ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-2535/2023 от 07.02.2024 АС Камчатского края

60/2024-4957(1)







Пятый арбитражный апелляционный суд  ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А24-2535/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года. 

Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2024 года.  Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А. Щёлкиным,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации  Вулканного городского поселения, 

апелляционное производство № 05АП-222/2024
на решение от 04.12.2023
судьи Тюшняковой В.М.
по делу № А24-2535/2023 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению администрации Вулканного городского поселения (ИНН 4105011832, ОГРН  1024101220450) 

к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН 4101120541,  ОГРН 1074101007793) 

о признании недействительными пунктов 1-14 представления от 13.01.2023 № 38-2207/12-1, 

третье лицо: Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края (ИНН  4101121016, ОГРН 1074101008178), 

при участии: лица, участвующие в деле, не явились,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Вулканного городского поселения (далее – заявитель,  Администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с  заявлением о признании недействительными пунктов 1-14 представления Управления  Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, УФК  по Камчатскому краю) от 13.01.2023 № 38-22-07/12-1. 

Определением от 31.07.2023 суд в порядке статьи 51 АПК РФ привлек к участию в  деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, Министерство строительства и жилищной политики  Камчатского края (далее – третье лицо, Минстрой Камчатского края). 

Решением суда от 04 декабря 2023 года заявление Администрации Вулканного  городского поселения удовлетворено в части. Суд признал недействительным пункт 1  представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю  представления от 13.01.2023 № 38-22-07/12-1, как несоответствующий бюджетному 


законодательству. В удовлетворение остальной части заявленных требований отказано. 

Не согласившись с судебным актом, Администрация обжаловала его в  апелляционном порядке. 

По мнению заявителя, суд не исследовал в полном объеме результаты выполнения  условий взаимодействия Администрации с Минстроем Камчатского края в рамках  Соглашений, которые могли бы повлиять на выводы суда об обстоятельствах дела и  доводы в пользу принятого решения. Ссылаясь на позицию Минстроя Камчатского края,  на расчетные показатели государственной программы Камчатского края «Обеспечение  доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной  постановлением Правительства Камчатского края от 22.11.2013 № 520-П,  Администрация указывает, что в целях обеспечения бездефицитного финансирования  Госпрограммы возможно увеличение площади приобретаемого жилого помещения от  площади изымаемого жилого помещения приблизительно на 20 %, а также на то, что  расчет начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) заказчиком  необходимо было производить из реальной площади жилых помещений и исходя из  предельной стоимости жилых помещений за 1 кв. м. в размере 80 000 руб.,  установленной в отношении Вулканного городского поселения в 2021 году согласно  Государственной программе. 

 Как считает заявитель, учитывая указанные обстоятельства, неправильное  указание площади жилых помещений не привело к превышению начальной  максимальной цены контракта (НМЦК) исходя из допустимого увеличения  Государственной программы на 20%, Администрация не вышла за лимиты бюджетных  обязательств, средства были использованы согласно их целевого назначения. 

Администрация указывает, что Минстрой Камчатского края, осуществляя  обязанности главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренные пунктом 1  статьи 158 БК РФ, претензий к Администрации не имеет. Также за период с 2019 по 2022  год Фондом содействия реформированию ЖКХ в Камчатском крае не установлено  нарушений по выполнению запланированных мероприятий и использованию  выделяемых государством средств. 

Кроме того, суд не учел результаты комиссии Управления Федеральной  антимонопольной службы по Камчатскому краю, которая провела внеплановую проверку  Администрации Вулканного городского поселения по соблюдению требований Закона о  контрактной системе при проведении процедуры закупки 24.06.2021 года №  0138300001321000007 в рамках национального проекта «Жилье и городская среда»  (участник закупки ИП Умерова Н.В.). По результатам проверки Управление  Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю, подтвердила  установленную начальную (максимальную цену контракта -НМЦК). 

Как считает заявитель, по пунктам 12, 14 представления суд необоснованно  отклонил доводы Администрации о достижении показателей Государственной  программы с учетом внесения изменений в соглашения № 20 и № 30. 

