ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А25-280/2022 от 07.06.2022 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А25-280/2022

15.06.2022

Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2022.

Постановление изготовлено в полном объеме 15.06.2022.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., при участии от Управления ФНС России по Карачаево-Черкесской Республике – ФИО1 (доверенность от 06.09.2021 № 08-13/08765), в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью «Архыз-Фрут Логистик», рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Архыз-Фрут Логистик» на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2022 по делу № А25-280/2022 (ФИО2) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Архыз-Фрут Логистик» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению ФНС России по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными решений от 25.10.2021 № 1 об отказе в возмещении суммы НДС, от 25.10.2021 № 141 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Архыз-Фрут Логистик» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению ФНС России по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Управление) о признании недействительными решений от 25.10.2021 № 1 об отказе в возмещении суммы НДС, от 25.10.2021 № 141 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 11.04.2022 в удовлетворении заявления Общества отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований. Основная часть затрат Общества на приобретение товаров (работ, услуг), в отношении которых в 1 квартале 2021 года заявлен налоговый вычет, фактически профинансирована за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Общество ведет финансово-хозяйственную деятельность за счет федерального и регионального бюджетов и обязано организовать раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), объектам основных средств и нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет бюджетных средств. По результатам контрольных мероприятий налоговым органом установлена мнимость хозяйственных операций Общества с его контрагентами, без намерения создать соответствующие им правовые последствия.

Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Судом первой инстанции не полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что решения Управления не соответствуют налоговому законодательству. Вывод Управления об уменьшении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, неправомерен. Является спорным утверждение Управления о том, что Общество является получателем бюджетных средств. Полученные от АО «Корпорация развития КЧР» денежные средства были направлены на приобретение посадочного материала с учетом НДС.

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Общества, просит решение суда оставить без изменения. АО «Корпорация развития КЧР», ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья»» и Общество (Архыз-Фрут Логистик) являются взаимозависимыми организациями. Полученные Обществом бюджетные средства трансформированы им в средства, полученные от обычной хозяйственной деятельности, с целью избежания последующей обязанности восстановления налоговых вычетов по товарам, приобретенным за счет бюджетных средств.

В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию, изложенную в своем отзыве на апелляционную жалобу. Просит решение суда оставить без изменения.

Общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Управления, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что Обществом 22.04.2021 представлена в налоговый орган налоговая декларация (рег. № 1206431593, номер корректировки - 0) по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года, согласно которой налогоплательщик предъявил к возмещению НДС в сумме 2021872р. По данным налоговой декларации за указанный налоговый период реализации товаров (работ, услуг) в проверяемом периоде у налогоплательщика отсутствует. Управление провело камеральную налоговую проверку налоговой декларации. Составлен акт камеральной налоговой проверки от 05.08.2021 № 2466. По результатам проверки Управлением принято решение от 25.10.2021 № 141 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 25.10.2021 № 1 об отказе в возмещении заявителю НДС в сумме 2021872р.

Общество обжаловало решения Управления от 25.10.2021 № 141 и № 1 в вышестоящий налоговый орган.

Решением Межрегиональной инспекции ФНС России по Северо-Кавказскому федеральному округу от 17.12.2021 № 07-19/1649, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения, решения Управления от 25.10.2021 № 141 и № 1 оставлены без изменения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением.

Основанием для принятия Управлением оспариваемых решений послужил вывод о неправомерном применении Обществом налоговых вычетов по НДС, связанных с операциями по приобретению товаров (работ, услуг), в связи с отсутствием раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.

Пунктом 2 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, если иное не установлено названной статьей, вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Из содержания пункта 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ, вычету не подлежат.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 335-ФЗ), с 01.01.2018 суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат на уплату налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Таким образом, в случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ вычету не подлежат.

Денежные средства, использованные Обществом в целях осуществления предпринимательской деятельности для приобретения товаров (работ, услуг) в 1 квартале 2021 года, поступили на его счета, в том числе, от АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» в качестве дополнительного взноса в уставной капитал в соответствии с Инвестиционным соглашением от 12.07.2019, протоколами от 29.05.2019, от 12.07.2019, от 06.02.2020, 10.03.2020, 29.10.2020, 30.10.2020, 23.03.2021 общих собраний участников Общества. Источником получения АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» денежных средств, внесенных в качестве дополнительного взноса в уставный капитал Общества, явились субсидии из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики.

