ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-2551/20 от 22.10.2020 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-2551/2020

22 октября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено октября 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Г.Н. Палагеша,

судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Петропавловск-Камчатского городского округа,

апелляционное производство № 05АП-5753/2020

на решение от 06.08.2020

судьи М.В. Карпачева

по делу № А24-2551/2020 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101036106, ОГРН 1024101022010)

к государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203), межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа,

о признании недействительным предписания от 05.03.2020 №401/1-11ж,

при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – заявитель, администрация, орган местного самоуправления) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее – инспекция, ГЖИ Камчатского края) от 05.03.2020 №401/1-11ж на устранение нарушений законодательства.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 06.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 06.08.2020 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает, что оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией. Несмотря на то, что межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – комиссия, МЖТК ПКГО) создана администрацией, последняя не правомочна вмешиваться в деятельность названной комиссии, учитывая, что обязанность по организации и направлению деятельности комиссии не относится к полномочиям администрации, а является компетенцией председателя МЖТК ПКГО. Настаивает на том, что Устав Петропавловск-Камчатского городского округа не предусматривает обязанности администрации организовывать проведение обследования домов на предмет их технического состояния в целях получения соответствующего заключения. Ссылаясь на то, что доля муниципальной собственности в спорном многоквартирном жилом доме составляет всего 7,76%, заявитель жалобы считает, что решение о проведении обследования дома специализированной организацией на предмет аварийности должно быть принято на общем собрании собственников помещений в таком доме. По изложенному, заявитель полагает, что возложение бремени содержания всего имущества многоквартирного дома на администрацию является превышением финансовых и бюджетных полномочий органа местного самоуправления.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без их участия по имеющимся в материалах дела документам.

Инспекция в представленном в материалы дела письменном отзыве, приобщенном коллегией к материалам в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

На основании приказа заместителя руководителя инспекции от 20.02.2020 №401 в отношении администрации проведена внеплановая документарная выездная проверка по вопросу соблюдения обязательных требований к порядку признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с целью рассмотрения обращения граждан, проживающих по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Океанская, д. 119.

В ходе проведения контрольных мероприятий инспекцией установлено, что в помещениях кухни и большой жилой комнаты квартиры №6 многоквартирного дома №119 по ул. Океанская в г. Петропавловске-Камчатском частично снято (демонтировано) с поверхности потолка отделочное покрытие, а именно гипсокартонные плиты. В местах демонтажа гипсокартонных плит на поверхности потолка в кухне и в большой жилой комнате наблюдались разрушения бетонного слоя нижних зон многопустотных плит перекрытия потолка с оголением арматуры, площадь поперечного сечения плит перекрытия вследствие разрушения уменьшилась более чем на 50%; наблюдались значительные коррозионные поражения оголенных арматур (преднапряженные и ненапряженные) в плитах перекрытия, множественные глубокие трещины в плитах перекрытия, на полу кухни наблюдались куски бетона и гипсокартона.

Кроме того на внутренней поверхности наружной несущей стены и внутренней несущей стены в кухне квартиры №6 указанного дома наблюдались местные отслоения штукатурного слоя с оголением арматуры, трещины в штукатурном слое стен, многочисленные точечные почернения, сухие следы протечки фасада, отслоения отделочного покрытия (обои) от основания стены.

Также в лестничной клетке подъезда №1 многоквартирного дома №119 по ул. Океанская в г. Петропавловске-Камчатском на всех этажах (с 1 по 5 этажи) на внутренних несущих стенах наблюдались 3 вертикальные трещины с шириной раскрытия до 1,5 мм; на 5 этаже лестничной клетки в местах сопряжения наружной и внутренних несущих стен (углы) наблюдались трещины шириной раскрытия до 5 мм; на поверхности наружной несущей стены над оконным проемом наблюдалась трещина шириной раскрытия 5 мм; на потолке лестничной клетки подъезда №1 наблюдались сухие следы протечки кровли, отслоение отделочного покрытия от основания, трещины в штукатурном слое потолка.

По результатам обследования инспекцией выполнено и направлено в адрес председателя МЖТК ПКГО заключение о техническом состоянии многоквартирного дома №119 по ул. Океанская в г. Петропавловске-Камчатском от 05.03.2020 №11ж-1619 для рассмотрения вопроса об оценке соответствия указанного многоквартирного дома требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее – Положение №47) и принятия решения в соответствии с пунктом 47 указанного Положения.

Одновременно с этим инспекция посчитала, что выявленные в ходе обследования дефекты, разрушения и повреждения несущих конструктивных элементов, а именно плит перекрытия в квартире №6 и несущих стен в лестничной клетке подъезда №1 в многоквартирном доме №119 по ул. Океанская в г. Петропавловске-Камчатском могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций здания и жилого дома в целом, создать угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, в связи с чем могут стать основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции.

