ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-726/19 от 13.06.2019 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-726/2019

20 июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июня 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Быстринского муниципального района,

апелляционное производство № 05АП-3551/2019

на решение от 02.04.2019

судьи И.Ю. Жалудя

по делу № А24-726/2019 Арбитражного суда Камчатского края

по иску Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края (ИНН 4101121200, ОГРН 1084101000059) к администрации Быстринского муниципального района (ИНН 4104000161, ОГРН 1024101228975)

 третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Контрольно-счетная палата Камчатского края, о взыскании 2 500 000 руб.,

при участии:

от администрации Быстринского муниципального района: Рудковский А.Л. по доверенности от 31.05.2019 сроком действия на 6 месяцев, паспорт.

УСТАНОВИЛ:

         Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Быстринского муниципального района (далее – ответчик, администрация) о взыскании субсидии в размере 2 500 000 руб., предоставленной по соглашению от 23.11.2016 № 03/257 «О предоставлении субсидии местным бюджетам из краевого бюджета на реализацию основного мероприятия «Обеспечение жильем граждан, работающих в оленеводческих хозяйствах и проживающих в сельской местности Камчатского края».

         Определением Арбитражного суда Камчатского края от 04.02.2019 к участию в деле на стороне истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Камчатского края (далее - третье лицо, КСП Камчатского края).

         Решением суда от 02.04.2019 исковые требования удовлетворены.

         Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять по делу новое решение.

         В доводах жалобы указывает на то, что в Типовых требованиях отсутствует требование о постановке на учет гражданина в качестве нуждающегося получателя социальной выплаты в виде субсидии в жилом помещении в соответствии с положениями частей 3 и 4 статьи 53 Жилищного кодекса РФ. В Типовом положении есть только требование признать нуждающимся по основаниям, указанным в статье 51 ЖК РФ, в связи с чем, гражданин «Ч» не писал заявления о признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда Эссовского сельского поселения по договорам социального найма с целью постановки его на учет. Рассматриваемая субсидия была предоставлена с целью улучшения жилищных условий по программе «Обеспечение жильем граждан, работающих в оленеводческих хозяйствах и проживающих в сельской местности Камчатского края» - с дальнейшим оформлением в собственность всех членов семьи приобретенного жилья с условием дальнейшей работы гражданина «Ч» в оленеводстве, а не по договору социального найма.

         На этом основании ответчик полагает, что отсутствие заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по договору социального найма не может быть основанием для возврата субсидии в связи с тем, что гражданин «Ч» предоставил все необходимые документы и выполнил все требования Типового положения.

         Также ответчик указывает на то, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не учел тот факт, что жена гражданина «Ч» также является работником ООО «Оленевод» и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

         В результате принятого судом решения возникает угроза выселения семьи гражданина «Ч» из жилого помещения, приобретенного за счет выделенной субсидии, что ухудшает положение членов его семьи и является недопустимым.

         Также от ответчика поступили дополнительные пояснения к жалобе. Согласно данным дополнениям, бенефициаром трансферта является конечный получатель субсидии оленевод гражданин Черканов (его семья). В случае признания судом необходимости возврата незаконной субсидии у гражданина возникнет неосновательное обогащение, которое он должен будет вернуть. Следовательно, решение по делу непосредственно влияет на интересы гражданина и его семьи. Необходимо было привлечь третьих лиц (непосредственный получатель и члены его семьи) учитывая возможность регрессного иска о выселении. О включении в состав нуждающейся семьи в интересах Черканова обратилась Сурова - его жена. Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 51 указывает, что основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма - это объективные недостаточные условия проживания семьи. Именно учет интересов семьи и должен быть положен в обоснование необходимости улучшение условий проживания и соответственно ухудшение таких условий требует привлечения членов семьи к судебному разбирательству по обстоятельствам дела.

         Если в приказе об отмене ранее изданного приказа отсутствует прямое указание на дату отмены, то отменяемый приказ отменяется сразу после издания нового. Отмена приказа органом, его издавшим, просто прекращает чью-либо обязанность исполнять его в будущем (или прекращает действие приказа на будущее). Следовательно, изменения в первоначальном приказе действовали на момент принятия решения о выплате субсидии до декабря 2018 года и обеспечивали законность его исполнения.

