ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А25-2993/2021
09.08.2021
Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.08.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике – Ш. (по доверенности от 29.11.2021, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.05.2022 по делу № А25-2993/2021 (судья Салпагаров К.Х.) по заявлению Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике об оспаривании ненормативных правовых актов и встречное исковое заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике к Карачаево-Черкесскому республиканскому казенному предприятию «Дирекция капитального строительства», к обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «АгроСтрой» о признании недействительными электронного аукциона и государственного контракта,
УСТАНОВИЛ:
Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» (далее – КЧРКП «ДКС») обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике» (далее – Управление) о признании недействительным решения от 29.10.2021 по делу № 009/06/106-307/2021 и предписания от 29.10.2021 по делу № 009/06/106-307/2021.
Управление обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с встречным исковым заявлением к КЧРКП «ДКС» о признании недействительными электронного аукциона № 0379200005021000037 и государственного контракта от 05.11.2021 № 21-0037, заключенного между КЧРКП «ДКС» и ООО «Фирма «АгроСтрой».
Определением от 16.11.2021 заявление КЧРКП «ДКС» принято к производству, рассмотрение встречное исковое заявление Управления назначено совместно с первоначальным заявлением КЧРКП «ДКС».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО «Кобор трейд».
Решением суда от 12.05.2022 в удовлетворении заявленных требований КЧРКП «ДКС» отказано. Встречное исковое требование Управления – удовлетворено, признан недействительным электронный аукцион № 0379200005021000037 и признан недействительным государственный контракт от 05.11.2021 № 21-0037. Распределены судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением суда, КЧРКП «ДКС» обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований КЧРКП «ДКС», отказать в удовлетворении встречных требований Управления. Указывает на неосновательность позиции суда и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения. Выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы КЧРКП «ДКС». Считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции изучены все материалы дела, им дана объективная оценка. Материалы дела содержат доказательства нарушения КЧРКП «ДКС» положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
В судебном заседании представитель Управления возразил по существу доводов КЧРКП «ДКС», поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей КЧРКП «ДКС», ООО «Кобор трейд», ООО «Фирма «АгроСтрой».
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителя Управления, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
30.12.2019 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (государственный орган) и КЧРКП «ДКС» (организация) заключено соглашение № 92, по условиям которого, полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов от имени Карачаево-Черкесской Республики переданы КЧРКП «ДКС».
03.09.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) опубликовано Извещение о проведении электронного аукциона № 0379200005021000037 «Поставка технологического оборудования для оснащения пищеблока по объекту: «Республиканское государственное учреждение Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов, в г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика. Корректировка проекта» для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. На участие в электронном аукционе было подано пять заявок, в том числе от ООО «Кобор трейд», от ООО «Фирма «АгроСтрой».
20.10.2021 КЧРКП «ДКС» проведено рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе № 0379200005021000037, четыре заявки не допущены к участию в электронном аукционе, заявка ООО «Фирма «АгроСтрой» признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и положениям Закона № 44-ФЗ, аукцион признан несостоявшимся, составлен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0379200005021000037.
21.10.2021 ООО «Кобор трейд» направило в Управление жалобу на действия единой комиссии КЧРКП «ДКС» при проведении электронного аукциона № 0379200005021000037.
22.10.2021 КЧРКП «ДКС» проведено рассмотрение заявки единственного участника электронного аукциона № 0379200005021000037. Заявка единственного участника электронного аукциона ООО «Фирма «АгроСтрой» признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и положениям Закона № 44-ФЗ. Составлен протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона № 0379200005021000037.
29.10.2021 жалоба ООО «Кобор трейд» рассмотрена Управлением, приняты решение и предписание по делу № 009/06/106-307/2021. В действиях единой комиссии КЧРКП «ДКС» установлены нарушения частей 1, 3, 4, 5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ. Единой комиссии КЧРКП «ДКС» предписано отменить протоколы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок, дату проведения аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию об отмене протоколов и информацию о новых датах рассмотрения заявок и аукциона; при этом дата рассмотрения первых частей заявок должна быть не ранее чем через 6 рабочих дня со дня отмены протоколов. Также единой комиссией КЧРКП «ДКС» предписано рассмотреть первые части заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом замечаний, указанных в решении от 29.10.2021 по делу № 009/06/106-307/2021; осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
05.11.2021 КЧРКП «ДКС» заключило с ООО «Фирма «АгроСтрой» государственный контракт № 21-0037.
26.11.2021 КЧРКП «ДКС» и ООО «Фирма «АгроСтрой» подписано соглашение о расторжении государственного контракта от 05.11.2021 № 21-0037.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения КЧРКП «ДКС» и Управления в арбитражный суд с заявлениями.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).
