Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А24-4504/2016 |
11 апреля 2017 года |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.В. Рубановой,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края,
апелляционное производство № 05АП-1502/2017
на решение от 27.01.2017
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу № А24-4504/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 31.12.2014)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002)
о признании недействительным решения о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.10.2016 № 206S191000966,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (далее – заявитель, Институт, ФГБНУ «КамчатНИРО») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края (далее – заинтересованное лицо, Пенсионный фонд, Управление) от 19.10.2016 № 206S191000966 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства», дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 27.01.2017 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение Пенсионного фонда признано незаконным. Суд также обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, двухнедельный срок, предусмотренный пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (далее – Инструкция), исчисляется с 10.05.2016, то есть с последнего дня представления отчетности, а не с момента обнаружения страхователем недочетов.
Также заявитель жалобы указал, что корректировка сведений по форме СЗВ-М повлияла на сумму пенсий, а кроме того, такая корректировка не может быть осуществлена в отношении лиц, сведения на которых ранее не были представлены.
ФГБНУ «КамчатНИРО» в представленном в материалы дела письменном отзыве, с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, указанным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционная жалоба Пенсионного фонда рассмотрена без вызова лиц, участвующих в деле на основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 № 45-ФЗ).
Законность и обоснованность определения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ в порядке упрощенного производства.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
07.09.2016 Пенсионным фондом выявлено допущенное ФГБНУ «КамчатНИРО» нарушение требований Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), выразившееся в представлении неполных (некорректных) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года, что зафиксировано в акте от 07.09.2016 № 206S18160000989.
По результатам рассмотрения вышеуказанного акта и письменных возражений Института, заместителем начальника Управления 19.10.2016 вынесено решение № 206S19160000966, которым ФГБНУ «КамчатНИРО» привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Институт обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В силу третьего абзаца пункта 2 статьи 14 названного Федерального закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого решения) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
В поле "Тип формы" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Института к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, послужил вывод Пенсионного фонда о том, что представленные заявителем сведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды являются неполными (недостоверными).
Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, 10.05.2016 ФГБНУ «КамчатНИРО» представило в Управление отчет по форме СЗВ-М в отношении 217 застрахованных лиц, а в ответ на представленный отчет 13.05.2016 Управление направило положительный протокол.
Вследствие сбоя компьютерной программы, в названном отчете была допущена ошибка, в связи с чем, 09.06.2016 заявитель направил в Пенсионный фонд отменяющую форму на 2 застрахованных лиц и дополняющую форму на 58 застрахованных лиц, в ответ на который 14.06.2016 получен положительный протокол Управления.
Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 34 Инструкции предусмотрена возможность предоставления страхователем корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки. Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Как указано в письме Пенсионного Фонда Российской Федерации от 14.12.2004 №КА-09-25/13379, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений. Абзац третий статьи 17 Закона № 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные выше нарушения.
Суд апелляционной инстанции, учитывая тот факт, что исходные сведения о застрахованных лицах за апрель 2016 года были направлены Институтом в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений была самостоятельно выявлена и устранена ФГБНУ «КамчатНИРО» путем направления корректирующих сведений, считает правомерным вывод суда о том, что в рассматриваемом случае у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения ФГБНУ «КамчатНИРО» к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, а доводы заявителя жалобы в указанной части - необоснованными.
Ссылка Пенсионного фонда на то, что двухнедельный срок, предусмотренный пунктом 34 Инструкции, исчисляется с 10.05.2016, то есть с последнего дня представления отчетности, а не с момента обнаружения страхователем недочетов, судом апелляционной инстанции не принимается как основанная на неверном толковании норм права.
Довод заявителя жалобы о том, что корректировка сведений по форме СЗВ-М повлияла на сумму пенсий, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку документально не подтвержден. Вышеуказанные обстоятельства, выявленные Пенсионным фондом, не свидетельствует о предоставлении обществом недостоверных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование; исправление Институтом технической ошибки самостоятельно не повлекли за собой занижение базы для начисления страховых взносов и исчисленных с нее страховых взносов, что не оспаривается Пенсионным фондом.
Довод Управления о том, что корректировка сведений по форме СЗВ-М не может быть осуществлена в отношении лиц, на которых сведения ранее не представлялись, признается судом апелляционной инстанции необоснованным, поскольку согласно статье 15 Закона №27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п, которым предусмотрена дополняющая форма, в случае направления страхователем формы СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Следовательно, корректировку сведений о застрахованных лицах за отчетный период возможно произвести только с применением предусмотренных форм, что и было сделано ФГБНУ «КамчатНИРО».
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя и признал недействительным решение Управления о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.10.2016 № 206S191000966.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что Пенсионный фонд не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения.
Поскольку апеллянтом не опровергнуты выводы суда первой инстанции, оснований для отмены решения суда, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 27.01.2017 по делу №А24-4504/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | В.В. Рубанова |