ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-3801/16 от 14.12.2016 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-3801/2016

16 декабря 2016 года

Резолютивная часть постановления оглашена 14 декабря 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено декабря 2016 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего В.В. Рубановой,

судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1,

апелляционное производство № 05АП-9571/2016

на определение от 17.10.2016

судьи А.А. Копыловой

по делу № А24-3801/2016 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.12.2004) о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении территориально-соседской общины коренного малочисленного народа камчадалов «Кабеку» (ИНН <***>, ОГРН<***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.07.2008) за государственным регистрационным номером 2124100007030, дата внесения записи 11.10.2012

при участии: стороны не явились,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее – управление, налоговый орган, УФНС России по Камчатскому краю) о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в отношении территориально-соседской общины коренного малочисленного народа камчадалов «Кабеку» (далее - община, ТСО «Кабеку») за государственным регистрационным номером 2124100007030, дата внесения записи 11.10.2012.

Определением от 17.10.2016 суд первой инстанции прекратил производство по делу по мотивам неподведомственности настоящего спора арбитражному суду.

Не согласившись с указанным судебным актом, ФИО1 обжаловал его в порядке апелляционного производства как принятое при неправильном применении норм материального и процессуального права.

В обоснование своей позиции заявитель жалобы сослался на положения пункта 2 части 6 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в соответствии с которыми независимо от статуса участников спорных правоотношений арбитражные суды рассматривают дела по спорам, указанным в статье 225.1 АПК РФ, - корпоративным спорам.

Также ФИО1 указал на то, что обжалуемый судебный акт создает ему препятствие для доступа к правосудию и разрешения спорного вопроса по существу в разумные сроки.

Поскольку ФИО1 и налоговый орган,  надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

Некоммерческая организация Родовая Община коренных малочисленных народов «Кабеку» создана и зарегистрирована в ЕГРЮЛ 10.07.2008 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>, о чем выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 41 номер 000419258 от 10.07.2008.

Согласно свидетельству о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 41 номер 000412531 Родовая Община коренных малочисленных народов «Кабеку» поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения - Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Камчатскому краю и ей присвоен ИНН/КПП: <***>/410901001.

21.07.2008 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Родовая Община коренных малочисленных народов «Кабеку», запись о некоммерческой организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций 04.07.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю за учетным номером 4114220367.

30.09.2015 наименование  Некоммерческая   организация  Родовая Община коренных малочисленных народов «Кабеку» изменено на новое наименование - Территориально-соседская община коренного  малочисленного народа камчадалов «Кабеку» (р. Сухой Бекеш) (ТСО  «Кабеку»), о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2154100036198.

Согласно раздела 3 Устава Родовой Общины коренных малочисленных народов «Кабеку» учредителями общины являются: ФИО2, ФИО3 и ФИО1.

Протоколом общего собрания членов РО «Кабеку» от 21.09.2012 в составе ФИО1, ФИО3, ФИО2 были приняты решения:

- об изменении наименования общины на Родовую общину коренного малочисленного народа камчадалов «Кабеку» (р. Сухой Бекеш);

- о принятии в члены общины  ФИО4 и ФИО5;

- об исключении из состава членов общины  ФИО2;

- об избрании в состав правления общины ФИО5, ФИО4 и ФИО3;

- избрании председателем общины ФИО4;

- об уполномочивании ФИО4 выступить заявителем принятых решений.

По данным выписки из ЕГРЮЛ от 14.09.2016 № 3832В/2016 в отношении ТСО «Кабеку» 11.10.2012 в реестр внесена запись ГРН 2124100007030, причина внесения записи - внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Указанная запись внесена в ЕГРЮЛ на основании заявления формы РН0004 от 24.09.2012 № 3-23/4524, сопроводительного письма от 05.10.2012 № 3-23/3015, распоряжения от 04.10.2012 № 238 и протокола общего собрания от 21.09.2012 б/н.

