ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-3739/2021 от 16.12.2021 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-3739/2021

21 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено декабря 2021 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Пятковой,

судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камчатская краевая детская больница»,

апелляционное производство № 05АП-7746/2021

на решение от 14.10.2021

судьи М.В. Карпачева

по делу № А24-3739/2021 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камчатская краевая детская больница» (ИНН 4101041963, ОГРН 1024101038565)

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Камчатского края (ИНН 4100000724, ОГРН 1024101016708),

третье лицо: Министерство здравоохранения Камчатского края (ИНН: 4100019852, ОГРН: 1024101039577),

о признании недействительным требования от 12.07.2021 № 10 в части,

при участии:

от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края:  Голованова Д.К. по доверенности от 27.01.2021, сроком действия до 31.12.2021, паспорт, диплом (регистрационный номер 1273);   Баженова И.Е. (специалист) по доверенности от 27.10.2021, сроком действия до 31.12.2021, паспорт,    

от государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камчатская краевая детская больница», Министерства здравоохранения Камчатского края: не явились,

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Камчатская краевая детская больница» (далее – заявитель, учреждение, ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края (далее – заинтересованное лицо, Фонд, ТФОМС Камчатского края) от 12.07.2021 № 10 в части.

Определением суда от 31.08.2021 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Камчатского края (далее – третье лицо, Министерство).

Решением от 14.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница» ссылается на положения статьи 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3 части 5 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, которыми предусмотрено, что бюджет территориального государственного внебюджетного фонда может использоваться для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Полагает, что единовременное пособие при выходе на пенсию является несоциальной выплатой персоналу в денежной форме, которая зависит от размера оклада и начисляется в рамках трудовых отношений с медицинской организацией, следовательно, может выплачиваться за счет средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). Указывает, что до проведения настоящей проверки учреждение также осуществляло выплаты единовременных пособий работникам при их выходе на пенсию за счет средств обязательного медицинского страхования, при этом в ходе проверок, проведенных до 2021 года, Фонд не указывал, что такие выплаты являются нецелевым использованием бюджетных средств. Обращает внимание суда на то, что решение суда было изготовлено путем частичного копирования отзыва ТФОМС Камчатского края, что, по мнению учреждения, является нарушением принципов равноправия и состязательности сторон.

ТФОМС Камчатского края по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенного к материалам дела, выражает несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Представители ТФОМС в судебном заседании апелляционной жалобы поддержали изложенные в отзыве возражения на жалобу.

Министерство здравоохранения Камчатского края письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница» и Министерство здравоохранения Камчатского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

На основании приказа временно исполняющего обязанности директора ТФОМС Камчатского края от 27.05.2021 № 17-р проведена плановая комплексная проверка поступления и целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница» за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.

По результатам проверки составлен акт комплексной проверки поступления и целевого и эффективного расходования средств обязательного медицинского страхования ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница» от 30.06.2021 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, согласно которому за проверяемый период выявлены факты использования учреждением средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению на общую сумму 843 991 рубль 43 копейки, выразившиеся, в том числе, в выплате единовременного пособия при выходе на пенсию за счет средств ОМС в общей сумме 433 467 рублей 05 копеек, из них: в 2019 году в сумме 206 768 рублей 02 копейки, в 2020 году в сумме 226 699 рублей 03 копейки.

В акте содержится требование о восстановлении средств ОМС, использованных не по целевому назначению в общей сумме 843 991 рубль 43 копейки на расчетный счет Фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования и уплате штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС, в сумме 84 399 рублей 14 копеек, в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

На основании акта проверки Фондом выставлено требование от 12.07.2021 № 10, согласно которому ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница» в срок до 26.07.2021 включительно необходимо вернуть в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 843 991 рубль 14 копеек и уплатить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края штраф в сумме 84 399 рублей 43 копейки.