         По мнению ответчика, нарушения допущены самим Министерством сельского хозяйства (Министерство), а не ответчиком, который действовал в рамках действительного и действующего Приказа от 26.09.2016 №29/102 и изменения к нему по Приказу 29/93 от 04.07.2017. Министерство осуществляет функции по выработке и реализации региональной политики в сфере субсидирования. Таким образом, права и обязанности по реализации политики в области субсидирования приобретения жилья малоимущими возложены на Министерство нормативным правовым актом - Положением о Министерстве.

         Вывод суда первой инстанции о возникновении обязанностей по исполнению от имени субъекта РФ соглашений о предоставлении субсидий только у администрации Быстринского муниципального района (АБМР) не соответствует непосредственно действующему Положению о Министерстве. Министерство, издавая незаконный приказ, фактически и допустило те нарушения, которые привели к признанию судом первой инстанции необходимости возврата субсидии и по факту не может быть истцом по делу т. к. несет солидарную ответственность с ответчиком перед казной РФ и таким образом имеет место совпадение истца с ответчиком по обстоятельствам дела.

         Исходя из представленных доказательств, подтверждающих получение субсидии именно нуждающимся, целевой характер субсидирования ответчиком не нарушен и в первой инстанции соответствующие требования истцом не заявлялись.

         Поскольку при обращении за оформлением субсидии в администрацию  были представлены все документы, необходимые для назначения пособия по уходу за ребенком, у специалистов указанного отдела отсутствовали основания для отказа в выделении субсидии с учетом действующих приказов. Таким образом, судом не были установлены допущенные сотрудниками администрацией нарушения нормативных актов, регламентирующих выделение субсидии. Судом не установлено виновных действий должностных лиц администрации, являющихся основанием для взыскания убытков. О необходимости установления таких обстоятельств свидетельствует судебная практика - Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда по делу №А59-3882/2014.

         Учитывая, что после расчетов по нуждающейся семье гражданин Черканов также являлся нуждающимся малоимущим и соответствовал условиям субсидирования, то имеет место не нарушение условий предоставления субсидии, а возможно, нарушение порядка (процедуры). К отношениям сторон в части возврата денежных средств, полученных в виде субсидий без выполнения условий предоставления, подлежит применению бюджетное законодательство. В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату за исключением нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий. В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.

         Таким образом, законодатель указал, что основанием для возврата субсидий является нарушение условий, установленных при их предоставлении, а не нарушение порядка предоставления субсидий. В соответствии с пп. 4 пункта 3 Порядка предоставления субсидий они предоставляются при выполнении определенных условий, как и в пункте 2 Типового Положения.

         Судом необоснованно сделан вывод о нарушении условий при предоставлении субсидии,  поскольку далее судом указывается на нарушение именно «порядка признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий».

         Условия для получения субсидии, установленные указанными нормативными актами, ответчиком были выполнены в полном объеме, в том числе и условие, касающееся признания нуждающимися по семье ссудополучателя. В материалы дела, ответчик представил доказательства того, что необходимый пакет отчетных документов был им собран, а субсидия использована по целевому назначению (постановление администрации от 17.11.2016, протокол заседания жилищной комиссии от 01.12.2016, протокол №6 от 18.11.2016, карточка учета малоимущих граждан, как основные и иные доказательства, не учтенные судом).

         Таким образом, условия субсидирования ответчиком выполнены в полном объёме, так как сроки оформления документов относятся не к условиям получения субсидии, а к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии. Основанием для возврата является неисполнение обязанности целевого расходования денежных средств, а не нарушение сроков исполнения такой обязанности, которые возможно нарушены ответчиком. Порядок по сроку при наличии надлежащих первичных справок (документов) у конечного получателя был обеспечен администрацией в соответствии с Приказом истца. Ответчиком доказано соблюдение целевого использования средств субсидий, и соблюдение условий предоставления средств субсидий.

         По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Данная правовая позиция нашла свое отражение и в сложившейся на настоящий момент судебной практике (Постановление ФАС Поволжского округа от 05.05.2014 года по делу № А55-17841/2013, Постановление ФАС Поволжского округа от 11.10.2012 года по делу № А55-27720/2011, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2014 г. по делу №А46-11426/2013, Постановление ФАС Уральского округа от 29.06.2012 г. по делу № А76- 18179/2011 г.).

