Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А24-891/2020 |
13 августа 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено августа 2020 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края,
апелляционное производство № 05АП-4112/2020,
на решение от 15.06.2020
судьи ФИО1
по делу № А24-891/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Контрольно-счетной палате Камчатского края (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
о признании незаконными действий при организации и проведении контрольного мероприятия за 2018 год, недействительным представления от 21.01.2020 № 1,
при участии:
от Контрольно-счетной палаты Камчатского края: ФИО2 по доверенности № 57/ксп от 07.02.2020 , сроком действия до 31.12.2020, паспорт, диплом двс № 0140786 от 07.07.2000;
от Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Агентство по туризму и внешним связям Камчатского края (далее – заявитель, Агентство) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Контрольно-счетной палаты Камчатского края (далее - Контрольно-счетная палат, КСП) при организации и проведении контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий подпрограмм «Создание и развитие туристической инфраструктуры в Камчатском крае» и «Продвижение туристического продукта и популяризация отдельных видов туризма в Камчатском крае» государственной программы Камчатского края «Развитие внутреннего и въездного туризма Камчатского края» в Агентстве по туризму и внешним связям Камчатского края за 2018 год и о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты от 21.01.2020 № 1.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.06.2020 в удовлетворении требований Агентства отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 15.06.2020 и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней заявитель выражает несогласие с выводами арбитражного суда, ссылаясь на их необоснованность и несоответствие нормам материального и процессуального права.
Считает, что судом первой инстанции надлежащим образом не оценены свидетельские показания и неправомерно не приняты во внимание имеющиеся разночтения между документами КСП, представленными суду и размещенными на официальном сайте.
Полагает, что допущенные процессуальные нарушения КСП при проведении контрольного мероприятия нарушают принципы законности и гласности деятельности Контрольно-счетной палаты.
Представитель КСП в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве, поступившим через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщенном к материалам дела, считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Также представителем КСП заявлено ходатайство о приобщении Протокола заседания коллегии Контрольно-счетной палаты Камчатского края № 18 от 18.08.2017 в опровержение доводов, изложенных в дополнениях к апелляционной жалобе.
Агентство, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя по имеющимся в материалах дела документам.
Рассмотрев ходатайство КСП о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства, руководствуясь статьями 159, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия удовлетворила данное ходатайство и приобщила указанное дополнительное доказательство к материалам дела как непосредственно связанное с фактическими обстоятельствами спора и устраняющее неполноту материалов дела.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Решением Президиума Законодательного Собрания Камчатского края от 17.01.2019 № 6745 и решением Коллегии КСП от 18.01.2019 утвержден план работы КСП Камчатского края на 2019 год (далее – План, План работы).
На основании пункта 1.4.2 Плана работы, а также Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Закона Камчатского края от 16.09.2011 №658 «О Контрольно-счетной палате Камчатского края», Контрольно-счетной палатой в период с 23.01.2019 по 17.02.2019, с 05.09.2019 по 13.09.2019 проведено контрольное мероприятие - проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий подпрограмм «Создание и развитие туристской инфраструктуры в Камчатском крае» и «Продвижение туристского продукта и популяризация отдельных видов туризма в Камчатском крае» государственной программы Камчатского края «Развитие внутреннего и въездного туризма Камчатского края» (далее – контрольное мероприятие).
Объектами контрольного мероприятия являлись Агентство, подведомственное Агентству краевое государственное бюджетное учреждение «Туристский информационный центр», автономная некоммерческая организация «Камчатский туристский информационный центр», учредителем которой является Агентство.
24.01.2019 в Агентство поступило направление КСП на право проведения контрольного мероприятия от 23.01.2019 № 4.
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой составлен акт от 27.09.2019.
31.12.2019 Коллегией КСП Камчатского края утвержден отчет по результатам контрольного мероприятия, а 21.01.2020 вынесено представление № 01.