На основании части 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Из содержания аукционной документации следует, что в разделе 3 «Спецификация» заказчиком установлены сведения о качестве, технических и функциональных характеристиках товара, предоставление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе. По позиции 7 «ФИО2 холодильная моноблочная» заказчиком предусмотрены следующие положения: «Корпус изготовлен из оцинкованной стали с полимерным покрытием. Освещение камеры: ?2*0.75Вт. Количество вентиляторов конденсатора, шт: ?1. Диаметр крыльчатки конденсатора, воздухоохладителя, мм: ?200. Производительность конденсатора, м3/час: ?600. Ширина ?490 мм. Глубина >800 мм. Высота >700 мм. Электрическая оттайка. ФИО1 конденсатор. Количество вентиляторов воздухоохладителя, шт: ?1. Производительность воздухоохладителя, м3/час: ?600. Maксимальное энергопотребление, кВт не менее 1,18.».
В заявке ООО «Кобор трейд» по позиции 7 «ФИО2 холодильная моноблочная» раздела 3 Спецификации документации об аукционе предложены следующие значения: «ФИО2 холодильная моноблочная Polair MM 226 S: Корпус изготовлен из оцинкованной стали с полимерным покрытием. Освещение камеры: 2*0.75Вт. Количество вентиляторов конденсатора, шт: 2. Диаметр крыльчатки конденсатора, воздухоохладителя, мм: 254. Производительность конденсатора, м3/час: 1200. Ширина 790 мм. Глубина 807 мм. Высота 704 мм. Электрическая оттайка. Медно-алюминиевый конденсатор. Количество вентиляторов воздухоохладителя, шт: 2. Производительность воздухоохладителя, м3/час: 1200. Maксимальное энергопотребление, кВт, 2.2».
Основанием для отклонения заявки, по мнению единой комиссии КЧРКП «ДКС», послужило предоставление недостоверной информации при указании в первой части заявки конкретных показателей относительно характеристики товара «ФИО2 холодильная моноблочная». Согласно информации производителя данного товара (Polair MM 226 S), соответствующий товар имеет иные характеристики, в частности, диаметр крыльчатки конденсатора, мм: 254; диаметр крыльчатки воздухоохладителя, мм: 200.
Однако единой комиссии КЧРКП «ДКС» не учтено, что исходя из буквального толкования пункта 2 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, при осуществлении закупки товара первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе. В заявке ООО «Кобор трейд» по позиции 7 «ФИО2 холодильная моноблочная» были предложены конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе. Таким образом, действия единой комиссии КЧРКП «ДКС» в части отказа в допуске к участию в аукционе по позиции 7 «ФИО2 холодильная моноблочная» являются необоснованными.
Доводы КЧРКП «ДКС» о том, что характеристики товара на официальном сайте производителя отличаются от характеристик, указанных в заявке ООО «Кобор трейд», подлежат отклонению, поскольку отсутствие на сайте производителя товара с конкретными характеристиками не является доказательством отсутствия у производителя такого товара вообще. Не исключается изготовление товара по индивидуальному заказу, образцу с учетом требований заказчика.
Действия единой комиссии КЧРКП «ДКС» в части отказа в допуске к участию в аукционе по позиции 61 «Подставка» раздела 3 «Спецификации документации об аукционе», также являются необоснованными.
По позиции 61 «Подставка» заказчиком предусмотрены следующие положения: «Тип подставки: открытый. Ширина не менее 1100 мм. Глубина не менее 600 мм. Высота не менее 280 мм. Столешница и обвязка выполнены из нержавеющей стали толщиной не менее 0,8 мм, ножки – из трубы из нержавеющей стали. Все кромки подставки имеют подгиб, что полностью исключает получение травмы персоналом при эксплуатации и санитарной обработке. Регулируемые по высоте опоры ножек. Диаметр трубы не менее 40мм. Разборная конструкция. Размер профильной трубы не менее 40х40мм.».
Заявка ООО «Кобор трейд» по позиции 61 «Подставка» содержала следующее предложение: «Подставка ПТП-110/60: тип подставки: открытый; ширина 1100 мм; глубина 600 мм; высота 300 мм; столешница и обвязка выполнены из нержавеющей стали толщиной 0,8 мм, ножки – из трубы из нержавеющей стали. Все кромки подставки имеют подгиб, что полностью исключает получение травмы персоналом при эксплуатации и санитарной обработке. Регулируемые по высоте опоры ножек. Разборная конструкция. Размер профильной трубы 40х40мм.».
Основанием не допуска заявки к участию в аукционе, по мнению единой комиссии КЧРКП «ДКС», послужило несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе, а именно, участником закупки не сделано предложение относительно характеристики товара «Диаметр трубы не менее 40мм».
Вместе с тем, единой комиссией КЧРКП «ДКС» не учтено, что при формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе в части предложения требования к значениям показателей, характеристик товаров, используемых при поставке товара, по предмету государственного контракта, участники закупки должны соблюдать и учитывать правила инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (Приложение №2 к разделу 2 «Информационная карта электронного аукциона»). В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе, если заказчику требуются товары в различных вариантах исполнения, в таком случае участник должен указать конкретные значения показателей для каждого варианта исполнения товара в отдельности (за исключением случаев, когда разные варианты исполнения имеют одинаковые значения показателей). Если заказчику требуется товар только в одном из предложенных, заказчиком вариантах исполнения товара, участник должен указать конкретные значения показателей только для того варианта исполнения товара, который предложен участником к поставке.