         Анализ норм материального права в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что возврат получателем добровольно или в судебном порядке денежных средств, необоснованно полученных в качестве субсидии, допускается при условии, если изменение размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи повлекло утрату права на получение субсидии. Во всех иных случаях необоснованно полученные в качестве субсидии средства могут быть засчитаны в счёт будущей субсидии.       

         В то же время в случае прекращения выплаты субсидии после выявления факта предоставления недостоверных сведений о размере совокупного дохода семьи получателя возврату в бюджет подлежит лишь необоснованно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления достоверных сведений о размере совокупного дохода семьи получателя субсидиии суммой субсидии, фактически начисленной и выплаченной получателю.

         Представитель ответчика в судебном заседании  доводы апелляционной жалобы и дополнительных пояснений к ней поддержал.

         Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края, Контрольно-счетная палата Камчатского края, извещенные о времени и месте судебного разбирательства явку своих представителей не обеспечили. Представлены письменные отзывы, согласно которым считают решение суда законным и обоснованным.

         В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.

         Из материалов дела судом установлено, что на основании заявки администрации и протокола заседания рабочей группы по отбору муниципальных образований в Камчатском крае от 03.11.2016 между истцом и ответчиком заключено соглашение от 23.11.2016 №03/257 «О предоставлении субсидии местным бюджетам из краевого бюджета на реализацию основного мероприятия «Обеспечение жильем граждан, работающих в оленеводческих хозяйствах и проживающих в сельской местности Камчатского края» (далее - соглашение от 23.11.2016 № 03/257) в целях реализации подпрограммы 2 «Развитие животноводства» государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014-2020 годы» (т. 1, л. д. 11, 24-27, 28-30).

         Согласно пункту 2.1 соглашения от 23.11.2016 № 03/257 истец принял на себя обязательство по софинансированию расходных обязательств муниципального образования по реализации названной программы в объеме 6 000 000 руб.

         В силу положений пунктов 3.2.4, 3.2.3 соглашения от 23.11.2016 №03/257 ответчик принял на себя обязательство обеспечить целевое использование полученных бюджетных средств, выделяемых согласно названному соглашению, а также возвратить остатки субсидий, неиспользованных в текущем финансовом году, в срок до 30 декабря текущего финансового года.

         Во исполнение своих обязательств по соглашению от 23.11.2016 №03/257 истец 25.11.2016 перечислил ответчику субсидию в размере 6 000 000 руб., что подтверждается платежным поручением № 13380 (т. 1, л. д. 32). Сумма субсидии в размере 3 500 000 руб. возвращена ответчиком истцу как неиспользованная.

         01.12.2016 между гражданами «К» (продавец») и «Ч» (покупатель») заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной в с. Эссо Быстринского района Камчатского края (т. 1, л. д. 37-38).

         29.12.2016 ответчик на основании распоряжения администрации от 28.12.2016 № 954 платежным поручением №331009 перечислил продавцу сумму в размере 2 530 000 руб. (т. 2, л. д. 47, 48).

         Участвующими в деле лицами не оспаривался факт того, что сумма денежных средств в размере 30 000 руб. перечислена ответчиком в рамках софинансирования расходных обязательств муниципального образования по реализации названной программы.

         В период с 30.05.2017 по 16.06.2017 КСП Камчатского края проведена плановая проверка соблюдения ответчиком законности и результативности использования трансфертов, предоставленных из краевого бюджета, соблюдения условий их получения, результаты которой отражены в акте от 09.06.2017.

         В ходе контрольных мероприятий установлено нарушение ответчиком положений подпункта «г» пункта 2 Типового положения о порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, работающим в оленеводческих хозяйствах и проживающим в сельской местности, что выразилось в предоставлении социальной выплаты покупателю, который не обращался с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и не являлся в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

         КСП Камчатского края также направила информацию о проведенной проверке в прокуратуру Камчатского края, которая, в свою очередь, вынесла истцу представление об устранении нарушений бюджетного законодательства.

         Истец направил в адрес ответчика претензию (уведомление) от 17.12.2018 № 29.03/3776 о возврате средств субсидии в размере 2 500 000 руб.

         Неисполнение ответчиком указанного требования послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.

         Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, лиц, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.