Полагая, что контрольное мероприятие КСП, по результатам которого вынесено оспариваемое представление, проведено с существенными нарушениями закона и нормативных правовых актов, Агентство обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств допущения КСП нарушений при проведении контрольного мероприятия в отношении Агентства, влекущих признание незаконными действий по проведению контрольного мероприятия и недействительным представления, вынесенным по результатом его проведения.
Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя лица, участвующего в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011
№ 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ) контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
К полномочиям контрольно-счетного органа муниципального образования относятся, в том числе: контроль за исполнением местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются: финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.
Согласно части 1 статьи 10 Закона № 6-ФЗ внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1 статьи 16 Закона № 6-ФЗ).
Вышеизложенное аналогичным образом закреплено в Законе Камчатского края от 16.09.2011 № 658 «О Контрольно-счетной палате Камчатского края» (далее - Закон № 658), в соответствии со статьей 4 которого КСП Камчатского края является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Камчатского края.
С учетом приведенных норм оспариваемое представление от 21.01.2020 № 01 выдано Контрольно-счетной палатой Камчатского края в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением предъявляемых требований.
Частью 1 статьи 11 Закона № 6-ФЗ установлено, что контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
Деятельность Контрольно-счетных органов осуществляется на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно (часть 1 статьи 12 Закона № 6-ФЗ).
При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет (часть 2 статьи 10 Закона № 6-ФЗ).
Частями 1, 3 статьи 19 Закона № 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетные органы в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликовывают в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах. Опубликование в средствах массовой информации или размещение в сети Интернет информации о деятельности контрольно-счетных органов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и регламентами контрольно-счетных органов.
Совокупный анализ положений пунктов 1, 3, 4, 6 статьи 13 Закона
№ 658 позволяет прийти к выводу, что Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе годового плана работы Контрольно-счетной палаты, который разрабатывается и утверждается ею самостоятельно. Годовой план утверждается Коллегией не позднее 20 января текущего года. Проект годового плана предварительно согласовывается Президиумом Законодательного Собрания. Годовой план содержит перечень мероприятий, сроки их реализации, фамилию, имя, отчество и должность ответственных за их реализацию лиц. Изменения в годовой план вносятся при необходимости включения в него дополнительных контрольных или экспертно-аналитических мероприятий после их согласования Президиумом Законодательного Собрания. Иные изменения в годовой план вносятся в случае необходимости его корректировки, в том числе по срокам и (или) ответственным за реализацию плановых мероприятий должностным лицам. Изменения в годовой план утверждаются Коллегией. Годовой план, а также изменения в годовой план не позднее 5 рабочих дней со дня их утверждения Коллегией направляются Законодательному Собранию и губернатору Камчатского края.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона № 658 опубликование в средствах массовой информации и размещение в сети Интернет информации о деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Камчатского края и регламентом Контрольно-счетной палаты.
Обязанность размещения утвержденного Плана работы на внутренних информационных ресурсах КСП и официальным сайте КСП установлена пунктом 3.23 Стандарта организации деятельности 3 «Планирование работы КСП Камчатского края» (далее – СОД 3).
Разделом 5 указанного Стандарта регламентировано внесение изменений в План работы, в частности, корректировка Плана работы может осуществляться в виде изменения сроков исполнения мероприятий (пункт 5.5).
В случае принятия Коллегией КСП решения о внесении изменений в План работы информация об изменениях в годовой план в течение 5 дней направляется в Законодательное Собрание Камчатского края и Губернатору Камчатского края (пункт 5.7 СОД 3).
Общие правила проведения контрольного мероприятия закреплены в Стандарте внешнего государственного финансового контроля КСП Камчатского края (далее – СФК 51).
Как следует из пункта 3.2 СФК 51, срок исполнения контрольного мероприятия устанавливается в плане работы КСП с учетом проведения всех этапов: подготовка к контрольному мероприятию, проведение контрольного мероприятия, оформление результатов контрольного мероприятия.
В плане работы сроки устанавливаются поквартально. Дата начала контрольного мероприятия определяется председателем КСП в соответствии со сроком, указанным в плане работы КСП. Сроком окончания контрольного мероприятия является дата утверждения отчета Коллегией КСП.
