ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-4512/2021 от 07.04.2022 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А24-4512/2021

апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено апреля 2022 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Еремеевой,

судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,

при ведении протокола секретарем судебного заседания П.П. Васильевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ликвидатора общества с ограниченной ответственностью «Беби» Рыбацкой Татьяны Александровны,

апелляционное производство № 05АП-1631/2022

на решение от 26.01.2022

судьи Е.Ю. Лебедевой

по делу № А24-4512/2021 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению ликвидатора общества с ограниченной ответственностью «Беби» (ИНН 4100017157, ОГРН 1024101039203) Рыбацкой Татьяны Александровны

о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 2721120717, ОГРН 1042700165298) от 14.07.2021 №7-10/1315@, о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (ИНН 4101035896, ОГРН 1044100662946) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записей от 19.07.2021 ГРН 2214100057389, 2214100057390, 2214100057400,

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Беби» (ИНН 410001715, ОГРН 1024101039203); общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мир» (ИНН 4101172532, ОГРН 1154101004540),

при участии:

от МИФНС по Дальневосточному федеральному округу: Булах Д.К., по доверенности от 01.09.2021, сроком действия 1 год;

от ликвидатора ООО «Беби» Рыбацкой Татьяны Александровны, УФНС по Камчатскому краю, ООО Управляющая компания «Мир», ООО «Беби»: не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Ликвидатор общества с ограниченной ответственностью «Беби» Рыбацкая Татьяна Александровна (далее – заявитель, ликвидатор, Рыбацкая Т.А.) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу (далее – МИФНС России по Дальневосточному федеральному округу, межрегиональная инспекция) от 14.07.2021 № 7-10/1315@; о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее – УФНС России по Камчатскому краю, управление, регистрирующий орган) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записей от 19.07.2021 ГРН 2214100057389, 2214100057390, 2214100057400.

Определением суда от 15.11.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Беби» (далее – ООО «Беби»), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мир» (далее – ООО УК «Мир»).

Решением Арбитражного судаКамчатского края от 26.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Рыбацкая Т.А. обратилась с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что ООО УК «Мир» не является заинтересованным лицом, чьи права были нарушены исключением ООО «Беби» из ЕГРЮЛ. Полагает, что процедура ликвидации соблюдена и возражений от заинтересованных лиц не поступало.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, УФНС по Камчатскому краю письменно ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) провела судебное заседание в их отсутствие.

Через канцелярию суда от апеллянта поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, а от МИФНС по Дальневосточному федеральному округу, УФНС по Камчатскому краю - отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела в порядке статей 81, 262 АПК РФ.

В судебном заседании представитель межрегиональной инспекции на доводы апелляционной жалобы возражал.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

ООО «Беби» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1024101039203, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) внесена соответствующая запись.

21.12.2020 ООО «Беби» в регистрирующий орган представлено заявление по форме № Р15016 о принятии решения о ликвидации юридического лица и формирования ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора.

По результатам рассмотрения данного заявления УФНС России по Камчатскому краю принято решение от 28.12.2020 № 121А о государственной регистрации принятия решения о ликвидации юридического лица и формирования ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 28.12.2020 ГРН 2204100483970.

12.04.2021 ООО «Беби» в регистрирующий орган направлено заявление по форме № Р15016 о составлении промежуточного ликвидационного баланса, с приложением протокола общего собрания от 01.02.2021.

По результатам рассмотрения данных документов УФНС России по Камчатскому краю принято решение от 19.04.2021 № 1460А о государственной регистрации составления обществом промежуточного ликвидационного баланса, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 19.04.2021 ГРН 2214100030472.

16.04.2021 ООО «Беби» в регистрирующий орган направлено заявление по форме № Р15016 о государственной регистрации ликвидации ООО «Беби», к которому приложены протокол общего собрания участников общества от 05.04.2021 № 1, ликвидационный баланс.

Рассмотрев представленные документы УФНС России по Камчатскому краю не установлено оснований для отказа в государственной регистрации, в связи с чем принято решение от 23.04.2021 № 1547А о государственной регистрации ликвидации ООО «Беби», о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись от 23.04.2021 ГРН 2214100031946.           08.06.2021 в МИФНС России по Дальневосточному федеральному округу поступила жалоба ООО УК «Мир» от 25.05.2021 № 384 (вх. № 2870) на внесение УФНС России по Камчатскому краю в ЕГРЮЛ записи от 23.04.2021 ГРН 2214100031946 о ликвидации ООО «Беби».

В обоснование жалобы ООО УК «Мир» указало, что между ООО УК «Мир» и собственниками многоквартирного дома № 11 по ул. Тушканова в г. Петропавловске-Камчатском заключен договор управления многоквартирным домом от 01.05.2016. ООО «Беби» с 13.12.2010 по 18.12.2020 являлось собственником нежилого помещения в указанном многоквартирном доме (кадастровый номер 41:01:0010116:14569).  За период с мая 2016 года по 17.12.2020 (включительно) ООО «Беби» без уважительных причин не вносило плату за коммунальные услуги и имеет задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 227 438,21 руб. В связи с чем, ООО «Беби» направлена претензия об оплате задолженности, которая получена ООО «Беби» 30.11.2020. Вместе с тем, как указывает ООО УК «Мир», ликвидатором ООО «Беби» не исполнена обязанность по уведомлению кредитора (ООО УК «Мир»), чем нарушен установленный Гражданским кодексом Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица в ситуации, когда ликвидатору достоверно было известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, при этом ликвидатор внес в ликвидационный баланс заведомо недостоверные сведения и не произвел расчет по обязательствам.

