ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-4853/2021 от 01.06.2022 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А24-4853/2021

июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июня 2022 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства спорта Камчатского края,

апелляционное производство № 05АП-1949/2022

на решение от 14.02.2022

судьи Лебедевой Е.Ю.

по делу № А24-4853/2021 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению Министерства спорта Камчатского края (ИНН 4101155858, ОГРН 1134101000241)

о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН 4101120541, ОГРН 1074101007793) от 30.06.2021 № 38-25- 07/12-24

третьи лица: краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Морозная» (ИНН 4105015883, ОГРН 1024101223794); краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Эдельвейс» (ИНН 4101033264, ОГРН 1034100642290); краевое государственное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва единоборств» (ИНН 4101032045, ОГРН 1024101028896); краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва тхэквондо» (ИНН 4101047877, ОГРН 1024101023660); муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по лыжным видам спорта» (ИНН 4105026003, ОГРН 1024101216842); краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта» (ИНН 4101033137, ОГРН 1024101029787); администрация Пенжинского муниципального района (ИНН 8204000469, ОГРН 1024101418880); муниципальное казенное учреждение «Пенжинская спортивная школа» (ИНН 8204007577, ОГРН 1104177001521); муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тигильский районный центр досуга» (ИНН 8202016103, ОГРН 1114177000310); краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по плаванию» (ИНН 4101041836, ОГРН 1024101022593); муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Соболевская средняя школа» (ИНН 4107001090, ОГРН 1024101222133); муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Усть-Большерецкая районная детско-юношеская спортивная школа» (ИНН 4108005700, ОГРН 1024101225345); администрация Соболевского муниципального района (ИНН 4107000402, ОГРН 1024101222936); администрация Елизовского муниципального района (ИНН 4105006021, ОГРН 1024101226412); Министерство спорта Российской Федерации (ИНН 7703771271, ОГРН 1127746520824),

при участии:

от Министерства спорта Камчатского края: Чикислов И.Е. по доверенности от 19.10.2021, сроком действия до 30.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 1212/83),

иные лица, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не явились,

УСТАНОВИЛ:

Министерство спорта Камчатского края (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, УФК по Камчатскому краю, Управление) от 30.06.2021 № 38-25-07/12-24.

Определениями суда от 08.11.2021, от 01.12.2021, от 20.12.2021, от 19.01.2022 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Морозная» (далее – КГАУ СШОР «Морозная»), краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Эдельвейс» (далее – КГАУ СШОР «Эдельвейс»), краевое государственное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва единоборств» (далее – КГБУ СШОР Единоборств), краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва тхэквондо» (далее – КГАУ СШОР Тхэквондо), муниципальное бюджетное  учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по лыжным видам спорта» (далее – МБУ СШОР по ЛВС), краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта» (далее – КГАУ СШОР по ЗВС), администрация Пенжинского муниципального района, привлечено муниципальное казенное учреждение «Пенжинская спортивная школа» (далее – МКУ ПСШ), муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тигильский районный центр досуга» (далее – МБУК «ТРЦД»), краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по плаванию»(далее – КГАУ СШОР по плаванию), муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Соболевская средняя школа» (далее – МОКУ «Соболевская средняя школа»), муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Усть-Большерецкая районная детско-юношеская спортивная школа» (далее – МБУ ДО Усть-Большерецкая РДЮСШ), администрация Соболевского муниципального района, администрация Елизовского муниципального района,  Министерство спорта Российской Федерации (далее – Минспорт России).

Решением от 14 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 1 резолютивной части представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краюот 30.06.2021 № 38-25-07/12-24, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке.

Заявитель считает, что Министерство спорта Камчатского края является ненадлежащим субъектом, на который возложена обязанность возместить в доход федерального бюджета израсходованные подведомственными Министерству учреждениями средства субсидии в общей сумме 16 562 396 рублей 07 копеек.

В обоснование своей позиции указывает, что получателями субсидий, допустившие нецелевое использование бюджетных средств, являются подведомственные Министерству учреждения, которые являются самостоятельными юридическими лицами.

Ссылаясь на Положение о Министерстве спорта Камчатского края, утвержденное Постановлением Правительства Камчатского края от 18.12.2012 № 562-П, указывает, что Министерство не является распорядителем федеральных бюджетных средств, а лишь согласно заключенным между Министерством спорта Российской Федерации и правительством Камчатского края в лице Министерства спорта Камчатского края соглашений обеспечивает показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, осуществляет  контроль за соблюдением получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, в связи с чем на Министерство не может быть возложена обязанность по возврату средств в федеральный бюджет.

Кроме того указывает, что по итогам проверок подведомственных Министерству учреждений, выданы предписания с аналогичными требованиями возместить в доход федерального бюджета средства субсидии, израсходованные на цели не в соответствии с целями ее предоставления.

Министерство полагает, что на него возможно было возложить обязанности по принятию мер в отношении подведомственных учреждений, направленные на возмещение в доход федерального бюджета средств субсидии.

Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю против доводов жалобы возражает, считает, что средства федеральной субсидии были перечислены непосредственно в бюджет Камчатского края и подлежат взысканию с Минспорта Камчатского края, как ответственного за их целевое использование.

Поскольку заявителем в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, лица, участвующие в деле не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (п.5 ст.168 АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации,  правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю в отношении Министерства спорта Камчатского края проведена выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной   программы   Российской   Федерации   «Развитие   физической культуры и спорта» за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.

