ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-13713/17 от 21.09.2018 АС Северо-Западного округа

690/2018-46657(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г. и Соколовой С.В., 

при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по  Республике Карелия ФИО1 (доверенность от 09.01.2018), 

рассмотрев 18.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Администрации Сортавальского муниципального района на решение  Арбитражного суда Республики Карелия от 05.02.2018 (судья Свидская А.С.) и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018  (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу № А26-13713/2017, 

у с т а н о в и л:

Администрация Сортавальского муниципального района, место  нахождения: 186790, Республика Карелия, город Сортавала, площадь Кирова,  дом 11, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Администрация),  обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия,  место нахождения: 185031, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее -  Управление), о признании недействительными решения от 18.12.2017 по делу   № 04-18/326-2017 и предписания от 18.12.2017 № 04-19/326/102-2017 об  устранении нарушений законодательства о контрактной системе, а также  обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных  интересов Единой комиссии путем отмены указанных ненормативных правовых  актов. Заявление принято с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). 

Определением от 28.12.20017 суд привлек к участию в деле в качестве  третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно  предмета спора: Единую комиссию по осуществлению закупок для  муниципальных нужд при Администрации Сортавальского муниципального  района, место нахождения: 186790, Республика Карелия, город Сортавала,  площадь Кирова, дом 11 (далее – Единая комиссия); муниципальное казенное  учреждение «Н-ИНВЕСТ», место нахождения: 186792, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>  (далее – МКУ «Н-ИНВЕСТ»); индивидуального предпринимателя ФИО2, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ИП  ФИО2) и ФИО3. 

Решением суда первой инстанции от 05.02.2018 в удовлетворении  заявленных требований отказано. 

Постановлением апелляционного суда от 27.04.2018 указанное решение  оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное 


применение судами двух инстанций норм материального права и  несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит  решение и постановление отменить. 

В отзыве на кассационную жалобу МКУ «Н-ИНВЕСТ» поддержал  изложенные в ней доводы. 

Управление в возражениях на кассационную жалобу и дополнительных  пояснениях по кассационной жалобе, ИП ФИО2 в письменных  пояснениях, возражали против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и  обоснованность судебных актов. 

В судебном заседании представитель Управления просил в  удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в  указанных письменных документах. 

Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания  извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не  направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не  противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ). 

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 27.11.2017 МКУ «Н-ИНВЕСТ» (заказчик)  разместило на официальном сайте Единой информационной системы в сфере  закупок в сети Интернет по адресу: www.zakupki.gov.ru извещение 

 № 0106300012117000036 о проведении открытого аукциона в электронной  форме по приобретению жилого помещения в г. Сортавала Сортавальского  городского поселения Сортавальского муниципального района Республики  Карелия для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного  жилищного фонда. 

На участие в аукционе подана одна заявка ИП ФИО2

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на  участие в электронном аукционе от 11.12.2017 № 0106300012117000036-1,  заявка ИП ФИО2 признана не соответствующей требованиям  документации об аукционе, в связи с несоответствием информации,  представленной в первой части заявки требованиям, установленным в разделе  1.3 «Техническое задание» документации об аукционе, наличия в указанных  документах недостоверной информации. При этом Единая комиссия в данном  протоколе от 11.12.2017 сослалась на акт осмотра жилого помещения от  08.12.2017. 

Согласно пункту 12 протокола от 11.12.2017 в соответствии с частью 13  статьи 69 Закона № 44-ФЗ аукцион признан несостоявшимся. 

ИП ФИО2 12.12.2017 обратилась в Управление с жалобой на  действия уполномоченного органа - Администрации, указав, что отклонение ее  заявки являлось неправомерным. 

Администрация представила в антимонопольный орган пояснения от  14.12.2017 № 02-7269/10, к которым приложила копию акта осмотра жилого  помещения от 08.12.2017. 

Комиссия Управления, рассмотрев жалобу с участием представителя  Администрации, приняла решение от 18.12.2017 по делу № 04-18/326-2017,  которым признала жалобу ИП ФИО2 обоснованной (пункт 1).  Управление установило в действиях комиссии уполномоченного органа  нарушение требований части 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 

 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ;  пункт 2); решила выдать комиссии уполномоченного органа предписание об 


устранении нарушений законодательства о контрактной системе (пункт 3), а  также передать материалы рассмотрения жалобы для возбуждения дела об  административном правонарушении (пункт 4). 

Предписанием от 18.12.2017 № 04-19/326/102-2017 комиссии  уполномоченного органа - Администрации предписано устранить нарушения,  для чего необходимо: отменить протокол рассмотрения единственной заявки на  участие в электронном аукционе от 11.12.2017 № 0106300012117000036-1 и  повторно рассмотреть заявку единственного участника закупки, с учетом  решения Управления от 18.12.2017 по делу № 04-18/326-2017 (пункт 1);  уполномоченному органу, Единой комиссии и оператору электронной площадки  предписано осуществить дальнейшее проведение процедуры в соответствии с  требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Управления от  18.12.2017 по делу № 04-18/326-2017 (пункт 2); установлен срок, в течение  которого должно быть исполнено предписание - 10 рабочих дней с момента его  получения (пункт 3); предписано сообщить до 19.01.2018 года о выполнении  настоящего предписания, представив в Управление документы,  подтверждающие его исполнение (пункт 4). 

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа,  Администрация обратилась в арбитражный суд. 

