ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-11294/19 от 03.09.2020 АС Республики Карелия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 сентября 2020 года

Дело №

А26-11294/2019

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,

рассмотрев 02.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сортавальский» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу № А26-11294/2019,  

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Сортавальский», адрес: 186730, Республика Карелия, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество, ООО «Сортавальский»), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, адрес: 185035, <...> (далее – Комитет), от 31.10.2019 по делу № 17-17/396-19, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020, в удовлетворении заявления Обществу отказано.

В кассационной жалобе ООО «Сортавальский», ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Общество считает, что работы по промывке внутридомовой системы отопления с учетом территориального расположения многоквартирного дома выполнены им в установленные сроки, а в связи с отсутствием в доме общедомовой системы горячего водоснабжения не требовалось проведения работ, связанных с гидравлическими испытаниями и промывкой внутридомовой системы горячего водоснабжения.

 Кроме того, податель жалобы ссылается на отсутствие уведомления о проведении проверки,  вручения акта проверки и распоряжения о ее проведении, а также извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество оказывает услуги по управлению общим имуществом многоквартирного дома                      № 33 по ул. Ленина в г. Питкяранте Республики Карелия (далее – МКД) в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 11.03.2019.

На основании распоряжения от 10.09.2019 № ЛК 068/Р/2842 в связи с поступившим обращением ресурсоснабжающей организации –                                     обществом с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» (далее – ООО «Петербургтеплоэнерго») от 03.09.2019 № 1635-РК о фактах неготовности систем теплоснабжения к отопительному периоду 2019 - 2020 гг., в том числе в МКД, Комитетом в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка.

В ходе проверки Комитет направил в адрес Общества запрос от 10.09.2019 № ЛК 068/Р/2842 о представлении документов, а именно: плана работ и мероприятий по подготовке МКД к отопительному зимнему периоду 2019 – 2020 гг. и его фактического исполнения; согласованных с ресурсоснабжающими организациями графиков проведения работ по промывке и опрессовке системы отопления; актов и паспортов готовности МКД к эксплуатации.

Общество  письмом от 04.10.2019 № 235/2 представило Комитету акты от 17.09.2019 промывки и опрессовки системы отопления МКД и сообщило об утрате графика проведения работ, согласованного с ресурсоснабжающей организацией.

Со своей стороны ООО «Петербургтеплоэнерго» по запросу Комитета представило также  акт промывки системы теплопотребления от 17.09.2019 и согласованный им график промывки и опрессовки систем отопления в МКД, которым срок выполнения указанных в нем работ установлен до 30.08.2019.

 По результатам проверки Комитет установил и отразил в акте проверки от 07.10.2019 № ЛК 068/А/2842 факт грубого нарушения Обществом лицензионных требований при управлении МКД, а именно: по состоянию на 01.09.2019 Обществом нарушены сроки проведения испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания централизованной системы отопления в МКД. Так, работы по промывке и опрессовке системы отопления в доме проведены                                   ООО «Сортавальский» 17.09.2019 при установленном сроке выполнения таких работ в северных и восточных районах до 01.09.2019, что является нарушением подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение № 1110), части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент), пунктов 2.6.3 и 2.6.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила                    № 170).

По факту выявленных нарушений Комитет составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 21.10.2019                        № 2692/237.

Постановлением Комитета от 31.10.2019 по делу № 17-17/396-19                        ООО «Сортавальский» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Сортавальский» оспорило его в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, не установили нарушений процедуры привлечения его к административной ответственности, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.

Перечень лицензионных требований предусмотрен статьей 193 ЖК РФ и Положением № 1110.

Согласно подпункту «в» пункта 4.1 Положения № 1110 к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 названного Положения.

