АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
22 апреля 2022 года № Ф03-1193/2022
Полный текст постановления изготовлен апреля 2022 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе
судьи Филимоновой Е.П.
рассмотрев (в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон) кассационную жалобу акционерного общества «Корякэнерго»
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021
по делу № А24-4342/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению акционерного общества «Корякэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683013, <...>)
к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683003, <...>)
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Корякэнерго» (далее - АО «Корякэнерго», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением об оспаривании постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее - РСТ Камчатского края, региональная служба, административный орган) от 24.08.2021 № 2 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.
Дело рассмотрено Арбитражным судом Камчатского края в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 09.11.2021 (мотивированное решение от 18.11.2021) оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления отказано.
В кассационной жалобе АО «Корякэнерго» просит отменить постановление апелляционного суда как незаконное и необоснованное. По мнению заявителя кассационной жалобы, обществом в РСТ Камчатского края была представлена вся имеющаяся у него информация по установленной форме (информации о стоимости транспортировки топлива у заявителя не было), что свидетельствует об отсутствии вины и состава вмененного административного правонарушения.
Административный орган в отзыве на кассационную жалобу против доводов общества возражает, просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ и разъяснений, данных в пункте 55постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, РСТ Камчатского края во исполнение запроса Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) от 29.04.2021 № ВК/35239/21 в адрес организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения на территории Камчатского края, в том числе в адрес АО «Корякэнерго», направлен запрос от 06.05.2021 исх. № 90.01-07/951 о необходимости предоставления информации о фактически сложившихся ценах и объемах потребления топлива за 1 квартал 2021 в формате шаблона ФАС России (код: WARM.TOPL.Q1.2021.EIAS) в срок до 19.05.2021.
Также в запросе указано, что заполнение отчетной формы осуществляется через WEB-браузер (Яндекс.Браузер, Mozilla, Safari, Google или Opera). При заполнении форм необходимо руководствоваться рекомендациями ФАС России, которые отражены в письме от 22.10.2020 № ВК/91503/20. Вышеуказанную информацию необходимо направить на адрес электронной почты LebedevaKU@kamgov.ru (в формате Excel) с дальнейшей досылкой на бумажном носителе. При этом общество предупреждено, что за непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) предусмотрена административная ответственность.
К названному письму приложена Инструкция по работе с веб-отчетом WARM.TOPL.Q1.2021.EIAS и письмо ФАС России от 22.10.2020 № ВК/91503/20.
Во исполнение запроса региональной службы АО «Корякэнерго» письмом от 18.05.2021 № 1491/03 (вх. от 20.05.2021 № 90/1708) представило информацию о фактических ценах и объемах потребления топлива, согласно которому запрашиваемые сведения в формате шаблона ФАС России WARM.TOPL.Q1.2021.EIAS 18.05.2021 направлены на электронный адрес LebedevaKU@kamgov.ru. Также обращено внимание на то, что специалистами ФАС России не предусмотрена техническая возможность для предоставления данного шаблона на бумажном носителе. Согласно требованиям ФАС России разбивка цены топлива различными видами транспорта невозможна по основаниям, указанным в письме АО «Корякэнерго» от 17.05.2021 № 1478/08.
В связи с непредставлением обществом испрашиваемой информации, а именно о затратах на непосредственно цену топлива и цену транспортировки топлива, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 10.08.2021 № 1.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 24.08.2021 РСТ Камчатского края вынесено постановление № 2 о назначении административного наказания, которым АО «Корякэнерго» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, с заменой в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, признал незаконным оспариваемое постановление и отменил его.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционной суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 424-П (далее – Положение о Региональной службе), Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), а также осуществляющим региональный контроль (надзор) за их применением на территории Камчатского края, нормативное правовое регулирование, иные правоприменительные функции в соответствующих сферах деятельности, в том числе: электроэнергетики (в части отдельных полномочий); теплоснабжения (в части отдельных полномочий).
В силу пункта 5 части 2 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляет следующие полномочия, в том числе, запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получает от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения тарифов, регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случаях, в формате и в сроки, которые установлены правилами предоставления информации в сфере государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденных указанным органом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вправе запрашивать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате и в сроки, которые определяются указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 2 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Апелляционным судом по материалам дела установлено, что по тексту уведомления от 06.05.2021 № 90.01-07/951, направленного в адрес АО «Корякэнерго», указано на обязательное представление информации при заполнении ссылок на счета-фактуры организаций по закупочной деятельности на мазут, дизельное топливо и уголь, а также о заполнении информации о затратах на транспортировку топлива различными видами транспорта, согласно письму ФАС России от 21.10.2020 № ВК/91503/20, которое являлось приложением к указанному уведомлению.
В установленный срок общество представило информацию о фактических показателях в сфере теплоснабжения за 1 квартал 2021 года в формате шаблона ФАС России, без предоставления информации о затратах на непосредственно цену топлива и цену транспортировки топлива.
Суд второй инстанции верно исходил из того, что запрашиваемая письмами ФАС России от 21.10.2020 № ВК/91503/20, от 29.04.2021 № ВК/35239/21 информация относится к сведениям, используемым органом при определении экономической обоснованности фактических значений расходов (цен) включенных в необходимую валовую выручку при установлении, изменении и применения тарифов.
Руководствуясь статьей 7 Закона о теплоснабжении, положениями приказа Федеральной антимонопольной службы от 13.09.2018 № 1288/18 «Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования», пунктом 6.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 49.1 Положения о Региональной службе, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при реализации возложенных полномочий региональная служба, с целью определения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций при установлении, изменении тарифов вправе в установленном порядке запрашивать и получать от субъектов регулирования и иных организаций информацию, документы и иные обосновывающие материалы по вопросам государственного регулирования тарифов (цен) и контроля за деятельностью субъектов регулирования, в том числе, информацию о фактических сложившихся ценах и объемах потребления топлива с разбивкой на цену топлива и цену ее транспортировки.
Поскольку АО «Корякэнерго», являясь организацией, осуществляющей регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, на которую возложена обязанность по исполнению обязательных требований Закона о теплоснабжении, в частности о предоставлении информации по запросам федерального (регионального) органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, не предоставило в административный орган запрашиваемые сведения о затратах на непосредственную цену топлива и цене транспортировки топлива, указанных в письме ФАС России от 21.10.2020 № ВК/91503/20, что не дает возможность раскрыть экономическую обоснованность стоимости топлива, являющуюся составной частью расходов регулируемых организаций, формирующих тарифы в сфере теплоснабжения, тем самым препятствует осуществлению РСТ Камчатского края своих полномочий, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в деянии общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Проверяя по правилам статьи 2.1 КоАП РФ наличие вины во вмененном правонарушении, апелляционный суд установил, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства, объективных причин, препятствовавших соблюдению вышеназванных норм и правил, не выявлено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к мотивированному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственном регулировании (цен) тарифов, в том числе за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, составляет один год (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2014 № 58-АД14-3).
В данном случае годичный срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Неверное указание апелляционного суда при определении срока давности привлечения к административной ответственности на то, что вмененное обществу правонарушение относится к административным правонарушениям против порядка управления, не привело к принятию незаконного судебного акта.
Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено.
С учетом изложенного, придя к выводу о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не влияют на правильность выводов апелляционного суда и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии общества с оценкой, данной фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в любом случае основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку при подаче кассационной жалобы по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена, уплаченная акционерным обществом «Корякэнерго» государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу № А24-4342/2021 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Корякэнерго» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб., ошибочно уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 21.02.2022 № 1148.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья Е.П. Филимонова