ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-3884/2021 от 21.02.2022 АС Камчатского края

129/2022-4819(2)







Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А24-3884/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года. 

Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2022 года.  Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского  края «Петропавловск -Камчатская городская поликлиника № 1», 

апелляционное производство № 05АП-8307/2021
на решение от 03.11.2021
судьи А.А.Копыловой

по делу № А24-3884/2021 Арбитражного суда Камчатского края 

по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения  Камчатского края «Петропавловск -Камчатская городская поликлиника № 1»  (ИНН 4101041730, ОГРН 1024101034825) 

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования  Камчатского края (ИНН 4100000724, ОГРН 1024101016708) 

третье лицо: Министерство здравоохранения Камчатского края


[A1] о признании недействительным решение ТФОМС по Камчатскому краю,  выраженное в акте комплексной проверки поступления и целевого и  эффективного расходования средств обязательного медицинского  страхования за 2019-2020 годы от 28.05.2021 в части пункта 1 абзаца 1  раздела «Выводы по проверке» и пункта 1 раздела «Требования по проверке»  в сумме 1 123 037,68 рубля. 

при участии:

от Территориального фонда обязательного медицинского страхования  Камчатского края - Голованова Д.К. по доверенности от 02.02.2022, сроком  действия до 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 1273); 

от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского  края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 1» - представитель не явился, 

от Министерства здравоохранения Камчатского края – представитель не  явился, 

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения  Камчатского края «Петропавловск -Камчатская городская поликлиника № 1»  (далее – заявитель, Учреждение, ГБУЗ «Петропавловск -Камчатская  городская поликлиника № 1») обратилось в Арбитражный суд Камчатского  края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о  признании недействительным решение Территориального фонда  обязательного медицинского страхования Камчатского края (далее –  заинтересованное лицо, Фонд, ТФОМС Камчатского края), выраженное в  акте комплексной проверки поступления и целевого и эффективного  расходования средств обязательного медицинского страхования за 2019-2020  годы от 28.05.2021 в части пункта 1 абзаца 1 раздела «Выводы по проверке» 


[A2] и пункта 1 раздела «Требования по проверке» в сумме 1 015 404,39 руб.,  штрафа в сумме 101 540,46 руб. 

Определением суда от 30.09.2021 в порядке статьи 51 АПК РФ к  участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечено Министерство  здравоохранения Камчатского края (далее – третье лицо, Министерство). 

Решением суда от 03.11.2021 в удовлетворении заявленных требований  отказано. 

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГБУЗ  «Петропавловск -Камчатская городская поликлиника № 1» обратилось в  Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в  которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об  удовлетворении заявленных Учреждением требований. 

В обоснование доводов апелляционной жалобы ГБУЗ «Петропавловск - Камчатская городская поликлиника № 1» ссылается на положения статьи 14  Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3 части 5 статьи 26  Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в  Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, которыми предусмотрено,  что бюджет территориального государственного внебюджетного фонда  может использоваться для исполнения расходных обязательств субъекта  Российской Федерации. Полагает, что единовременное пособие при выходе  на пенсию является несоциальной выплатой персоналу в денежной форме,  которая зависит от размера оклада и начисляется в рамках трудовых  отношений с медицинской организацией, следовательно, может  выплачиваться за счет средств обязательного медицинского страхования  (далее – ОМС). Указывает, что до проведения настоящей проверки  учреждение также осуществляло выплаты единовременных пособий  работникам при их выходе на пенсию за счет средств обязательного  медицинского страхования, при этом в ходе проверок, проведенных до 2021 


[A3] года, Фонд не указывал, что такие выплаты являются нецелевым  использованием бюджетных средств. 

Министерство здравоохранения Камчатского края в представленном  суду отзыве с доводами апелляционной жалобы согласилось, оспариваемого  судебного акта. 

ТФОМС Камчатского края по тексту представленного в материалы  дела отзыва на апелляционную жалобу, поддержанного в судебном заседании  его представителем, выразило несогласие с изложенными в ней доводами,  считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а  апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. 

ГБОУ здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская  городская поликлиника № 1» Министерство здравоохранения Камчатского  края ТФОМС Камчатского края, надлежащим образом извещенные о дате,  времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей  в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на  основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела  апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела  документам. 

