ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-6933/17 от 25.07.2018 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-6933/2017

31 июля 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июля 2018 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Пятковой,

судей Г.Н. Палагеша, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения,

апелляционное производство № 05АП-4781/2018

на решение от 14.05.2018

судьи И.А. Васильевой

по делу № А24-6933/2017 Арбитражного суда Камчатского края

по иску Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации ПетропавловскКамчатского городского округа - муниципального учреждения (ИНН 4101156594, ОГРН 1134101001430)

к региональной общественной организации «Камчатская краевая федерация парусного спорта» (ИНН 4101131335, ОГРН 1094100000697)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101113537, ОГРН 1064101072200)

о взыскании 310 000 руб.,

при участии: стороны не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

          Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее – истец, управление культуры) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к региональной общественной организации «Камчатская краевая федерация парусного спорта» (далее – ответчик, организация, РОО «Камчатская федерация парусного спорта») о взыскании 310000,00 руб., составляющих денежные средства, предоставленные в виде субсидии по соглашению от 25.03.2015 о предоставлении субсидии из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.

          Определением от 13.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечена Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – контрольно-счетная палата, третье лицо).

          Решением Арбитражного суда Камчатского края от 14.05.2018 исковые требования удовлетворены частично. С РОО «Камчатская федерация парусного спорта» в пользу управления культуры взыскано 82500,00 руб. средств субсидии.В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

          Не согласившись с вынесенным решением в части отказа в удовлетворении исковых требований, управление культуры обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит судебный акт в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт. Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о соблюдении ответчиком условий предоставления субсидии, установленных в соглашении №13/15 о предоставлении субсидии из бюджета Петропавловск – Камчатского городского округа от 25.03.2015. Настаивает на том, что до настоящего времени средства субсидии не использованы по назначению, поскольку не обеспечено проведение ремонта в помещении по адресу: ул. Тушканова, 13 (цокольный этаж) для организации работы Яхтенной школы. В частности поясняет, что согласованной между истцом и ответчиком сметой предписано приобретение конкретного вида напольного покрытия – линолеума, а также выполнение определенных работ по ремонту в помещении – замена окон, радиаторов и т.д. Считает, что поскольку ответчиком нарушены условия соглашения в части предоставления отчета об использовании предоставленной субсидии с пояснительной запиской и копиями документов, подтверждающих целевое использование средств субсидии, у него возникла обязанность вернуть полученные средства субсидии в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа.

          Контрольно-счетная палата по тексту представленного письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы согласилась.

          Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу без их участия по имеющимся в материалах дела документам.

          При этом апелляционной коллегий учтено, что в силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

          Принимая во внимание, что решение суда обжалуется только в части отказа в удовлетворении исковых требований, и возражений по проверке судебного акта только в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда только в указанной части.

          Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

          25.03.2015 между управлением культуры и РОО «Камчатская федерация парусного спорта» в соответствии с постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15.04.2013 №1067 «О порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), за счет средств бюджета ПетропавловскКамчатского городского округа на реализацию мероприятий, направленных на поддержку общественных инициатив по направлениям молодежной политики» заключено соглашение №13/15 о предоставлении субсидии из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.

          Предметом соглашения является предоставление управлением организации целевых бюджетных денежных средств в форме субсидии на реализацию проекта «Камчатская яхтенная школа» (пункт 1.1 соглашения).

          Согласно пункту 1.3 соглашения сумма субсидии составляет 350000,00 руб.

          Пунктом 2.1 соглашения предусмотрено, что организация обязуется обеспечить в срок до 20.12.2015 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе: обеспечить проведение ремонта в помещении по адресу: ул. Тушканова, 13 (цокольный этаж) для организации работы Яхтенной школы, оборудовать учебные классы для занятий по парусному спорту, организовать обучение (теоретические и практические занятия) не менее 35 человек в возрасте от 18 до 30 лет (подпункт 2.1.1). Использовать в срок до 20.12.2015 бюджетные средства, полученные от управления по соглашению, по целевому назначению в соответствии со сметой расходов (приложение № 1 к соглашению) (подпункт 2.1.3).

          Платежным поручением от 07.04.2015 №465601 управление культуры перечислило РОО «Камчатская федерация парусного спорта» денежные средства в размере 350000,00 руб.