При необходимости председателем КСП могут быть изменены сроки проведения контрольного мероприятия, в том числе по мотивированному обращению аудитора.
Основной этап проведения контрольного мероприятия начинается с выдачи участникам контрольного мероприятия направления на право проведения контрольного мероприятии – документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия (пункт 3.6 СФК 51).
В силу пункта 3.7 СФК 51 контрольное мероприятие проводится под общим руководством аудитора КСП, ответственного за его исполнение, в соответствие с утвержденным годовым планом работы КСП в указанный в нем срок.
Завершается контрольное мероприятие подготовкой результатов, выводов и предложений (рекомендаций), которые оформляются в отчете и других документах, подготавливаемых по результатам проведенного контрольного мероприятия.
Представленным в материалы дела Планом работы (т. 1 л.д. 145-155) подтверждается, что проведение контрольного мероприятия в отношении Агентства предусмотрено за период 2018 года в срок – I квартал 2019 года (пункт 1.4.2 Плана).
Однако, в соответствии с Планом работы КСП на 2019 год
(с изменениями от 12.03.2019 протокол № 7; от 02.04.2017 протокол № 9; от 16.05.2019 протокол № 12; от 03.06.2019 протокол № 14; от 10.06.2019 протокол № 15; от 28.06.2019 протокол № 17; от 13.08.2019 протокол № 19; от 21.08.2019 протокол № 20; от 01.10.2019 протокол № 24; от 08.10.2019 протокол № 25; от 27.11.2019 протокол № 31; от 13.12.2019 протокол № 33), срок исполнения контрольного мероприятия в отношении заявителя по пункту 1.4.2 определен в срок - I, III- IV квартала 2019 года (т. 2 л.д. 14-29).
В направлении на право проведения контрольного мероприятия на объекте проверки от 23.01.2019 № 4 определены сроки начала и окончания проведения контрольного мероприятия на объекте проверки - с 24.01.2019 по 26.02.2019. Указанное направление вручено Агентству 24.01.2019, что не оспаривается последним.
Приказом председателя Контрольно-счетной палаты Камчатского края от 18.02.2019 № 02 контрольное мероприятие в отношении заявителя приостановлено с 18.02.2019 по 22.02.2019 в связи с отпуском аудитора ФИО3
Как следует из материалов дела, 18.02.2019 в адрес Контрольно-счетной палаты поступило поручение прокуратуры Камчатского края от 15.02.2019 № 7/12-21-2019 о проведении проверки в отношении других объектов (входящий от 18.02.2019 № 159).
25.02.2019 Контрольно-счетной палатой письмом № 164/08 в адрес Председателя Законодательного Собрания Камчатского края для согласования Президиумом Законодательного Собрания Камчатского края направлена информация о необходимости проведения дополнительного контрольного мероприятия и включения его в План работы КСП на 2019 год, ответственным исполнителем предлагается назначить аудитора Контрольно-счетной палаты - ФИО3
Президиумом Законодательного Собрания Камчатского края принято решение от 26.02.2019 № 7115 (пункт 65) о согласовании указанных изменений в План работы КСП на 2019 год (входящий от 11.03.2019 № 283).
27.02.2019, после получения согласования внесения изменений в План работы КСП на 2019 год, аудитор ФИО3 на основании абзаца 11 пункта 3.5 раздела 3 СФК 51 составила мотивированное обращение в виде служебной записки от 27.02.2019 о необходимости приостановить с 25.02.2019 контрольное мероприятие в отношении заявителя в связи с проведением проверки по поручению Прокуратуры Камчатского края от 15.02.2019 № 7/12-21.2019.
На основании данного мотивированного обращения приказом председателя Контрольно-счетной палаты от 27.02.2019 № 05 контрольное мероприятие в отношении Агентства приостановлено с 25.02.2019.
Согласно приказу КСП по Камчатскому краю от 05.09.2019 № 22 проведение контрольного мероприятия возобновлено с 05.09.2019 по 13.09.2019.
Пунктом 5.2 раздела 5 СФК 51 определено, что срок проведения контрольного мероприятия, как правило, не должен превышать 1 месяц.
