ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-5194/20 от 07.04.2021 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-5194/2020

08 апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено апреля 2021 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей Л.А. Бессчасной, Г.Н. Палагеша,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа,

апелляционное производство № 05АП-1827/2021

на решение от 10.02.2021

судьи Лебедевой Е.Ю.

по делу № А24-5194/2020 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению Управления экономического развития и имущественных отношений Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4101027609, ОГРН 1024101028291)

о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101113537, ОГРН 1064101072200) от 01.09.2020 № 2,

третье лицо: публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078),

при участии:

от Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа:   Тюрин Д.А. по доверенности  № 15 от 29.12.2020, сроком действия до 31.12.2021, паспорт, диплом (регистрационный номер 112-392);      Белослудцева Ю.В. (специалист), по доверенности № 02 от 02.02.2021, сроком действия до 31.12.2021, (допущен по устному ходатайству в качестве представителя), предъявлен паспорт;

от Управления экономического развития и имущественных отношений Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение, публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»: не явились,

УСТАНОВИЛ:

Управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее – заявитель, Управление) обралось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – заинтересованное лицо, КСП ПКГО, контрольный орган) от 01.09.2020 № 2.

Определением суда от 02.12.2020 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго», общество, третье лицо).

Решением суда от 10 февраля 2021 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с судебным актом, Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа обжаловало его в апелляционном порядке.

Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, ссылаясь на пункт 4 статьи 8 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа  от 28.08.2013 № 108-нд, на пункт 3.2.1 договора аренды муниципального имущества от 01.01.2012 № 01/ар-12, заключенного между Управлением и ПАО «Камчатскэнерго», КСП указывает на обязанность указанных лиц в случае капитального ремонта, дооборудования, реконструкции, либо других работ, результатом которых является улучшение технических характеристик арендуемого имущества, составлять акт приема-передачи установленного оборудования по форме, утвержденной Приказом Минфина № 52н – 0504101.

Кроме того, как считает КСП, не согласие с формой акта, не лишает Управление возможности уточнить форму акта или подписать оформленный контрагентом документ о передаче имущества по иной форме для подтверждения передачи имущества в собственность муниципалитета, с указанием в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» необходимых реквизитов.

Контрольный орган полагает, что установленные в ходе контрольного мероприятия нарушения не отвечают принципам бюджетной системы, поскольку допущенные Управлением нарушения противоречат его интересам как собственника муниципального имущества, заинтересованного в эффективности использования бюджетных средств (имущества), адресности и целевом характере использования бюджетных средств, открытости процедур.

КСП обращает внимание апелляционной инстанции на то, что дело с аналогичными обстоятельствами рассматривалось в Арбитражном суде (дело № А24-1398/2017), по результатам которого подтверждена законность аналогичного предписания КСП. По мнению заявителя жалобы, принятие противоположного решения по настоящему делу создает предпосылку возникновения конкуренции судебных актов, считает, что в силу статьи 69 АПК РФ выводы по делу № А24-1398/2017 имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.

Управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и ПАО «Камчатскэнерго» в представленных отзывах возражают против доводов жалобы, считают решение суда законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации,  правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, Контрольно-счетной палатой Петропавловск-Камчатского городского округа на  основании распоряжения председателя КСП ПКГО от 06.05.2019 № 09-р, направления на право проведения контрольного мероприятия от 06.05.2019 № 01-06/04-н проведено контрольное мероприятие «Проверка распоряжения объектами тепло-, энерго-, газоснабжения, находящимися в муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии с действующим законодательством» за 2016, 2017, 2018 годы.

Согласно программе проведения контрольного мероприятия от 06.05.2019:

- цель контрольного мероприятия – проверка распоряжения объектами тепло-, энерго-, газоснабжения, находящимися в муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии с действующим законодательством (выборочно);

- предмет контрольного мероприятия – средства бюджета городского округа;

- проверяемый период: 2016, 2017, 2018 годы;

- объект проведения контрольного мероприятия: Управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение;

- сроки проведения контрольного мероприятия: с 15.05.2019 по 13.09.2019.

