ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-6362/18 от 21.01.2019 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-6362/2018

24 января 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено января 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой,

судей Н.Н. Анисимовой, Г.Н. Палагеша,

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Мир»,

апелляционное производство № 05АП-9976/2018

на решение от 22.11.2018

судьи А.А. Копыловой

по делу № А24-6362/2018 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Мир» (ИНН 4101172532, ОГРН 1154101004540)

к Государственной жилищной инспекции Камчатского края

(ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766)

о признании незаконным и отмене предписания от 04.09.2018 № 1640 ЛК/3-11ж,

при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Мир» (далее – заявитель, Общество, ООО УК «Мир») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением к  Государственной  жилищной  инспекции Камчатского края  (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ Камчатского края) о признании незаконным и отмене предписания от 04.09.2018 № 1640 ЛК/3-11ж, согласно которому Общество обязано выполнить ремонт отмостки по периметру дома № 42, по улице Ключевская в г. Петропавловске – Камчатском.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 22.11.2018 в удовлетворении заявленных требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на ошибочность выводов суда о том, что оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность по частичному ремонту отмостки. Как указывает апеллянт, законодательством ремонт отмостки отнесен к двум видам ремонта: текущему и капитальному, в зависимости от объема необходимых работ. Текущий ремонт, к которому относится устранение неисправностей элементов, оборудования, инженерных сетей здания, замена отдельных частей участков отмостки, входит в обязанности управляющей организации. К капитальному ремонту, который входит в компетенцию Фонда капитального ремонта, относятся ремонтно-восстановительные работы по восстановлению и замене элементов жилых зданий, в том числе, ремонт фундаментов многоквартирных домов. С учетом изложенного, заявитель полагает, что указанные в оспариваемом предписании работы относятся к капитальному ремонту дома, не входящему в компетенцию общества. Кроме того по тексту жалобы апеллянт ссылается на указание в предписании ненадлежащих норм закона.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились.

Суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Из материалов дела коллегия установила следующее.

01.02.2016 между ООО УК «Мир» (по договору – Управляющая организация) и собственниками помещений многоквартирного дома заключен договор, согласно условиям, которого Управляющая организация в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск – Камчатский, ул. Ключевская, д. 42, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, оказывать дополнительные услуги и выполнять работы, в том числе по текущему ремонту общего имущества, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В обязанности Управляющей компании согласно пункту 3.1.1. договора входит оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Договором.

04.09.2018 на основании приказа заместителя руководителя Инспекции 
от 31.08.2018 № 1221 ппл проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО УК «Мир» требований жилищного законодательства. Основанием для проведения проверки послужила проверка исполнения ранее выданного  предписания от 26.09.2017 № 1640ЛК/2-11ж в отношение жилого дома № 42 по улице Ключевская в городе Петропавловске-Камчатском,  находящегося под управлением управляющей компании ООО  УК «Мир».

В ходе проверочных мероприятий установлено, что предписание от 26.09.2017 № 1640ЛК/2-11ж Обществом в полном объеме не исполнено, ремонт отмостки по периметру вышеуказанного дома не выполнен.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 04.09.2018    № 1640 ЛК/3-11ж.

На основании данного акта проверки должностным лицом Инспекции  обществу выдано предписание от 04.09.2018
№ 1640 ЛК/3-11ж о необходимости в срок до 26.10.2018 организовать мероприятия по устранению выявленных при проверке нарушений, а именно: выполнить ремонт отмостки по периметру дома № 42, по улице Ключевская в г. Петропавловске-Камчатском.

Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, который обжалуемым решением в удовлетворении требований отказал.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Статьей 20 ЖК РФ, определяющей предмет, порядок и условия осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля, установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе: к использованию и содержанию  общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Данная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (часть 1 статьи 20 ЖК РФ).

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 ЖК РФ).

Частью 2 статьи 20 ЖК РФ, установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).

Постановлением правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 418-П утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Камчатского края пунктом 1.1 которого установлено, что ГЖИ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.

В силу положений подпункта 10 пункта 2.2 названного Положения Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.