Администрация настаивает на том, что представление Управления Федерального  казначейства по Камчатскому краю от 13.01.2023 № 38-22-07/12-1 не соответствует  бюджетному законодательству в полном объеме, нарушает права и законные интересы  заявителя. 

Заявитель обращает внимание апелляционной инстанции на то, что несмотря на  решение Арбитражного суда Камчатского края от 04.12.2023 г. о признании  недействительным пункта 1 представления УФК по Камчатскому краю № 38-22-07/12-1  от 13.01.2023, как несоответствующий бюджетному законодательству, УФК по  Камчатскому краю не отменил свои требования к Администрации по выполнению п. 1  Представления. 

УФК в представленных возражениях против доводов жалобы возражает, считает  решение суда законным и обоснованным. 


Третье лицо свое отношение к жалобе не выразило.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266,  268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность  применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и  процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее. 

На основании приказа УФК по Камчатскому краю от 20.10.2022 № 356 в  отношении Администрации Вулканного городского поселения (объект проверки) в  период с 26.10.2022 по 07.12.2022 проведена внеплановая выездная проверка  использования средств государственной корпорации – Фонда содействия  реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию проекта  «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного  фонда» и проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также  использования средств государственной корпорации – Фонда содействия  реформированию жилищно-коммунального хозяйства, сформированных за счет средств  Фонда национального благосостояния, на предоставление займов юридическим лицам в  целях реализации проектов по реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры. 

Проверяемый период установлен с 2017 года по истекший период 2022 года.

По итогам проверки УФК по Камчатскому краю в адрес Администрации  Вулканного городского поселения вынесено Представление от 13.01.2023 № 

Не согласившись с указанным Представлением, Администрация Вулканного  городского поселения обратилась в суд с соответствующим заявлением. 

 В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде в Камчатском крае  реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда  осуществлялась в рамках Государственной программы Камчатского края «Обеспечение  доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной  постановлением правительства Камчатского края от 22.11.2013 № 520-П (с изменениями  и дополнениями), в состав которой включена Подпрограмма А «Региональная адресная  программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» (далее –  Подпрограмма А), источником финансирования которой являются средства Фонда  содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ). 

Согласно паспорту Подпрограммы А ответственным исполнителем является  Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края, участниками –  органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (по  согласованию). 

Целью Подпрограммы А является обеспечение переселения граждан из аварийных  многоквартирных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года. 

 № 520-П «Об утверждении государственной программы Камчатского края «Обеспечение  доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», постановлением  Правительства Камчатского края от 06.10.2020 № 394-П «Об утверждении 


инвестиционной программы Камчатского края на 2021 год и на плановый период 20222023 годов и прогнозный период 2024-2025 годов» заключено соглашение о  предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования в  Камчатском крае в 2021 году (в 2021 году и плановом периоде 2022-2023 годов) от  11.03.2021 № 20 (далее – Соглашение № 20). 

Пунктом 1.1. Соглашения № 20 установлено, что его предметом является  предоставление из краевого бюджета в 2021 году (в 2021 году и плановом периоде 20222023 годов) бюджету Вулканного городского поселения субсидии на капитальные  вложения в объекты муниципальной собственности в пределах лимитов бюджетных  обязательств, доведенных Министерству как получателю средств краевого бюджета по  кодам классификации расходов бюджетов 812 0501 10AF3 67483 522 (средства  госкорпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства), 812 0501 10AF3 67484 522 (средства краевого бюджета) в рамках  мероприятия «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответсттвии с  жилищным законодательством» подпрограммы А «Региональная адресная программа по  переселению граждан из аварийного жилищного фонда» Государственной программы и  в целях реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения  непригодного для проживания жилищного фонда, входящего в состав национального  проекта «Жилье и городская среда». 

Согласно пункту 1.2. перечень мероприятий, реализуемых за счет средств  местного бюджета, с использованием Субсидии, установлен в Приложении № 1 к  настоящему соглашению. 

Дополнительными соглашениями от 27.07.2021 № 1 и 24.12.2021 № 2  соответствующие субсидии предоставлены бюджету Вулканного городского поселения  из краевого бюджета в 2021 соответственно. 