Абзацем 11 пункта 3.5 раздела 3 СФК 51 установлено, что при необходимости, председателем КСП могут быть изменены сроки проведения контрольного мероприятия, в том числе, по мотивированному обращению аудитора.
То есть, пункт 5.2 раздела 5 СФК 51 не устанавливает императивные сроки проведения контрольного мероприятия.
Учитывая, что срок исполнения контрольного мероприятия запланирован Планом работы в I, III-IV кварталах 2019 года, с учетом периодов приостановления проведения контрольного мероприятия, суд первой инстанции правомерно признал, что проверка проведена КСП Камчатского края в соответствии с требованиями СФК 51 с соблюдением срока проведения контрольного мероприятия.
При этом сроком окончания контрольного мероприятия является дата утверждения отчета Коллегией Контрольно-счетной палаты (абзац 8 пункта 3.2 раздела 3 СФК 51).
Пунктом 3.5 раздела 3 СФК 51 установлено, что подготовка отчета о результатах проведенного контрольного мероприятия осуществляется на этапе оформления результатов контрольного мероприятия.
Также пунктом 3.7 раздела 3 СФК 51 установлено, что контрольное мероприятие проводится в соответствии с утвержденным годовым планом работы Контрольно-счетной палаты в указанный в нём срок.
Таким образом, проведение контрольного мероприятия является лишь одним из этапов осуществления контрольного мероприятия в целом, то есть 26.02.2019 контрольное мероприятие в отношении заявителя не окончилось, поскольку в соответствии с абзацем 8 пункта 3.2 раздела 3 СФК 51 сроком окончания контрольного мероприятия является дата утверждения отчета Коллегией Контрольно-счетной палаты.
То есть, доводы заявителя о том, что контрольное мероприятие приостановлено за сроками проведения контрольного мероприятия, приведены без учета положения абзаца 8 пункта 3.2 раздела 3 СФК 51.
Довод апеллянта с указанием на разночтения в копии приказа КСП Камчатского края от 27.02.2019 № 05, представленной суду Агентством, и копии данного приказа, представленной суду КСП Камчатского края, в части даты приостановления контрольного мероприятия, на которое ссылается представитель Агентства, сам по себе не свидетельствует о нарушении КСП Камчатского края срока проведения контрольного мероприятия.
Как установлено судом первой инстанции, представленный на обозрение арбитражного суда оригинал приказа от 27.02.2019 № 05, вшитый в материалы дела № 01-03, исполненного на 123 листах, с учетом письма КСП Камчатского края от 01.07.2019 № 580/06, адресованного руководителю Агентства, подтверждают, что контрольное мероприятие приостанавливалось с 25.02.2019.
Исходя из системного анализа норм действующего законодательства и обстоятельств рассматриваемого спора, коллегия апелляционного суда приходит к выводу, что КСП не было допущено нарушения сроков проведения контрольного мероприятия.
Довод апеллянта о незаконности действий КСП при проведении контрольного мероприятия, и соответственно выданного по результатам его проведения представления, поскольку изменения и корректировки в План работы не вносились, на официальном сайте КСП такие изменения не размещались, был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен.
Как уже было указано обязанность размещения утвержденного Плана работы на внутренних информационных ресурсах КСП и официальным сайте КСП установлена пунктом 3.23 СОД 3.
При этом пункт 3.21 СОД 3 предусматривает, что проект плана работы выносится на рассмотрение и утверждение до 20 января планового года Коллегии КСП.
Как правомерно указал арбитражный суд, изменения в пункт 1.4.2 Плана работы в части срока исполнения мероприятия вносились после утверждения Плана.
Раздел 5 СОД 3, предусматривающий порядок внесения изменений в План работы, не устанавливает обязанность КСП по размещению внесенных изменений в План на внутренних информационных ресурсах КСП и официальном сайте.
Согласно Протоколу № 18 решение об исключении из СОД 3 положения о сроках размещения годового платна и изменений в годовой план на официальном сайте КСП было принято на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты Камчатского края 18.08.2017.
