ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А25-3356/2021 от 17.05.2022 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А25-3356/2021

24.05.2022

Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2022

Полный текст постановления изготовлен 24.05.2022

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей: Бейтуганова З.А., Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизиевым Ш.Ю., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.03.2022 по делу № А25-3356/2021, принятое по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 (ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении финансового управляющего ФИО1 (далее - арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 17.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что сведения о применении обеспечительных мер в виде ареста на долю должника в уставном капитале ООО фирма «Меркурий», наложенных определением Черкесского городского суда КЧР от 08.10.2021, не подлежали обязательному опубликованию финансовым управляющим.

Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в данном обособленном споре, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) судебное заседание проведено в их отсутствие.

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение от 17.03.2022 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу №А25-1460/2019 от 22.07.2019 гражданин ФИО2 (далее - должник) признан банкротом, в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим должника утвержден ФИО1

Определением суда от 06.05.2021в рамках дела №А25-1460/2019 (оставленным без изменения постановлениями Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.09.2021, в передаче кассационной жалобы отказано определением Верховного Суда РФ от 17.12.2021) утверждено разработанное финансовым управляющим Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника, а именно доли в уставном капитале ООО фирма «Меркурий» в размере 58,32%.

20.08.2021 финансовым управляющим опубликовано сообщение об объявлении торгов (№ 7179246).

29.09.2021 проведение торгов было приостановлено в связи с жалобой ИП ФИО3 в УФАС по Орловской области (№7417578).

05.10.2021 жалобы ИП ФИО3 была рассмотрена, признана необоснованной, приостановление торгов было отменено.

08.10.2021 финансовый управляющий опубликовал сообщение о возобновлении проведения торгов в связи с признанием жалобы ИП ФИО3 необоснованной, подведение итогов торгов было назначено на 12.10.2021 на 10:00 (№7470119).

08.10.2021 супруга должника - ФИО4 обратилась в Черкесский городской суд с иском о разделе совместно нажитого имущества с должником путем определения долей в спорном имуществе.

08.10.2021 Черкесским городским судом принято определение о запрете должнику и третьим лицам отчуждать спорную долю в уставном капитале ООО фирма «Меркурий».

12.10.2021 в 14:00 должник обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления проведения торгов по продаже 58,32% доли должника в уставном капитале ООО фирма «Меркурий».

12.10.2021 в 14:06 итоги торгов были подведены и 13.10.2021 опубликовано сообщение в ЕФРСБ (№7489782).

12.10.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области поступила жалоба ФИО4 на действия финансового управляющего в рамках дела №А25-1460/2019 о банкротстве ФИО2-М.Э. при организации и проведении открытых торгов по продаже 58,32% доли должника в уставном капитале ООО фирма «Меркурий» (л.д. 42-46).

Письмом от 13.10.2021 № 5597/03 Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области передало рассмотрение жалобы ФИО4 в рамках имеющихся компетенций в адрес заявителя, так как жалоба на действие/бездействия финансового управляющего является предметом рассмотрения в рамках Закона о банкротстве, а не Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (л.д.41).

Определениями от 12.11.2021 заявителем возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования и истребованы сведения, необходимые для разрешения дела (л.д. 24, 25-28, 29-31).

Уведомлением заявителя от 12.11.2021 №05274/21 финансовый управляющий приглашался в управление 10.12.2021 в 12 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении (л.д.22).

08.12.2021 Управлением получены объяснения финансового управляющего (л.д.35-40).

10.12.2021 представитель финансового управляющего обратился в Управление с ходатайством о продление срока административного расследования, в удовлетворении которого было отказано (л.д. 32-33).

10.12.2021 Управлением в присутствии представителя финансового управляющего составлен протокол №000100921 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.13 КоАП РФ.

Основанием для составления протокола послужил тот факт, что финансовый управляющий не опубликовал сообщение о принятии Черкесским городским судом определения от 08.10.2021 о применении обеспечительным мер в виде наложения ареста на принадлежащее должнику имущество в виде 58,32% доли в уставном капитале ООО фирма «Меркурий», а также не исполнил обязанность по снятию с торгов вышеуказанной доли должника и опубликовал сообщение о результатах указанных торгов. С целью привлечения финансового управляющего к административной ответственности, Управление обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Требования к письменным обращениям граждан установлены ст.7 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ).