В соответствии с указанным соглашением общий размер субсидии на обеспечение  мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2021 году  составил 29 375 440 рублей 40 копеек, в том числе в сумме 19 632 003 рублей 02 копейки  за счет средств Фонда, в сумме 9 650 003 рубля 01 копейка за счет средств краевого  бюджета, в сумме 93 434 рубля 37 копеек за счет средств местного бюджета. Уровень  софинансирования из краевого бюджета составляет 99,1%. 

В 2021 году на основании заявок на финансирование от 28.04.2021 № 25, от  08.06.2021 № 39, от 02.07.2021 № 47, от 11.11.2021 № 88, от 22.11.2021 № 91  Министерством строительства и жилищной политики Камчатского края до  Администрации доведены лимиты бюджетных обязательств, бюджетные ассигнования  на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в  общей сумме 24 882 000 рублей, которые, как следует из материалов проверки,  направлены (осуществлены расходы) на указанные цели по состоянию на 01.01.2022 в  полном объеме. 

Проверяя законность пункту 1 представления УФК, суд установил следующее.

Согласно пункту 1 представления УФК по Камчатскому краю от 13.01.2023 №  38-22-07/12-1 Администрацией в нарушение пункта 1.1 Соглашения о предоставлении  субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования в Камчатском  крае от 11.03.2021 № 20, части 8.1 статьи 32, части 1 статьи 89 Жилищного кодекса  Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 1.1., части 3 статьи 16 Федерального  закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», пункта 1.1 Соглашения о предоставлении субсидии из  краевого бюджета бюджету муниципального образования в Камчатское крае в 2021 году  (в 2021 году и плановом периоде 2022-2023 годов) от 11.03.2021 № 20 в 2021 году  неправомерно оплачено за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства приобретение жилья, площадью больше чем аварийное, на  сумму 1 513 080 рублей 74 копейки (КБК 911 0501 112AF367483 412). 


Частью 1 статьи 89 ЖК РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с  выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего  Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть  благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта,  равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать  установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В  случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое  помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах  другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого  расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных  федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской  Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых  помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения  предоставляются по нормам предоставления. 

Как установлено в ходе контрольного мероприятия и не оспаривается заявителем,  в2021 году в связи с выселением граждан из аварийного жилищного фонда, признанного  аварийным в рамках Подпрограммы А, с которыми ранее были заключены договоры  социального найма, производилось предоставление другого жилого помещения по  договорам социального найма площадью больше, чем ранее в занимаемом жилом  помещении найма, а именно: 

ФИО

гражданина, 

для которого 

приобреталась 

квартира по 

муниципально

му контракту 

площадь 

разница

Стоимость 

оплата -

оплата

оплата

аварийного 

, кв. м

квартиры, 

средства

краевые

средства 

жилья/

руб.

Фонда,

средства,

местного 

площадь 

руб.

руб.

бюджета, 

приобретенн

руб.

ого, кв. м 

Бянкина Е.Ф., 

13,4

п/п от

п/п от 

п/п от 

 № 654288 

 № 654284 

Лысенко Н.А., 

0.5

п/п от

п/п от  

п/п от 

 № 891803, 

 № 891810, 

 № 891809 

 № 891808 

Попов А.С.,

1,6

n/п от

п/п от 

п/п от 

 № 891806 

 № 891812 

Соколова Л.А., 

3

п/п от

п/п

п/п от 

 № 130433 

 № 147112 

Порецков И.Е., 

0,1

п/п от

 № 155840, 

 № 155842 


16,3

3580200,00

от

от 26.11.2021 

п/п от

 № 221801

 № 221800 

 № 221802 

Разницу в оплате квадратных метров, превышающих размер ранее занимаемого 

жилья (1 513 080 рублей 74 копейки), УФК посчитало неправомерным использованием  средств и обязало Администрацию возместить в Фонд. 

Удовлетворяя требования заявителя в части признания пункта 1 представления  УФК недействительным, суд первой инстанции пришел в обоснованному выводу о том,  что муниципальное образование вправе предоставить на праве социального найма жилое  помещение большей площади, чем ранее занимаемое, при условии, что у  муниципального образования отсутствует возможность предоставить одно жилое  помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому. 