Данные обстоятельства квалифицированы инспекцией как нарушение положений статей 2, 14, 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 7, 42, 44, 45, 45(1), 46, 47 Положения №47, статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ).

По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки от 05.03.2020 №401/1-11ж и администрации выдано предписание от 05.03.2020 №401/1-11ж, которым в целях устранения выявленных нарушений предписано в срок до 15.05.2020 принять меры по организации проведения обследования конструктивных элементов многоквартирного дома №119 ул. Океанской в г. Петропавловске-Камчатском специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения МЖТК заключения инспекции от 05.03.2020 №11ж-1619 о признании указанного многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.

Не согласившись с выданным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, отказывая в удовлетворении которого суд первой инстанции счел, что материалами проверки подтверждается наличие выявленных нарушений.

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, проверив в порядке статьей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (пункт 3); обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6).

Положениями статьи 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (пункт 6) и осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль (пункт 8).

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

На основании части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции устанавливаются Положением №47.

В соответствии с пунктом 7 данного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В силу пункта 42 Положения №47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение (пункт 45(1) Положения №47).

Пунктом 43 Положения №47 установлено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Согласно пункту 44 Положения №47 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в числе прочего составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

В соответствии с пунктом 46 Положения №47 комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

По правилам пункта 47 Положения №47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения.

В силу пункта 47(1) Положения №47 два экземпляра заключения, указанного в абзаце восьмом пункта 47 настоящего Положения, в 3-дневный срок направляются комиссией в соответствующий орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и направления заявителю и (или) в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения соответствующего помещения или многоквартирного дома.

Таким образом, совокупный анализ вышеуказанных нормативных положений позволяет заключить, что вопросы признания жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов (за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях комиссию для оценки жилых помещений, многоквартирных домов на предмет их соответствия требованиям Положения №47.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения обследования многоквартирного дома №119 по ул. Океанская в г. Петропавловске-Камчатском инспекцией были выявлены дефекты, разрушения и повреждения несущих конструктивных элементов, а именно плит перекрытия в квартире №6 и несущих стен в лестничной клетке подъезда №1, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций здания и жилого дома в целом, создать угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

В связи с этим, руководствуясь пунктом 45(1) Положения №47, инспекция направила в адрес председателя МЖТК ПКГО заключение от 05.03.2020 №11ж-1619 о техническом состоянии указанного многоквартирного дома от 05.03.2020 №11ж-1619 для рассмотрения вопроса об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям Положения №47 и принятия решения в соответствии с пунктом 47 указанного Положения.

В свою очередь, администрации в соответствии с оспариваемым предписанием указано на необходимость принятия мер по организации проведения обследования конструктивных элементов многоквартирного дома №119 ул. Океанской в г. Петропавловске-Камчатском специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения МЖТК ПКГО заключения инспекции от 05.03.2020 №11ж-1619 о признании указанного многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.

Выражая несогласие с выданным предписанием, заявитель жалобы приводит доводы о том, что предписанные инспекцией требования не могут быть исполнены администрацией ввиду отсутствия у нее таких полномочий.

Отклоняя данные доводы по причине несостоятельности, коллегия учитывает, что для оценки и обследования помещений и домов на предмет их соответствия требованиям Положения №47 в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, постановлением от 27.04.2017 №873 администрацией создан специальный коллегиальный орган, не являющийся самостоятельным юридическим лицом, - межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа, деятельность которой организует председатель комиссии, назначаемый из числа заместителей главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

Соответственно выданное предписание не изменяет характера и не увеличивает размер возложенных законом на орган местного самоуправления обязанностей.

Указание администрации на то, что доля муниципальной собственности в спорном многоквартирном жилом доме составляет всего 7,76%, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку вопросы признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также жилых помещений непригодными для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органа местного самоуправления.

Что касается ссылки апеллянта на обязанность собственников помещений в многоквартирном доме провести собрание в целях принятия решения о проведении обследования дома специализированной организацией на предмет аварийности, то таковая признается судом необоснованной, учитывая, что в комиссию обратились не собственники помещений в доме, а орган государственного надзора с соответствующим заключением от 05.03.2020 №11ж-1619. 

Таким образом, принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения оспариваемого предписания, имели место, их наличие администрацией не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у инспекции имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание от 05.03.2020 №401/1-11ж не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований. 

Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе администрации на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не распределяются.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Камчатского края от 06.08.2020  по делу №А24-2551/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

       Г.Н. Палагеша

Судьи

Н.Н. Анисимова

          О.Ю. Еремеева