Согласно налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года заявлен в размере 2021872р по операциям, связанным с приобретением товаров (работ, услуг), используемых в своей основной хозяйственной деятельности в рамках инвестиционного проекта «Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике», который реализуется в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2025 годы», включенной в «Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016 - 2025 годы государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года» (утвержден приказом Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа от 14.01.2017 № 28).

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ одним из учредителей Общества с 11.06.2019 является АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики». В соответствии с Положением о деятельности АО «Корпорация развития КЧР» основными задачами корпорации являются: создание и продвижение брендов; создание и продвижение положительного имиджа КЧР, повышающее ее инвестиционную привлекательность; участие во взаимодействии органов исполнительной власти КЧР по реализации и сопровождению инвестиционных программ и проектов в сфере государственно-частного партнерства и частных инвестиций на территории КЧР; участие в разработке региональных инвестиционных программ и проектов и др. Для реализации поставленных задач АО «Корпорация развития КЧР» осуществляет следующие функции: формирование информационной базы обо всех возможных свободных для инвесторов площадок; содействие инвесторам в подборе земельных участков, готовых помещений в аренду или собственность под размещение инвестиционных объектов в индустриальных парках и на территории КЧР; представление интересов Карачаево-Черкесской Республики в проектах государственно-частного партнерства на основе заключенных договоров (соглашений) с Правительством КЧР. Полномочия АО «Корпорация развития КЧР»: проведение мероприятий по привлечению инвестиций в экономику региона; совместно с администрацией КЧР проведение в установленном порядке отбора инвестиционных проектов и мониторинга их реализации; осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти и субъектами инвестиционной деятельности с целью создания благоприятного инвестиционного климата; обеспечение организационного сопровождения инвестиционных проектов, а так же оказание помощи инвесторам в подготовке и получении разрешительной документации; взаимодействие с финансово-кредитными организациями, органами исполнительной власти КЧР в области инвестиционной деятельности и государственно-частного партнерства; распоряжение в соответствии с установленным порядком финансовыми ресурсами, выделенными из средств бюджета КЧР на финансирование мероприятий по созданию благоприятных условий для инвесторов.

Доля участия АО «Корпорация развития КЧР» в уставном капитале Общества составляла: до 09.11.2020 - 40,83 %; с 09.11.2020 по 08.04.2021 - 90,4 %; с 08.04.2021 по настоящее время - 66,1 %, с 04.08.2021 по настоящее время – 493180923р (58,3 %).

Другим учредителем Общества с 02.08.2018 является ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья». Доля участия ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» в уставном капитале Общества составляла: до 09.11.2020 - 59,17 %; с 09.11.2020 по 08.04.2021 - 9,6 %, с 08.04.2021 по настоящее время - 33,9 %; с 04.08.2021 по настоящее время – 352505917р (41,7 %).

Уставный капитал Общества составлял: с 07.12.2017 по 09.11.2020 – 10000р; с 09.11.2020 по 08.04.2021 – 545686р; с 08.04.2021 по 04.08.2021 – 745686840р, с 04.08.2021 – 845686840р.

Денежные средства, полученные от партнера проекта АО «Корпорация развития КЧР» и инвестора ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» в виде дополнительного взноса в уставной капитал, Обществом не были внесены в уставной капитал в сроки, предусмотренные решением общего собрания участников от 12.07.2019 № 2. Часть полученных в 2019 году от АО «Корпорация развития КЧР» на увеличение уставного капитала денежных средств в сумме 190000000р фактически была использована Обществом в качестве предварительной оплаты за саженцы яблони в адрес поставщика ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья», являющегося одновременно инвестором Инвестиционного проекта. Фактически поставка саженцев не была осуществлена, были оплачены только авансовые платежи.

В 2020 году (за период с 01.01.2020 по 30.09.2020) Общество произвело предоплату в сумме 297473000р учредителю ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» за саженцы яблони. Но поставка саженцев не осуществлена, оплачены только авансовые платежи.

ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» начало перечислять средства на увеличение уставного капитала только после получения предоплаты за саженцы и оплаты по агентскому договору от Общества (ООО «Архыз-Фрут Логистик»).