Суд сослался на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в  Обзоре судебной практики № 3 за 2018 год, утвержденном Президиумом Верховного  Суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года, в котором отмечено, что  применительно к положениям статьи 89 ЖК РФ критерий равнозначности не исключает  возможности предоставления гражданам в порядке переселения жилого помещения  большей площади взамен ранее занимаемого жилого помещения при отсутствии в  муниципальном жилищном фонде на момент предоставления жилого помещения,  равного по площади ранее занимаемому жилому помещению, а также на позицию  Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 11.04.2017 по  делу № 81-КГ 17- 2. 

Таким образом, в рассматриваемом случае предоставление квартир большей  площадью, соответствует требованиям ЖК РФ

Коллегия соглашается с судом, что указанные обстоятельства свидетельствуют об  отсутствии нарушений использования средств финансовой поддержки, соблюдении  условий заключенных соглашений о предоставлении субсидий на переселение граждан  из аварийного жилищного фонда, отсутствии нарушений прав граждан, которым  предоставлены спорные жилые помещения, в связи с чем в действиях Администрации  отсутствуют нарушения положений действующего законодательства в оспариваемой  части. 

Следовательно, оспариваемый пункт 1 представления Управления Федерального  казначейства по Камчатскому краю от 13.01.2023 № 38-22-07/12-1 нарушает права и  законные интересы заявителя, незаконно возлагает на Администрацию обязанность по  возврату в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 1 513  080 рублей 74 копеек. 

Нарушения, отраженные в пунктах 1-11 представления УФК по Камчатскому  краю от 13.01.2023 № 38-22-07/12-1, состоят в нарушении Администрацией порядка  обоснования НМЦК (начальной максимальной цены контракта) по закупкам на  приобретение жилых помещений для муниципальных нужд в целях переселения граждан  из аварийного жилья. 

Закупки жилых помещений для муниципальных нужд в целях переселения  граждан из аварийного жилья осуществлялись Администрацией в соответствии с  Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -  Закон о контрактной системе). 

В статье 22 Закона о контрактной системе закреплён порядок определения НМЦ  контракта. Согласно части 1 названной статьи начальная (максимальная) цена контракта  и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта,  заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем),  определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего 


метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен  (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод;  затратный метод. 

Согласно части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых  рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования  начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с  единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). 

Как установлено судом, в 2021 году в связи с выселением граждан из аварийного  жилищного фонда в рамках Подпрограммы А заключены следующие муниципальные  контракты «На приобретение жилых помещений для муниципальных нужд в целях  переселения граждан Вулканного городского поселения: от 05.04.2021 № 2/к (ИКЗ  213410501183241050100100080006810414), от 25.05.201 № 5/К (ИКЗ  2213410501183241050100100110016810414), от 25.05.2021 № 6/К (ИКЗ  213410501183241050100100120016810414), от 28.06.2021 № 9/К (ИКЗ  213410501183241050100100160016810414), от 05.11.2021 № 12/К (ИКЗ  213410501183241050100100180016810414), а также от 19.11.2021 № 13/К (ИКЗ  213410501183241050100100060036810414). 

Для определения НМЦК Администрацией применялся метод сопоставимых  рыночных цен (анализ рынка). 

Определяя среднюю рыночною стоимость 1 кв. метра, Администрация исходила  из предоставленной агенствами недвижимости информации о рыночной стоимости 1 кв.  метра в многоквартирных домах в пос. Вулканный, что составило 65 000 рублей за 1 кв.  метр. 

При этом в разделе «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта на  приобретение жилого помещения для муниципальных нужд в целях переселения  граждан Вулканного городского поселения» Администрацией произведен расчет НМЦК  из расчета площади каждой приобретаемой квартиры увеличенной на 20% (от реальной,  указанной в Техническом задании), из расчёта стоимость 1 кв.м. в размере 65 000 руб. 