Рассмотрев жалобу ООО УК «Мир» и материалы, представленные управлением, межрегиональной инспекцией установлено, что ликвидатором ООО «Беби» не исполнена обязанность по уведомлению кредитора о ликвидации юридического лица, соответствующая публикация не была размещена на ЕФРСФДЮЛ (www.fedresurs.ru), что является нарушением подпункта «н.5» пункта 7, пункта 9 статьи 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что свидетельствует о нарушении ликвидатором ООО «Беби» процедуры ликвидации юридического лица.

По результатам рассмотрения жалобы МИФНС России по Дальневосточному федеральному округу принято решение:

1. Жалобу ООО УК «Мир» от 25.05.2021 № 384 удовлетворить.

2. Решения от 19.04.2021 № 1460А, от 23.04.2021 № 1547А о государственной регистрации, вынесенные УФНС России по Камчатскому краю, отменить.

3. УФНС России по Камчатскому краю внести соответствующие записи в ЕГРЮЛ в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения данного решения по жалобе, о чем незамедлительно уведомить ООО УК «Мир», ликвидатора ООО «Беби» и межрегиональную инспекцию.

На основании указанного решения межрегиональной инспекции управлением 19.07.2021 внесены записи ГРН 2214100057389, 2214100057390, 2214100057400 о признании внесенных в ЕГРЮЛ записей ГРН 2214100030472 от 19.04.2021, ГРН 2214100031946 от 23.04.2021 недействительными на основании решения вышестоящего налогового органа.

Решением начальника межрегиональной инспекции от 08.09.2021 № 7-10/1718@ жалоба ликвидатора ООО «Беби» на внесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записей от 19.07.2021 о признании внесенных в ЕГРЮЛ записей о ликвидации ООО «Беби» на основании решения вышестоящего налогового органа оставлена без удовлетворения.

Полагая, что внесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ указанных записей является незаконным, а также указывая о недействительности решения вышестоящего налогового органа, на основании которого внесены спорные записи, ликвидатор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое оставлено без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

Указанный Закон определяет государственную регистрацию как акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Согласно абзацу 3 статьи 1 Закона № 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

По правилам части 1 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ.

Порядок добровольной ликвидации юридического лица установлен статьями 61 - 64 ГК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Пунктом 3 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (пункт 4 статьи 62 ГК РФ).

На основании пункта 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

Пунктом 2 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (пункт 5 статьи 63 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).

В силу пункта 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Аналогичные положения закреплены в статьях 20, 21, 22 Закона № 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях (подпункт «а») и ликвидационный баланс подпункт «б»).

При этом согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 13.10.2011 № 7075/11, от 15.01.2013 № 11925/12, от 05.03.2013 № 14449/12, от 13.05.2014 № 127/14, представляемые при ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть ЕГРЮЛ, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.

Из материалов дела усматривается, что ООО УК «Мир» обращаясь с жалобой в межрегиональную инспекцию на решение УФНС России по Камчатскому краю от 23.04.2021 ГРН 2214100031946, ссылается на то, что ликвидатору ООО «Беби» было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств по оплате потребленного коммунального ресурса в связи с получением им 30.11.2020 претензии об оплате задолженности.

Вместе с тем, ликвидатором ликвидационные балансы составлены без учета указанных обязательств ликвидируемого лица, расчеты по таким обязательствам не произведены.

Судом из общедоступных сведений Картотеки арбитражных дел на сайте https://kad.arbitr.ru установлено, что исковое заявление ООО УК «Мир» о взыскании с ООО «Беби» указанной задолженности поступило в Арбитражный суд Камчатского края 27.07.2021 (дело № А24-3533/2021), то есть после внесения регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО «Беби».

Таким образом, наличие задолженности ООО «Беби» перед ООО УК «Мир», не подтвержденной в судебном порядке, не могло послужить основанием для отказа органа регистрации для внесения записи о ликвидации юридического лица.

Вместе с тем, основанием для удовлетворения жалобы ООО УК «Мир» и отмены соответствующих решений УФНС России по Камчатскому краю послужили выводы о неисполнении ликвидатором ООО «Беби» обязанности по уведомлению кредиторов о ликвидации юридического лица в нарушение подпункта «н.5» пункта 7, пункта 9 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ, что свидетельствует о нарушении ООО «Беби» процедуры ликвидации общества.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 51 ГК РФ заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены Законом № 129-ФЗ.

Названные механизмы защиты интересов кредиторов подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий лиц, чьи права затрагиваются в связи с предстоящим включением данных в ЕГРЮЛ. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы и в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – ЕФРСФДЮЛ).

