ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
03 мая 2017 года | Дело № А26-11001/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2017 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Несмиян С.И.,
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: ФИО2, по доверенности от 03.11.2016; ФИО3, по доверенности от 23.09.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-7120/2017 ) обществу с ограниченной ответственностью «Межевое бюро» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.02.2017 по делу № А26-11001/2016 (судья Буга Н.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Администрации Пудожского муниципального района (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес места регистрации: 186150, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Межевое бюро» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес места регистрации: 185005, <...>)
о взыскании 13 500 рублей 00 копеек,
установил:
Администрация Пудожского муниципального района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Межевое бюро» (далее – ООО «Межевое бюро») 13 500 рублей 00 копеек убытков, связанных с некачественным исполнением работ по муниципальному контракту № 01630000841500009 от 26.03.2015.
Решением от 08.02.2017 Арбитражный суд Республики Карелия иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ООО «Межевое бюро» просит решение суда от 08.02.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, пояснив, что отказ регистрирующего органа в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости связан не с ненадлежащим выполнением работ по государственному контракту исполнителем, а с действиями заказчика – Администрации, которая не сформировала необходимый пакет документов для подготовки кадастровых работ.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 08.02.2017 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между Администрацией Пудожского муниципального района (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Межевое бюро» (исполнитель) на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 02- 09/2015-ЭА от 12.03.2015 заключен муниципальный контракт № 01630000841500009 на оказание услуг по технической инвентаризации объектов недвижимого имущества (нежилых помещений) нежилого фонда Пудожского муниципального района, с изготовлением технических планов от 26.03.2015, в соответствии с которым исполнитель по заданию заказчика в течение срока действия контракта оказал услуги по технической инвентаризации объектов недвижимого имущества (нежилых помещений) нежилого фонда, находящихся в собственности Пудожского муниципального района, с изготовлением технических планов в объеме, предусмотренном техническим заданием (Приложение № 1) (л.д. 16).
Согласно пункту 5 Технического задания (Приложения № 1 к муниципальному контракту № 01630000841500009 от 26.03.2015) техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества нежилого фонда (нежилых помещений) с изготовление технических планов должны быть выполнены в отношении 2 (двух) нежилых помещений:
- здания магазина (нежилое помещение), расположенного по адресу: <...> дом б/н, общая площадь 107,5 кв.м., год постройки 2013, этажность – 1,
- здания гостевого дома (нежилое помещение), расположенного по адресу: Пудожский район деревня Кубовская, дом б/н, общая площадь 284,3 кв.м., год постройки 1990, этажность - 1.
Факт выполнения ООО «Межевое бюро» кадастровых работ зафиксирован сторонами в Акте сдачи - приемке оказанных услуг (л.д. 17).
По решению филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия от 17.09.2015 № 1000/144/15-9284 Администарции отказано в осуществлении государственного кадастрового учета здания, расположенного по адресу: Республика Карелия, <...> на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (л.д. 21 - 23).
По результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, регистрирующий орган установлены следующие обстоятельства.
Государственный кадастровый учет нежилого здания - магазина не может быть осуществлен до завершения его строительства в полном объеме и ввода его в эксплуатацию.
Представленный технический план на здание - магазина 2013 года постройки подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости от 17.04.2015 и в состав Приложения не включен документ, свидетельствующий о выданном разрешении на ввод в эксплуатацию, невозможно определить введено ли данное здание в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Объект недвижимости (нежилое здание магазина), в отношении которого не получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, не может считаться завершенным строительством в полном объеме. При этом, справка от 08.04.2015 № 1834, выданная Администрацией Пудожского муниципального района, копия которой включена в состав Приложения представленного технического плана, не подтверждает, что в соответствии с требованиями градостроительного кодекса Российской Федерации получение разрешения на строительство, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на здание магазина не требуется.
Дополнительно, регистрирующий орган указал, что представленном техническом плане адрес (описание местоположения) здания указан как в структурированном виде в соответствии с ФИАС, так и в строке «Иное описание местоположения», в соответствующей строке раздела «Характеристики здания» содержаться сведения о наименовании здания «Здание магазина», а в Декларации от 17.04.2015, на основании которой подготовлен технический план, указано наименование здания «магазин».
В Декларации, включенной в состав Приложения технического плана, вышеуказанные требования нарушены, а именно: в соответствии с пунктом 11 Требований к декларации в реквизите «Адрес (местоположение) объекта недвижимости» указывается официально присвоенный (почтовый) адрес. Наименования города, населенного пункта, некоммерческого объединения граждан, улицы, номера дома, корпуса, строения, квартиры, комнаты указываются в случае их наличия.
