ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-3932/2009 от 10.02.2010 АС Камчатского края

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Хабаровск

февраля 2010 г.                                                                     № Ф03- 234/2010

         Резолютивная часть постановления от  10  февраля  2010 г. Полный текст постановления изготовлен  17  февраля  2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

         в составе:

Председательствующего: Суминой Г.А.

Судей: Трофимовой О.Н., Панченко И.С.

при участии

от заявителя: управления Федерального казначейства по Камчатскому краю -  представитель  не  явился;

от  территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае - представитель не явился;

рассмотрел  в  судебном  заседании  кассационные  жалобы

территориального управления Федеральной службы финансово -бюджетного  надзора в Камчатском крае, управления Федерального казначейства по Камчатскому  краю

на решение  от  29.10.2009, постановление  Пятого  арбитражного  апелляционного  суда  от  09.12.2009 

по делу № А24-3932/2009

Арбитражного суда   Камчатского  края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Сакун А.М., в суде апелляционной инстанции судьи: Еремеева О.Ю., Солохина Т.А., Сидорович Е.Л.

По заявлению управления Федерального казначейства по Камчатскому краю

к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора  в  Камчатском  крае

о признании  недействительным  предписания  №59  от  28.07.2009

         Управление  Федерального  казначейства  по  Камчатскому  краю (далее - казначейство)  обратилось  в  Арбитражный  суд  Камчатского  края  с  заявлением  о  признании  недействительным  предписания №59  от  28.07.2009  территориального  управления  Федеральной  службы  финансово – бюджетного  надзора  в  Камчатском  крае (далее – теруправление  Росфиннадзора).

         Решением  суда  от  29.10.2009  оспариваемое  предписание  признано  недействительным,  как  не  соответствующее требованиям статьи  326  Трудового  кодекса  Российской  Федерации (далее – Трудовой  кодекс)  и  статьи  35  Закона  Российской  Федерации  от  19.02.1993 №4520-1  «О государственных  гарантиях  и  компенсациях  для  лиц, работающих  и  проживающих  в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним  местностях» (далее – Закон  №4520-1), согласно  которым казначейство  правомерно компенсировало своему работнику ФИО1  фактические  расходы, связанные  с  отправкой  багажа, в  том  числе  услуги  грузчика.

         Постановлением  Пятого  арбитражного  апелляционного  суда  от  09.12.2009  решение  суда  первой  инстанции  изменено, поскольку  апелляционный  суд  не  согласился  с  мотивировочной  частью  судебного  решения, так  как  пришел  к  выводу, что  казначейством  допущено  не  неправомерное, а  нецелевое  использование  бюджетных  средств  в  части      оплаты  услуг  грузчиков. Поэтому  обжалуемое  предписание  об  устранении  нарушений  законодательства  является  недействительным  как  не  соответствующее  Бюджетному  кодексу  Российской  Федерации (далее – БК РФ).

         Законность  принятых  судебных  актов  проверяется  по  жалобам  теруправления  Росфиннадзора  и  казначейства.

 Теруправление  Росфиннадзора  считает  ошибочным  вывод  апелляционного  суда  о  нецелевом  использовании  казначейством  бюджетных  средств, так  как  фактически  имеет  место  неправомерное  использование  бюджетных  средств, поэтому для  урегулирования  спорных  правоотношений   подлежит  применению  Указ  Президента  Российской  Федерации  от  25.07.1996  №1095 «О  мерах  по  обеспечению  государственного  финансового  контроля  в  Российской  Федерации» (далее – Указ Президента РФ от 25.07.1996 №1095),  в  соответствии  с  пунктом  4  которого  средства, израсходованные  незаконно  или  не  по  целевому  назначению, а  также  доходы, полученные  от  их  использования,  подлежат  возмещению  по  предписаниям  соответствующих  органов  государственного  финансового  контроля  в  течение  одного месяца  после  выявления  указанных  нарушений. Поэтому  теруправление  Росфиннадзора  просит  постановление  апелляционной  инстанции  отменить  и  принять  новый  судебный  акт  об  отказе  казначейству  в  удовлетворении  заявленных  требований.