Суды двух инстанций сделали вывод о неправомерности отклонения  заявки ИП ФИО2 со ссылкой на акт осмотра жилого помещения от  08.12.2017, поскольку составление такого акта не предусмотрено на этапе  оценки заявок ни документацией об аукционе, ни Законом о контрактной  системе и отказали в удовлетворении заявления. 

Согласно части 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной  форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация  о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения  в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и  документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и  дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на  электронной площадке ее оператором. 

Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе  регламентирован в статье 66 Закона № 44-ФЗ. 

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона

 № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при  заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные  показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о  таком аукционе. 

В силу части 1 статьи 67 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет  первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие  информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 указанного Федерального  закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком  аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. 

В силу пункта 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в  электронном аукционе признается не соответствующей требованиям,  установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления  документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8  части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона,  несоответствия указанных документов и информации требованиям,  установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных  документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и  время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. 


Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном  аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по  основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается  (часть 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ). 

При этом согласно части 6.1 статьи 66 Закона № 44-ФЗ в случае  установления недостоверности информации, содержащейся в документах,  представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3  и 5 Закона № 44-ФЗ, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника  от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения. 

Аналогичные положения, как установили суды содержались и в пунктах  3.2.2, 3.2.4, 5.1.1 документации об аукционе. 

Судами установлено, что согласно протоколу рассмотрения единственной  заявки на участие в электронном аукционе обоснованием для признания заявки  ИП ФИО2 не соответствующей требованиям документации об  аукционе послужило несоответствие информации, предоставленной в первой  части заявки, требованиям, установленным в Разделе 1.3. «Техническое  задание» документации об аукционе, наличие в указанных документах  недостоверной информации (на основании акта осмотра жилого помещения от  08.12.2017, квартира, предложенная участником закупки по адресу: <...>, не соответствует  требованиям аукционной документации по следующим показателям: напольное  покрытие, отделка потолка, отсутствие межкомнатных дверей). 

Протоколом от 11.12.2017 констатировано несоответствие фактического  состояния объекта, характеристикам, приведенным в заявке и аукционной  документации. 

В первой части заявки участника аукциона в описании элементов квартиры  по разделу 4 «Полы» указано: Полы б) в кухне - линолеум, г) в других  помещениях - линолеум. Фактически установлено, что полы в кухне покрыты  ковролином (ковровое покрытие), в других помещениях квартиры (коридор) -  напольное покрытие - доска половая. На значительной площади поверхности  пола отсутствует лакокрасочное покрытие, имеются следы биологического  поражения. 

В первой части заявки участника аукциона в описании элементов квартиры  по разделу 5 «Проемы» (а - оконные, б - дверные) указано: оконный блок  (дерево), входная дверь металлическая, двери внутри квартиры деревянные.  Фактически установлено, отсутствие межкомнатных дверей в кухне и в большой  комнате. 

В первой части заявки участника аукциона в описании элементов квартиры  по разделу 7 «Отделка потолка» указано: отделка потолка а) в жилых комнатах -  клеевая окраска. Фактически установлено, потолок оклеен потолочной плиткой. 

Таким образом, Единой комиссией в протоколе от 11.12.2017 на основании  акта осмотра от 08.12.2017 установлена недостоверная информация в первой  части единственной заявки. Данное обстоятельство выявлено в пределах  полномочий Единой комиссии и не опровергнуто ни в ходе рассмотрения дела  по жалобе участника, ни в ходе рассмотрении настоящего дела. 

Вывод судов о том, что составление такого акта не предусмотрено на этапе  оценки заявок ни документацией об аукционе, ни Законом № 44-ФЗ, и в связи с  этим данный акт не мог быть положен в основу отклонения заявки, суд  кассационной инстанции находит формальным, не отвечающим целям и  принципам контрактной системы в сфере закупок (статьи 1 и 6 Закона № 44-ФЗ). 

Из материалов дела не следует, судами не установлено что  Администрация или заказчик допустили неправомерное взаимодействие с 


участником торгов (статья 46 Закона № 44-ФЗ). 

При этом отсутствие нормативно установленного порядка проверки  достоверных сведений о товаре не может рассматриваться в сложившейся  ситуации как позволяющее признать участника аукциона имеющим право  претендовать на муниципальный заказ, считать себя надлежащим субъектом, с  которым должен быть заключен муниципальный контракт. 

Следовательно, оснований для восстановления прав ИП ФИО2 как участника аукциона не имеется. 

Оспариваемые решение и предписание УФАС направлены на констатацию  определенных формальных правил и не согласуются с основами правового  регулирования закупочной деятельности. 

Вывод судов о возможности приведения в надлежащее состояние  предмета закупки основан на предположении и в любом случае не может  служить оправданием предоставления недостоверных сведений участником  электронного аукциона. 

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит судебные  акты подлежащими отмене, и с учетом того, что судами установлены все  значимые обстоятельства считает возможным не направляя дело на новое  рассмотрение принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо- Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.02.2018 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018  по делу № А26-13713/2017 отменить. 

Признать недействительными вынесенные Управлением Федеральной  антимонопольной службы по Республике Карелия решение от 18.12.2017 по  делу № 04-18/326-2017 и предписание от 18.12.2017 № 04-19/326/102-2017 об  устранении нарушений законодательства о контрактной системе. 

Председательствующий А.Г. Кудин

Судьи И.Г. Савицкая

С.В. Соколова