При таких обстоятельствах, участниками инвестиционного соглашения для реализации проекта «Закладка фруктового сада на территории КЧР» фактически использовались бюджетные средства, полученные АО «Корпорация развития КЧР» из федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики. В последующем ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» после полученной предварительной оплаты за саженцы яблони было осуществлено перечисление денежных средств на расчетный счет Общества в размере 52500000р в качестве взносов в уставный капитал.

На общем собрании участников Общества от 21.09.2020 было принято решение одобрить заключение договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с ПАО «Таллык» (ИНН <***>).

Общество заключило ПАО «Таллык» договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения № 22/09/1. Согласно данному договору, ПАО «Таллык» предоставляет Обществу за плату во временное владение и пользование следующие участки: земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, вид сельскохозяйственных угодий: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 2321523 кв. м, с кадастровым номером 09:02:0070703:63, расположенный по адресу. Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, р-н Прикубанский, ОНО ОПХ Таллык, поле № 14, принадлежащий на праве собственности, регистрационная запись № 09-09-01/011/2012-607 от 28.06.2012; земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, вид сельскохозяйственных угодий: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 24293 кв. м, с кадастровым номером 09:02:0070703:46, расположенный по адресу: Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, р-н Прикубанский, ОНО ОПХ Таллык, залежь № 2, принадлежащий на праве собственности регистрационная запись № 09:02:0070703:46-09/043/2020-2 от 21 сентября 2020; земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, вид сельскохозяйственных угодий: земли сельскохозяйственного назначения, площадь 2381682 кв. м., кадастровый номер 09:02:0070703:22, расположенный по адресу: Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, р-н Прикубанский, ОНО ОПХ Таллык, поле № 1, принадлежащий на праве собственности, регистрационная запись № 09-09-01/011/2012-594 от 28.06.2012.

В ходе проведенного Управлением 16.07.2021 осмотра территорий земельных участков, предоставленных Обществу для реализации инвестиционного проекта «Закладка фруктового сада интенсивного типа в КЧР» установлено следующее. Вблизи с. Таллык располагаются земельные участки сельскохозяйственного назначения, огороженные железобетонными столбами высотой 1 м 80 см и сеткой типа «Рабица» по периметру. На огороженной территории находятся блок-контейнеры в количестве 4-х штук, складские помещения, охранный вагончик, тракторы в количестве 11 штук, автокран «Камаз», экскаватор, опрыскиватель прицепной, в количестве 6 штук, прицеп-телега в количестве 3-х штук, плодоводы в количестве 6 штук, прицеп-цистерна в количестве 1 штука, растворный узел - 1 штука. Также находятся строительные материалы в следующих складских помещениях: склад садового инвентаря и хозяйственных материалов, склад строительных материалов, склад гидротехнического оборудования, склад строительных материалов и запасных частей, склад СЗР (система защиты растений). На территории находятся удобрения, капельная трубка, полиэтиленовая труба в отрезах, комплекты фильтровальной станции, прицепные косилки, столбы 9x9 и 7x7 для шпалерной системы, канат стальной (трос) для шпалерной конструкции, проволока стальная в катушках, якоря винтовые. На момент осуществления осмотра засажено 108 га, шпалерные конструкции на 158 гектар.

12.07.2019 на общем внеочередном собрании участников Общества принято решение: - увеличить уставный капитал с 10000 до 1031080790р; доли в уставном капитале распределить следующим образом: ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» - номинальная стоимость доли 610018160р, размер доли в дробном выражении 610018160р/1031180790р АО «Корпорация развития КЧР» - номинальная стоимость доли 421052630р, размер доли в дробном выражении 421052630р/1031180790р.

Дополнительные вклады в сумме 610018160р ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» и 421052630р АО «Корпорация развития КЧР» должны быть внесены участниками путем перечисления денежных средств на расчетный счет Общества в течение 6 месяцев с даты подписания настоящего протокола, утвердить новую редакцию устава Общества.

В нарушение решения общего внеочередного собрания участников Общества от 12.07.2019 в установленные сроки не произошло увеличение уставного капитала до 1031080790р.