Пунктом 1 ст.7 Закона №59-ФЗ определено, что гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В силу ч. 1 ст.9 Закона №59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Следовательно, рассмотрение обращений граждан в установленном порядке является не только правом, но и обязанностью управления.

Исключения из этого правила предусмотрены ч.1 ст.11 Закона №59-ФЗ и ч.3 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора).

Из материалов дела следует, что 13.10.2021 Управлением была зарегистрирована жалоба ФИО4, переданная Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области для рассмотрения в рамках имеющейся у заявителя компетенции.

С учетом изложенного, апелляционный суд полагает верным вывод суда первой инстанции о том, что обращение физического лица подлежало рассмотрению Управлением.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление, составивший протокол.

Пунктом 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих об административных правонарушениях, в частности, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа в пределах предоставленных законом полномочий.

Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения является установленный порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.

Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и в бездействии при банкротстве, а именно в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

Субъектом правонарушения является арбитражный управляющий.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Порядок проведения процедур банкротства, а также обязанности арбитражных управляющих при проведении таких процедур регулируются нормами Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

Согласно статье 2 Закона о банкротстве арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих; конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.

В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Пунктами 2 и 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусмотрено, что арбитражный управляющий обязан осуществлять установленные данным законом функции, в том числе, действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве.

Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в действиях, не причиняющих вреда кредиторам и должнику и обществу.

Следовательно, основной целью деятельности арбитражного управляющего является обеспечение соблюдения законодательства при проведении процедур несостоятельности (банкротства).

Как усматривается из протокола, арбитражному управляющему вменяется невыполнение обязанностей по обязательному опубликованию сведений о применении обеспечительных мер в виде ареста на долю должника в уставном капитале ООО фирма «Меркурий», наложенных определением Черкесского городского суда КЧР от 08.10.2021.

В соответствии со ст.213.7 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящей главой, опубликовываются путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина (п.1).

В ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения:

- о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов;

- о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина;

- о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства;

- о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина и об основании для прекращения такого производства;

- об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего;

- об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;

- о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов;

- об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - седьмым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;

- о проведении собрания кредиторов;

- о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов;

- о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств;

- о завершении реструктуризации долгов гражданина;

- о завершении реализации имущества гражданина;

- о кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет должника (при наличии);

- иные предусмотренные настоящим параграфом сведения (п.2).

В соответствии с п.2.1 ст. 213.7 Закона о банкротстве не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, финансовый управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщение о результатах проведения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина (отчет). Такое сообщение должно содержать следующие сведения:

1) идентифицирующие гражданина сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи;

2) наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, указание на наименование процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, а также номер дела о банкротстве гражданина;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество утвержденного финансового управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;

4) наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с главой III.1 настоящего Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений;

5) наличие жалобы на действия или бездействие финансового управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого на основании рассмотрения жалобы решения;

6) стоимость имущества гражданина, указанная в описи, представленной при подаче гражданином заявления о признании его банкротом либо при направлении в арбитражный суд отзыва на заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом;

7) стоимость выявленного финансовым управляющим имущества гражданина (включая имущество, указанное в подпункте 6 настоящего пункта), если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, проводилась опись;

8) сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, в том числе с указанием размера денежной суммы, выделенной для финансирования деятельности финансового управляющего, и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим для обеспечения своей деятельности;

9) выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;

10) источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина;

11) дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.

В соответствии с п.1 ст.28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с п.2 ст.28 Закона о банкротстве Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

В соответствии с п.3 ст. 28 Закона о банкротстве наряду со сведениями, подлежащими включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, включению в указанный реестр подлежат сведения, перечень которых устанавливается регулирующим органом.

Проверка достоверности сведений о должнике при включении их в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве осуществляется оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве посредством их сопоставления со сведениями, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п.4.1 ст. 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, включаются в него арбитражным управляющим, если настоящим Федеральным законом включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо.

Сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, могут быть включены в него в порядке, установленном статьей 86 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

В соответствии с п.6 ст.28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения:

- о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- о прекращении производства по делу о банкротстве;

- об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;

- об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;

- о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;

- об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;

- иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.

Сведения, а также сроки размещения сообщений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, определены Законом о банкротстве, а также Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 №178 «Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве» (далее -Порядок).

В соответствии с п.п. 1.2, 1.3 Порядка реестр с являющимся его неотъемлемой частью Реестром сведений о банкротстве формируется и ведется в электронном виде и представляет собой федеральный информационный ресурс в сети «Интернет» по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru.

Согласно п.3.1 Порядка сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Сведения, подлежащие внесению (включению) в информационный ресурс на основании судебных актов, актов других органов и должностных лиц, за исключением случаев, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, вносятся (включаются) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты получения пользователем соответствующего акта.

Согласно п.4.1 – 4.4 Порядка наряду со сведениями, подлежащими опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - Реестр сведений о банкротстве) подлежат:

1. Сведения о саморегулируемой организации арбитражных управляющих и саморегулируемой организации операторов электронных площадок, созданной в целях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - саморегулируемая организация), включаемые в Реестр сведений о банкротстве соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций операторов электронных площадок:

а) регистрационный номер и дата включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или государственный реестр саморегулируемых организаций операторов электронных площадок (далее - Реестр саморегулируемых организаций);

б) дата внесения последних изменений в содержащиеся в Реестре саморегулируемых организаций сведения;

в) полное и сокращенное (в случае, если имеется) наименование саморегулируемой организации;

г) местонахождение саморегулируемой организации;

д) наименование коллегиального органа управления, его количественный и персональный состав (фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) членов), а также специализированных органов саморегулируемой организации, формирование которых предусмотрено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";

е) наименование коллегиального исполнительного органа саморегулируемой организации, его количественный и персональный состав (фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) членов) и (или) сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа управления (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

ж) количество членов саморегулируемой организации на дату представления документов для включения в Реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческой организации;

з) размер компенсационного фонда на дату представления документов для включения в Реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческой организации;

и) сведения об исключении саморегулируемой организации из Реестра саморегулируемых организаций (дата и основание исключения).

2. Сведения об операторах электронных площадок и электронных площадках, включаемые в Реестр сведений о банкротстве саморегулируемой организацией операторов электронных площадок, созданной в целях, предусмотренных Законом о банкротстве:

а) полное и сокращенное (в случае, если имеется) наименование оператора электронной площадки (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) (для индивидуального предпринимателя);

б) основной государственный регистрационный номер оператора электронной площадки и его индивидуальный номер налогоплательщика;

в) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

г) дата вступления оператора электронной площадки в члены саморегулируемой организации операторов электронных площадок и дата прекращения членства оператора электронной площадки в указанной саморегулируемой организации.

3. Сведения о проведении торгов по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, включаемые в Реестр сведений о банкротстве:

а) организатором торгов: о заключении договора купли-продажи имущества или предприятия должника (дата заключения договора с победителем торгов или сведения об отказе или уклонении победителя торгов от заключения договора, дата заключения договора с иным участником торгов и цена, по которой имущество или предприятие приобретено покупателем);

б) операторами электронных площадок: подлежащие размещению оператором электронной площадки на электронной площадке в соответствии с подпунктами "а", "в", "д" и "и" главы VIII Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. N 495 "Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России".

4. Сведения о возврате многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) гражданину поданного им заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке, включаемые многофункциональным центром в Реестр сведений о банкротстве:

а) идентифицирующие гражданина сведения в соответствии с пунктом 5 статьи 213.7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";

б) причину возврата гражданину заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке;

в) дату возврата гражданину заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке.

С учетом изложенного, Закон о банкротстве и применимое законодательство не содержит обязанности арбитражного управляющего по опубликованию сведений о наложении ареста на имущество должника.

Таким образом, апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что сведения о применении обеспечительных мер в виде ареста на долю должника в уставном капитале ООО фирма «Меркурий», наложенных определением Черкесского городского суда КЧР от 08.10.2021, не подлежали обязательному опубликованию финансовым управляющим.