         Казначейство  в  кассационной  жалобе  просит  постановление  апелляционного  суда  отменить,  так  как  считает,  что  указанным  судом  неправильно  применены  нормы  материального  права, и  оставить  в  силе решение  суда  первой  инстанции. В  частности, заявитель  жалобы  указывает  на  то,  что  для  урегулирования  спорных  правоотношений  не  подлежат  применению  Федеральный  закон  от  10.01.2003  №18-ФЗ «Устав  железнодорожного  транспорта  Российской  Федерации», Правила  оказания  услуг  по  перевозкам  на  железнодорожном  транспорте  пассажиров, а  также  грузов, багажа  и  грузобагажа  для  личных, семейных, домашних  и  иных  нужд,  не  связанных  с  осуществлением  предпринимательской  деятельности, утвержденные  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от  02.03.2005  №111, Прейскурант №10-01 «Тарифы  на  перевозки  грузов  и  услуги  инфраструктуры, выполняемые  российскими  железными  дорогами» (Тарифное руководство №1, части 1 и 2),  так  как  на  территории  Камчатского  края  отсутствует  железнодорожное  сообщение,  кроме  этого, казначейство  не  оплачивало  дополнительные  услуги  транспортной  организации, а  компенсировало  произведенные  работником  расходы, связанные  с  погрузкой  вещей  в  контейнер, который  отправлен  с  территории  Камчатского  края  водным  транспортом.

         Казначейство  и  теруправление  Росфиннадзора  отзывы  на  жалобы  не  представили  и  участие  своих  представителей  в  судебном  заседании  не  обеспечили, хотя  надлежащим  образом  извещены  о  времени  и месте  рассмотрения  кассационной  жалобы.

         Изучив  материалы  дела, обсудив  доводы  жалоб, проверив  правильность  применения  судами  норм  материального  и  процессуального  права, суд  кассационной  инстанции  считает, что  постановление  апелляционного  суда  подлежит  отмене  с  направлением  дела  на  новое  рассмотрение  в  тот  же  апелляционный  суд  по  следующим  основаниям.

         Как  видно  из  материалов  дела, теруправлением  Росфиннадзора  проведена  проверка  финансово – хозяйственной  деятельности  управления  Федерального  казначейства  по  Камчатскому  краю  за  2008  год,  в  ходе  которой  установлено, что  казначейством  в  нарушение  требований  статьи  326  Трудового  кодекса  и   статьи  35  Закона    №4520-1  сотруднику  ФИО1  возмещены  расходы  по  оплате  услуг  грузчиков  по  погрузке  вещей  в  контейнер  в  сумме  1 620 руб. Данные  услуги  являются  дополнительными,  не  включенными  в  стоимость  тарифов  по  провозу  багажа,   и  от  которых  заказчик  имеет  право  отказаться.  Указанные  обстоятельства  нашли  отражение  в  акте  проверки №78  от  11.06.2009,  по  результатам  рассмотрения  которого  теруправлением  Росфиннадзора  28.07.2009  выдано  предписание  №59.

         Согласно  данному  предписанию  казначейство  обязано  в  срок   до  01.09.2009  возместить  неправомерные  расходы  в  сумме  1 620 руб. любым  соответствующим  действующему  законодательству  способом  с  последующим  их  перечислением  в  доход  федерального  бюджета.

         В  срок  до  04.09.2009  представить  в  теруправление  Росфиннадзора  соответствующую  информацию  с  указанием  принятых  мер  по  устранению  нарушений  с  приложением  документов, подтверждающих  выполнение  данного  предписания.

         Казначейство  не  согласилось  с  данным  предписанием  и  обжаловало  его  в  арбитражный   суд, который  удовлетворил  заявленные  требования, сославшись  на  то, что  оно  не  соответствует  положениям  статьи  326  Трудового  кодекса  и  статье  35  Закона  №4520-1.

         Суд  апелляционной  инстанции  изменил  решение  суда  первой  инстанции, так  как  пришел  к  выводу  о  том, что  казначейством  допущено  нецелевое  использование  бюджетных  средств  в  сумме     1 620 руб., поэтому  оспариваемое  предписание   об  устранении  нарушений  законодательства  является  недействительным  как  не  соответствующее  БК РФ.

