были обнаружены ранее при камеральной проверке; при этом, камеральная проверка - форма текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа; в отличие от выездной налоговой проверки камеральная проверка нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения.

При этом положения Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках налоговых проверок указанных видов - выездных и камеральных. В связи с этим они не исключают выявление при проведении выездной налоговой проверки (как более углубленной формы налогового контроля) таких нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки.

Акт и решение по камеральной налоговой  проверке не являются разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, в связи с чем наличие решения по результатам камеральной налоговой проверки не исключает привлечение налогоплательщика к ответственности и уплату им пени за несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов, установленное в ходе выездной налоговой проверки, что не нарушает прав налогоплательщиков, так как сами по себе правила осуществления выездной налоговой проверки, предполагающие возможность пересмотра размера налоговой обязанности налогоплательщика за конкретный налоговый период по сравнению с ранее установленным ее размером в рамках камеральной налоговой проверки, представляют собой механизм определения действительного размера налоговой обязанности налогоплательщика, необходимый с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере уплаты налогов и сборов.

Таким образом, поскольку выездные налоговые проверки являются самостоятельной формой налогового контроля, то независимо от выводов, содержащихся в ранее принятых налоговым органом решениях по результатам камеральных налоговых проверок (результатов проведенных проверок), неначисление налоговым органом по итогам проведения камеральной налоговой проверки недоимки спорной суммы страховых взносов не отменяет возможность соответствующего доначисления по итогам выездной налоговой проверки.

Также подлежит отклонению довод колхоза о неверном доначислении налоговым органом страховых взносов за период с 01.08.2018 с учетом вступления в силу Закона №300-ФЗ с 03.08.2018.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса.

В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (пункт 1 статьи 431 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 424 НК РФ дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками, указанными в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, расчет страховых взносов в  сумме 1 051 171 106, 98 руб. произведен Управлением правомерно с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца. При этом определение базы для исчисления страховых взносов с 01.08.2018 не повлекло неправомерного доначисления страховых взносов.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Учитывая изложенные обстоятельства неправомерности действий заявителя по уменьшению размера своих реальных налоговых обязательств, налоговый органом правомерно произведено начисление пени в размере 112 990 581, 15 руб.

Пунктом 1 статьи 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В связи с чем, за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в установленном размере налоговым органом в отношении колхоза обоснованно начислен штраф в размере  37 067 952 руб.

Довод апеллянта о значительности размера назначенного штрафа и его несоразмерности последствиям вменяемого нарушения не принимается во внимание апелляционным судом, поскольку при вынесении решения налоговым органом в порядке статьи 112 НК РФ в качестве смягчающего обстоятельства была принята во внимание социальная значимость деятельности Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина, в связи с чем, сумма штрафа снижена в 4 раза.

Заявленная колхозом в обоснование доводов о снижении размера штрафа ссылка колхоза на добровольную уплату страховых взносов на момент вынесения решения суммы также подлежит отклонению.

Право относить те или иные фактические обстоятельства, не отнесенные прямо статьей 112 НК РФ к обстоятельствам, смягчающим ответственность лица, предоставлено как суду, так и налоговому органу.

При этом под понятие смягчающих обстоятельств подпадают обстоятельства, которые создают препятствия, затрудняют выполнение страхователем своих обязанностей.

Статья 23 НК РФ устанавливает определенные обязанности налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов, в том числе обязанности по уплате установленных НК РФ страховых взносов. При этом, обязанности налогоплательщика (плательщика страховых взносов), установленные статьей 23 НК РФ, находятся в системной связи с принципом законодательства о налогах и сборах, закрепленным в пункте 1 статьи 3 НК РФ, по которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность фактически дублирует содержание статьи 57 Конституции Российской Федерации о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Добросовестность налогоплательщика (плательщика страховых взносов) сама по себе не может учитываться как смягчающее ответственность обстоятельство, поскольку налоговое законодательство основано на презумпции добросовестного поведения налогоплательщика, пока налоговым органом не доказано обратное. То есть добросовестное исполнение обязанностей, предусмотренных статьей 23 НК РФ, является нормой поведения.

Таким образом, факт самостоятельного и добровольного исполнения колхозом обязанности по уплате страховых взносов не может быть признан апелляционным судом в качестве обстоятельства, смягчающего его ответственность.

С учетом изложенного, оспариваемое решение УФНС России по Камчатскому краю соответствует требованиям действующего законодательства, вынесено Управлением в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Процессуальных нарушений при принятии оспариваемого решения Управлением не допущено.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения УФНС по Камчатскому краю от 10.01.2022 № 16-29/116.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Следовательно, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся апелляционным судом на подателя жалобы.

Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей.

С учетом изложенного, излишне уплаченная колхозом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату плательщику из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.07.2022  по делу №А24-2332/2022  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить Рыболовецкому колхозу им. В.И. Ленина из федерального бюджета излишне уплаченную на основании платежного поручения №9995 от 22.07.2022 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Пяткова

Судьи

Е.Л. Сидорович

Г.Н. Палагеша