По результатам контрольного мероприятия составлен акт проверки от 28.10.2019 № 01-06/04-1.2.

Выявленные нарушения явились основанием для выдачи 01.09.2020 КСП ПКГО предписания № 2, которым Управлению предписано в срок до 01.12.2020 оформить акты приема-передачи между ПАО «Камчатскэнерго» и Управлением установленного оборудования по форме 0504101 в отношении котла ДКВР 10/13 ГМ № 2 (заводской номер 2012131, год изготовления 2012), установленного в котельной № 3 (Моховая); деаэратора атмосферного типа ДА 50 заводской номер № 11, установленного к котельной № 12 (Сероглазка), насоса DL80/150-7.5/2, ЦТРП-328(10). 

Не согласившись с вынесенным предписанием, Управление обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с заявлением о признании его недействительным.

Полномочия Контрольно-счетной палаты Камчатского края определены Законом Камчатского края от 16.09.2011 № 658 "О Контрольно-счетной палате Камчатского края", в соответствии со статьей 4 которого КСП Камчатского края является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Камчатского края.

Право контрольно-счетных органов по результатам проведения контрольных мероприятий вносить в проверяемые организации и их должностным лицам представления, а также направляет предписание закреплена в Законе № 658, а также в статье 19 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 02.03.2016 № 397-нд.

Проведенной КСП проверкой установлены нарушения требований пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), а также положений Порядка предоставления в аренду объектов муниципального нежилого фонда в Петропавловске-Камчатском городском округе, принятого решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.08.2013 № 108-нд (далее – Решение Городской Думы 108-нд), которые выразились в не подтверждении фактов хозяйственной деятельности в связи с отсутствием гражданско-правовых и первично-учетных документов, свидетельствующих об изменении правового и учетного статуса оборудования муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, установленного взамен числящегося по данным бюджетного учета. 

Между Управлением и обществом заключались договоры аренды объектов теплоснабжения, по условиям которых стороны определили, что оплата по договору может производиться как денежными средствами, так и путем проведения взаимозачета затрат на выполненные по согласованию с арендодателем работы по капитальному ремонту, реконструкции либо других работ, результатом которых является улучшение технических характеристик арендуемого имущества.

Осуществляя свою текущую деятельность, ПАО «Камчатэнерго» производило установку оборудования взамен старого (изношенного), стоимость которого на основании пункта 4 статьи 8 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.08.2013 № 108-нд зачтена в счет арендной платы муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры.

Так обществом,  выполнены работы по установке котла ДКВР 10/13 ГМ № 2 (заводской номер 2012131, год изготовления 2012), установленного в котельной № 3 (Моховая); деаэратора атмосферного типа ДА 50 заводской номер № 11, установленного к котельной № 12 (Сероглазка), насоса DL80/150-7.5/2, ЦТРП-328(10). 

При этом, документы, подтверждающие приём-передачу установленного оборудования, как и документы, подтверждающие списание старого оборудования, в Управлении отсутствуют. В связи с чем в казне городского округа наличие оборудования не подтверждено, а значится старое, которое демонтировано либо фактически отсутствует, что подтверждено протоколами УФСБ России по Камчатскому краю.

Данные факты не способствуют надлежащему учету муниципального имущества, которое составляет казну муниципального образования, свидетельствуют о том, что  управлением экономического развития, наделенным полномочиями собственника в отношении муниципального имущества, не произведен должный контроль за состоянием муниципальной собственности.

В целях устранения выявленного нарушения, КСП ПКГО вынесла предписание в адрес Управления - оформить акты приема-передачи между ПАО «Камчатскэнерго» и Управлением установленного оборудования по форме 0504101.

