ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-59/2022 от 26.05.2022 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А24-59/2022

мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено мая 2022 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Пятковой,

судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края,

апелляционное производство № 05АП-2728/2022

на решение от 07.04.2022

судьи А.А. Копыловой

по делу № А24-59/2022 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс» (ИНН 4101111674, ОГРН 1064101065005)

к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края (ИНН 4101121351 ОГРН 1084101000268)

о признании незаконным и отмене постановления от 16.12.2021 № 41 о назначении административного наказания,

при участии:

от Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края: Хоич А.А. по доверенности № 2 от 10.01.2022, сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 3522/40);     

от государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс»: не явились,

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие Камчатского края «Спецтранс» (далее – заявитель, предприятие, ГУП «Спецтранс») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее – административный орган, РСТ по Камчатскому краю, Региональная служба) о назначении административного наказания от 16.12.2021 № 41 в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 07.04.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, административный орган обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Региональная служба указывает, что в законодательно установленный срок предприятием не была опубликована информация о его деятельности, подлежащая обязательному раскрытию, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ. Обращает внимание, что уведомления о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении от 29.11.2021 №90.01-07/2852 и от 15.12.2021 №90.01-07/3106 были направлены ГУП «Спецтранс» посредством электронной почты на электронный адрес, который является официальной почтой предприятия. Данный адрес указан на официальном бланке и официальном сайте предприятия в сети Интернет. В связи с чем, апеллянт полагает, что ГУП «Спецтранс» было надлежащим образом извещено о дате и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Региональной службы поддержал доводы апелляционной жалобы.

ГУП «Спецтранс» письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, учитывая его надлежащее извещение, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), провела судебное заседание в его отсутствие.

Изучив материалы дела, апелляционным судом установлено следующее.

ГУП «Спецтранс» является региональным оператором, осуществляющим деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, которая регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ).

Посредством проведения осмотра интернет-сайта портала http://eias.ru Региональной службой в отношении ГУП «Спецтранс» проведены контрольно-надзорные мероприятия по наблюдению и анализу информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 № 564 (далее – Стандарты № 564).

В ходе контрольно-надзорных мероприятий административным органом выявлены нарушения предприятием пунктов 1, 2 статьи 24.11 Закона №89-ФЗ, подпунктов 6, 8(2) Стандартов № 570, выразившиеся в неразмещении информации о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, информации о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.REQUEST.TKO за 2021 год по Петропавловск-Камчатскому городскому округу, где предприятие оказывает услуги.

Усмотрев по результатам проведенного наблюдения в действиях (бездействии) предприятия признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, в отношении ГУП «Спецтранс» Региональной службой составлен протокол об административном правонарушении от 03.12.2021 № 42.

16.12.2021 РСТ по Камчатскому краю вынесено постановление № 41, которым ГУП «Спецтранс» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ГУП «Спецтранс» оспорило его в судебном порядке, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, установив наличие процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом вменяемого правонарушения являются общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием определенными субъектами информации об их деятельности в целях обеспечения прозрачности их деятельности, открытости ее регулирования и защиты интересов потребителей.

Объективную сторону составляют, в том числе, действия (бездействие) лица, в результате которых не представляются предусмотренные законом сведения либо нарушаются стандарты раскрытия информации о регулируемой деятельности операторов (региональных операторов) по обращению с твердыми коммунальными отходами, если опубликование таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В таком случае субъектами рассматриваемого правонарушения являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, не опубликовавшие или опубликовавшие заведомо ложные сведения о своей деятельности.

В силу статьи 1 Закона № 89-ФЗ под оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) понимается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

К регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО относятся: обработка ТКО; обезвреживание ТКО; захоронение ТКО; оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором; энергетическая утилизация (часть 1 статьи 24.8 Закона №89-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 24.11 Закона №89-ФЗ информация в области обращения с твердыми коммунальными отходами является общедоступной, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Раскрытие такой информации осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, региональным оператором и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.

Во исполнение названной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 564 утверждены Стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Стандарты).

В соответствии с пунктом 2 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения

Согласно подпункту «а» пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, либо информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 6 Стандартов размещение информации в информационно-аналитической системе, опубликование информации, размещаемой регулируемыми организациями в информационно-аналитической системе, на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» осуществляется в соответствии с формами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Форматы размещения информации (единые форматы) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в ФГИС «ЕИАС» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://eias.ru утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы России от 13.09.2018 № 1288/18 в Приложениях №1,2.

В силу пункта 11 Стандартов регулируемой организацией подлежит раскрытию информация о регулируемой организации (общая информация); о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами; об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (в части регулируемой деятельности) за год; об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации; об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг; о предложении регулируемой организации об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Как установлено в пункте 18 Стандартов, информация о предложении регулируемой организации об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования содержит сведения:

а) о предлагаемом методе регулирования;

б) о расчетной величине предельных тарифов;

в) о периоде действия предельных тарифов;

г) о долгосрочных параметрах регулирования (в случае, если их установление предусмотрено выбранным методом регулирования);

д) о необходимой валовой выручке по каждому регулируемому виду деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами на соответствующий период, в том числе с разбивкой по годам;

е) о годовом объеме (о массе) принятых твердых коммунальных отходов;

ж) о размере недополученных доходов регулируемой организации (при их наличии), исчисленном в соответствии с основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

з) о размере экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования (при их наличии), определенном в соответствии с основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Информация, указанная в пункте 18 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией в течение 10 календарных дней со дня подачи ею заявления об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления) (пункт 25 Стандартов).