Исходя из названной нормы, лицензиат обязан  соблюдать требования, предусмотренные частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Из пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), следует, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Пунктом 10 Правил № 491 установлено правило содержания общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В силу пункта 1 статьи 36 Технического регламента безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Разделом 2.6 Правил № 170 установлены правила подготовки жилищного фонда к сезонной эксплуатации, в том числе:

в соответствии с пунктом 2.6.3 сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей; контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции;

в силу пункта 2.6.5 подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции);

согласно пункту 2.6.10 готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается, в том числе наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября;

в соответствии с пунктом 2.6.12 после окончания отопительного сезона оборудование котельных, тепловых сетей и тепловых пунктов, всех систем отопления должно быть испытано гидравлическим давлением в соответствии с установленными требованиями.

Пунктом 6.82 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 № 285, установлено, что тепловые сети, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться гидравлическим испытаниям с целью проверки прочности и плотности трубопроводов, их элементов и арматуры.

В силу пункта 9.2.12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее – Правила № 115) испытания на прочность и плотность оборудования систем проводятся ежегодно после окончания отопительного сезона для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.

Согласно пунктам 9.1.59, 9.2.9 и 9.2.10 Правил № 115 испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность должны производиться после их промывки персоналом потребителя тепловой энергии с обязательным присутствием представителя энергоснабжающей организации. Результаты проверки оформляются актом. Промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции). Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается.

Судами двух инстанций установлено, что Питкярантский район включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 (ред. от 27.02.2018), подготовка к зиме многоквартирных жилых домов в г. Питкяранта должна была быть завершена по пункту 2.6.3 Правил                 № 170 до 01.09.2019.

Как указывалось выше, утвержденным в соответствии с указанным пунктом Правил № 170 графиком на проведение работ по гидропневматической промывке и опрессовке срок проведения этих работ в МКД установлен до 30.08.2019.

Таким образом, подготовка к зиме многоквартирных жилых домов в                   г. Питкяранта должна была быть завершена до 01.09.2019, при этом  акт на испытания, промывку, наладку системы отопления в соответствии с пунктом 2.6.10 Правил № 170 подлежал предоставлению в Комитет до 15.09.2019.

Однако оборудование установок и систем теплопотребления в МКД по состоянию на 01.09.2019 не было подготовлено к отопительному сезону 2019 – 2020 гг.; паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях не оформлен; работы по промывке и опрессовке системы отопления в доме проведены Обществом только 17.09.2019.

Непроведение в установленный срок гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержащего системы теплоснабжения в проверенном МКД, представляет собой нарушение вышеупомянутых нормативных положений и свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований. Неготовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях существенно нарушает право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

При этом отсутствие в МКД общедомовой системы горячего водоснабжения, как верно указали суды, не исключает событие правонарушения, установленного в отношении непроведения лицензиатом работ по промывке и регулировке внутридомовой системы отопления, необходимых для надлежащего содержания сетей теплоснабжения в указанном доме.

Констатировав отсутствие доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех возможных мер в целях недопущения нарушения, суды установили вину Общества в соответствии с критериями виновности юридического лица согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Принимая во внимание изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности в деяниях Общества состава вмененного административного правонарушения.

Суды не выявили со стороны Комитета процедурных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности. Отклоняя доводы ООО «Сортавальский» об обратном, суды  указали следующее.

Внеплановая документарная проверка лицензиата проведена Комитетом в связи с сообщением ресурсоснабжающей организации о фактах грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и в строгом соответствии с положениями пункта 26 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008                           № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и части 4.2 статьи 20 ЖК РФ; распоряжение от 10.09.2019 № ЛК 068/Р/2842 о проведении внеплановой документарной проверки вынесено надлежащим лицом, получено Обществом 24.09.2019 вместе с запросом от 10.09.2019 № ЛК 068/Р/2842; акт проверки лицензиата от 07.10.2019 № ЛК 068/А/2842 получен Обществом 18.10.2019.

Уведомлением от 14.10.2019 № 2692/237-1 Общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которое получено  Обществом 18.10.2019, а определением от 21.10.2019 – о дате рассмотрения административного дела № 17-17/396-19  (31.10.2019).

У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии существенных процедурных нарушений в ходе производства указанного  административного дела.

Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287                    АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу № А26-11294/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сортавальский» – без удовлетворения.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

Е.А. Аникина

А.Г. Кудин