          30.12.2015 управление приняло отчет ответчика без претензий к организации по объему, качеству и срокам реализации проекта.

          В период с 26.04.2017 по 24.07.2017 контрольно-счетной палатой проведено контрольное мероприятие по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 годах, в том числе, РОО «Камчатская федерация парусного спорта».

          В результате контрольных мероприятий третьим лицом установлено, что РОО «Камчатская федерация парусного спорта» нарушены условия соглашения в части не возврата денежных средств, израсходованных с нарушением установленного соглашением срока в размере 82500,00 руб., а также фактически произведены расходы на ремонт помещения, не соответствующие смете на сумму 227500,00 руб., при этом работы по установке пожарной системы не выполнены.

          16.01.2018 контрольно-счетная палата выдала управлению культуры представление №3 с предложением принять меры по возврату в бюджет городского округа части субсидии в размере 227500,00 руб., израсходованные получателем субсидии на цели, не предусмотренные соглашением, а также 82500,00 руб., израсходованных с нарушением установленного соглашением срока.

          06.10.2017 истец обратился к ответчику с требованием о восстановлении в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа средств в размере 310000,00 руб., израсходованных в нарушение условий соглашения.

          Неисполнение ответчиком требования управления культуры послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в арбитражный суд.

          Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит судебный акт в обжалуемой части подлежащим изменению в силу следующих обстоятельств.

          В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

          В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

          Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств некоммерческим организациям, не являющимся казенными, государственными (муниципальными) учреждениями регламентирован статьей 78.1 БК РФ.

          Согласно пункту 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями

          Как усматривается из материалов дела, Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.07.2010 №2210 утверждена муниципальная долгосрочная целевая программа «Молодежь Петропавловск-Камчатского городского округа на 2011-2015 годы».

          В соответствии с названной программой постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15.04.2013 № 1067 утвержден порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на реализацию мероприятий, направленных на поддержку общественных инициатив по направлениям молодежной политики согласно приложению.

          Названным Порядком предусмотрено, что субсидии носят целевой характер и не могут быть израсходованы на цели, не предусмотренные настоящим порядком. Органом, уполномоченным на предоставление субсидий, является управление культуры. Субсидии предоставляются на основании решения конкурсной комиссии.

          Пунктом 29 Порядка №1067 предусмотрено, что получатель субсидии обеспечивает расходование средств субсидии исключительно на цели в соответствии с условиями соглашения; в сроки, установленные соглашением, предоставляет отчет об использовании средств субсидии, информацию с пояснительной запиской и копии документов, подтверждающих целевое использование средств субсидии.

          Неиспользованная часть субсидии подлежит возврату в бюджет городского округа. В случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, установленным Порядком, либо нецелевого использования субсидии Управление культуры направляет получателю субсидии в течение 5 календарных дней со дня установления факта нарушения условий предоставления субсидии или со дня установления факта использования субсидии не по целевому назначению, уведомление о возврате средств субсидии в бюджет городского округа (пункты 31, 32 Порядка).

          Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

          Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15.04.2013 №1067 «О порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), за счет средств бюджета ПетропавловскКамчатского городского округа на реализацию мероприятий, направленных на поддержку общественных инициатив по направлениям молодежной политики» 25.03.2015 между управлением культуры и РОО «Камчатская федерация парусного спорта» подписано соглашение №13/15 о предоставлении субсидии, в соответствии с которым ответчику предоставлена субсидия на реализацию проекта «Камчатская яхтенная школа».

          В соответствии с пунктом 3.1 соглашения, управление культуры предоставляет организации бюджетные средства в форме субсидии путем перечисления денежных средств на расчетный счет ответчика на основании указанного соглашения.

          Факт предоставления истцом ответчику субсидии в размере 350000,00 рублей подтвержден материалами дела, а именно платежным поручением №465601 от 07.04.2015, и организацией по существу не оспаривается.

          При этом, согласно  пункту 4.3 соглашения от 25.03.2015 №13/15 средства субсидии, поступившие на реализацию проекта и не израсходованные в установленные сроки либо израсходованные не по назначению, подлежат возврату и изымаются в установленном законом порядке.

          Ранее уже отмечалось, что согласно пункту 2.1 соглашения о предоставлении субсидии организация обязалась обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом «Камчатская яхтенная школа».  