Признавая недействительным предписание Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа от 01.09.2020 № 2, суд первой инстанции пришел к выводу, что составление акта приема-передачи по форме 0504101 является обязательным только для государственных и бюджетных учреждений и возложение обязанности по составлению данного акта на иных юридических лиц является неправомерным. Кроме того, суд указал на отсутствие воли ПАО «Камчатскэнерго» в подписании актов приема-передачи, что свидетельствует о неисполнимости указанных в предписании требований.

Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно договору арендымуниципального имущества от 01.01.2012 № 01/ар-12, заключенного между Управлением и ПАО «Камчатскэнерго» (том 2 л.д. 13), арендатор (ПАО «Камчатскэнерго») имеет право по письменному разрешению арендодателя (Управления) производить капитальный ремонт, дооборудование, реконструкцию, либо другие работы, результатом которых является улучшение технических характеристик арендуемого имущества (модернизацию), с последующим зачетом затрат на проведение таких работ в счет арендной платы в порядке, установленном муниципальным правовым актом.

Муниципальным актом, устанавливающим порядок зачета таких затрат, является Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.08.2013 № 108-нд (далее -Решение № 108-нд).

Пунктом 4 ст. 8 Решения № 108-нд установлен порядок и перечень необходимых документов для проведения зачета стоимости капитального ремонта оборудования в счет арендной платы.

В числе документов значится акт приема-передачи установленного оборудования (по форме, утвержденной Приказом Минфина № 52H- 0504101).

Обязанность исполнения положений Решения № 108-нд для Управления и ПАО «Камчатскэнерго» установлена также пунктом 3.2.1. договора аренды муниципального имущества от 01.01.2012 № 01/ар-12.

Таким образом, в силу указанных положений договора, а также Решения № 108-нд стороны договора аренды обязаны составить акт приема-передачи установленного оборудования по форме, утверждённой Приказом Минфина № 52н - 0504101, поскольку к данной форме отсылает муниципальный правовой акт - Решение № 108-нд.

Довод Управления о том, что ПАО «Камчатскэнерго» отказывается подписывать такие акты, подлежит отклонению, поскольку Управление как арендодатель имеет право потребовать исполнения договора надлежащим образом, в том числе имеет право отказать в возмещении таких затрат.

Также следует отметить, что само по себе несогласие с указанной в оспариваемом предписании формой актов приема-передачи (по форме 0504101), не может повлечь нарушения прав и законных интересов Управления.

Поскольку предписание направлено на устранение нарушений путем оформления гражданско-правовых и первично-учетных документов об изменении правового и учетного статуса муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, установленных взамен числящихся по данным учета, Управление имело право и возможность уточнить форму акта, удостоверяющую передачу оборудования, а также  принять и подписать оформленный контрагентом документ о передаче имущества по иной форме, с указанием необходимых реквизитов, в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», на основании которого в одностороннем порядке оформить акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов по форме 0504101.

Управление, представляя интересы собственника, должно быть заинтересовано в правильном ведение учета операций, отражающих состояние муниципального имущества, в связи с чем законные требования контрольного органа не нарушают прав Управления, а напротив направлены на защиту прав самого заявителя - Управления, осуществляющего полномочия собственника муниципального имущества,  а также на защиту финансовых и публичных интересов Петропавловск-Камчатского городского округа, поскольку указанное нарушение влечет потерю контроля за сохранностью муниципального имущества, в связи с отсутствием его в учете, влечет искажение учетных данных Управления о реальном состоянии имущества городского округа (износе имущества), занижает его балансовую стоимость.

При указанных обстоятельствах, коллегия апелляционного суда пришла к выводу, что предписание Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа от 01.09.2020 № 2 не нарушает прав и законных интересов заявителя – Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленного требования, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 10.02.2021  по делу №А24-5194/2020  отменить.

В удовлетворении требований Управления экономического развития и имущественных отношений Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи

Л.А. Бессчасная

Г.Н. Палагеша