Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А24-6220/2021 |
20 июня 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено июня 2022 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания П.П. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю,
апелляционное производство № 05АП-2739/2022,
на решение от 17.03.2022
судьи М.В. Карпачева
по делу № А24-6220/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении общества с ограниченной ответственностью «ЖилИнвест» за государственным регистрационным номером № 2214100013532 от 25.02.2021 и об обязании внести в ЕГРЮЛ сведения о недействительности записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Жил-Инвест»,
третье лицо: ФИО1,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее – регистрирующий орган, налоговой орган, управление, УФНС по Камчатскому краю) о признании незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи об исключении общества с ограниченной ответственностью «Жил-Инвест» (далее – общество, ООО «Жил-Инвест») за государственным регистрационным номером № 2214100013532 от 25.02.2021; об обязании внести в ЕГРЮЛ сведения о недействительности записи о прекращении деятельности общества.
Определением суда первой инстанции от 15.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1 (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 17.03.2022 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия управления по внесению записи в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером № 2214100013532 от 25.02.2021 об исключении ООО «Жил-Инвест» (ИНН <***>); на регистрирующий орган возложена обязать внести в ЕГРЮЛ в отношении общества запись о недействительности записи от 25.02.2021 за государственным регистрационным номером 2214100013532.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 09.02.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что решения о предстоящем исключении предпринимались по двум различным основаниям. Полагает, что заявлений, возражений относительно исключения общества из ЕГРЮЛ в установленный срок не поступали.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, департамент и управление письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ провела судебное заседание в их отсутствие.
Через канцелярию суда от департамента поступил письменный отзыв, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
28.04.2007 в ЕГРЮЛ внесена запись об ООО «Жил-Инвест», с присвоением основного государственного регистрационного номера 1074101002458.
УФНС по Камчатскому в отношении ООО «Жил-Инвест» проведены контрольные мероприятия по проверке достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
В результате данных мероприятий установлено, что в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об учредителе общества, а также об адресе (месте нахождении) данного юридического лица.
В связи с установлением факта недостоверности сведений, налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений: 01.04.2019 об учредителе общества за ГРН 2194101061670 и 19.03.2020 об адресе (месте нахождении) за ГРН 2204100027008. Результаты проверки отражены в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.11.2019.
В связи с наличием в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об учредителе ООО «Жил-Инвест», управлением 06.04.2020 принято решение № 153 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем 08.04.2020 внесена соответствующая запись за ГРН 2204100035643.
Указанное решение о предстоящем исключении опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 14 (781) от 08.04.2020/5977 (официальный сайт «www.vestnik-gosreg.ru»). Одновременно с решением о предстоящем исключении опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
14.05.2020 УФНС по Камчатскому краю процедура исключения ООО «ЖилИнвест» из государственного реестра прекращена на основании представленного департаментом заявления по форме Р38001, утвержденной приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72®.
Поскольку сведения или документы, свидетельствующие о достоверности либо недостоверности сведений, юридическим лицом, учредителями осуществляющими управление долей, до исключения юридического лица не представлены, управление 03.11.2020 вновь принято решение № 680 о предстоящем исключении ООО «Жил-Инвест» из ЕГРЮЛ, о чем 05.11.2020 внесена соответствующая запись за ГРН 2204100095956.
Указанное решение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 44 (8) от 05.11.2020/1355. Одновременно опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Поскольку в установленный Федеральным законом от 08.08.2001№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации, Закон № 129-ФЗ) срок заявления от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступали, УФНС по Камчатскому краю 25.02.2021 внесена запись за ГРН № 2214100013532 об исключении ООО «Жил-Инвест» из ЕГРЮЛ.
Не согласившись с внесением в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО «Жил-Инвест» от 25.02.2021 за государственным регистрационным номером № 2214100013532, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд, которое последним было удовлетворено.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Законом № 129-ФЗ.
На основании пункта 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления
Согласно части 2 статьи 1 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация определяется как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о юридических лицах в соответствии с данным Законом.
Информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной, поэтому государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации (часть 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Принцип публичной достоверности содержащихся в государственном реестре сведений, защиты третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены использованием недостоверных сведений, обеспечивается уполномоченным органом посредством реализации предоставленных Законом о государственной регистрации полномочий, в том числе предусмотренных статьей 11 данного Закона.
Состав содержащихся в ЕГРЮЛ сведений определен пунктом 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации и включает в себя, в том числе сведения об адресе юридического лица (подпункт «в»), сведения об учредителях (участниках) юридического лица (подпункт «д»).
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (пункт 2 статьи 54 ГК РФ).
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (пункт 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий, утверждены приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@.
По правилам пункта 18 Приказа № ММВ-7-14/72@ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами «в», «д», «л» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган в порядке, установленном частью 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный частью 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Согласно части 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д», «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
При этом, как следует из положений статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, предусматривающей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, наличие таких сведений может являться основанием для прекращения деятельности юридического лица в административном (упрощенном) порядке.
Так, по правилам пункта 1 названной статьи недействующее юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ).
В силу пункта 3 этой же статьи решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 упомянутого Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ).