Из материалов дела следует, что сообщение о принятом решении о ликвидации опубликовано в Вестнике государственной регистрации (№ 1 (820) от 13.01.2021), в ЕГРЮЛ 28.12.2020 внесена запись ГРН 2204100483970 о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии, формировании ликвидатора.

При этом доводы о том, что обязанность по уведомлению кредиторов о ликвидации юридического лица исполнена ликвидатором в полном объеме, подлежат отклонению в силу следующего.

Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц утвержден Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178.

В силу части 2 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 7 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ установлен перечень сведений, подлежащих обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Подпунктом «н.5» пункта 7 статьи 7.1 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежит уведомление о ликвидации юридического лица с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом

Согласно пункту 8 статьи 7.1 Закона о государственной регистрации сведения, указанные в пункте 7 настоящей статьи, а также иные сведения, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующим юридическим лицом, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ сведения, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц не позднее чем в течение пяти рабочих дней после внесения этих сведений в единый государственный реестр юридических лиц. Сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению указанным лицом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, представляются федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, без взимания платы.

Таким образом, из вышеизложенных норм следует, что юридическому лицу требуется внести в ЕФРСФДЮЛ уведомление о ликвидации с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, в течение трех рабочих дней с даты формирования ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора).

Сам по себе факт публикации только в журнале «Вестник государственной регистрации» информации о ликвидации общества, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, внесении соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, не свидетельствует о соблюдении ликвидатором установленного Законом о государственной регистрации порядка ликвидации.

Как верно установлено судом, ликвидатором общества не исполнена обязанность по размещению в ЕФРСФДЮЛ уведомления о ликвидации с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, как в течение трех рабочих дней с даты формирования ликвидационной комиссии, так и на дату внесения 23.04.2021 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица ГРН 2214100031946.

Кроме того следует отметить, что перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

Согласно подпункту «т» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица при его ликвидации в соответствии с подпунктом «т» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ является невнесение юридическим лицом вышеуказанных сведений в ЕФРСФДЮЛ.

Невнесение юридическим лицом вышеуказанных сведений в вышеназванный реестр является неисполнением юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов и в связи с этим основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица при его ликвидации.

Государственная регистрация признается законной, если она проведена на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых сведений.

При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для внесения записи о ликвидации юридического лица при невнесении ликвидатором общества сведений в ЕФРСФДЮЛ.

Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 (далее – Закона № 943-1) «О налоговых органах Российской Федерации» вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Вышестоящий налоговый орган вправе осуществлять контроль над нижестоящими налоговыми органами не только при проведении мероприятий налогового контроля, но и в порядке подчиненности в рамках контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов. При этом возможность вышестоящих налоговых органов отменять решения нижестоящих связана с установлением несоответствия данного решения нормам закона.

Следовательно, межрегиональная инспекция вправе отменить решение УФНС России по Камчатскому краю в случае, если оно не соответствует законодательству Российской Федерации, а также нарушает права и законные заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Закона № 129-ФЗ заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

Жалобой признается обращение заинтересованного лица в вышестоящий территориальный регистрирующий орган (далее - вышестоящий регистрирующий орган), а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, предметом которого является обжалование решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации (пункт 2 статьи 25.1 Закона № 129-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 25.2 Закона № 129-ФЗ решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.

В силу пункта 2 статьи 25.2 Закона о регистрации решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, и (или) в суд.

Пунктом 2 статьи 25.6 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, материалы, представленные регистрирующим органом.

Согласно пункту 3 статьи 25.6 Закона № 129-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган принимает одно из следующих решений: а) об отмене решения регистрирующего органа; б) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Таким образом, межрегиональная инспекция, как вышестоящий налоговый орган по отношению к управлению, обладало необходимыми полномочиями для отмены не соответствующих закону решений нижестоящего налогового органа.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО УК «Мир» не является заинтересованным лицом, чьи права были нарушены исключением ООО «Беби» из ЕГРЮЛ, коллегией отклоняются, поскольку основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы межрегиональной инспекции не о нарушении прав непосредственно ООО УК «Мир», а о несоблюдении ликвидатором ООО «Беби» обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ и со статьей 7.1 Закона № 129-ФЗ.

Во исполнение указанного решения межрегиональной инспекции Управлением 19.07.2021 в пределах предоставленных ему полномочий правомерно внесены записи ГРН 2214100057389, 2214100057390, 2214100057400 о признании внесенных в ЕГРЮЛ записей ГРН 2214100030472 от 19.04.2021, ГРН 2214100031946 от 23.04.2021 недействительными на основании решения вышестоящего налогового органа.

В материалах дела не имеется и суду не представлено доказательств того, что регистрирующим органом были допущены нарушения требований законодательства о государственной регистрации юридических лиц при внесении соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

Заявитель не доказал нарушение прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными актами и действиями.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания оспариваемого решения межрегиональной инспекции от 14.07.2021 недействительным, а также незаконными действий управления по внесению соответствующих записей в ЕГРЮЛ, у суда не имелось, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.

Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей за подачу жалобы в суд апелляционной инстанции на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 26.01.2022 по делу №А24-4512/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

О.Ю. Еремеева

Судьи

А.В. Гончарова

С.В. Понуровская