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена  Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено  следующее. 

На основании приказа временно исполняющего обязанности директора  ТФОМС Камчатского края от 29.04.2021 № 14-р проведена плановая  комплексная проверка поступления и целевого и эффективного  использования средств обязательного медицинского страхования ГБУЗ  «Петропавловск -Камчатская городская поликлиника № 1» за период с  01.01.2019 по 31.12.2020. 


[A4] По результатам проверки составлен акт комплексной проверки  поступления и целевого и эффективного расходования средств обязательного  медицинского страхования ГБУЗ «Петропавловск -Камчатская городская  поликлиника № 1» от 28.05.2021 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020,  согласно которому за проверяемый период выявлены факты использования  учреждением средств обязательного медицинского страхования не по  целевому назначению в общей сумме 1 123 037 рубль 68 копейки,  выразившиеся, в том числе, в выплате единовременного пособия при выходе  на пенсию за счет средств ОМС в общей сумме 1 015 404 рублей 57 копеек,  из них: в 2019 году в сумме 723 376 рублей 39 копейки, в 2020 году в сумме  292 028 рублей 18 копейки. 

В акте содержится требование о восстановлении средств ОМС,  использованных не по целевому назначению в общей сумме 1 123 037 рубль  68 копейки на расчетный счет Фонда в течение 10 рабочих дней со дня  предъявления требования и уплате штрафа в размере 10% от суммы  нецелевого использования средств ОМС, в сумме 112 303 рублей 77 копеек, в  соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326  «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». 

На основании акта проверки Фондом выставлено требование от  11.06.2021 № 8, согласно которому ГБУЗ «Петропавловск -Камчатская  городская поликлиника № 1» в срок до 25.06.2021 включительно необходимо  вернуть в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского  страхования Камчатского края средства, использованные не по целевому  назначению, в сумме 1 123 037 рубль 68 копеек и уплатить в бюджет  Территориального фонда обязательного медицинского страхования  Камчатского края штраф в сумме 112 303 рублей 77 копейки. 

Не согласившись с требованием Фонда от 11.06.2021 № 8 в части  нецелевого использования средств ОМС, связанных с выплатой  единовременного пособия при выходе на пенсию за счет средств ОМС в  общей сумме 1 015 404 рублей 39 копеек, из них: в 2019 году в сумме 723 376 


[A5] рублей 39 копейки, в 2020 году в сумме 292 028 рублей 18 копейки, и  назначением штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования  средств ОМС, ГБУЗ «Петропавловск -Камчатская городская поликлиника №  1» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, установив факт нецелевого использования  больницей средств бюджета Фонда, отказал в удовлетворении заявленных  требований. 

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном  статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой  инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав  доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Учреждения и в отзывах на  нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции  законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей  удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и  пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8  «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой  Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия  арбитражным судом решения о признании недействительными  ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий  (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух  обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному  правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. 

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее –  БК РФ) бюджетная система Российской Федерации – это основанная на  экономических отношениях и государственном устройстве Российской  Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской 


[A6] Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных  фондов 

В силу положений статьи 38 БК РФ, устанавливающей принцип  адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи  147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных  фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные  законодательством Российской Федерации, включая законодательство о  конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного,  социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации. 

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999   № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» денежные  средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального  страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами  о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах  фондов конкретных видов обязательного социального страхования на  очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств  бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования  не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Нецелевым использованием бюджетных средств согласно части 1  статьи 306.4 БК РФ признаются направление средств бюджета бюджетной  системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не  соответствующих полностью или частично целям, определенным законом  (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью,  лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором  (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для  предоставления указанных средств. 


[A7] В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об обязательном  медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ  (далее – Закон № 326-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие  в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том  числе определяет правовое положение субъектов обязательного  медицинского страхования и участников обязательного медицинского  страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их  реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых  взносов на обязательное медицинское страхование неработающего  населения. 

Частью 1 статьи 3 Закона № 326-ФЗ определено, что обязательное  медицинское страхование – вид обязательного социального страхования,  представляющий собой систему создаваемых государством правовых,  экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при  наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания  застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного  медицинского страхования в пределах территориальной программы  обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим  Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного  медицинского страхования. 