         Основными приоритетами региональной политики в сфере развития агропромышленного комплекса Камчатского края, является, в том числе, устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения Камчатского края.

         Реализация указанных приоритетов осуществляется в рамках Государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края», утверждённой постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 №523-П (далее -Госпрограмма).

         Порядок предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию основного мероприятия «Поддержка и развитие северного оленеводства в Камчатском крае» (далее - субсидии), критерии отбора муниципальных образований установлены приложением 5 к Госпрограмме.

         На момент возникновения спорных правоотношений условиями предоставления и расходования субсидий местным бюджетам являлись (Госпрограмма в редакции постановления Правительства Камчатского края от 22.09.2016 № 366-П):

         1) заключение соглашений о предоставлении субсидий между Министерством и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае;

          2) наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на финансирование в очередном финансовом году муниципальных программ;

         2.1) предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, работающим в оленеводческих хозяйствах и проживающим в сельской местности, в порядке и на условиях, соответствующих Типовому положению о порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, работающим в оленеводческих хозяйствах и проживающим в сельской местности, утверждаемому Министерством;

         3) обеспечение софинансирования мероприятий Подпрограммы 2 за счет средств местного бюджета в объеме не менее 10% и не менее объема средств, предусмотренных муниципальной программой на день подачи заявки, представляемой органом местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае для предоставления субсидий;

         4) использование органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае субсидий по целевому назначению;

         5) представление органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае отчетов об использовании субсидий;

         6) соблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

         В целях обеспечения жильем граждан, работающих в оленеводческих хозяйствах и проживающих в сельской местности Камчатского края в октябре 2016 года Министерством был проведен отбор на предоставление субсидии местным бюджетам из краевого бюджета на реализацию указанного основного мероприятия (далее - субсидия).

         Рабочей группой по отбору муниципальных образований в Камчатском крае для предоставления субсидии (далее - Рабочая группа), созданной согласно приказу Министерства от 24.10.2016 № 29/118, были рассмотрены все поступившие заявки от муниципальных образований.

         В соответствии с принятым решением Рабочей группы (протокол от 03.11.2016 № 1) заявка администрации прошла конкурсный отбор, субсидия из краевого бюджета была выделена в заявленной потребности, в размере 6 000,00 тыс. руб.

         23.11.2016 года с администрацией было заключено соглашение о предоставлении субсидий местным бюджетам из краевого бюджета на реализацию мероприятия, направленного на обеспечение жильем граждан, работающих в оленеводческих хозяйствах № 03/257 (далее - Соглашение), 25.11.2016 года денежные средства в размере 6 000 000 рублей были перечислены на лицевой счет финансового отдела администрации.

         Правила предоставления за счет средств краевого бюджета социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, работающим в оленеводческих хозяйствах и проживающим в сельской местности Камчатского края урегулированы соответствующим Типовым положением, утверждённым приложением № 2 к приказу Министерства от 26.09.2016 №29/102 «О реализации мероприятия «Обеспечение жильем граждан, работающих в оленеводческих хозяйствах и проживающих в сельской местности Камчатского края» в рамках подпрограммы 2 «Развитие животноводства» государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 523-П (далее - Типовое положение).

         В соответствии с заключенным Соглашением администрация представила отчет о расходах бюджета муниципального образования, а также документы подтверждающие целевое использование бюджетных средств.      

         Однако, в примечании была указана информация о том, что ранее заявленный участник (К.) отказался от социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, работающим в оленеводческих хозяйствах и проживающим в сельской местности Камчатского края (далее - Социальная выплата) и Социальная выплата предоставлена другому участнику гражданину (Ч.). Общая сумма использованных средств краевого бюджета составила 2500 000 рублей. Остаток неиспользованных средств в размер 3 500 000 рублей был возвращен на лицевой счет Министерства.

         Согласно пункту 3.2.4 Соглашения, администрация взяла на себя обязательство обеспечить целевое использование полученных бюджетных средств, что было подтверждено в предоставленном отчете, подписанном главой администрации.

         В силу пункта 4.4 Соглашения администрация несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование выделенных средств краевого бюджета.

         Из материалов дела судом установлено, что в период с 30 мая по 16 июня 2017 года Контрольно-счетной Палатой Камчатского края была проведена плановая проверка соблюдения администрацией законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета, соблюдения условий их получения.