Не согласившись с требованием Фонда от 12.07.2021 № 10 в части нецелевого использования средств ОМС, связанных с выплатой единовременного пособия при выходе на пенсию за счет средств ОМС в общей сумме 433 467 рублей 05 копеек, из них: в 2019 году в сумме 206 768 рублей 02 копейки, в 2020 году в сумме 226 699 рублей 03 копейки, и назначением штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС в сумме 43 346 рублей 70 копеек, ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, установив факт нецелевого использования больницей средств бюджета Фонда, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав представителей Фонда, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов

В силу положений статьи 38 БК РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нецелевым использованием бюджетных средств согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ (далее – Закон №326-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Частью 1 статьи 3 Закона № 326-ФЗ определено, что обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьей 4 Закона № 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.

Медицинская организация является участником ОМС (часть 2 статьи 9 Закона № 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Закона № 326-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.

При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ).

В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона №326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.

В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона № 326-ФЗ средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Пунктом 2 статьи 28 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены Территориальной программой ОМС.

Частью 2 статьи 39 Закона № 326-ФЗ установлено, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

В силу части 1 статьи 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Согласно подпунктам 2, 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.

Согласно статье 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъекта вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статья 31 БК РФ).

Пунктом 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации могут возникать в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Камчатского края от 28.12.2009 № 511-П «О расходных обязательствах Камчатского края по выплате единовременного пособия работникам государственных образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства, физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обслуживания, находящихся в ведении Камчатского края, и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из краевого бюджета, при их выходе на пенсию» утверждено Положение о порядке и условиях осуществления выплаты единовременного пособия работникам государственных образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства, физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обслуживания, находящихся в ведении Камчатского края, и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из краевого бюджета, при их выходе на пенсию (далее – Положение № 511-П).

В соответствии с пунктом 6 Положения №511-П выплата единовременного пособия осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Таким образом, по результатам правового анализа приведенных положений законодательства суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что единовременное пособие работникам здравоохранения при выходе на пенсию должно выплачиваться за счет и в пределах средств, предусмотренных на данные цели в краевом бюджете, а не за счет средств Фонда.

Однако, как следует из материалов дела, выплаты указанного единовременного пособия учреждением были произведены из средств ОМС, в сумме 433 467 рублей 05 копеек.

Таким образом, апелляционный суд признает правомерным вывод Фонда и суда первой инстанции о нецелевом использовании средств ОМС в указанной сумме.

Ссылка учреждения на нормы статьи 14 БК РФ и пункта 3 части 5 статьи 26 Закона №326-ФЗ, которыми предусмотрено, что бюджет территориального государственного внебюджетного фонда может использоваться для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, отклоняется апелляционным судом, поскольку в рассматриваемом случае Положением №511-П предусмотрен конкретный источник финансирования указанных расходов – краевой бюджет.

Довод учреждения о том, что указанное пособие является несоциальной выплатой персоналу в денежной форме, которая зависит от размера оклада и начисляется в рамках трудовых отношений с медицинской организацией, следовательно, может выплачиваться за счет средств ОМС, рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен в связи со следующим.

Согласно пункту 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н (далее – Правила №108н), тариф на оплату медицинской помощи включает в себя: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона; дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 35 Федерального закона; расходы, определенные территориальной программой в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда.

В расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 192 Правил № 108н).

Как следует из пункта 194 Правил № 108н к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).

В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды. Группы затрат могут быть дополнительно детализированы (пункт 196 Правил № 108н).

Из анализа указанных положений следует, что пособие работникам здравоохранения, выплачиваемое при выходе на пенсию, непосредственно не связано с оказанием медицинской организацией медицинской помощи (медицинской услуги).

Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (далее – Порядок №209н).

Согласно пункту 10.1.2 Порядка №209н на подстатью 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» КОСГУ относятся осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы по оплате работодателем в пользу персонала и (или) их иждивенцев, не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и пособий (за исключением компенсаций расходов персонала), обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников (сотрудников).

Однако в указанном перечне не значится единовременное пособие в связи с выходом на пенсию.

При этом согласно пункту 10.6 Порядка №209н статья 260 «Социальное обеспечение» КОСГУ детализируется подстатьями КОСГУ:

- 261 «Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;

- 262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме»;

- 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме»;

- 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам»;

- 265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме»;

- 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме»;

- 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме».

