АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 октября 2018 года | Дело № | А26-13440/2017 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия Чекшиной О.Г. (доверенность от 12.01.2018), рассмотрев 15.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Военные технологии» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.2018 (судья Левичева Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу № А26-13440/2017, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Военные технологии», место нахождения: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 18А, ОГРН 1021000512796 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Карелия, место нахождения: 186790, Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Гагарина, д.7 (далее - Инспекция), о признании недействительными решений от 14.06.2017 № 14549 и от 01.08.2017 №14854. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018, в удовлетворении требований отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить. Податель жалобы полагает, что вывод судов о невозможности применения им при исчислении земельного налога ставки в размере 0,3% не основан на нормах законодательства. Кроме того, Общество отмечает, что является неправомерным вывод судов о том, что Общество, являясь юридическим лицом, не может использовать сельскохозяйственные участки по их назначению для дачного строительства, ввиду отсутствия сельхозпроизводства. В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Общество о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Из материалов дела следует, что по результатам проведенной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2015 год, Инспекцией принято решение от 14.06.2017 Кроме того, по результатам проведенной налоговой проверки налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2016 год, Инспекцией принято решение от 01.08.2017 № 14854 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислен налог в сумме 468 руб. и начислены пени в размере 27 руб. 07 коп., Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 94 руб. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 13.11.2017 № 13-11/16999@, решение Инспекции от 14.06.2017 № 14549 отменено в части доначисления налога на сумму 323 руб., пеней на сумму 55 руб. 22 коп., штрафа на сумму 31 руб. 80 коп. В остальной части жалоба Общества оставлена без удовлетворения. Общество, полагая, что решения Инспекции от 14.06.2017 № 14549 и от 01.08.2017 № 14854 являются неправомерными и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришел к выводу о неправомерности применения Обществом ставки земельного налога 0,3%. Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции подержал. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права считает, что судебные акты являются законными и обоснованными и отмене не подлежат. Пунктом 1 статьи 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Отказывая в удовлетворении требований Обществу, суды правомерно указали следующее. Из материалов дела следует, что Обществом представлены уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2015 год и налоговая декларация по земельному налогу за 2016 год, в которых по 45 земельным участкам указан код категории земли 3001000030 «прочие земли сельскохозяйственного назначения» и применена ставка земельного налога в размере 0,3%. Решениями Совета Салминского сельского поселения от 21.06.2011 № 111 на 2015 год и от 19.11.2015 № 83 на 2016 год, в отношении вышеуказанных категорий земельных участков установлена налоговая ставка 0,3 процента, в отношении прочих земельных участков - 1 процент. Как правомерно указали суды, исходя из системного толкования положений статей 7, 77, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации далее и статьи 394 НК РФ, применение пониженной ставки земельного налога возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель. Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» установлено, что под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Судами на основании материалов дела установлено, что Общество не осуществляет сельскохозяйственное производство (выращивание, производство и переработку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия). Основным видом деятельности Общества является «торговля оптовая неспециализированная», в связи с чем суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для применения налоговой ставки 0,3%. Кроме того, суды правомерно отметили следующее. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ) дачным земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства. Следовательно, для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются только гражданам и некоммерческим объединениям граждан. Коммерческие организации не могут использовать по целевому назначению дачные участки, ведь они не могут вести дачное хозяйство, а именно непосредственно использовать садовый (огородный) земельный участок для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. Действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом землепользования - для дачного хозяйства (для дачного строительства). Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - коммерческой организации возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом № 66-ФЗ. На основании изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что у Общества при исчислении земельного налога отсутствуют основания для применения налоговой ставки 0,3%, является правомерным. При таких обстоятельствах, суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении требований. Доводы, изложенные в кассационной жалобе Общества, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем у кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки. Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права, поэтому основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по делу № А26-13440/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Военные технологии» - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Е.С. Васильева | |||
Судьи | Л.И. Корабухина Ю.А. Родин | |||