ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-505/2017 от 23.05.2018 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-505/2017

30 мая 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено мая 2018 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Камчатскому краю,

апелляционное производство № 05АП-1099/2018

на решение от 21.06.2017

судьи Е.Ю. Лебедевой

по делу № А24-505/2017 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Санаторий Начикинский» (ИНН 4105029808, ОГРН 1064141003057)
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Камчатскому краю (ИНН 4101135273, ОГРН 1104101000013) от 29.08.2016 № 2025,

при участии:

от МИФНС России по Камчатскому краю – Марьинских В.В., доверенность от 12.12.2017 сроком по 31.12.2018, служебное удостоверение.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью  «Санаторий Начикинский» (далее – заявитель, ООО «Санаторий Начикинский», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России № 3 по Камчатскому краю, Инспекция, налоговый орган) от 29.08.2016 № 2025 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением от 21 июня 2017 года суд первой инстанции признал решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы № 3 по Камчатскому краю от 29.08.2016 № 2025 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации  исходя из следующего.

  Решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 22.12.2014 № 09 «Об установлении и введении в действие на территории Начикинского сельского поселения земельного налога на 2015 год», принятым решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 19.12.2014 №19 на территории Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае в отношении прочих земельных участков установлена налоговая ставка 1,5 процента.

Решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 25.10.2013 № 162 «Об освобождении от земельного налога ООО «Санаторий Начики» сроком на 3 года» установлена нулевая ставка по оплате земельного налога для ООО «Санаторий Начикинский» сроком на три года 2014 - 2017 годы.

Решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 27.04.2015 № 17 внесены изменения в решение Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 25.10.2013 № 162 «Об освобождении от земельного налога ООО «Санаторий Начикинский» сроком на три года» в части установления нулевой ставки по оплате земельного налога для предприятий, осуществляющих санаторно-курортную деятельность, расположенных на территории Начикинского сельского поселения сроком на три года с 2014  по 2017 гг.

По протесту прокурора от 16.11.2016 № 12/674ж-16 решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 21.12.2016 № 26 решение Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 25.10.2013 № 162 отменено. Решение вступает в силу со дня его официального обнародования в местах определенных статьей 53 Устава Начикинского сельского поселения и подлежит опубликованию в газете «Елизовский Вестник».

Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у общества права на применение налоговой ставки 0% при исчислении земельного налога за 2015 год, исходя из того, что  поскольку общество не является организацией, осуществляющей санаторно-курортную деятельность, решение Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 27.04.2015 № 17, является актом законодательства о налогах и сборах, ухудшающим положение общества, следовательно, в рассматриваемом случае надлежит применять  решение Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 25.10.2013 №162 «Об освобождении от земельного налога ООО «Санаторий Начикинский» сроком на 3 года».

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от  26.09.2017 решение от 21.06.2017 отменено, в удовлетворении требований ООО «Санаторий Начикинский»  отказано.

 Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.01.2018  отменено постановление  Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017 по делу № А24-505/2017  Арбитражного суда Камчатского края.

Дело передано на новое  рассмотрение в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Суд кассационной инстанции указал, на то, что вывод апелляционного суда о правомерном  доначислении земельного налога за 2015 год, сделан при неполном выяснении существенных для дела обстоятельств, без проверки доводов общества  о наличии права на применение ставки 0% по земельному налогу за 2015 год, в соответствии с решением Собрания депутатов  Начинского сельского поселения Елизовского муниципального района от 21.12.2016 № 25 «О внесении изменений в решение №19 «Об установлении и введении в действие на территории Начинского сельского поселения земельного налога на 2015 год».

Из материалов дела коллегия установила, что ООО «Санаторий Начикинский» на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 41:05:0101017:71, 41:05:0101017:72, 41:05:0101017:78 с разрешенным использованием: земли запаса (неиспользуемые).

На основании представленной уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год (корректировка №3) инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой установлено, что общество в налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год  неправомерно применило ставку 0 %, поскольку ООО «Санаторий Начикинский» не обладает статусом санаторно-курортной организации и не осуществляет санаторно-курортную деятельность.

Налоговый орган произвел исчисление суммы земельного налога за 2015 год, исходя из величины кадастровой стоимости трех земельных участков -  19 998 939 руб., 5 122 657 руб., 3 608 055 руб., с применением налоговой ставки 1,5%, в общей сумме 430 945 руб.

По результатам проверки инспекцией принято решение от 29.08.2016  № 2025 о привлечении ООО «Санаторий Начикинский» к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 86 189 руб., статьей 119 НК РФ в виде штрафа в размере 21 547,25 руб. Этим же решением обществу доначислен земельный  налог  в сумме 430 945 руб., пени по указанному налогу в сумме 49 365,25 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 14.11.2016 № 06-17/10771 решение инспекции от 29.08.2016 № 2025 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителя стороны, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения закону или иному ненормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Пунктом 4 статьи  12, пунктом 3 статьи 56 НК РФ к правам представительных органов муниципальных образований отнесено, в частности, установление в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, налоговых льгот по местным налогам (к которым относится земельный налог), оснований и порядка их применения.

Решением Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края  от 21.12.2016 №25  в решение от 19.12.2014 №19 «Об установлении и введении в действие на территории Начикинского сельского поселения земельного налога на 2015 год» внесены  изменения, касающиеся установления налоговой ставки в размере 0 %, в отношении земельных участков, предоставленных для строительства и эксплуатации объектов физической культуры, спорта, образования, культуры, органов местного самоуправления, здравоохранения, объектов социальной защиты, объектов, расположенных на территории зоны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.   Таким образом, представительный орган муниципального образования принял нормативный правовой акт об установлении налоговой льготы по земельному налогу в виде полного освобождения от уплаты земельного налога за 2015 год для категории налогоплательщиков, объекты которых  расположены на территории  зоны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.  

Решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете «Елизовский Вестник» и распространяется на правоотношения, возникшие с  1 января 2015 года.

Решением собрания депутатов Начикинского сельского поселения № 32 от 22 апреля 2011 года Об утверждении правил землепользования и застройки Начикинского сельского поселения  утверждена карта градостроительного зонирования, согласно которой земельные участки с кадастровыми номерами 41:05:0101017:71, 41:05:0101017:72, 41:05:0101017:78 расположены в территориальной зоне РЗ 3 – Зона лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 сентября 1987 года № 376 «Об установлении границ  и режима округов санитарной охраны курортов Тамиск и Кармадон в Северо-Осетинской АССР, Красноусольск в Башкирской АССР,  Начики в Камчатской области» установлены  границы и режим округа санитарной охраны курорта  Начики в Камчатской области.

Таким образом, Общество, как  налогоплательщик, объекты которого  расположены на территории  зоны лечебно-оздоровительных местностей и курортов,  имел право воспользоваться данной налоговой льготой за 2015 год, поскольку указанное выше  решение вступило в силу со дня его официального опубликования в газете «Елизовский Вестник» и распространяется на правоотношения, возникшие с  1 января 2015 года, что позволяет обществу применить налоговую ставку 0  %.

Довод  инспекции об обратном коллегия отклоняет как ошибочный.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 21.06.2017  по делу №А24-505/2017  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Л.А. Бессчасная

А.В. Пяткова