06.02.2020 на общем внеочередном собрании участников Общества принято решение - признать несостоявшимся увеличение уставного капитала в связи с истечением сроков внесения дополнительных вкладов участниками Общества, установленных протоколом № 2 от 12.07.2019 общего внеочередного собрания участников Общества.

В ответ на требование о представлении документов (информации) от 25.03.2021 № 1121 Обществом представлены «Рабочий проект организации территории, закладки и ухода за многолетними плодовыми насаждениями для ООО «Архыз-Фрут Логистик» город Черкесск, на землях Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики (Сметный расчет)» и «Концепция инвестиционного проекта «Закладка фруктового сада и строительство первой очереди ОРЦ на землях ПАО «Таллык» в Прикубанском районе Карачаево-Черкесской Республики»». Согласно представленному сметному расчету, на сметную стоимость организации территории, закладки и ухода за многолетними плодовыми насаждениями начислен НДС.

При анализе оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 01, 02, 08, 10, 19, 20.01, 26, 50, 51, 55, 60, 62, 66, 68, 69, 70, 71, 75, 76, 80, 84, 91, 97, 99, 99.09, 001 за 1 квартал 2021 г., главной книги за 1 квартал 2021 г., карточек счетов 01, 02, 03, 04, 08, 10, 19, 20.01, 23, 26, 43, 50, 51, 55, 60, 62, 66, 68, 69, 70, 71, 75, 76, 80,84, 91, 97, 99, 001 за 1 квартал 2021 г. установлено, что Общество не ведет раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств, в нарушение требований пункта 2.1 статьи 170 НК РФ, и неправомерно принимает к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в 1 квартале 2021 года, по всем приобретенным товарам (работам, услугам), включая расходы за счет бюджетных средств.

В случае, когда налогоплательщик осуществляет одновременно как облагаемые, так и не облагаемые налогом (исключенные из налогообложения) операции по основаниям, предусмотренным главой 21 НК РФ, также применяется установленное пунктом 4 статьи 170 НК РФ правило ведения раздельного учета сумм этого налога по приобретенным товарам (работам, услугам).

Как указывается в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2020 № Ф08-12443/2019 по делу № А25-499/2019 (оставлено без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2020 № 308-ЭС20-6005), суд, установив, факт перечисления денежных средств АО «Корпорация развития КЧР» в счет увеличения уставного капитала за счет средств, полученных от продажи обыкновенных именных бездокументарных акций Министерству экономического развития КЧР, произведшего оплату за счет субсидий из федерального бюджета бюджету КЧР в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий, признал обоснованными выводы судебной коллегии о придании бюджетным средствам статуса полученных от обычной хозяйственной деятельности для избежания последующей обязанности восстановления налоговых вычетов по товарам, приобретенным за счет бюджетных средств (в основном из федерального бюджета); создании ситуации, позволяющей избежать предстоящих изменений законодателем правового применения; фактическом возмещении затрат на закладку сада за счет федерального бюджета; необходимости применения в отношении налогоплательщика, действия которого направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, правовых последствий, которых он необоснованно пытался избежать; и наличии у общества в связи с этим обязанности восстановить заявленный налоговый вычет из-за его необоснованного применения. Верховный Суд РФ поддержал вывод нижестоящих судов о необходимости ведения раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств.

Полученные от АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» бюджетные денежные средства Общество использует для капитальных вложений в объекты капитального строительства (устройство сада интенсивного типа), в связи с чем Обществу следует применять порядок исчисления налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ, согласно которому при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, вычету не подлежат.

Независимо от того каким образом поступают денежные средства на счета Общества в соответствии с целевой программой (пополнение уставного капитала, заемные средства и т.д.) они являются целевыми. Целевой характер выделенных АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» средств федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики выражается в возможности их использования исключительно на цели для социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики путем осуществления корпорацией взносов в уставные капиталы различных организаций, в том числе, на цели инвестиционного проекта «Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике», что соответствует требованиям статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В ходе проведенной налоговой проверки установлено, что понесенные Обществом затраты осуществлялись при реализации инвестиционного проекта (инвестиций, субсидий). Таким образом, вывод Управления о фактическом получении Обществом бюджетных средств путем изменения их статуса как бюджетных и намеренной их трансформации в полученные от обычной хозяйственной деятельности основан на правильном применении норм права к конкретным обстоятельствам спорных хозяйственных операций.