         Согласно отчету по результатам контрольного мероприятия, утвержденного протоколом заседания Коллегии КСП от 20.02.2018 года № 5 (раздел 10) (далее - Отчет), Социальная выплата предоставлена администрацией гражданину (Ч) с нарушением Типового положения.

         Так, правом на получение социальной выплаты, согласно части 2 Типового положения, в редакции на момент предоставления Социальной выплаты, имели граждане при соблюдении в совокупности следующих условий:

         а) постоянное проживание в сельской местности на территории
муниципального образования Камчатского края, где гражданин признан
нуждающимися в улучшении жилищных условий;

         б) работа по трудовому договору (основное место работы) в сельской местности в оленеводческом хозяйстве Камчатского края (за исключением руководителей организаций);

         г) признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий,
осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного
жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса
Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные
условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных
условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных
действий;

         д) гражданин ранее не являлся получателем социальной выплаты,
социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам
Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе
молодым семьям и молодым специалистам, в рамках федеральных целевых
программ «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858
«О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

         Согласно Отчету гражданин (Ч) не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, не обращался с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не был включен, таким образом не соответствовал установленным условиям и не имел право на получение Социальной выплаты. Утвердив гражданина (Ч) участником программы, администрация нарушила условия Типового положения.

         Согласно тексту апелляционной жалобы администрация подтверждает, что гражданин (Ч) действительно не обращался с соответствующим заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, таковым не признавался.

         Вместе с тем, отклоняя иные доводы апелляционной жалобы и дополнительных пояснений к ней, коллегия руководствуется следующим.

Из поясненийКонтрольно-счетной палаты судом установлено, что 01.12.2016 в жилищную комиссию при администрации Быстринского муниципального  района обратилась  Т.Н.  Суворова  (далее -  гражданка  С.)

с заявлением о включении в состав ее семьи нового члена семьи - гражданина Я.В. Черканова (гражданин «Ч») (пункт 24 пояснений администрации Быстринского муниципального района, письмо от 27.06.2017 №2106/18, представленных к акту по результатам контрольного мероприятия от 16.06.2017).

         01.12.2016 постановлением администрации Быстринского муниципального района от 01.12.2016 №437 внесены изменения в постановление от 17.11.2016 №425, которыми гражданин Ч. признан малоимущим в целях включения в состав семьи, нуждающейся в жилом помещении.

         01.12.2016 на основании постановления от 01.12.2016 № 437, жилищной комиссией вынесено решение о признании гражданина Ч. малоимущим в составе семьи гражданки С, нуждающейся в жилом помещении (протокол от 01.12.2016 б/н).

         01.12.2016 между администрацией Быстринского муниципального района, гражданином Ч. и ООО «Оленевод» заключен трехсторонний договор от 01.12.2016 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, работающим в оленеводческих хозяйствах и проживающим в сельской местности, в рамках которого гражданину Ч. предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в объеме 2530,00 тыс. рублей.

         01.12.2016 между гражданином Ч. и гражданкой К. заключен договор купли продажи квартиры, расположенной в жилом доме по адресу: Камчатский край, Быстринский район, с. Эссо, ул. 50 лет Октября, д. 6А, кв. 1, общей площадью 64.7 м2, цена договора 2530.00 тыс. рублей; дата государственной регистрации права собственности на квартиру - 20.12.2016 (ЕГРН от 02.06.2017 № 41/001/303/2017­19178);

         01.12.2016 администрацией Быстринского муниципального района направлено письмо от 01.12.2016 № 4043 гражданину Ч. о том, что его заявление удовлетворено и принято решение о выделении денежных средств, и о необходимости освоения денежных средств до конца 2016 года, ввиду чего гражданину Ч. предложено зарегистрировать договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: Камчатский край, Быстринский район, с. Эссо, ул. 50 лет Октября, д. 6А, кв. 1, в кратчайшие сроки.

         В тот же день, администрацией утверждена заявка на участие в отборе на предоставление субсидии местным бюджетам из краевого бюджета на реализацию мероприятия «Обеспечение жильем граждан, работающих в оленеводческих хозяйствах и проживающих в сельской местности Камчатского края», а также Список участников мероприятия, в который включен гражданин Ч.

