ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-444/2021 от 23.06.2021 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-444/2021

23 июня 2021 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Н.Н. Анисимовой,

рассмотрев апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края,

апелляционное производство № 05АП-2846/2021

на решение от 19.04.2021 (в виде резолютивной части от 05.04.2021)

судьи Е.Ю. Лебедевой

по делу № А24-444/2021 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению акционерного общества «Тепло Земли» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 19.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛ:

          Акционерное общество «Тепло Земли» (далее – заявитель, общество, АО «Тепло Земли») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее – административный орган, региональная служба, РСТ Камчатского края) от 19.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которым обществу назначено административное  наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

          В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» (далее – Постановление Пленума ВС РФ №10) заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.

          Решением Арбитражного суда Камчатского края от 05.04.2021, принятым в виде резолютивной части, заявленные требования удовлетворены. По ходатайству региональной службы изготовлено мотивированное решение от 19.04.2021.

          Не согласившись с вынесенным судебным актом, административный орган обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что административное правонарушение, совершенное обществом,  является длящимся, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности. Поясняет, что днём обнаружения длящегося правонарушения является день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, выявило факт его совершения. В этой связи, учитывая, что с жалобой на действия общества потребитель обратился в административный орган 27.10.2020, считает, что на момент вынесения оспариваемого постановления годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.

          01.06.2021 посредством информационной системы «Мой арбитр» общество направило в электронном виде отзыв на апелляционную жалобу при установленном сроке для представления отзыва до 31.05.2021.

          По смыслу разъяснений пункта 27 Постановления Пленума ВС РФ №10 если доказательства и документы поступили в суд по истечении установленного судом срока, такие доказательства и документы не принимаются и не рассматриваются судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случаев, когда сроки представления таких доказательств и иных документов пропущены по уважительным причинам, или если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них (часть 4 статьи 228 АПК РФ).

          Между тем обоснования невозможности представления отзыва на апелляционную жалобу в установленный судом срок до 31.05.2021 по причинам, не зависящим от заявителя, не представлено.

          С учетом изложенного отзыв общества на апелляционную жалобу, поступивший за пределами установленного апелляционным судом определением от 28.04.2021 срока, не принимается и не рассматривается апелляционным судом.

          Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может назначить судебное заседание с вызовом сторон в судебное заседание.

          Принимая во внимание, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для назначения судебного заседания с вызовом лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.

          Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.

          Постановлением РСТ Камчатского края от 24.11.2016 №305 «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения АО «Тепло Земли» на территории Анавгайского, Эссовского сельских поселений Быстринского муниципального района, на 2017–2019 годы» (далее – Постановление №305) в редакции постановления РСТ Камчатского края от 13.12.2018 №357 установлены тарифы в следующих размерах:

·на 2017 год: 01.01.2017-30.06.2017 – 1195,35 руб./Гкал без НДС (1410,51 руб./Гкал с НДС); 01.07.2017-31.12.2017 – 1274,76 руб./Гкал без НДС (1504,22 руб./Гкал с НДС);

·на 2018 год: 01.01.2018-30.06.2018 – 1274,76 руб./Гкал без НДС (1504,22 руб./Гкал с НДС); 01.07.2018-31.12.2018 – 1373,61 руб./Гкал без НДС (1620,86 руб./Гкал с НДС);

·на 2019 год: 01.01.2019-30.06.2019 – 1373,61 руб./Гкал без НДС (1648,33 руб./Гкал с НДС) 01.07.2019-31.12.2019 – 1439,58 руб./Гкал без НДС (1727,50 руб./Гкал с НДС).

          27.10.2020 в региональную службу поступило обращение гражданина ФИО1 в отношение деятельности общества с приложением квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2019 года, согласно которой для расчета услуг использован тариф в сумме 12 руб./куб.м за отопление хозпостройки (теплицы), расположенной по адресу: <...>.

          Установив, что размер тарифа и единица его измерения на тепловую энергию, указанные в квитанции за сентябрь 2019 года, выставленной к оплате гражданину за услуги отопления, не соответствуют значениям тарифов, установленных Постановлением №305, административный орган усмотрел признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и определением от 23.11.2020 возбудил дело об административном правонарушении.

          В рамках проведения административного расследования от общества были получены письменные пояснения исх.№пэ2593 от 02.12.2020 по выявленным признакам административного правонарушения, согласно которым заявитель пояснил, что объём тепловой энергии на отопление надворных построек в основным выше, чем на жилые помещения, в связи с чем норматив на отопление за 1 кв.м надворных построек тоже выше. При этом в конце 2019 года обществом были утверждены нормативы потребления за 1 кв.м надворных построек в месяц, и расчеты за отопление производятся как произведение экономически обоснованного тарифа (руб./Гкал) и объема потребления (Гкал) в соответствии с нормативом потребления и площадью надворных построек.