Согласно пункту 8(2) Стандартов в случае если в раскрываемой информации произошли изменения, сведения об этих изменениях подлежат опубликованию в информационно-аналитической системе - в течение 10 календарных дней со дня изменения информации.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 19.12.2016 №738 ГУП «Спецтранс» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края.

Следовательно, по роду своей деятельности предприятие обязано соблюдать сроки, периодичность и полноту раскрытия информации.

Из материалов дела усматривается, что 22.11.2021 в Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края поступило заявление ГУП «Спецтранс» об установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на долгосрочный период 2021-2025 годов (корректировка 2022 год) от 16.11.2021 №4231 (вх. №90/3322) с приложением обосновывающих материалов.

Вместе с тем, по результатам проведенного 03.12.2021 осмотра Интернет-сайта http://eias.ru Региональной службой было установлено отсутствие указанных сведений о тарифах, подлежащих обязательному раскрытию ГУП «Спецтранс».

Следовательно, в нормативно установленный срок предприятие не исполнило свою обязанность по опубликованию обязательных сведений о его деятельности.

Соответственно, в действиях ГУП «Спецтранс» усматривается событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Под всеми зависящими мерами по соблюдению законодательства РФ понимаются такие действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении исполнить лицом возложенные на него обязанности.

Заявитель обязан не только знать о действующем законодательстве РФ в сфере стандартов раскрытия информации, но и обеспечивать его исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей.

Субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.

Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению заявителем законодательства в сфере стандартов раскрытия информации, за нарушение которых он был привлечен к административной ответственности.

Доказательств невозможности исполнения предприятием требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

В связи с тем, что при рассмотрении дела не установлено наличие обстоятельств, препятствовавших ГУП «Спецтранс» соблюсти требования законодательства РФ в сфере стандартов раскрытия информации, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Имеющиеся в деле доказательства апелляционная коллегия находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания ГУП «Спецтранс»  виновным в совершении выявленного административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Между тем, в ходе рассмотрения вопроса о законности оспариваемого предприятием постановления суд первой инстанции установил наличие процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, в связи с ненадлежащим извещением лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении протокола, а также о рассмотрении дела об административной правонарушении.

Апелляционный суд соглашается с указанным выводом суда первой инстанции в силу следующего.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности. Несоблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о том, что административное наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Как предусмотрено частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Следовательно, действующее законодательство в целях соблюдения процессуальных прав  лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, требует предварительно известить указанное лицо как о составлении протокола об административном правонарушении, так и о рассмотрении дела об административном правонарушении, и допускает при его надлежащем извещении осуществление административным органом соответствующих процессуальных действий в отношении такого лица в отсутствие его представителя.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума № 10), пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 03.12.2021 № 42 составлен в отсутствие законного представителя ГУП «Спецтранс», дело об административном правонарушении рассмотрено 16.12.2021 также в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности.

В подтверждение надлежащего извещения заявителя о дате и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении Региональной службой представлены скриншоты, подтверждающие направление уведомлений от 29.11.2021 исх. № 90.01-07/2852, от 15.12.2021 № 90.01-07/3106 о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении ГУП «Спецтранс» посредством электронной почты по адресам: «spetstrans@spetstrans.com» и «Спецтранс Spetstrans» соответственно.

Вместе с тем, указанные скриншоты обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве доказательств надлежащего извещения ГУП «Спецтранс» о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из буквального толкования положений части 1 статьи 25.15 КоАП РФ следует, что административный орган имеет возможность выбрать любой способ направления извещения лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, при условии обеспечения фиксирования извещения или вызова и его вручения адресату.

Оценив представленные скриншоты о направлении электронных писем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что из них невозможно точно установить факт получения ГУП «Спецтранс» направленных электронных сообщений.

Таким образом, доказательств доставки и получения ГУП «Спецтранс» направленных Региональной службой по электронной почте уведомлений от 29.11.2021 №90.01-07/2852, от 15.12.2021 № 90.01-07/3106 о составлении протокола об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении, административным органом в материалы дела не представлено, что в свою очередь не может подтверждать выполнение административным органом установленной статьей 25.15 КоАП РФ обязанности.

Сам по себе факт направления в адрес ГУП «Спецтранс» указанных извещений при отсутствии доказательств их получения предприятием (независимо от причин неполучения), не свидетельствует о том, что предприятие было поставлено в известность о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.

Иных доказательств, подтверждающих надлежащим образом факт получения предприятием указанных уведомлений, Региональной службой не представлено.

Следовательно, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения ГУП «Спецтранс» о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела о вменяемом предприятию административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Ссылка Региональной службы на то, что адрес электронной почты «spetstrans@spetstrans.com» является официальным адресом электронной почты ГУП «Спецтранс», отклоняется апелляционным судом, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует об однозначном факте получения предприятием уведомлений от 29.11.2021 № 90.01-07/2852, от 15.12.2021 № 90.01-07/3106.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при привлечении заявителя к административной ответственности административным органом не были предприняты все возможные и необходимые меры по его извещению и не были соблюдены гарантии защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Допущенное административным органом нарушение в виде ненадлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении носит существенный характер, поскольку привлекаемое лицо в таком случае лишается предоставленных Кодексом гарантий защиты, в том числе, прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, представления возражений на протокол, права пользоваться юридической помощью защитника. При этом возможность устранения этих недостатков при рассмотрении дела в суде отсутствует.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что допущенные Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края процессуальные нарушения в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ являются основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В соответствии со статьей 208 АПК РФ и статьей 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 07.04.2022  по делу №А24-59/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Пяткова

Судьи

Л.А. Бессчасная

Е.Л. Сидорович