В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1.1. Соглашений о порядке и условиях предоставления Субсидии из федерального и краевого бюджетов на реализацию основного мероприятия «региональный проект «Спорт-норма жизни», подпрограммы «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва», заключенных между Министерством и КГАУ СШОР «Эдельвейс» от 20.03.2019 № 97, КГАУ СШОР по ЗВС от 20. 03.2019 № 98, КГАУ СШОР «Морозная» от 20. 03.2019 № 96, КГБУ СШОР «Единоборств» от 20.03.2019 № 99, КГАУ СШОР «Тхэквондо» от 20.03.2019 № 100 (далее - Соглашения от 20.03.2019 № 96,97,98,99,100) Министерством не обеспечена результативность использования субсидии подведомственными учреждениями КГАУ СШОР «Эдельвейс»; СШОР по ЗВС; КГАУ СШОР «Морозная»; КГБУ СШОР «Единоборств»; КГАУ СШОР «Тхэквондо», в результате чего допущено неправомерное использование средств субсидии на реализацию основного мероприятия «региональный проект «Спорт-норма жизни», подпрограммы «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва», предоставленной из федерального бюджета на общую сумму 16 562 396 рублей 07 копеек.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте плановой выездной проверки от 28.04.2021.

По результатам проверки УФК по Камчатскому краю вынесено представление от 30.06.2021 № 38-25-07/12-24 № 38-25-07/12-24.

Полагая, что указанное представление нарушает права и законные интересы заявителя, Министерство обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал, что оспариваемое предписание соответствует положения действующего бюджетного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, вынесено в пределах полномочий казначейства.

В судебном разбирательстве нашел подтверждение факт нецелевого использования субсидии подведомственными Министерству учреждениями. В указанной части выводы суда первой инстанции заявителем не оспариваются, в связи с чем апелляционная инстанция не дает оценку указанным обстоятельствам.

В апелляционной жалобе Министерство возражает против выводов суда по пункту 1 резолютивной части представления УФК по Камчатскому краю от 30.06.2021 № 38-25-07/12-24.

Указанным пунктом на Министерство возложена обязанность по пункту 15 представления возместить в доход федерального бюджета израсходованные подведомственными Министерству учреждениями средства субсидии в общей сумме 16 562 396,07 руб.

Как следует из материалов дела, проверка УФК по Камчатскому краю в отношении Министерства спора Камчатского края касалась вопросов представления и использования средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спора» в 2019–2020 годы.

Согласно части 1 статьи 130 БК РФ правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 132 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.

Согласно пункту 1 статьи 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (пункт 2 статьи 179 БК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 179 БК РФ государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

В рамках указанной программы между Министерством спорта Российской Федерации как получателем средств федерального бюджета и правительством Камчатского края в лице Министерства спорта Камчатского края заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета: Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 07.02.2019 № 777-08-2019-148; Соглашение № 777-8-2019-178; Соглашение от 19.12.2019 № 777-09-2020-028.

Далее средства, полученные из федерального бюджета, Министерством спорта Камчатского края доводились в виде субсидий до местных бюджетов, а также до подведомственных Министерству учреждений, на основании соответствующих соглашений с муниципалитетами и учреждениями.

Как установлено судом, по итогам проверки УФК выявлены факты нецелевого расходования выделенных субсидий подведомственными Министерству учреждениями. Субсидии выделялись согласно Соглашениям между Министерством спорта Камчатского края и соответствующими краевыми государственными учреждениями, согласно которым на Минспорта возложена обязанность по перечислению субсидии и по осуществлению контроля за целевым использованием, а на учреждения, как на непосредственных получателей субсидии, обязанность использовать субсидии по целевому назначению с учетом требований, установленных законодательством и соглашением.

В пункте 15 представления УФК по Камчатскому краю от 30.06.2021 № 38-25-07/12-24 отражены обстоятельства, свидетельствующие о нецелевом использовании средств субсидии подведомственными Министерству учреждениями.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

В случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).

Таким образом, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидии определены законом, изъятие выделенных в качестве субсидии денежных средств является исключительной мерой ответственности, которая применяется непосредственно к конкретным получателям субсидии, допустившим нецелевое использование бюджетных средств.

Как следует из материалов дела, по нарушениям, описанным в пункте 15 представления УФК, непосредственными получателями субсидии являются КГАУ СШОР «Эдельвейс»; СШОР по ЗВС; КГАУ СШОР «Морозная»; КГБУ СШОР «Единоборств»; КГАУ СШОР «Тхэквондо».

Минспорта Камчатского края в рамках соглашений с указанными лицами выступало администратором бюджетных средств, осуществляло контроль и иные функции.

Следовательно, как считает апелляционная инстанция, учитывая строгую определенность и регламентацию бюджетного процесса, на Министерство спорта Камчатского края не могла быть возложена обязанность возместить в доход федерального бюджета израсходованные подведомственными Министерству учреждениями средства субсидии, так как Министерство не являлось непосредственным (конечным) получателем субсидии.

При установленных в проверке УФК обстоятельствах, на Министерство спорта Камчатского края может быть возложена как на лицо, осуществляющее контроль за целевым использованием, обязанность обеспечить возврат  в бюджет сумм субсидии подведомственными Министерству учреждениями.

В этом случае, пунк 1 представления УФК по Камчатскому краю от 30.06.2021 № 38-25-07/12-24, так как он сформулирован, содержащий требование к Минспорту Камчатского края возместить в доход федерального бюджета израсходованные подведомственными Министерству учреждениями средства субсидии в общей сумме 16 562 396,07 руб., является незаконным и нарушающим права заявителя.

Коллегия считает довода апелляционной жалобы обоснованными, в связи с чем решение суда подлежит отмене в части.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 14.02.2022  по делу №А24-4853/2021  отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным пункта 1 резолютивной части представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краюот 30.06.2021 № 38-25-07/12-24.

Признать недействительным пункт 1 резолютивной части представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краюот 30.06.2021 № 38-25-07/12-24, как несоответствующий требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи

Л.А. Бессчасная

А.В. Пяткова