ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-2916/20 от 10.11.2020 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-2916/2020

10 ноября 2020 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи О.Ю. Еремеевой,

рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»,

апелляционное производство № 05АП-5921/2020

на решение от 28.08.2020

судьи М.В. Карпачева

по делу № А24-2916/2020 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (ИНН 4101017801, ОГРН 1024101016686)

к Камчатской таможне (ИНН 4101027366, ОГРН 1024101039764)

об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10705000-21/2020 от 03.06.2020,

без вызова лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (далее – заявитель, общество, АО «ПКМТП») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Камчатской таможне (далее – таможня, таможенный органа) об оспаривании постановления заместителя начальника Камчатской таможни Каменецкого В.М. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10705000-21/2020 от 03.06.2020 по части 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).

В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление принято и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 28.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, поскольку организационно-правовая форма, фирменное наименование, ИНН и ОГРН общества не изменялась. Полагает, что смена открытого акционерного общества на акционерное общество не является основанием для привлечения к административной ответственности. 

Таможенный орган в установленный судом апелляционной инстанции срок представил отзыв на апелляционную жалобу, по тексту которого заявил о несогласии с апелляционной жалобой и указал, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение суда отмене или изменению не подлежит.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.

Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.

Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.

На основании заявления ОАО «ПКМТП», приказом Камчатской таможни от 21.01.2013 № 41 «О включении ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» в реестр владельцев складов временного хранения», ОАО «ПКМТП» включено Камчатской таможней в реестр владельцев складов временного хранения.

Согласно Уставу общества, утвержденного решением общего собрания акционеров ОАО «ПКМТП» от 31.05.2019, 14.06.2020 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее – инспекция) произведена государственная регистрация изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанные с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в том числе произведена регистрация изменения наименования открытого акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» на акционерное общество «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт».

Усмотрев в действиях АО «ПКМТП» состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьей 16.23 КоАП РФ, таможенным органом 24.03.2020 составлен протокол об административном правонарушении.

03.06.2020 Камчатской таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10705000-21/2020, согласно которому АО «ПКМТП» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.23 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, считая его нарушающим права общества в сфере экономической деятельности, АО «ПКМТП» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16.23 КоАП РФ несообщение либо нарушение срока сообщения в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо о приостановлении деятельности указанных лиц влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления деятельности в области таможенного дела, в том числе деятельности лиц, включенных в реестр владельцев складов временного хранения.

Объективная сторона административного правонарушения составляет деяние в форме бездействия, выражающееся в несообщении в установленный срок в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестр владельцев складов временного хранения.

Субъектом административного правонарушения может выступать любое лицо, осуществляющее деятельность в области таможенного дела.

Субъективная сторона вменяемого правонарушения заключается в том, что заявитель, имея возможность уведомить таможенный орган о внесении изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанные с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, а именно регистрация изменения фирменного наименования открытого акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» на АО «ПКМТП» в установленный срок, соответствующих мер не предпринял.

Из абзаца 10 статьи 414 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) следует, что владелец склада временного хранения обязан информировать таможенный орган, включивший его в реестр владельцев складов временного хранения, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев складов временного хранения, и представлять документы, подтверждающие такие изменения, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений или со дня, когда ему стало известно об их изменении.

Согласно части 1 статьи 338 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289- ФЗ) в случае изменения сведений, указанных в реестре лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за исключением реестра таможенных представителей, юридическое лицо, включенное в один из таких реестров (его правопреемник в случае преобразования юридического лица), обязано сообщить в таможенный орган об этих изменениях в течение пяти рабочих дней со дня наступления событий, повлекших изменения соответствующих сведений, или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении, и представить заявление о внесении изменений в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и документы, в которые внесены изменения либо которыми подтверждается изменение сведений.

В силу части 3 статьи 338 Закона № 289-ФЗ установлено, что указанные документы могут быть представлены на бумажном носителе в виде оригиналов или копий, заверенных лицом, их представившим, уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо засвидетельствованных в нотариальном порядке, если у таможенного органа отсутствует возможность их получения в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (сети «Интернет») или отключением электроэнергии.

Частью 4 статьи 338 Закона № 289-ФЗ предусмотрено, что формат и структура такого заявления, подаваемого в виде электронного документа, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

В соответствии с пунктом 19 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев складов временного хранения, утвержденного приказом ФТС России от 28.01.2019 № 103 (далее - Административный регламент), для предоставления государственной услуги в части внесения изменений в реестр владельцев складов временного хранения юридическое лицо представляет в таможню заявление о внесении изменений в реестр владельцев складов временного хранения и документы, в которые внесены изменения либо которыми подтверждается изменение сведений.

Согласно пункту 20 Административного регламента заявление о внесении изменений в реестр владельцев складов временного хранения и документы, указанные в пункте 19 Административного регламента, подаются в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе с использованием личного кабинета. Указанные документы могут быть представлены на бумажном носителе в виде оригиналов или копий, заверенных лицом, их представившим, уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо засвидетельствованных в нотариальном порядке, если у таможенного органа отсутствует возможность их получения в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (сети «Интернет») или отключением электроэнергии.

