ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-6116/2021 от 28.03.2022 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело

№ А24-6116/2021

28 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2022 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи С.В. Понуровской,

при ведении протокола секретарем судебного заседания П.П. Васильевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края,

апелляционное производство № 05АП-1946/2022

на определение от 17.02.2022

судьи А.А. Копыловой

по делу № А24-6116/2021 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮСАС-СТРОЙ» (ИНН 4105030680, ОГРН 1064141027642)

к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края
(ИНН 4101121351, ОГРН 1084101000268)

о признании недействительным постановления от 27.03.2019 №79 «Об утверждении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» объекта «многоквартирный жилой дом по ул. Завойко, д. 55 в г. Елизово», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 41:05:0101002:3308, в индивидуальном порядке при отсутствии технической возможности,

третье лицо: публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078),

при участии:

от ООО «ЮСАС-СТРОЙ»: Кан. Н.М., по доверенности от 28.09.2021, сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом № 902.

от Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЮСАС-СТРОЙ» (далее – заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее – административный ответчик, РСТ Камчатского края) от 27.03.2019 № 79 «Об утверждении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» объекта «многоквартирный жилой дом по ул. Завойко, д. 55 в г. Елизово», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 41:05:0101002:3308, в индивидуальном порядке при отсутствии технической возможности.

Определением суда от 27.01.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – третье лицо, ПАО «Камчатскэнерго»).

РСТ Камчатского края письменно ходатайствовали о передаче настоящего дела на рассмотрение суда общей юрисдикции, поскольку оспариваемое постановление является нормативным правовым актом.

Определением Арбитражного суда Камчатского края от 17.02.2022 в удовлетворении заявления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края о передаче дела № А24-6116/2021 на рассмотрение суда общей юрисдикции отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, РСТ Камчатского края обратилась в суд с апелляционной жалобой на определение суда первой инстанции от 17.02.2022. Податель апелляционной жалобы считает определение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. По мнению службы, оспариваемое Постановление от 27.03.2019 №79 носит нормативный характер и должно оспариваться в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку было принято на заседании Правления Службы 27.03.2019, опубликовано 02.04.2019 в соответствии с положениями постановления Губернатора Камчатского края от 28.02.2008 №55 «О создании условий для получения информации о нормотворческой деятельности органов государственной власти Камчатского края» на официальном портале правовой информации http/publication.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» от 23.04.2019 №83 (4949), и внесено в реестр нормативных правовых актов. Кроме того, апеллянт полагает, что Постановление от 27.03.2019 №79 затрагивает не только гражданско-правовые отношения ПАО «Камчатскэнерго» и ООО «ЮСАС-СТРОЙ», но и интересы граждан, которые приобрели жилые помещения в многоквартирном жилом доме по ул. Завойко, д.55 в г.Елизово, не имеет предельных сроков действия.

Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края, ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» явку своих представителей в суд не обеспечили. с учетом мнения представителя Общества жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

Судом установлено, что к апелляционной жалобе приложены дополнительные документы, а именно: скриншоты реестров нормативно-правовых актов, что расценено коллегией как ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.

Представитель ООО «ЮСАС-СТРОЙ» вопрос о приобщении дополнительных документов, представленных службой, оставил на усмотрение суда.

Суд, рассмотрев ходатайство, признал причины невозможности представления доказательств в суде первой инстанции уважительными, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил: ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств удовлетворить.

Представленные документы приобщены к материалам дела, как имеющие непосредственное отношение к предмету настоящего спора.

В судебном заседании и по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва представитель Общества на доводы апелляционной жалобы возразил. Определение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя ООО «ЮСАС-СТРОЙ» проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:

В силу пункта 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Из материалов дела следует и судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемое Обществом Постановление от 27.03.2019 №79 по своей сути является материальным оформлением результатов установления платы за технологическое присоединение к системе теплоснабжения ПАО "Камчатскэнерго" по конкретному обращению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ судья отказывает в принятии заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.

Согласно части 1 статьи 27, пункту 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 197 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – постановление Пленума № 50) разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Оспариваемое постановление не обладает существенными признаками, указанными в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", поскольку не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регламентированы

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 5 Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) реализация полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения принадлежит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 8 Закона № 190-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», относится к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 31 статьи 2 Закона № 180-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения определяется как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения.

Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке (пункт 9 статьи 14 Закона № 190-ФЗ).

В рассматриваемом случае, как верно указал суд первой инстанции, постановлением РСТ Камчатского края от 27.03.2019 № 79 установлена плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» объекта «Многоквартирный жилой дом по ул. Завойко, д. 55 в г. Елизово», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 41:05:0101002:3308, в индивидуальном порядке при отсутствии технической возможности.

То есть оспариваемое постановление не содержит правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц и подлежит применению в конкретном случае при подключении многоквартирного жилого дома по ул. Завойко, д. 55 в г. Елизово.

Оспариваемым постановлением установлена плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения конкретного юридического лица - ПАО "Камчатскэнерго", распоряжение подлежит однократному применению в процессе технологического присоединения, создает обязательные предписания для Общества, и не может быть использовано для иных лиц, поскольку не создает для иных лиц правовых последствий.

Содержание Постановления от 27.03.2019 № 79 свидетельствует о том, что данный акт касается исключительно объекта - Многоквартирный жилой дом по ул. Завойко, д.55 в г.Елизово, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 41:05:0101002:3308, и не устанавливает правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц.

Анализ оспариваемого постановления показывает, что оно не содержит результатов толкования норм права, которые могут использоваться в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц, а спорный тариф установлен для конкретного субъекта.

Апелляционный суд отклоняет доводы региональной службы, полагавшей, что Постановление 27.03.2019 № 79 является нормативным актом в силу его опубликования в официальном портале правовой информации http/publication.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» от 23.04.2019 №83 (4949) и внесения в реестр нормативных правовых актов, ибо совершение указанных действий не придает ненормативному акту статус нормативного. Апеллянтом не указано, какие общеобязательные правила, рассчитанные на неоднократное применение для неопределенного круга субъектов, содержит оспариваемое постановление.

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 27.03.2019 № 79 «Об утверждении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» объекта «многоквартирный жилой дом по ул. Завойко, д. 55 в г. Елизово», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 41:05:0101002:3308, в индивидуальном порядке при отсутствии технической возможности, относится к числу ненормативных актов, принятых в рамках властных полномочий соответствующего органа.

Учитывая изложенное, апелляционный суд признает ошибочными доводы апелляционной жалобы о том, что заявление Общества не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.

Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь статьями 39, 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Камчатского края от 17.02.2022 по делу №А24-6116/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца.

Судья

С.В. Понуровская