В соответствии со статьей 4 Закона № 326-ФЗ одним из основных  принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств  обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания  застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового  случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС. 

Медицинская организация является участником ОМС (часть 2 статьи 9  Закона № 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на  основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не  вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в 


[A8] соответствии с территориальной программой обязательного медицинского  страхования (часть 5 статьи 15 Закона № 326-ФЗ). 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские  организации наделены правом на получение средств за оказанную  медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и  оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию  в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи  по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях,  предусмотренных названным Федеральным законом. 

При этом указанные средства медицинские организации обязаны  использовать исключительно в соответствии с программами обязательного  медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ). 

В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона   № 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты  оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются  целевыми. 

В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона № 326-ФЗ средства  бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не  входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  и изъятию не подлежат. 

Пунктом 2 статьи 28 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что страховая  медицинская организация направляет медицинской организации целевые  средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату  медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены  Территориальной программой ОМС. 

Частью 2 статьи 39 Закона № 326-ФЗ установлено, что по договору на  оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому  страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую  помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы  обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская 


[A9] организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в  соответствии с территориальной программой обязательного медицинского  страхования. 

В силу части 1 статьи 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату  медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета  тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти в составе правил  обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат,  установленные территориальной программой обязательного медицинского  страхования. 

Согласно подпунктам 2, 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ  территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и  аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и  управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации  территориальных программ обязательного медицинского страхования в  субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для  обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского  страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет  контроль за использованием средств обязательного медицинского  страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими  организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. 

В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона № 326-ФЗ  территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом,  вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного  медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и  медицинскими организациями. 

Согласно статье 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов  Российской Федерации относится установление и исполнение расходных  обязательств субъекта Российской Федерации. При этом органы  государственной власти субъекта вправе самостоятельно определять 


[A10] направления расходования денежных средств своего бюджета (статья 31 БК  РФ). 

Пунктом 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта  Российской Федерации могут возникать в результате принятия законов и  (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999   № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта  Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета  субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств,  передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской  Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры  социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий  граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными  нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации  критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах  положений, устанавливающих указанное право. Финансирование  полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью  субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности  и не является основанием для выделения дополнительных средств из  федерального бюджета. 

Постановлением Правительства Камчатского края от 28.12.2009 № 511- П «О расходных обязательствах Камчатского края по выплате  единовременного пособия работникам государственных образовательных  учреждений, учреждений культуры и искусства, физической культуры и  спорта, здравоохранения, социального обслуживания, находящихся в  ведении Камчатского края, и муниципальных образовательных учреждений,  финансируемых из краевого бюджета, при их выходе на пенсию» утверждено  Положение о порядке и условиях осуществления выплаты единовременного 


[A11] пособия работникам государственных образовательных учреждений,  учреждений культуры и искусства, физической культуры и спорта,  здравоохранения, социального обслуживания, находящихся в ведении  Камчатского края, и муниципальных образовательных учреждений,  финансируемых из краевого бюджета, при их выходе на пенсию (далее –  Положение № 511-П). 

В соответствии с пунктом 6 Положения № 511-П выплата  единовременного пособия осуществляется в пределах бюджетных  ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Камчатского края о  краевом бюджете на соответствующий финансовый год. 

Таким образом, по результатам правового анализа приведенных  положений законодательства суд апелляционной инстанции приходит к  выводу о том, что единовременное пособие работникам здравоохранения при  выходе на пенсию должно выплачиваться за счет и в пределах средств,  предусмотренных на данные цели в краевом бюджете, а не за счет средств  Фонда. 

Однако, как следует из материалов дела, выплаты указанного  единовременного пособия учреждением были произведены из средств ОМС,  в сумме 1 015 404 рублей 39 копеек. 

Таким образом, апелляционный суд признает правомерным вывод  Фонда и суда первой инстанции о нецелевом использовании средств ОМС в  указанной сумме. 