Пунктом 60 Административного регламента установлено, что заявление о внесении изменений в реестр владельцев складов временного хранения подается юридическим лицом (его правопреемником в случае преобразования юридического лица) в течение пяти рабочих дней со дня наступления событий, повлекших изменения соответствующих сведений, или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении.

В соответствии с пунктом 42 Административного регламента формирование заявления о внесении изменений в реестр владельцев складов временного хранения осуществляется посредством заполнения электронной формы заявления о внесении изменений в реестр владельцев складов временного хранения в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или в личном кабинете на сайте ФТС России.

Приказом ФТС России от 28.01.2019 № 103 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев складов временного хранения» утверждена форма реестра владельцев складов временного хранения. Сведения об организационной-правовой форме и наименовании владельца склада временного хранения подлежат заполнению в графе 4 указанной формы реестра.

В соответствии с приказом таможни от 21.01.2013 № 41 «О включении ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» в реестр владельцев складов временного хранения» по результатам рассмотрения заявления ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (далее – ОАО «ПКМТП») от 19.12.2012 № юр512 (вх.№ 09136 от 21.12.2012) о включении в реестр владельцев складов временного хранения с 21.01.2013 ОАО «ПКМТП» включено таможней в реестр владельцев складов временного хранения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, инспекцией произведена регистрация изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанные с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в том числе произведена регистрация изменения фирменного наименования открытого акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» на АО «ПКМТП», что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе от 14.06.2019 № 2194101087112.

Согласно листу учета выдачи документов, направленного в таможенный орган, письмом инспекции от 13.03.2020 № 06-16/05066@ «Ответ на запрос», 18.06.2019 законным представителем АО «ПКМТП» получен пакет документов по государственной регистрации в отношении юридического лица АО «ПКМТП», включая: свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе от 14.06.2019 № 2194101087112, лист записи Единого государственного реестра юридических лиц от 14.06.2019 № 2194101087112, устав юридического лица в новой редакции от 31.05.2019.         

Соответственно, 18.06.2019 АО «ПКМТП» стало известно о наступлении событий, повлекших изменение соответствующих сведений, заявленных АО «ПКМТП» при включении в реестр владельцев складов временного хранения.

При этом на дату подачи заявления ОАО «ПКМТП» от 19.12.2012 № юр512 статьей 72 Федерального закона от 27.11.2010 № З11-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» было предусмотрено, что заявление о включении в реестр владельцев складов временного хранения включает сведения о наименовании и об организационно-правовой форме заявителя.

В соответствии с заявлением ОАО «ПКМТП» от 19.12.2012 № юр512 (вх.№ 09136 от 21.12.2012) и с приказом таможни от 21.01.2013 № 41 «О включении ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» в реестр владельцев складов временного хранения включено юридическое лицо с наименованием и организационно-правовой формой: открытое акционерное общество «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт».

Согласно данным АИС «ЦРСВЭД», сведениям докладной записки отдела документационного обеспечения Камчатской таможни от 11.03.2020 № 01-22/022 «Об обращении ОАО «ПКМТП» заявления о внесении изменений в реестр владельцев складов временного хранения, поданных в электронном виде, в период с 18.06.2019 по 25.06.2019, а также в период с 26.06.2019 по 17.08.2019, от АО «ПКМТП» не поступали.

Таким образом, АО «ПКМТП» могло и должно было представить сведения в таможенный орган, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений или со дня, когда ему стало известно об их изменении.

Учитывая, что действующим законодательством установлена обязанность владельца СВХ, информировать таможенный орган, включивший его в реестр владельцев складов временного хранения, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев складов временного хранения, и представлять документы, подтверждающие такие изменения, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод таможни о том, что АО «ПКМТП» не исполнена обязанность, предусмотренная статьей 414 ТК ЕАЭС и частью 1 статьи 338 Закона № 289-ФЗ по сообщению в установленные сроки таможенному органу о произведенных изменениях.

Соответственно не совершение таких действий со стороны общества в установленные законом сроки свидетельствует о наличии в поведении последнего события вмененного административного правонарушения.

С учетом изложенного доводы общества об отсутствии в его действиях события вмененного административного правонарушения подлежат отклонению как безосновательные.

Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях, согласно статье 24.5 КоАП РФ, коллегией не установлено.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, в материалы дела не представлено.

Нарушений порядка привлечения АО «ПКМТП» к административной ответственности, влекущих незаконность оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.

Оценив обстоятельства совершенного правонарушения, охраняемые законом общественные интересы, которые нарушены, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса, таможней не пропущен.

По мнению суда апелляционной инстанции, наложенная на общество санкция в виде предупреждения в рассматриваемом случае, с учетом конкретных обстоятельств дела оправдывает установленной законом цели - справедливости, целесообразности и законности и неотвратимости ответственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое по настоящему делу постановление при наличии состава вменяемого заявителю административного правонарушения, было вынесено таможенным органом законно и обоснованно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования заявления общества являются незаконными, необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Иные доводы заявителя жалобы судебной коллегией не принимаются, поскольку не опровергают установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств. Судебная коллегия считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, представленных доказательств, у апелляционной инстанции не имеется.   Кроме того, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.08.2020 по делу №А24-2916/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Судья

О.Ю. Еремеева