КЧРКП «ДКС» было установлено требование о том, что ножки подставки должны быть из трубы из нержавеющей стали, два варианта исполнения, а именно, диаметр трубы не менее 40мм. и размер профильной трубы не менее 40х40мм.
Таким образом, руководствуясь правилами инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, где указано, что если заказчику требуется товар только в одном из предложенных, заказчиком вариантах исполнения товара, участник должен указать конкретные значения показателей только для того варианта исполнения товара, который предложен участником к поставке. В заявке ООО «Кобор трейд» предложены конкретные значения показателей только для того варианта исполнения товара, который предложен участником к поставке.
Кроме того, на основании поступившей от ООО «Кобор трейд» жалобы, Управлением проведена внеплановая проверка относительно правомерности принятия решения об отказе заявкам других участников электронного аукциона.
Так в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, заявке с идентификационным номером «1639671» отказано в допуске к участию в аукционе в виду несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе, а именно, предложение участника не позволяет однозначно определить наличие, либо отсутствие характеристики в товаре. По позиции 55 «Стул» заказчиком предусмотрены следующие положения: «Габаритные размеры (д*ш*в), не менее: 450х400х900 мм. Материал корпуса: сталь. Материал обивки: экокожа. Цвет обивки: предпочтительно коричневая с узором. Тип поверхности корпуса: глянцевый. Должен иметь хромированный металлокаркас и мягкое сиденье. Должен быть со спинкой. Толщина трубы каркаса не должна быть менее 16мм.». В заявке с идентификационным номером «1639671» по позиции 55 «Стул» раздела 3 Спецификации документации об аукционе предложены следующие значения: «Габаритные размеры (д*ш*в),: 450х530х900 мм. Материал корпуса: сталь. Материал обивки: экокожа. Цвет обивки: предпочтительно коричневая с узором. Тип поверхности корпуса: глянцевый. Имеет хромированный металлокаркас и мягкое сиденье. Со спинкой. Толщина трубы каркаса 16мм.». При формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе в части предложения требования к значениям показателей, характеристик товаров, используемых при поставке товара, по предмету государственного контракта, участники закупки должны соблюдать и учитывать правила инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (Приложение №2 к разделу 2 «Информационная карта электронного аукциона»).
В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе предусмотрено, что первая часть заявки не должна содержать фразы «предпочтительно», «допускается», «не допускается», «должно быть», «возможно», «возможен», «может быть», «требуется», «в случае», «нужен», «должна», «не может быть», «при наличии» или производные от указанных формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие, либо отсутствие характеристики в товаре, указанной подобным образом, в том числе не допускается указание показателей в сослагательном наклонении. Однако, конкретные предложения, предусмотренные в заявке с идентификационным номером «1639671», по позиции 55 «Стул» раздела 3 Спецификации документации об аукционе позволяют идентифицировать, что цвет обивки стула будет коричневый с узором. Одно лишь указание в заявке слово «предпочтительно» не может признано законным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Таким образом, действия единой комиссии КЧРКП «ДКС» в части отказа в допуске к участию в аукционе по позиции 55 «Стул», являются необоснованными.
Заявкам с идентификационными номерами «1639819», «1652963» также необоснованно отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе по основанию отсутствия единицы измерения значений показателей. Вместе с тем, единица измерения не является функциональной, технической, качественной, эксплуатационной характеристикой объекта закупки в понимании статьи 33 Закона № 44-ФЗ и которая требует указание конкретных предложений.
С учетом изложенного, Управлением в действиях заказчика (КЧРКП «ДКС») установлены нарушения при формировании документации об аукционе (части 1,3,4,5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ), правомерно принято решение от 29.10.2021 и выдано предписание от 29.10.2021 по делу № 009/06/106-307/2021.
Оспариваемые решение и предписание Управления, права и интересы КЧРКП «ДКС» в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности не нарушают и дополнительные обязательства на него не возлагают, являются законными.
Нарушений порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, не установлено.
Требования КЧРКП «ДКС» о признании недействительными решения и предписания Управления от 29.10.2021 по делу № 009/06/106-307/2021 не подлежали удовлетворению. Суд первой инстанции правомерно отказал КЧРКП «ДКС» в удовлетворении заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах.
Материалами настоящего дела подтверждается, что единая комиссия КЧРКП «ДКС» необоснованно не допустила к участию в электронном аукционе № 0379200005021000037 ООО «Кобор трейд» и других участников. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах электронный аукцион № 0379200005021000037 государственный контракт от 05.11.2021 № 21-0037 является недействительным, встречное исковое заявление Управления подлежало удовлетворению.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы КЧРКП «ДКС» не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.05.2022 по делу № А25-2993/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Цигельников И.А.
Судьи Жуков Е.В.
Сомов Е.Г.