Ссылка Учреждения на нормы статьи 14 БК РФ и пункта 3 части 5  статьи 26 Закона № 326-ФЗ, которыми предусмотрено, что бюджет  территориального государственного внебюджетного фонда может  использоваться для исполнения расходных обязательств субъекта  Российской Федерации, отклоняется апелляционным судом, поскольку в  рассматриваемом случае Положением № 511-П предусмотрен конкретный  источник финансирования указанных расходов – краевой бюджет. 


[A12] Довод Учреждения о том, что указанное пособие является  несоциальной выплатой персоналу в денежной форме, которая зависит от  размера оклада и начисляется в рамках трудовых отношений с медицинской  организацией, следовательно, может выплачиваться за счет средств ОМС,  также подлежит отклонению в связи со следующим. 

Согласно пункту 186 Правил обязательного медицинского страхования,  утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н (далее –  Правила № 108н), тариф на оплату медицинской помощи включает в себя:  расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты,  приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов  питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и  химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости  лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других  учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и  диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии  организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату  услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по  содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование  имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное  обеспечение работников медицинских организаций, установленное  законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на  приобретение основных средств (оборудование, производственный и  хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в  соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона; дополнительные  элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные  Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской  Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством  Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 35 Федерального  закона; расходы, определенные территориальной программой в случае  установления дополнительного объема страхового обеспечения по 


[A13] страховым случаям, установленным базовой программой за счет средств  субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов  из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального  фонда. 

В расчет тарифов включаются затраты медицинской организации,  непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской  услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты,  необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в  целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания  медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 192 Правил № 108н). 

Как следует из пункта 194 Правил № 108н к затратам, необходимым  для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не  потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи  (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести  напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской  помощи (медицинской услуги). 

В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности  медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат:  затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов  недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на  праве оперативного управления или приобретенным медицинской  организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение  такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у  медицинской организации в собственности, на основании договора аренды  или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания  медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание  недвижимого имущества); затраты на содержание объектов движимого  имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); затраты  на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг;  затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда 


[A14] работников медицинских организаций, которые не принимают  непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской  услуги) (административно-управленческого, административно- хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего  непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской  услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудования,  производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования,  непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи  (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды.  Группы затрат могут быть дополнительно детализированы (пункт 196  Правил № 108н). 

Из анализа указанных положений следует, что пособие работникам  здравоохранения, выплачиваемое при выходе на пенсию, непосредственно не  связано с оказанием медицинской организацией медицинской помощи  (медицинской услуги). 

Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден Порядок  применения классификации операций сектора государственного управления  (далее – Порядок № 209н). 

Согласно пункту 10.1.2 Порядка № 209н на подстатью 212 «Прочие  несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» КОСГУ относятся  осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации  расходы по оплате работодателем в пользу персонала и (или) их иждивенцев,  не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и пособий (за  исключением компенсаций расходов персонала), обусловленных условиями  трудовых отношений, статусом работников (сотрудников). 

Однако в указанном перечне не значится единовременное пособие в  связи с выходом на пенсию. 

При этом согласно пункту 10.6 Порядка № 209н статья 260  «Социальное обеспечение» КОСГУ детализируется подстатьями КОСГУ: 


[A15] - 261 «Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и  медицинскому страхованию населения»; 

- 262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме»; 

- 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной  форме»; 

- 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями,  нанимателями бывшим работникам»; 

- 265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые  работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме»; 

- 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной  форме»; 

- 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме».

Пунктом 10.6.6 Порядка № 209н предусмотрено, что на подстатью 266  «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ  относятся расходы по выплате социальных пособий и компенсаций  персоналу (за исключением оплаты и (или) компенсации (возмещения)  стоимости предоставляемых услуг), в том числе единовременных денежных  поощрений (пособий) при увольнении работника в связи с выходом на  пенсию за выслугу лет. 

Из анализа указанных норм следует, что единовременное пособие при  выходе на пенсию является социальным пособием, то есть дополнительной  мерой социальной поддержки. 