С учетом вышеприведенных положений законодательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных полномочий.

В силу требований части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с частью 2.3 названной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в числе прочего, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: осмотр общего имущества (в том числе инженерных коммуникаций), его подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт.

Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).

Пунктом 42 Правил установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила эксплуатации).

Согласно пункту 1.8 указанных Правил эксплуатации техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, в том числе организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами.

В соответствии с пунктом 4.1.6. Правил эксплуатации отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).

Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7. Правил эксплуатации).

В силу пункта 4.10.2.1. Правил эксплуатации организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).

Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждено и не оспорено заявителем наличие выявленного при проведении проверки факта разрушения местами отмостки по периметру дома № 42 по улице  Ключевская в городе Петропавловске-Камчатском.

Поскольку заявитель является управляющей организацией указанного многоквартирного дома и согласно представленному в делу договору № 42 принял на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению указанным многоквартирным домом, то в силу положений указанных выше норм права он должен обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

При этом надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечиваться независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6464/10, согласно которому все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями.

Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда о том, что поскольку в ходе проведенной проверки заинтересованным лицом установлен факт ненадлежащего состояния общедомового имущества собственников вышеуказанного многоквартирного жилого дома, должностное лицо Инспекции правомерно и в пределах предоставленных полномочий выдало Обществу оспариваемое предписание.

Довод общества о том, что указанные в оспариваемом предписании мероприятия (работы) по ремонту отмостки относятся к капитальному ремонту,  отклоняется коллегией по следующим основаниям.

Из содержания раздела II Правил эксплуатации следует, что система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении № 7 Правил эксплуатации и включает в себя, в том числе, такие работы, как: устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы.

Согласно пункту 2.2 «Методического пособия  по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004», утвержденному Госстроем России, текущий ремонт общего имущества жилого дома – ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.

Из Приложения № 2 к Методическому пособию, содержащему перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт) следует, что в текущий ремонт фундамента входит, в том числе, смена или ремонт отмостки.

Аналогичные по своему характеру работы по текущему ремонту зданий и объектов включены в приложение № 7 ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденное приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312.

В соответствии с приложением № 7 ВСН 58-88 (р) в перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, кроме прочего входит замена отдельных участков отмосток по периметру зданий.

Таким образом, выполнение работ по восстановлению (ремонту) отмостки относятся непосредственно к работам по текущему ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома.

Указанное обществом обстоятельство включения многоквартирного дома № 42 по ул. Ключевская г.Петропавловска-Камчатского в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае на 2014-2043 годы само по себе не свидетельствует об отнесении работ по ремонту отмостки в названном доме к капитальному ремонту, учитывая также то, что данный дом включен в программу в 2019-2023 годах для ремонта фасада, тогда как отмостка относится к иному элементу здания – фундаменту.

В силу изложенного, доводы апеллянта об обратном отклоняются коллегией суда.

Указание заявителя на то, что требования, содержащиеся в оспариваемом предписании, содержат ссылки на ненадлежащие нормы закона, критически оценивается судом, как основанное на неверном толковании норм, поскольку п. 4.1.6 Правил устанавливает требования к уклонам, размерам и размещению отмостки, п. 4.1.7 Правил регламентирует порядок приведения отмостки в надлежащее состояние, что обществом, несмотря на неоднократно выданные предписания, исполнено не было.

При таких условиях, оспариваемое предписание направлено на устранение выявленных нарушений в местах общего пользования многоквартирного дома, в нем содержатся указания на нарушения и способ их устранения, а также срок устранения, изложение содержания спорного предписания не содержит различных толкований, является четким и понятным, в связи с чем, нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности судом не установлено.

Судом апелляционной инстанции проверен порядок проведения проверки в отношении общества, нарушений положений Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» при проведении проверки не установлено.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции, не установив наличие совокупности оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого предписания недействительным, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований полностью.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.

          При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.

          Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

          Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 22.11.2018  по делу №А24-6362/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Гончарова

Судьи

Н.Н. Анисимова

Г.Н. Палагеша