УФК в представлении сделан вывод о нарушении Администрацией части 3 статьи  22 Закона № 44-ФЗ в части обоснования НМЦК по закупкам на приобретение жилых  помещений для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилья,  так как при расчете НМЦК использована площадь жилого помещения, увеличенная на 20  % от площади закупаемой квартиры, указанной в техническом задании, а должна быть  использована площадь закупаемой квартиры. 

В результате чего, как считает УФК, Администрацией допущено неправомерное  расходование средств Фонда в общей сумме 1 710 043 рубля 40 копеек (пункты 4, 6, 8,  10). 

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, поддержал  данный вывод УФК по Камчатскому краю. 

Коллегия соглашается с тем, что Администрацией нарушен порядок расчета  НМЦК по закупкам на приобретение жилых помещений для муниципальных нужд,  однако судом первой инстанции не было учтено следующее. 

Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации  (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными  фондами при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств,  санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляют в соответствии с  установленным соответствующим финансовым органом (органом управления  государственным внебюджетным фондом) порядком, предусмотренным пунктом 1  настоящей статьи, контроль за непревышением бюджетных обязательств над  соответствующими лимитами бюджетных обязательств или бюджетными  ассигнованиями, доведенными до получателя бюджетных средств, а также соответствием  информации о бюджетном обязательстве коду классификации расходов бюджетов; 


соответствием информации о денежном обязательстве информации о поставленном на  учет соответствующем бюджетном обязательстве; соответствием информации,  указанной в распоряжении для оплаты денежного обязательства, информации о  денежном обязательстве; наличием документов, подтверждающих возникновение  денежного обязательства (пункт 5 статьи 219 БК РФ). 

В силу статьи 306.1 и статьи 306.2 БК РФ бюджетным нарушением признается  совершенное в нарушение положений бюджетного законодательства Российской  Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,  договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджетной  системы Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской  Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления  государственным внебюджетным фондом), главным администратором  (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком  действие (бездействие), за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено  применение бюджетных мер принуждения. 

Следует отметить, что нарушения требований законодательства о контрактной  системе, выразившийся в нарушении порядка определения и обоснования начальной  максимальной цены контракта, само по себе не относится к бюджетным нарушениям, за  совершение которого предусмотрена такая мера ответственности как взыскание суммы  средств, превышающих нормативный расчет. 

Коллегия апелляционного суда, с учетом обстоятельств настоящего дела, также не  усматривает неправомерного расходования средств бюджета, доведенных  Министерством строительства и жилищной политики Камчатского края до  Администрации на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного  жилищного фонда. 

Как следует из материалов дела, в расчетных показателях государственной  программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей  Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от  22.11.2013 № 520-П в целях обеспечения бездефицитного финансирования  Государственной программы применено допустимое возможное увеличение площади  приобретаемого жилого помещения от площади изымаемого жилого помещения  приблизительно на 20 %. 

Кроме того, согласно таблицы 2 «Размер планируемой предельной стоимости  жилых помещений одного квадратного метра общей площади жилых помещения»  Государственной программы в 2021 году для Вулканного городского поселения  установлены следующие показатели: планируемая предельная стоимость жилых  помещений, предоставляемых гражданам, тыс. руб./кв. в размере 80,00, а также  планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, тыс. руб./кв. м в  размере 65,00. 

Таким образом, лимиты бюджетных обязательств и соответственно бюджетное  финансирование на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного  жилищного фонда доводились получателю с учетом указанных нормативов, используя  которые Администрация имела возможность приобретать жилые помещения с  увеличенной на 20 % площадью от площади изымаемого жилого помещения с расчетом  планируемой стоимости 80 тыс. руб./кв., что безусловно больше фактически  истраченных на эти цели бюджетных средств, так как Заказчик использовал НМЦК  ниже, чем позволяют условия программы. 

То, что Администрация имела право при расчете обоснования НМЦК по закупкам  на приобретение жилых помещений для муниципальных нужд в целях переселения  граждан из аварийного жилья использовать показатели, установленные Государственной  программой, не противоречит Методическим рекомендации по применению методов  определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого 


с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденым Приказом  Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567  (далее – Методические рекомендации). 