         09.06.2017 актом проверки отдельного вопроса «Проверка законности и результативности использования субсидий, выделенных на реализацию основных мероприятий подпрограммы «Развитие животноводства» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014-2018 годы» от 09.06.2017 зафиксировано, что гражданин Ч. не обращался в администрацию с заявлением о признании его малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, гражданин Ч. не включен.

         15.06.2017 актом о результатах контрольного мероприятия «Встречная проверка законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета Быстринскому муниципальному району», проведенного в Министерстве, зафиксировано, что заявка администрации от 01.12.2016 со списком участников мероприятия, в котором таким участником определен гражданин Ч., в Министерство не поступала.

         Между тем, статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

          Частью 2 статьи 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

         В соответствии с частью 1 статьи 49 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по основаниям и в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

         Таким образом, признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и малоимущим является необходимым элементом юридического состава, порождающего субъективное право на предоставление жилого помещения.

         На основании части 3 статьи 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

         Согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учёт дееспособных граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только на основании их заявлений.

         Таким образом, без соответствующего волеизъявления дееспособный гражданин не может быть принят на жилищный учёт, в том числе и в качестве члена семьи.

         В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Камчатского края от 04.05.2008 № 53 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда в Камчатском крае по договорам социального найма», граждане, для признания их малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, представляют в уполномоченный орган местного самоуправления заявление и следующие документы:

1)      паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ,
удостоверяющий его личность;

2)      документы о составе семьи гражданина;

3) документы, подтверждающие указанные в статье 5 указанного Закона доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина;

4) заключение независимой оценочной организации о рыночной стоимости имущества (или средней рыночной стоимости имущества, определяемой посредством сравнительного подхода к оценке имущества).

         Таким образом, жилищным законодательством предусмотрен заявительный характер учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

         Как было установлено, по состоянию на 01.12.2016 гражданин Ч. не обращался в администрацию с заявлением о признании его малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

         Поскольку установленный жилищным законодательством порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соблюден, следовательно, гражданин Ч. не мог быть включен в Список участников мероприятия, поскольку не соответствовал условию подпункта «г» пункта 2 Типового положения (в редакции от 26.09.2016).

         Установленные по настоящему делу обстоятельству свидетельствуют о том, что в нарушение указанных норм, администрацией в Список участников мероприятия включено лицо, не признанное в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, и впоследствии данному лицу на основании Списка участников мероприятия предоставлена социальная выплата на приобретение жилья гражданам, работающим в оленеводческих хозяйствах и проживающим в сельской местности, что повлекло за собой нарушение порядка предоставления субсидий, выразившееся в несоблюдении администрацией Быстринского муниципального района условий предоставления субсидий, определенного подпунктом 2.1 пункта 1.4 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 523-П.

         Таким образом, предоставив гражданину Ч. социальную выплату на приобретение жилого помещения, администрация Быстринского муниципального района допустила нецелевое использование бюджетных средств в сумме 2530,0 тыс. рублей, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным подпрограммой 2 «Развитие животноводства» государственной программы Камчатского края, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 523-П, а также Типовым положением, утвержденным приказом Министерства от 26.09.2016 № 29/102, которые являются правовым основанием предоставления средств субсидии.

         Согласно статьям 28 и 38 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является адресность и целевой характер бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

         В силу положений пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 статьи 78 БК РФ, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

         В соответствии с пунктом 1.11 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 523-П, субсидии, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае на лицевой счет Министерства в течение 30-ти дней со дня получения уведомления Министерства Камчатского края.

         На основании изложенного, вопреки доводу жалобы, несоблюдение администрацией условий предоставления субсидий является основанием для возврата средств субсидии администрацией, а не гражданином.

         В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции правомерно принят во внимание тот факт, что необходимые запросы и ответы на них выполнены ответчиком только в период рассмотрения дела в арбитражном суде, в связи с чем, не могут свидетельствовать о соблюдении ответчиком совокупности условий предоставления субсидий на момент осуществления выплаты.

         Поскольку выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения решения. В этой связи в удовлетворении апелляционной жалобы надлежит отказать в силу вышеизложенных обстоятельств.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

         Решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.04.2019  по делу №А24-726/2019  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

         Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

А.В. Пяткова

Е.Л. Сидорович