В перечне информации о деятельности КСП, размещаемой на официальном сайте КСП в сети Интернет, установленном приложением № 2 приказа КСП Камчатского края от 19.02.2014 № 02, изменения годового плана также не поименованы.
При этом пунктом 1.4 Приказа КСП Камчатского края от 19.02.2014 № 02 установлено, что доступ информации о КСП помимо размещения информации в сети интернет может обеспечиваться, в том числе, предоставлением пользователям информации по их запросу.
Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что изменения в пункт 1.4.2 Плана работы в части срока исполнения контрольного мероприятия внесены КСП Камчатского края в соответствии с разделом 5 СОД 3, о чем свидетельствуют выписки из протоколов заседания Коллегии КСП Камчатского края от 03.06.2019 № 14, 01.10.2019 № 24, сопроводительные письма КСП Камчатского края от 10.06.2019 № 523/08, от 09.10.2019 № 857/08, адресованные Председателю Законодательного собрания Камчатского края, от 10.06.2019 № 522/08, 09.10.2019 № 856/08, адресованные Губернатору Камчатского края.
При этом, заявитель был уведомлен как о переносе сроков контрольного мероприятия, так и о его возобновлении, что подтверждается представленными в материалы дела приказами Контрольно-счетной палаты от 18.02.2019 № 02, от 27.02.2019 № 05, от 05.09.2019 № 22, письмом Контрольно-счетной палаты от 01.07.2019 № 580/06.
Доводы о нарушении КСП принципов законности и гласности подлежат отклонению на основании следующего.
Согласно статье 4 Закона № 6-ФЗ и статье 3 Закона № 658 Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
На основании 14 Закона № 6-ФЗ должностные лица КСП обязаны проводить контрольные мероприятия объективно и достоверно, отражать их результаты в соответствующих актах, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных мероприятий.
Принцип законности означает строгое и точное соблюдение всеми сотрудниками КСП законодательства Российской Федерации при реализации возложенных на них полномочий.
Принцип гласности предусматривает, в том числе, открытость деятельности контрольно-счетных органов, информированность общества о результатах их деятельности; предоставление итоговых (годовых) и текущих отчетов органов государственного и муниципального финансового контроля органам, их образовавшим, и другим органам власти; регулярную публикацию в средствах массовой информации отчетных материалов о результатах проверок, а также информации о принятии мер по устранению выявленных нарушений (за исключением информации, содержащей конфиденциальные сведения, доступ к которым ограничен действующим законодательством); законодательное закрепление процедуры обнародования результатов контроля.
Так, частью 1 статьи 23 Закона № 658 определено, что Контрольно-счетная палата Камчатского края в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликовывает в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.
Анализ положений пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закон № 8-ФЗ), которым определен перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети Интернет, свидетельствует о том, что в данный перечень не входит информация о планировании деятельности государственных органов.
Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты от 29.06.2012 (протокол № 19) утвержден Регламент Контрольно-счетной палаты, статьей 10 которого определено, что в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности Контрольно-счетная палата осуществляет размещение на своем официальном сайте в сети Интернет и опубликование в своих официальных изданиях или других СМИ информацию в соответствии с законодательством и Порядком размещения информации о деятельности, утверждаемым председателем Контрольно-счетной палаты.
Во исполнение пункта 7 Регламента Контрольно-счетной палаты, приказом председателя Контрольно-счетной палаты от 19.02.2014 № 02 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты Камчатского края» утверждено Положение об обеспечении доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты Камчатского края, а также Перечень информации о деятельности Контрольно-счетной палаты, размещаемой на официальном сайте в сети Интернет, согласно приложению № 2 к данному приказу.
Планы работы Контрольно-счетной палаты не включены в перечень информации о деятельности Контрольно-счетной палаты, размещаемой на официальном сайте в сети Интернет, определенный приложением № 2 к приказу КСП от 19.02.2014 № 02.
Частью 2 статьи 13 Закона № 8-ФЗ установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 рассматриваемой статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности.