Пунктом 10.6.6 Порядка №209н предусмотрено, что на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ относятся расходы по выплате социальных пособий и компенсаций персоналу (за исключением оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости предоставляемых услуг), в том числе единовременных денежных поощрений (пособий) при увольнении работника в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

Из анализа указанных норм следует, что единовременное пособие при выходе на пенсию является социальным пособием, то есть дополнительной мерой социальной поддержки.

Действительно, размер единовременного пособия при выходе на пенсию определяется исходя из размера должностного оклада и стажа работы. Однако данная выплата не связана с оплатой работ, выполненных по трудовым договорам, а выплачивается при выходе работника на пенсию как дополнительная социальная гарантия и компенсация, предусмотренная коллективным договором. В связи с чем, определение размера пособия с учетом оклада и стажа не является основанием для включения единовременного пособия при выходе на пенсию в состав фонда оплаты труда.

Указанный вывод согласуется с позицией Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 01.03.2011 № 13018/10, согласно которому единовременные пособия уходящим на пенсию работникам носят непроизводственный характер и не связаны с оплатой труда работника.

Следовательно, единовременное пособие работникам здравоохранения, начисляемое при выходе работника на пенсию как дополнительная мера социальной поддержки, осуществляемой за счет средств бюджета Камчатского края и не связанной с оплатой работ (услуг), выполненных работниками по трудовым договорам, не является затратами медицинской организации, непосредственно связанными с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемыми в процессе ее предоставления, и не может выплачиваться за средств бюджета ОМС.

Довод ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница» о том, что до проведения настоящей проверки учреждение также осуществляло выплаты единовременных пособий работникам при их выходе на пенсию за счет средств обязательного медицинского страхования, при этом в ходе проверок, проведенных до 2021 года, Фонд не указывал, что такие выплаты являются нецелевым использованием бюджетных средств, не принимается апелляционным судом, поскольку указанные обстоятельства не опровергают факт наличия нарушений по нецелевому использованию средств бюджета ОМС за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, указанных в акте проверки от 30.06.2021.

Доводы жалобы о том, что решение суда было изготовлено путем частичного копирования отзыва ТФОМС Камчатского края, являются необоснованными, поскольку изложение судом первой инстанции положений законов, которыми руководствовался суд и которые имеются в отзыве, не свидетельствуют о копировании арбитражным судом отзыва ответчика. Суд апелляционной инстанции не усматривает в изложении судом  доводов отзыва ответчика нарушений принципов равноправия и состязательности сторон. Вопреки мнению истца, суд первой инстанции также изучил доводы учреждения и дал им надлежащую правовую оценку. В связи с чем, указанные обстоятельства не повлияли на правильность вынесенного судом первой инстанции судебного акта в соответствии с частью 3 статьи 270 АПК РФ.

С учетом изложенного, расходование за счет средств Фонда денежных средств по выплате работникам единовременного пособия при выходе на пенсию в сумме 433 467 рублей 05 копеек является нецелевым использованием средств ОМС.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение ТФОМС Камчатского края, изложенное в акте от 30.06.2021, в части восстановления средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в сумме 433 467 рублей 05 копеек, является законным и обоснованным.

Также суд первой инстанции в своем решении признал правомерным начисление оспариваемым решением штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ.

В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

В соответствии с оспариваемым решением Фонда за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств ОМС учреждению начислен штраф в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона №326-ФЗ в сумме 43 346 рублей 70 копеек.

Проверив размер начисленного штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств бюджета ОМС, апелляционный суд пришел к выводу о его обоснованности и соответствию части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал учреждению в признании недействительным требования ТФОМС Камчатского края от 12.07.2021 № 10 в части восстановлении средств ОМС, использованных не по целевому назначению в сумме 443 467 рублей 05 копеек на расчетный счет Фонда и уплате штрафа в сумме 43 346 рублей 70 копеек.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Решение суда первой инстанции является законным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.

При подаче апелляционной жалобы государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Камчатская краевая детская больница» по платежному поручению №899672 от 26.10.2021 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.

Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1 500 рублей, излишне уплаченная КГБУЗ «Камчатская краевая детская больница» государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 14.10.2021  по делу №А24-3739/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Камчатская краевая детская больница» из федерального бюджета излишне уплаченную на основании платежного поручения №899672 от 26.10.2021 государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Пяткова

Судьи

Е.Л. Сидорович

Т.А. Солохина