Так, в подпункте 3.7.4.8 Методических рекомендация прямо указано, что можно  использовать и «иные источники информации, в том числе общедоступные результаты  изучения рынка», а, следовательно, данный перечень не является исчерпывающим и  императивным. 

При указанных обстоятельствах, коллегия считает, что Администрация  осуществила использование бюджетных средств в пределах выделенных лимитов,  направив их на цели, установленные Соглашением о предоставлении субсидии из  краевого бюджета бюджету муниципального образования в Камчатском крае от  11.03.2021 № 20, в связи с чем отсутствуют основания для применения мер бюджетного  реагирования в виде обязания возместить их в Фонд. 

Вывод суда о неправомерном расходовании денежных средств Фонда в сумме  1 710 043 рубля 40 копеек (пункты 4, 6, 8, 10) является ошибочным, а пункты 3, 4, 5, 6, 7,  8, 9, 10 представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от  13.01.2023 № 38-22-07/12-1 в части вывода о неправомерном использовании средств  Фонда следует признать недействительными. 

Пункты 2 и 11 представления Управления Федерального казначейства по  Камчатскому краю от 13.01.2023 № 38-22-07/12-1 не содержат вывод о неправомерном  использовании средств Фонда, а лишь констатируют допущенное Администрацией  нарушение порядка формирования НМЦК, то есть не нарушают прав заявителя, в связи с  чем отсутствуют основания для признания их недействительными, так как согласно  части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в  совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового  акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту  и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Рассмотрев требование заявителя о признании недействительным пункта 12  оспариваемого представления, суд установил следующее. 

В пункте 12 представления УФК по Камчатскому краю признало, что  Администрация в нарушении пункта 4.3.4 Соглашения № 20 не достигла показатели  результативности использования субсидии в соответствии с Приложением № 2  Соглашения № 20, а именно переселение граждан из аварийного жилищного фонда в  2021 году составило 333,2 кв.м. при плановом значении – 451,2 кв.м. (расселенная  площадь). 

Согласно пункту 4.3.8.4 Соглашения от 11.03.2021 № 20 Администрация  муниципального образования обязалась ежеквартально не позднее 15 числа месяца,  следующего за кварталом, в котором была получена субсидия, предоставлять отчеты о  достижении значений результатов использования субсидии по форме согласно  приложению № 3 к настоящему соглашению. 

В отчете Администрация указала на отклонение от показателя, необходимого для  достижения результата использования субсидии, на 118,0 кв.м. При этом в графе  «Причины отклонения» соответствующие причины: квартира по адресу: Камчатский  край, Елизовский район, п. Вулканный, ул. Центральная, 8-4, общей площадью 23,6  кв.м., количество комнат – 1, количество зарегистрированных 1, проводятся розыски  собственника 5 лет назад покинувшего Камчатку и не выходящего на связь; квартира по  адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Вулканный, ул. Вулканная 1-7, общей  площадью 47,3 кв.м., количество комнат – 2, количество зарегистрированных 1,  отказывается от общения с представителями ОМСУ, направляемые письма с 


предложениями возвращаются неполученными, работу по поиску вариантов расселения  продолжается; квартира по адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Вулканный,  ул. Вулканная 3-3, общей площадью 47,1 кв.м., количество комнат – 2, количество  зарегистрированных 1, собственник умер, квартира исключена из программы. 

Таким образом Администрация объяснила причины отклонения от заданных  значений. 

Кроме того, в материалах дела имеется Дополнительное соглашение от 24.12.2021   № 2 к Соглашению № 20 от 11.03.2021 согласно которому Приложение № 2 к  Соглашения от 12.03.2021 № 20 изложено в новой редакции, установлено значение  показания результатов использования субсидии и их значения на 2021 год в размере  333,2 кв.м. 

Указанное дополнительное соглашение подписано Министерством строительства  и жилищной политики Камчатского края в лице министра А.Г. Дегодьева и Главой  Вулканного городского поселения В.В. Смолиным. 