На основании части 2 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009
№ 8-ФЗ, пунктом 3.23 Стандарта осуществления деятельности 3 ««Планирование работы Контрольно-счетной палаты Камчатского края» (с изменениями от 18.08.2017, протокол № 18) предусмотрено однократное размещение Плана работы на внутренних информационных ресурсах и на официальном сайте КСП после принятия Коллегией Контрольно-счетной палаты решения об утверждении Плана работы на плановый год.
Совокупность изложенных правовых норм позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что размещение информации об изменениях, внесенных в План работы КСП на плановый год, на официальном сайте Контрольно-счетной палаты стандартами Контрольно-счетной палаты не предусмотрено.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о нарушении принципа гласности вследствие неопубликования внесения изменений в План работы Контрольно-счетной палаты является необоснованным, а совокупная оценка всех представленных в материалы дела доказательств опровергает доводы о нарушении КСП принципа законности.
Доводы заявителя о том, что в Плане работы не указаны ответственные исполнители, несмотря на то, что направление на право проведения контрольного мероприятия выдано следующим лицам: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, а также в состав контрольного мероприятия дополнительно включены ФИО2 и ФИО7, обосновано отклонены судом первой инстанции.
Так, из пункта 3.7 СФК 51 следует, что контрольное мероприятие проводится под общим руководством аудитора КСП, ответственного за его исполнение. Таким лицом является аудитор ФИО3, что следует из пункта 1.4.2 Плана работы и графы «ответственные за исполнение» с указанем должности, фамилии и инициал ответственного за проведение мероприятия лица.
Как следует из Программы проведения контрольного мероприятия, утвержденной 18.01.2019 Председателем КСП Камчатского края, указанное лицо является руководителем контрольного мероприятия.
Таким образом, указание аудитора ФИО3 в графе «ответственные за исполнение» пункта 1.4.2 Плана соответствует требованиям пункта 3.7 СФК 51.
Довод апелляционной жалобы о несогласии с критическим отношением суда к свидетельским показаниям делопроизводителя Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края ФИО8 не может служить основанием к отмене настоящего судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (часть 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, показания свидетеля ФИО8 относятся к числу доказательств по делу в арбитражном процессе, которые подлежат оценке судом наряду и в совокупностью с иными доказательствами по делу.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что одними лишь свидетельскими показаниями не может подтверждаться факт наличия в действиях КСПпри проведении контрольного мероприятия нарушений либо процессуальных недостатков в ходе такого мероприятия.
На основании вышеизложенного апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда о том, что доказательства, свидетельствующие о том, что КСП при проведении контрольного мероприятия в отношении Агентства допустила нарушения, влекущие признание незаконными действий по проведению контрольного мероприятия и недействительным представления, вынесенным по результатом его проведения, в материалах дела отсутствуют.
Судебная коллегия приходит к выводу, что организация контрольного мероприятия осуществлялась с соблюдением норм Закона № 6-ФЗ, Закона
№ 658 и стандартов внешнего финансового контроля Контрольно-счетной палаты.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении Контрольно-счетной палатой Камчатского края положений вышеназванных Законов, а также стандартов финансового контроля и стандартов организации деятельности Контрольно-счетной палаты при проведении контрольного мероприятия, заявителем не представлено.
Из материалов дела следует, что заявитель по существу выявленные в ходе проведенного контрольного мероприятия нарушения не оспаривает.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено обязанности арбитражного суда рассматривать законность и обоснованность спорного ненормативного правового акта в полном объеме (вне зависимости от доводов и оснований заявления).
Таким образом, арбитражный суд рассматривает дело и принимает судебный акт по существу спора, исходя из заявленных истцом предмета и оснований требований, за пределы которых суд выходить не вправе.
В связи с чем, суд не оценивал предложения КСП Камчатского края, изложенные в спорном представлении, на соответствие их действующему законодательству.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, решение суда первой инстанции основано на полной и всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, правильном определении имеющих значение обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено, а доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.06.2020 по делу № А24-891/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | А.В. Пяткова |
Судьи | Е.Л. Сидорович Т.А. Солохина |