          Одновременно обществом были представлены типовой договор купли-продажи полезных ископаемых, карточки расчетов по начислению и оплате по хозпостроек по адресу: <...> потребитель ФИО2, за период с 01.01.2017 по 30.11.2020 и с 01.06.2019 по 30.11.2020.

          Кроме того, письмом от 18.12.2020 №пт/2697 заявитель представил схему теплоснабжения с. Эссо Быстринского муниципального района и карточки расчетов по двум лицевым счетам с приложением копий квитанций, выставленных к оплате гражданину ФИО1

          Изучив представленные документы, административный орган установил, что общество в расчетах за услуги теплоснабжения надворных построек, включая хозпостройки, теплицы, в наименовании «вид услуги – отопление хозпостроек» указывало размерные единицы, которые определялись, как произведение за 1 куб.м термальной воды на объем потребления. В частности, гражданину ФИО1 были выставлены квитанции по лицевому счету №00-0000001468 (теплица №2, 400 кв.м) за июнь-июль 2019 года с применением тарифа в размере 34,12 руб./куб.м и за сентябрь 2019 года с применением тарифа – 12 руб./куб.м, а также по лицевому счету №00-0000000917 (теплица по счетчику) за период с января 2017 года по май 2019 года с применением тарифа - 12 руб./куб.м.

          Данные обстоятельства расценены РСТ Камчатского края как нарушения статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон №190-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Постановление №1075) и Постановления №305 и по данным фактам в отношении общества составлен протокол №1 от 23.12.2020 об административном правонарушении, в котором действия общества квалифицированы по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

          19.01.2021 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении региональной службой вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым АО «Тепло Земли» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 руб.

          Не согласившись с указанным постановлением, полагая, что оно принято с нарушением закона и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который обжалуемым решением удовлетворил заявленные требованиям по мотиву пропуска срока давности привлечения к ответственности.

          Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

          В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

          Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрено, что занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

          Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику ценообразования.

          Субъектами административного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие продажу (поставку) продукции или товаров, оказание услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

          Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует, в том числе занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.д.).

          В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

          Порядок регулирования цен (тарифов, расценок, ставок) в сфере теплоснабжения регулируется положениями Закона №190-ФЗ и Постановления №1075.

          В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 7 Закона №190-ФЗ регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется на основании принципа государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

          Согласно пункту 9 статьи 2 данного Закона потребитель тепловой энергии (потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

          Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (пункт 11 статьи 2 Закона №190-ФЗ).

          По смыслу пункта 18 статьи 2 этого же Закона регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.

          На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию.

          Частью 2 статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

          В силу части 9 статьи 15 Закона №190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

          Из пункта 8 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением №1075 (далее - Основы ценообразования), следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с учетом инвестиционных программ регулируемых организаций, утвержденных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о теплоснабжении или об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также с учетом долгосрочных тарифов, установленных для теплоснабжающих организаций, долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций и долгосрочных обязательств по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы теплоснабжения. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.

          Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 №424-П утверждено Положение о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, в силу пункту 1.1 которого РСТ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим деятельность в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), а также региональный государственный контроль (надзор) в области их регулирования на территории Камчатского края.

          В разделе 2 указанного Положения определены полномочия службы, среди которых установление цен (тарифы) на электрическую энергию (мощность); региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения регулируемых им цен (тарифов); рассматривает в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет протоколы об административных правонарушениях, выносит обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений и осуществляет контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки

          Как уже было указано выше, на территории Анавгайского, Эссовского сельских поселений Быстринского муниципального района Камчатского края Постановлением №305 (в редакции постановления РСТ Камчатского края от 13.12.2018 №357) на 2017-2019 годы были утверждены тарифы в сфере теплоснабжения АО «Тепло Земли», в том числе в размере 1195,35 руб./Гкал (1410,51 руб./Гкал с НДС) и 1274,76 руб./Гкал (1504,22 руб./Гкал с НДС) на 2017 год, в размере 1274,76 руб./Гкал (1504,22 руб./Гкал с НДС) и 1373,61 руб./Гкал (1620,86 руб./Гкал с НДС) на 2018 год и в размере 1373,61 руб./Гкал (1648,33 руб./Гкал с НДС) и 1439,58 руб./Гкал (1727,50 руб./Гкал с НДС) на 2019 год.

          Между тем обществом в период с января 2017 года по май 2019 года, а также в июне, июле и сентябре 2019 года в платежных документах, выставленных потребителю ФИО1 по лицевым счетам №00-0000001468, №00-0000000917, показатели тарифа за услугу «отопление хозпостроек» были указаны в размере 12 руб./куб.м и 34,12 руб./куб.м, что не соответствует величине тарифов, установленных Постановлением №305.

          Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе письмами общества от 02.12.2020 №пэ2593, от 18.12.2020 №пт/2697, карточками расчетов по лицевым счетам №00-0000001468, №00-0000000917 за период с 01.06.2019 по 30.11.2020 и с 01.01.2017 по 30.11.2020, квитанциями на оплату за 2017-2020 годы, бухгалтерскими справками, протоколом об административном правонарушении №1 от 23.12.2020 и другими материалы дела.