Полагая, что указанная запись является недействительной, в связи с тем, что общее собрание, по итогам которого был составлен вышеуказанный протокол проведено без участия учредителей общины ФИО6 и ФИО1, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

При рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что дело не подлежит рассмотрению арбитражным судом, поскольку заявителем по делу оспаривается законность записи в ЕГРЮЛ в отношении общины, которая является некоммерческой организацией, настоящий спор не связан с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, судебная коллегия считает определение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Предметом настоящего спора является требование членаТСО «Кабеку» ФИО1 к УФНС России по Камчатскому краю о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ в отношении общины за государственным регистрационным номером 2124100007030, дата внесения записи 11.10.2012.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

в соответствии со статьей 1 АПК РФ арбитражными судами в Российской Федерации осуществляется правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Компетенция арбитражных судов установлена главой 4 АПК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 27 Кодекса арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом статьи 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

К специальной подведомственности арбитражных судов пунктом 8 статьи 225.1 АПК РФ отнесены дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом (корпоративные споры), в том числе по спорам, связанным с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, спорам, возникающим из гражданских правоотношений между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц, а также спорам, вытекающим из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров; спорам о созыве общего собрания участников юридического лица; об обжаловании решений органов управления юридического лица.

С учетом названных норм права подведомственность дела определяется исходя из характера спора и субъектного состава его участников (данный вывод содержится в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2008 № 738-О-О).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления от 09.12.2002 № 11, следует, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Согласно статьи 123.16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

В силу пункта 6 части 3 статьи 50 ГК РФ общины коренных малочисленных народов Российской Федерации отнесены к некоммерческим организациям.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и их деятельность должна соответствовать этим целям (часть 4 статьи 50).

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее  - Закон № 7-ФЗ).

Согласно статье 2 Закона № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (пункт 1).

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (пункт 3).

В соответствии со статьей 6.1 Закона № 7-ФЗ общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (пункт 1).

Особенности правового положения общин малочисленных народов, их создания, реорганизации и ликвидации, управления общинами малочисленных народов определяются законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов (пункт 4).

Из пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» следует, что членство в общине малочисленных народов может быть коллективным (членство семей (родов)) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам). Индивидуальными членами общины малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 16 лет, ведущие традиционный для этих народов образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 названного Закона члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом общины малочисленных народов имеют право на:

участие в принятии решений общины;

участие в выборах органов управления общины и право быть избранными в эти органы;

получение доли из имущества общины или ее компенсации при выходе из общины либо при ее ликвидации;

выход из общины;

другие права, предусмотренные уставом общины.

Пунктом 3 части 1 статьи 33 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с абзацем 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

В силу положений пункта 3 статьи 13.1 Закона № 7-ФЗ, пункта 1 статьи 11 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» налоговый орган осуществляет внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений на основании принятого Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Согласно пункту 1.4 Устава общины она является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли.

Основными видами хозяйствования общины являются охота, рыболовство, собирательство, промыслы и ремесла, связанные с обработкой меха, кож кости, отделочных и полудрагоценных камней, традиционные промыслы, сельские и общинные производства, деятельность в области образования и культуры.

Соответственно положения пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 8 статьи 225.1 АПК РФ, устанавливающие специальную подведомственность дел арбитражным судам, применению не подлежат.

Так, спорные отношения возникли при государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице (ТСО «Кабеку»), содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Рассматриваемые по настоящему делу правоотношения не связаны с осуществлением общиной предпринимательской и иной экономической деятельности. Названные правоотношения не носят экономического характера, следовательно, возникший из таких правоотношений спор не относится к подведомственности арбитражного суда.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2009 № 144-О-П указано, что поскольку право каждого на судебную защиту может быть обеспечено лишь законным, независимым и беспристрастным судом, несоблюдение правил подсудности и подведомственности влечет нарушение не только статьи 47 (часть 1), но и статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Таким образом, несоблюдение правил подведомственности (или компетентности) означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда.

Учитывая, что заявление ФИО1 не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, производство по делу прекращено судом первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ правомерно.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.

Указание ФИО1 на то, что обжалуемое определение суда первой инстанции создает ему препятствие для доступа к правосудию и разрешения спорного вопроса по существу в разумные сроки отклоняется апелляционным судом, поскольку заявитель имеет право обратиться с соблюдением правил подведомственности с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции.

Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.

На основании изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Государственная пошлина возвращена заявителю судом первой инстанции с учетом требований статей 151, 104 АПК РФ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Камчатского края от 17.10.2016 по делу №А24-3801/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение одного месяца.

Председательствующий

В.В. Рубанова

Судьи

Е.Л. Сидорович

Т.А. Солохина