          Как установлено судом первой инстанции, приложением № 1 к соглашению от 25.03.2015 №13/15 утверждена смета на реализацию проекта «Камчатская яхтенная школа», согласно которой на ремонт помещения, находящегося в пользовании организации: замена окон: 2 мал., 1 большое; установка межкомнатных дверей (3 шт.); снятие старых полов, установка стяжки, приобретение линолеума, плинтусов; замена радиаторов отопления (3шт.); штукатурка и покраска стен (80 кв.м.); установка подвесных потолков; замена электропроводки; установка сантехники; установка пожарной сигнализации, выделено средств субсидии 350000,00 руб.

          В подтверждение несения расходов в рамках указанного соглашения ответчиком представлен договор от 25.04.2015, в соответствии с которым РОО «Камчатская краевая Федерация Парусного спорта» (заказчик) получает, а ИП Марков Григорий Романович (подрядчик) принимает на себя обязательства по ремонту нежилого помещения, расположенного по адресу: город Петропавловск-Камчатский, ул. Тушканова, д. 13, общая площадь составляет 60 кв.м, согласно сметной документации прилагаемой к настоящему договору.

          Стоимость работ в соответствии со сметой по настоящему договору составляет 40000,00 руб. (пункт 2.1 договора от 25.04.2015).

          Согласно смете к договору от 25.04.2015 стороны установили следующий перечень работ и их стоимость:

          - прокладка электропроводки, монтаж щита ввода, установка розеток, установка выключателей, подводка электропитания к местам монтажа потолочных светильников – 15000,00 руб.;

          - внутренняя облицовка армирующей металлической сеткой (80 кв.м) – 3000,00 руб.;

          - выравнивание стен песчанно-бетонной смесью (80 кв.м) – 10000,00 руб.;

          - сплошное выравнивание штукатурки (80 кв.м) – 4000,00 руб.;

          - шпатлевка при окраске по штукатурке (80 кв.м) – 4000,00 руб.;

          - покрытие поверхностей грунтовкой глубокого проникновения (80 кв.м) – 2000,00 руб.;

          - окраска водно-дисперсионными акриловыми составами (80 кв.м) – 2000,00 руб.

          Предоплата за оказание услуг по ремонту и отделке помещения была произведена на основании счета №1 от 27.04.2015 по платежному поручению №109 от 27.04.2015 на сумму 40000,00 руб.

          Также, в соответствии с договором №7 от 01.06.2015 организация (заказчик) поручил, а ИП Козубов Евгений Сергеевич (подрядчик) принял на себя обязательства по ремонту нежилого помещения, расположенного по адресу: город Петропавловск-Камчатский, ул. Тушканова, д. 13, общая площадь которого составляет 60 кв.м, согласно сметной документации, прилагаемой к настоящему договору.

          Стоимость работ в соответствии со сметой по настоящему договору составляет 120000,00 руб. РФ (пункт 2.1 договора от 01.06.2015).

          Согласно смете к договору от 01.06.2015 стороны установили следующий перечень работ и их стоимость:

          - изготовление бетонного пола в помещении площадью 55 кв.м – 55000,00 руб.

          - установка окон: 2 малых окна, 1 большое – 4000,00 руб.;

          - установка межкомнатных дверей (3 шт.) – 3000,00 руб.;

          - укладка полового покрытия (керамогранитная плитка) площадью 55 кв.м – 22500,00 руб.;

          - прокладка трубопроводов водоснабжения из полимерных труб – 5000,00 руб.;

          - прокладка трубопроводов системы отопления полимерных труб – 5000,00 руб.;

          - прокладка трубопроводов канализации из полиэтиленовых труб – 5000,00 руб.;

          - установка сантехники (1 унитаз, 1 раковина, 1 писсуар, 1 кран) – 5000,00 руб.;

          - установка радиаторов отопления (3 шт) – 4500,00 руб.;

          - монтаж подвесных потолков системы Армстронг площадью 55 кв.м – 11000,00 руб.

          29.12.2015 организации был выставлен счет №20 на оплату услуг по ремонту и отделке помещения, который был оплачен платежным поручением №15 от 29.12.2015 на сумму 120000,00 руб.

          Кроме того, в подтверждение понесенных расходов на реализацию проекта «Камчатская яхтенная школа» организации также представила копии счетов и накладных на приобретение строительных материалов и оборудования для ремонта помещения общей площадью 55 кв.м. на сумму 199100,00 руб.