Общество должно было вести раздельный учет, позволяющий определить доли затрат, финансируемых из федерального и республиканского бюджетов, а также за счет собственных средств.

Данное обстоятельство имеет существенное значение, так как является одним из условий для учета сумм НДС, не подлежащих вычету, в налоговых расходах. Кроме того, расходы на приобретение за счет бюджетных средств должны включаться в налоговые расходы (в том числе через начисленную амортизацию) (абзац 4 пункта 2.1 статьи 170 НК РФ). В противном случае (при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций) суммы налога в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включаются (абзац 5 пункта 2.1 статьи 170 НК РФ).

Действия Общества нарушают положения учетной политики в отношении порядка ведения раздельного учета, что привело к невозможности разграничения товаров (работ, услуг), приобретенных за счет бюджетных средств и денежных средств, полученных из других источников. Таким образом, Общество в нарушение требований пункта 2.1 и пункта 4 статьи 170 НК РФ в подвергнутый налоговой проверке период не вело раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе, по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств. Обществом в ходе рассмотрения дела в суде не оспаривается, что в 2021 году фактически не велся раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и за счет собственных средств в соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 2.1 статьи 170 НК РФ.

При таких обстоятельствах вывод Инспекции о неправомерном предъявлении Обществом к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в 1 квартале 2021 года за счет бюджетных средств, является правильным.

Отклоняя ссылку Общества на необоснованное применение Управлением к спорным правоотношениям положения пункта 2.1 статьи 170 НК РФ, следует отменить, что в рассматриваемом случае следует руководствоваться частью 4 статьи 170 НК РФ, закрепляющей обязанность налогоплательщика вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается. Таким образом, в связи с неведением налогоплательщиком раздельного учета у налогового органа отсутствовали основания для принятия заявленных Обществом налоговых вычетов.

В случае осуществления Обществом соответствующего раздельного учета налогоплательщик вправе впоследствии скорректировать подлежащие возмещению вычеты по НДС путем предоставления в налоговый орган соответствующих уточненных деклараций по данному налогу.

С учетом изложенного являются обоснованными выводы Управления о придании налогоплательщиком бюджетным средствам статуса полученных от обычной хозяйственной деятельности; фактическом возмещении затрат Общества на закладку сада за счет федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики; необходимости применения в отношении налогоплательщика, действия которого направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, правовых последствий, которых он необоснованно пытался избежать; наличии у Общества в связи с этим обязанности восстановить заявленный налоговый вычет из-за его необоснованного применения

Судебной коллегией принимается вывод Управления о фактическом получении Обществом бюджетных средств путем изменения их статуса как бюджетных и намеренной их трансформации в полученные от обычной хозяйственной деятельности При этом у Общества отсутствуют иные достаточные денежные средства и фактическая возможность приобретения саженцев и иных материалов для закладки фруктового сада иначе как с использованием бюджетных средств.

Кроме того, применение Обществом налоговых вычетов по взаимоотношениям с ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья», ООО «Промхим», ООО «Лонмади», ИП ФИО3, ООО «Универсал Метиз», ООО «РН-КАРТ», ООО «Сады Карачаево-Черкесии», ООО «Ситилинк», ООО «СпецЗащита», ООО «СтройТрубМонтаж», ООО «Технология», ООО «ЮгТехСервис» необоснованно. По результатам проведения контрольных мероприятий Управление пришло к обоснованному выводу о характере сделок между Обществом и указанными контрагентами, совершенных без намерения создать соответствующие им правовые последствия.

Правильность расчетов сумм налога, пени, штрафа не оспорены.

Управлением не допущено существенных нарушений процедуры проведения камеральной налоговой проверки, оформления ее результатов, рассмотрения материалов проверки и вынесения оспариваемых решений, являющихся основанием для отмены решения налогового органа.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений и которые не были бы учтены судом. Доводы жалобы повторяют доводы Общества при обращении с жалобой на решения Управления, аналогичны позиции Общества в суде первой инстанции.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Общества.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ).

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения..

Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2022 по делу № А25-280/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Цигельников И.А.

Судьи Жуков Е.В.

Сомов Е.Г.