         Суд  кассационной  инстанции  считает,  что  выводы  апелляционного  суда  о  нецелевом  использовании  казначейством  бюджетных  средств   не  соответствуют  установленным  по  делу  фактическим  обстоятельствам, что  в  соответствии  с  пунктом  3  части  1  статьи  287 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации (далее - АПК РФ)  является  основанием  для  отмены  принятого  постановления  с  направлением  дела  на  новое  рассмотрение  в  тот  же  апелляционный  суд.

Аргументируя выводы об отсутствии у теруправления Росфиннадзора правовых оснований, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации для применения мер принуждения, указанных в предписании, суд апелляционной инстанции не учел, что нормами названного Кодекса теруправление Росфиннадзора не руководствовалось, а применило специальный Указ.

Согласно абзацу 2 пункта 4 Указа Президента РФ от  25.07.1996 №1095 средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Статьей 7 Федерального закона от 09.07.1999 №159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что изданные до введения в действие упомянутого Кодекса нормативные  правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам, которые согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Положения названного Указа продолжают действовать с учетом внесенных в него после вступления в силу БК РФ изменений (Указы Президента РФ от 25.07.2000 №1358 и от 18.07.2001 №872).

Проверяя на соответствие закону предписание от 28.07.2009 №59, суд апелляционной инстанции посчитал, что исходя, из обстоятельств дела о выявленных нарушениях  казначейство допустило нецелевое использование средств федерального бюджета, следовательно, к нему, как получателю бюджетных средств, подлежит применению одна из мер, установленных статьей 289 БК РФ.

Данной нормой права определено и понятие нецелевого использования бюджетных средств.

Между тем, как видно из предписания, казначейству вменены неправомерные расходы, поэтому теруправление Росфиннадзора руководствовалось вышеназванным Указом, абзацем 2 пункта 4 которого определено, что подлежат возмещению по предписанию, в том числе средства, израсходованные незаконно, что не имеет отношения к понятию нецелевого использования.

Названные обстоятельства судом  не устанавливались и не исследовались, тогда как  в своей апелляционной жалобе теруправление Росфиннадзора обращало внимание суда на эти обстоятельства как на основания вынесения предписания в порядке, урегулированном Указом Президента РФ от 25.07.1996 №1095.

Мотивы, по которым апелляционный суд отклонил доводы теруправления Росфиннадзора, изложенные в апелляционной жалобе, в нарушение пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, в постановлении не указаны.

    В  связи  с  тем, что постановление апелляционного суда принято с нарушением норм процессуального права, по неполно исследованным обстоятельствам, оно подлежит отмене на основании пункта 3  части  1 статьи 287 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот  же  апелляционный  суд, при  котором следует определить круг вопросов, подлежащих исследованию в суде, установить обстоятельства, относящиеся к предмету исследования, и, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, проверить на соответствие закону оспариваемое в судебном порядке предписание.

Поскольку  постановление  апелляционного  суда  отменено  с  направлением  дела  на  новое  рассмотрение  в  тот  же  апелляционный  суд, то  не  подлежит  удовлетворению  жалоба  казначейства, в  которой  оно  просит  оставить в  силе  решение  суда  первой  инстанции,  поэтому  изложенные  в  жалобе  доводы  казначейства  также  подлежат рассмотрению  и  оценке   судом  апелляционной  инстанции.

Руководствуясь  статьями  286 -289 Арбитражного процессуального  кодекса  Российской  Федерации, Федеральный  арбитражный  суд  Дальневосточного  округа

                                        ПОСТАНОВИЛ:

постановление  Пятого  арбитражного  апелляционного  суда  от  09.12.2009  по  делу  №А24-3932/2009  Арбитражного  суда  Камчатского  края  отменить, дело  направить   на  новое  рассмотрение  в  тот  же  апелляционный суд.

Постановление  вступает  в  законную  силу  со  дня  его  принятия.

Председательствующий:                                   Сумина Г.А.

Судьи:                                                                  Трофимова О.Н.

                                                                              Панченко И.С.