          Аналогичные сведения о наименовании затрат (статьи расходов) и документах, подтверждающих расходы содержатся в отчете о реализации проекта (программы) «Камчатская яхтенная школа».

          Между тем, как указывает истец, средства субсидии в размере 227500,00 руб. подлежат возврату ответчиком, поскольку расходы в указанной сумме не соответствуют смете на реализацию проекта, в том числе: укладка полового покрытия керамогранитной плиткой – 22500,00 руб., прокладка трубопроводов водоснабжения, системы отопления и канализации – 5000,00 руб., 5000 руб., 5000,00 руб., приобретение строительных материалов и оборудования для ремонта помещения – 199100,00 руб. Собственные средства организации 9100,00 руб.

          При этом, средства субсидии по позициям сметы выделены общей суммой. Отдельный локальный сметный расчет сторонами (с указанием единиц измерения, объемом работ цены за единицу, итоговую сумму по позиции, что входит в объем работ по каждой позиции отдельно, с использованием материала либо без такового, указание на накладные расходы и т.д.), не составлялся.

          При осуществлении проверки контрольно-счетной палатой суммы нецелевого использования субсидии указаны согласно платежным документам, представленным ответчиком.

          В части приобретения не линолеума, а керамогранитной плитки из имеющихся в материалах дела пояснений ответчика следует, что стоимость плитки равнозначна стоимости линолеума, при этом плитка более износостойкая, чем линолеум, в связи с чем с учетом деятельности организации было принято решение о приобретение плитки.

          В данной части суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об использовании денежных средств на приобретение плитки по целевому назначению, поскольку данные средства направлены на приобретение практичного материала (по своей сути аналогичного по своему назначению линолеуму) с целью выполнения ремонта.

          Само по себе приобретение иного материала аналогичной стоимостью и в целях, согласованных договорами, не влечет признание использования субсидии не по целевому назначению и не может являться основанием для ее возврата.

          Что касается прокладки трубопроводов водоснабжения, системы отопления и канализации, то судом установлено, что в отсутствие развернутой сметы данные расходы представляется возможным отнести к работам по установке сантехники.

          К аналогичным выводам суд пришел и в части приобретения строительных материалов, а также оборудования для ремонта помещения.

          Учитывая, что денежные средства в размере 227500,00 руб. израсходованы на выполнение ремонтных работ в помещении по ул. Тушканова, 13 (цокольный этаж) площадью 55 кв.м., то арбитражный суд пришел к верному выводу о соблюдении РОО «Камчатская федерация парусного спорта» условий предоставления субсидии, установленных в соглашении от 25.03.2015 № 13/15.

          При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований в части возврата субсидии в размере 227500,00 руб. у суда первой инстанции обосновано не имелось.

          В части не установления ответчиком пожарной сигнализации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку сметой не конкретизирована сумма за установку пожарной сигнализации, то определить сумму, которая может подлежать возврату, не представляется возможным.

          Кроме того, согласно смете на реализацию проекта, ответчик на весь комплекс работ по ремонту привлек свои средства в размере 100000,00 руб. Вместе с тем, ни истцом, ни третьим лицом у ответчика не запрашивался отчет в части расходования собственных средств, а также не запрашивались акты выполненных работ (КС-2, КС-3).

          Довод апелляционной жалобы о несоблюдении ответчиком условий предоставления субсидии, установленных в соглашении №13/15 о предоставлении субсидии из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.03.2015, опровергается представленным в материалы дела актом б/н от 30.12.2015 (том 1, л.д. 97), подписанным и скрепленным печатями управления культуры и организации, из которого следует, что все обязательства по соглашению выполнены полностью и в срок. Управление претензий к организации по объему, качеству и срокам реализации проекта не имеет. 

          Иных доводов, имеющих существенное значение для настоящего дела и влияющих на правильность выводов суда, заявителем в апелляционной жалобе не приведено.

          В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для изменения решения суда в обжалуемой части.

          Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

          Соответственно, оснований для изменения решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

          На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на управление культуры судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.

          Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

          Решение Арбитражного суда Камчатского края от 14.05.2018  по делу №А24-6933/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

          Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Пяткова

Судьи

Г.Н. Палагеша

Е.Л. Сидорович