Действительно, размер единовременного пособия при выходе на  пенсию определяется исходя из размера должностного оклада и стажа  работы. Однако данная выплата не связана с оплатой работ, выполненных по  трудовым договорам, а выплачивается при выходе работника на пенсию как  дополнительная социальная гарантия и компенсация, предусмотренная  коллективным договором. В связи с чем, определение размера пособия с  учетом оклада и стажа не является основанием для включения 


[A16] единовременного пособия при выходе на пенсию в состав фонда оплаты  труда. 

Указанный вывод согласуется с позицией Президиума Высшего  арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от  01.03.2011 № 13018/10, согласно которому единовременные пособия  уходящим на пенсию работникам носят непроизводственный характер и не  связаны с оплатой труда работника. 

Следовательно, единовременное пособие работникам здравоохранения,  начисляемое при выходе работника на пенсию как дополнительная мера  социальной поддержки, осуществляемой за счет средств бюджета  Камчатского края и не связанной с оплатой работ (услуг), выполненных  работниками по трудовым договорам, не является затратами медицинской  организации, непосредственно связанными с оказанием медицинской  помощи (медицинской услуги) и потребляемыми в процессе ее  предоставления, и не может выплачиваться за средств бюджета ОМС. 

С учетом изложенного, расходование за счет средств Фонда денежных  средств по выплате работникам единовременного пособия при выходе на  пенсию в сумме 1 015 404 рублей 39 копеек является нецелевым  использованием средств ОМС. 

При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом  суда первой инстанции о том, что решение ТФОМС Камчатского края,  изложенное в акте от 28.05.2021, в части восстановления средств ОМС,  использованных не по целевому назначению, в сумме 1 015 404 рублей 39  копеек, является законным и обоснованным. 

Также суд первой инстанции в своем решении признал правомерным  начисление оспариваемым решением штрафа за использование не по  целевому назначению медицинской организацией средств в соответствии с  частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ. 

В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за  использование не по целевому назначению медицинской организацией 


[A17] средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской  помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская  организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере  10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере  одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской  Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы  нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.  Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская  организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10  рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом  соответствующего требования. 

В соответствии с оспариваемым решением Фонда за использование не  по целевому назначению медицинской организацией средств ОМС  учреждению начислен штраф в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона   № 326-ФЗ в сумме 101 540 рублей 46 копеек. 

Проверив размер начисленного штрафа за использование не по  целевому назначению медицинской организацией средств бюджета ОМС,  апелляционный суд пришел к выводу о его обоснованности и соответствию  части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ. 

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд  установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и  действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому  акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает  решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. 

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал  Учреждению в признании недействительным решение ТФОМС Камчатского  края, выраженное в акте комплексной проверки поступления и целевого и  эффективного расходования средств обязательного медицинского  страхования за 2019-2020 годы от 28.05.2021 в части пункта 1 абзаца 1 


[A18] раздела «Выводы по проверке» и пункта 1 раздела «Требования по проверке»  в сумме 1 015 404,39 руб. и уплате соответствующего штрафа. 

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой  инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не  опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой  инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого  судебного акта. 

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции  при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для  принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая  правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют  фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. 

Решение суда первой инстанции является законным. Судом  апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального  или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются  основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. 

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате  государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат  отнесению на заявителя. 

При подаче апелляционной жалобы государственным бюджетным  учреждением здравоохранения «Камчатская краевая детская больница» по  платежному поручению № 553123 от 13.01.2022 уплачена государственная  пошлина в размере 3 000 рублей. 

Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании  ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер  государственной пошлины для юридических лиц составляет 1 500 рублей,  излишне уплаченная КГБУЗ «Камчатская краевая детская больница» 


[A19] государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату на  основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 03.11.2021 по делу   № А24-3884/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Возвратить государственному бюджетному учреждению  здравоохранения Камчатского края «Петропавловск -Камчатская городская  поликлиника № 1» из федерального бюджета излишне уплаченную при  подаче апелляционной жалобы на основании платежного поручения   № 553123 от 13.01.2022 государственную пошлину в сумме 1 500 (одна  тысяча пятьсот) рублей. 

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд  Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в  течение двух месяцев. 

Председательствующий Л.А. Бессчасная 

Судьи Е.Л. Сидорович 

Т.А. Солохина

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 16.12.2021 23:42:27
Кому выдана Бессчасная Любовь Анатольевна