          Таким образом, материалами дела нашёл подтверждение факт незаконного занижения обществом регулируемых государством тарифов на услуги теплоснабжения, что им не оспаривается, в связи с чем административный орган сделал обоснованный вывод о наличии в действиях общества события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

          По правилам части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

          При определении вины общества необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 Кодекса, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

          Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для выполнения требований законодательства, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.

          Указания общества на то, что его действия по применению неустановленного тарифа на поставку тепловой энергии населению с. Эссо не имели своей целью извлечения прибыли, а осуществлялись в целях уменьшения платежа потребителей, не влияют на оценку субъективной стороны, поскольку противоправное поведение в спорной ситуации направлено на изменение общественных отношений в сфере государственного регулирования порядка ценообразования, которое осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

          При таких обстоятельствах материалами дела подтверждена вина общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

          Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении выявленного административного правонарушения.

          Нарушения процедуры привлечения АО «Тепло Земли» к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку последнее было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не было лишено гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.

          Между тем, как обоснованно установил суд первой инстанции, оспариваемое постановление было принято региональной службой в отсутствие на то правовых оснований, поскольку имелись обстоятельства, исключающие производство по административному делу.

          В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

          По правилам части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

          Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

          При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

          Из разъяснений пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВС РФ №5) следует, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

          Как подтверждается материалами дела, в спорной ситуации совершенное обществом административное правонарушение выразилось в занижении регулируемых государством тарифов и не является длящимся, поскольку его объективная сторона состоит в осуществлении конкретного начисления и взимания платы сверх установленного тарифа.

          Анализ имеющихся в материалах дела документов показывает, что последние квитанции на оплату коммунальных услуг «отопление хозпостроек» были выставлены обществом по лицевому счету №00-0000000917 за июль 2019 года с применением тарифа – 34,12 руб./куб.м и по лицевому счету №00-0000001468 – за сентябрь 2019 года с применением тарифа – 12 руб./куб.м.

          С октября 2019 года правонарушение, совершенное обществом в области законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), прекращено вследствие действий самого лица.

          Соответственно применительно к спорной ситуации днем совершения административного правонарушения является день выставления счета на оплату, то есть 31.07.2019 и 30.09.2019, как последние дни месяцев, за которые было произведено начисление услуг отопления.

          Учитывая, что в рассматриваемом случае правонарушение, исходя из его существа, не является длящимся, годичный срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ подлежит исчислению со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, и истекает по последней выставленной квитанции 30.09.2020.

          Между тем оспариваемое постановление было вынесено региональной службой только 19.01.2021, то есть за пределами годичного срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем вывод суда первой инстанции о незаконности постановления РСТ Камчатского края, как принятого с нарушением части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является верным.

          Доводы апелляционной жалобы о том, что правонарушение, совершенное АО «Тепло Земли», является длящимся, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с даты обнаружения административного правонарушения, которой в спорной ситуации является 27.10.2020 – день обращения потребителя с жалобой на действия общества, апелляционным судом не принимается исходя из следующего.

          Согласно разъяснениям пункта 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ №2) под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.

          Из материалов дела усматривается, что вмененное обществу административное правонарушение заключается в незаконном занижении тарифа на услуги теплоснабжения.

          Данное правонарушение носит одномоментный характер и не может быть отнесено к длящемуся, так как выявленные нарушения были окончены в момент необоснованного применения неустановленного тарифа путем выставления квитанции на оплату за соответствующий период, что не характеризуются длительным непрекращающимся невыполнением предусмотренных законом обязанностей, выявленных только в момент проведения контрольных мероприятий.

          То обстоятельство, что необоснованное занижение регулируемых государственных тарифов нашло отражение в квитанциях на оплату за период с января 2017 года по июль 2019 года и в сентябре 2019 года, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует о том, что подобное поведение имело место и на дату обращения потребителя с жалобой в административный орган, то есть по состоянию на 27.10.2020, а, следовательно, такие действия не могут быть квалифицированы в качестве длящихся, тем более, что они закончены самим обществом в октябре 2019 года.

          С учетом изложенного апелляционный суд считает, что срок давности привлечения к административной ответственности за выявленные нарушения следует исчислять со дня совершения административного правонарушения, а не со дня его обнаружения административным органом.

          Названный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с правовой позицией Президиума ВАС РФ, выраженной в определении ВАС РФ от 12.11.2012 №ВАС-11037/12.

          Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ №2, при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.

          Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

          Аналогичные разъяснения даны в пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ №5.

          Таким образом, учитывая, что основания для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности отсутствовали, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 211 АПК РФ признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его в полном объёме.

          Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

          В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

          Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

          В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о ее распределении не рассматривается.

          Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

          Решение Арбитражного суда Камчатского края от 05.04.2021 в виде резолютивной части (мотивированное решение от 19.04.2021) по делу №А24-444/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

          Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Судья

Н.Н. Анисимова