Также из материалов дела усматривается, что определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.10.2021 по делу №А25-1460/2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021, должнику отказано в принятии обеспечительных мер в виде запрета на проведение спорных торгов.

Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.12.2021, по делу №А25-1460/2019 оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022, должнику было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными торгов по продаже спорной доли.

Таким образом, правомерность действий финансового управляющего по проведению торгов по продаже доли должника в виде 58,32% доли в уставном капитале ООО фирма «Меркурий» после принятия обеспечительных мер в виде ареста на имущество должника, наложенных определением Черкесского городского суда от 08.10.2021, рассматривалась судами ранее и вступившими в силу судебными актами действия финансового управляющего признаны законными.

Доводы должника о действиях ФИО1 в нарушение определения Черкесского городского суда КЧР от 08.10.2021, отклоняются апелляционной коллегией судей на основании следующего.

Суть принятых обеспечительных мер сводилась к запрету должнику и третьим лицам (без указания этих лиц) отчуждать спорную долю, а не в запрете на проведение торгов или обязании снять долю с торгов. В Определении Черкесского городского суда от 08.10.2021 указано на наложение ареста на долю ФИО2 в уставном капитале ООО фирма «Меркурий»; запрет ответчику ФИО2 и другим лицам отчуждение указанного имущества.

Проведение торгов имущества должника не приравнено к отчуждению этого имущества. Торги представляют собой способ определения условий договора о цене имущества и стороны сделки. Подписание протокола о результатах торгов не считается подписанием договора купли-продажи. Из буквального толкования п. 15-16 ст. 110 Закона о банкротстве следует, что договор по результатам торгов не считается заключенным путем подписания протокола о результатах торгов.

Указание в законе на то, что после подведения итогов торгов конкурсный управляющий предлагает победителю торгов заключить договор, свидетельствует о том, что с подписанием протокола об итогах торгов договор не считается заключенным. Этот же вывод следует из п. 19 ст. 110 Закона о банкротстве, в которой указано, что продажа имущества оформляется договором купли-продажи, а не подписанием протокола об итогах торгов.

При этом само по себе подписание договора купли-продажи доли в уставном капитале в соответствии с требованиями Закона о банкротстве не означает перехода права собственности на имущество должника.

Согласно проекту договора купли-продажи в отношении спорной доли продавец обязан передать покупателю имущество и имеющиеся документы по акту приема-передачи, подписываемому обеими сторонами, в течение 15 рабочих дней с момента оплаты покупателем имущества в полном объеме» (п. 4.1.1 договора).

То есть передача доли должна произойти в течение 15 дней после оплаты, а оплата - в течение 30 дней с момента заключения договора. В случае неуплаты победителем торгов покупной цены в установленный срок договор с ним считается незаключенным, а торги признаются несостоявшимися (п. 7 ст. 449 ГК РФ).

Таким образом, в проекте договора отражено, что право собственности на долю возникает при соблюдении двух условий: 1) полной оплаты договорной цены; 2) соблюдение нотариальной формы договора (п. 5.1, 5.2 договора).

В связи с этим, отчуждение имущества происходит в момент перехода права собственности на спорную долю по итогам заключения договора и его исполнения, а не в момент подведения итогов торгов или заключения договора. Отчуждение имущества подтверждается внесением соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Согласно отзыву арбитражного управляющего ФИО1 на данный момент отчуждение имущества не произошло, требования определения Черкесского городского суда КЧР от 08.10.2021 не нарушены.

Торги были проведены законно, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делу № А25-1460/2019.

Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд не усматривает нарушения финансовым управляющим Закона о банкротстве при публикации последним в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщения от 13.10.2021 (№7489782) о результатах спорных торгов, состоявшихся 12.10.2021.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в действиях арбитражного управляющего не содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.13 КоАП РФ.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, поскольку не опровергают сделанных судом выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела или иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.

Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.

При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.03.2022 по делу № А25-3356/2021оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Н.В. Макарова

Судьи

З.А. Бейтуганов

Д.А. Белов