Как установлено подпунктом «б» пункта 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, предусмотренная законом процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также и в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Как следуем из материалов дела, УФНС по Камчатскому краю был проведен осмотр адреса места нахождения ООО «Жил-Инвест, указанный в ЕГРЮЛ, оформлен протокол от 27.11.2019, из которого следует, что факт нахождения общества по юридическому адресу не был установлен; вывески, таблички, баннеры, иные объекты, свидетельствующие о нахождении общества по адресу 683000, <...>, не были обнаружены.
В результате установления вышеуказанных обстоятельств, налоговым органом были направлены уведомления от 21.02.2019 № 33 и от 02.12.2019 № 125 в адрес общества о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица и учредителе (участнике) – физическом лице. Поскольку достоверные сведения об адресе общества и учредителе (участнике) – физическом лице в УФНС по Камчатскому краю не поступили, регистрирующим органом на основании пункта 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ, внесены записи о недостоверности сведений: 01.04.2019 об учредителе общества за ГРН 2194101061670 и 19.03.2020 об адресе (месте нахождении) за ГРН 2204100027008.
06.04.2020 в связи с наличием в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об учредителе ООО «Жил-Инвест, УФНС по Камчатскому краю принято решение № 153 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем 08.04.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись (ГРН 2204100035643).
14.05.2020 управлением процедура исключения ООО «ЖилИнвест» из государственного реестра прекращена на основании представленного департаментом заявления по форме Р38001, утвержденной приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72®.
Поскольку сведения или документы, свидетельствующие о достоверности либо недостоверности сведений, юридическим лицом, учредителями осуществляющими управление долей, до исключения юридического лица не представлены, управлением 03.11.2020 вновь принято решение № 680 о предстоящем исключении ООО «Жил-Инвест» из ЕГРЮЛ, о чем 05.11.2020 внесена соответствующая запись за ГРН 2204100095956.
В установленный Законом № 129-ФЗ срок заявления от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступали, УФНС по Камчатскому краю 25.02.2021 внесена запись за ГРН № 2214100013532 об исключении ООО «ЖилИнвест» из ЕГРЮЛ.
Между тем, из приведенных выше положений пункта 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ следует запрет на исключение недействующего юридического лица из реестра в случае направления/представления в установленном пунктом 3 этой статьи порядке заявления кредитора. При этом повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с пунктом 1 той же статьи до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.
Однако, регистрирующим органом менее чем через 6 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры внесена в ЕГРЮЛ запись об исключении ООО «Жил-Инвест» от 25.02.2021 за государственным регистрационным номером № 2214100013532, то есть повторное решение принято ранее периода, определенного пунктом 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, что привело к ограничению прав департамента как кредитора общества.
При этом, апелляционный суд вопреки доводам налогового органа полагает, что является обязательным соблюдение регистрирующим органом порядка исключения общества из реестра, установленного пунктом 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, независимо от того, каким пунктом данной статьи предусмотрено основание для исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
В пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2021, разъяснено, что повторная процедура исключения недействующего юридического лица из реестра не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.
Довод подателя жалобы о том, что заявлений, возражений относительно исключения общества из ЕГРЮЛ в установленный срок не поступали, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
В рассматриваемом случае, департамент воспользовался предоставленным правом и представил возражения относительно предстоящего исключения общества, в связи с чем процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ 14.05.2020 регистрирующим органом была прекращена, а затем возобновлена до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.
Кроме того, формальный подход к разрешению споров в ситуации, когда заявитель принимал меры к исключению возможности прекращения юридического лица, недопустим.
Процедура, регламентированная положениями статьями 21.1, 22 Закона № 129-ФЗ, может быть применена регистрирующим органом только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности.
Несмотря на то, что к обществу применены нормы об исключении юридического лица в связи с тем, что в ЕГРЮЛ внесены записи о недостоверности юридического адреса, исключение производится в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ, согласно которому из ЕГРЮЛ исключается недействующее юридическое лицо.
Установленная Законом № 129-ФЗ возможность регистрирующего органа вносить во внесудебном порядке записи в ЕГРЮЛ об исключении юридических лиц, фактически прекративших осуществление своей деятельности, имеет своей целью соблюдение принципа достоверности сведений государственного реестра как информационного ресурса.
При этом, апелляционная коллегия отмечает, что поскольку из смысла и содержания указанных норм права следует что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа, применение статьи 21.1 Закона
№ 129-ФЗ регистрирующим органом не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе, преследующем цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Общество на дату исключения его из ЕГРЮЛ являлось участником исполнительных производств по исполнению решения Арбитражного суда Тюменской области от 29.07.2019 по делу № А70-9910/2019, решения Арбитражного суда Тюменской области от 11.03.2021 № А70-746/2021.
То обстоятельство, что заявителем не были предъявлены в регистрирующий орган возражения при повторной процедуре против исключения общества, вопреки доводам инспекции, не является препятствием для реализации права на его обращение в суд.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 17.03.2022 по делу
№А24-6220/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | О.Ю. Еремеева |
Судьи | Н.Н. Анисимова С.В. Понуровская |