При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса объекта недвижимости в строке «Иное» вносится описание местоположения объекта недвижимости с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного населённого пункта, улицы (проспекта, шоссе, переулка, бульвара и т.д.).
Дополнительно указываются вид муниципального образования (муниципальный район, городской округ, поселение и т.д.) и тип (вид) городского (город, поселок) либо сельского (село, деревня и т.д.) поселения. В представленной Декларации данный пункт Требований к декларации нарушен.
В соответствии с пунктом 8 Требований к Декларации, Декларация в форме бумажного документа должна быть прошита и скреплена подписью лица, заполнившего Декларацию. Подпись лица, которое вправе действовать от имени юридического лица без доверенности, подпись представителя соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, заверяется оттиском печати соответствующего юридического лица или органа.
Подпись и расшифровка подписи лица, заполнившего Декларацию, проставляется на обороте последнего листа Декларации с указанием даты подготовки Декларации.
Представленную Декларацию от 17.04.2015 заполнил Глава администрации Пудожского муниципального района ФИО4, на обороте последнего листа стоит подпись с расшифровкой подписи ФИО5
Из представленного технического плана следует, что контур здания частично расположен в границах контура здания с кадастровым номером 10:15:0010106:282, площадью 36,1 кв.м, 2014 года вода в эксплуатацию были внесены в ГКН на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 04.03.2014 № 10-0-1-45/3001/2014-2705 и технического плана от 04.03.2014.
Регистрирующий орган предположил, что объект недвижимости о постановке на государственный учет которого подано заявление, образован путем преобразования (реконструкции) одного или нескольких объектов недвижимости, сведения которых содержаться в ГКН.
Заявителю рекомендовано подготовить технический план, оформленный в соответствии с требованиями Закона о кадастре, требованиями к Декларации.
Решение органа кадастрового учета от 17.09.2015 № 1000/144/15-9284 в соответствии с частью 13 статьи 27 Закона о кадастре не оспорено.
Администрация Пудожского муниципального района в адрес ООО «Межевое бюро» направила претензию от 08.04.2016 с требованием в срок до 22.04.2016 года представить технический план, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации на бумажном и электронном носителях информации, в отношении здания, расположенного по адресу: Республика Карелия, <...> либо вернуть в адрес Администрации Пудожского муниципального района 13 500 рублей 00 копеек – половину уплаченных за оказание услуг денежных средств по муниципальному контракту № 01630000841500009 от 26.03.2015.
Поскольку требование заказчика ООО «Межевое бюро» не исполнило, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. Суд иск удовлетворил Решение обжаловано.
На основании статьи 26 Закона о государственном кадастре орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи. В частности, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (пункт 5 части 2 статьи 26).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о государственном кадастровом учете кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений
При проверке действий ООО «Межевое бюро» на соответствие требованиям закона, апелляционный суд исходит из положений части 1 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).
Указанной нормой определено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка (часть 8 статьи 41 Закона о кадастре).
Без наличия запрашиваемых документов выдать технический план на спорное сооружение не представляется возможным.
Сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации (далее - Декларация), подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона. В указанном случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана.
Частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Исходя из анализа приведенных норм права, суд признал, что сведения о здании в технический план должны вноситься на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если для такого объекта градостроительным законодательством требуется получение указанного разрешения, с приложением к техническому плану данного документа.
Учитывая изложенное, не могут быть приняты во внимание как несостоятельные в правовом отношении доводы Администрации о том, что обязательными документами для постановки на кадастровый учет вновь созданного объекта недвижимости являются два самостоятельных документа: технический план объекта или разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, а также, что не предусмотрено обязательное требование о представлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию во всех случаях.
Апелляционный суд пришел к выводу, что по договору технической инвентаризации все требования пункта 12 Технического задания выполнены. Непредставление исходных данных, приведших к неточности – риск заказчика. В обязанности исполнителя не входило выполнение действий по подготовке полного комплекта документов для кадастрового учета. Регистрирующий орган отказал по основаниям, зависящим от Администрации, которая не обеспечила сбор комплекта документов (не представлено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта регистрации, нарушены требования к оформлению Декларации и т.д.).
Руководствуясь статьями 110, 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.02.2017 по делу № А26-11001/2016 отменить.
В иске отказать
Взыскать с Администрации Пудожского муниципального района (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес места регистрации: 186150, <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Межевое бюро» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес места регистрации: 185005, <...>) 1000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | С.И. Несмиян | |