Отказывая в удовлетворении требований по указанному пункту, суд первой  инстанции необоснованно не принял во внимание Дополнительное соглашение от  24.12.2021 № 2, сославшись, что на момент проведения проверки, указанный документ  отсутствовал, последующее представление Администрацией в суд Дополнительного  соглашения от 24.12.2021 № 2 свидетельствует об исполнении оспариваемого  представления, а не об отсутствии нарушения, отраженного в пункте 12 оспариваемого  представления. 

Коллегия считает, что при установленных обстоятельствах оснований считать, что  Администрацией не достигнут показатель результативности использования субсидии, не  имеется, соответственно пункт 12 оспариваемого представления следует признать  недействительным. 

Аналогичное нарушение (не достижение показателя результативности  использования субсидии) отражено в пункте 14 представления Управления  Федерального казначейства по Камчатскому краю от 13.01.2023 № 38-22-07/12-1: «в  нарушение пункта 4.3.2 Соглашения № 30 объект контроля не достиг показатели  результативности использования субсидии, установленные приложением № 2  Соглашения № 30, а именно переселение граждан из аварийного жилищного фонда в  2019-2020 годах составило 210,10 кв. м, при плановом 267,70 кв. м (расселенная  площадь), что подтверждается отчетом о достижении значений результатов  использовании субсидии в 2020 году». 

Дополнительных соглашений в части установления уточненных значений  показаний результатов использования субсидии и их значения в части расселяемой  площади к Соглашению от 04.07.2019 № 30 между Министерством и заявителем не  заключались, что не оспаривалось представителем Администрации. 

Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии  оснований для признания этого пункта представления УФК недействительным. 

Также отсутствуют основания для признания недействительным пункта 13  представления. 

Из оспариваемого пункта 13 представления следует, что в нарушение пункта  4.3.21.8 Соглашения от 04.07.2019 № 30 о предоставлении субсидии из краевого бюджета  бюджету муниципального образования в Камчатском крае в 2019 году (в 2019 году и  плановом периоде 2020-2021 годов), заключенного между Министерством строительства  Камчатского края и объектом контроля (далее - Соглашение № 30), Администрацией  предоставлена недостоверная отчетность в Министерство строительства Камчатского  края, а именно в отчете о достижении значений показателей результативности  использования субсидии по состоянию на 01.01.2020 согласно приложению № 3,  расселенная площадь завышена на 1,7 кв. м. 

Администрация данный факт не оспаривает, указывая на техническую ошибку в 


представленном отчете. 

Вместе с тем, как правильно указал суд, Администрация, являясь стороной  указанного Соглашения, приняла на себя обязательства не только по целевому  использованию субсидии, обеспечению результативности и эффективности ее  использования, обеспечению реализации Государственной программы, обеспечению  полного и своевременного освоения субсидии, но и достоверности представляемых  отчетов, пункт 13 представления не нарушает прав заявителя. 

Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы  Администрации Вулканного городского поселения коллегия пришла к выводу о том, что  решение суда подлежит изменению, пункты 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, представления  Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 13.01.2023 № 38-2207/12-1 следует признать недействительными, в связи с чем соответствующие им пункты  резолютивной части представления, а именно пункт 1 в части указания по пунктам 1, 310, 12 принять меры по устранению причин и условий нарушений и пункт 2 в части  возмещения в Фонд неправомерно израсходованных средств на сумму 3 223 124 рубля 14  копеек также признаются недействительными. 

Поскольку заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты  государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового  кодекса Российской Федерации вопрос о ее распределении по рассматриваемому делу  судом не разрешался. 

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 04.12.2023 по делу № А242535/2023 изменить. 

Признать недействительными пункты 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, представления  Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 13.01.2023 № 38-2207/12-1 и соответствующие им пункты резолютивной части представления, а именно  пункт 1 в части указания по пунктам 1, 3-10, 12 принять меры по устранению причин и  условий нарушений и пункт 2 в части возмещения в Фонд неправомерно израсходованных  средств на сумму 3 223 124 рубля 14 копеек, как несоответствующие бюджетному  законодательству. 

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

В части восстановления пропущенного процессуального срока подачи заявления  Администрации Вулканного городского поселения судебный акт оставить без изменения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного  округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев. 

Председательствующий Е.Л. Сидорович 

Судьи Л.А. Бессчасная 

А.В. Пяткова