АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 февраля 2018 года | Дело № | А26-1592/2017 | ||||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г., рассмотрев 07.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление – 149» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.06.2017 (судья Свидская А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 (судьи Жиляева Е.В., Желтянников В.И., Тимухина И.А.) по делу № А26-1592/2017, установил: Общество с ограниченной ответственностью «Строительное управление – 149», место нахождения: 185034, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Петрозаводского городского округа, место нахождения: 185910, <...> (Центр р-н), д. 2, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация), в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 10:01:0160102:87, выраженного в письме Администрации от 05.12.2016 № 5.3-07-682-о, об обязании Администрации выдать градостроительный план указанного земельного участка. Определением от 29.05.2017 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство лесного хозяйства, место нахождения: 113184, Москва, Пятницкая ул., д. 59/19, ОГРН <***>, Решением суда первой инстанции от 19.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.09.2017, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 19.06.2017 и постановление от 27.09.2017, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении требований Общества в полном объеме. По мнению подателя жалобы, определение Верховного Суда Российской Федерации (далее – ВС РФ), которым признано частично недействующим решение Петрозаводского городского совета, не затрагивает полномочия Администрации как органа муниципальной власти исполнять предусмотренные действующим законодательством и возложенные на нее функции; определение ВС РФ не имеет обратной силы, не может быть применено в отношении земельных участков, право аренды которых предоставлено Администрацией до отмены решения Петрозаводского городского совета; арендуемый Обществом участок фактически и юридически относится к землям населенных пунктов и имеет соответствующее целевое назначение; отказ Администрации в выдаче градостроительного плана противоречит действующему законодательству, затрагивает имущественное положение Общества, поскольку препятствует ему осуществлять строительство на соответствующем земельном участке; ссылка судов двух инстанций на определение ВС РФ неправомерна, поскольку указанное определение распространяет свое действие на будущее время, то есть полномочия собственника прекращены с июля 2016 года. В отзыве на кассационную жалобу Министерство, считая решение от 19.06.2017 и постановление от 27.09.2017 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу Общества – без удовлетворения. Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.01.2018 судебное разбирательство в порядке, предусмотренном абзацем вторым части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отложено на 07.02.2018. Общество, Министерство, Администрация, Рослесхоз, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации от 27.02.2015 № 993, принятого во исполнение решения Арбитражного суда Республики Карелия от 30.01.2015 по делу № А26-9771/2014, обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Нова-Инвест» был предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 10:01:0160102:87 площадью 37 894 кв м, расположенный в г. Петрозаводске в районе пересечения пр. Карельского и пр. Комсомольского, для строительства объектов физкультурно-оздоровительного назначения. ООО «Нова-Инвест» и Администрация 26.03.2015 заключили договор аренды № 31615 указанного земельного участка, права и обязанности арендатора по которому в соответствии с дополнительным соглашением от 01.09.2015 к договору № 31615 перешли ООО «Нова-Сервис», переименованного в последующем в ООО «Строительное управление – 149». Общество 14.11.2016 обратилось в Администрацию с заявлением № 23 о выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 10:01:0160102:87. Письмом от 05.12.2016 № 5.3-07-682-о Администрация отказала Обществу в удовлетворении заявления о выдаче градостроительного плана. В обоснование отказа Администрация сослалась на определение ВС РФ от 27.07.2015 № 75-КГ16-5, которым со дня его вступления в законную силу решение Петрозаводского городского Совета XXсессии XXVI созыва от 11.07.2008 № XXVI/ХХ-361 «О внесении изменений в генеральный план города Петрозаводска» признано недействующим в части включения в границы населенного пункта лесных участков в кварталах 118, 120, 137, 138, 262, 263 Петрозаводского участкового лесничества, 1, 3, 4, 9, 24-26, 32-36, 49, 50, 109-111, 113-120, 123-131, 134, 138-141, 150 Пригородного участкового лесничества, 201-203 Озергского участкового лесничества, 22, 222 Лососинского участкового лесничества, 67-70, 78-80 Заозерского участкового лесничества Прионежского центрального лесничества Прионежского района Республики Карелия, при этом указав, что земельный участок с кадастровым номером 10:01:0160102:87 находится на территории квартала 117 Пригородного участкового лесничества. Также Администрация разъяснила, что в соответствии с пунктом 4 решения, принятого 01.11.2016 на заседании межведомственной рабочей группы по вопросу внесения изменений в генеральный план г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, она выдает градостроительные планы на земельные участки, права на которые зарегистрированы и лесные насаждения на которых снесены до даты вступления в силу определения ВС РФ от 27.07.2015 № 75-КГ16-5; выдача градостроительного плана на земельный участок Общества невозможна. Кроме того разъяснила, что при наличии на земельном участке лесных насаждений арендатору необходимо обратиться в Министерство за выдачей разрешения на снос зеленых насаждений. Письмом от 29.12.2016 № 2.2-21/12522 Министерство в ответ на заявление Общества от 09.12.2016 № 26 о выдаче вышеуказанного разрешения сообщило о невозможности предоставления лесного участка, относящегося к землям лесного фонда, имеющего категорию защитности лесов - лесопарковые зоны, для целей строительства объектов культурно-оздоровительного центра, в связи с чем на нем не может производиться рубка лесных насаждений. Указанные обстоятельства послужили Обществу основанием для обращения в суд с настоящим заявлением (оспаривание отказа Администрации в выдаче градостроительного плана земельного участка). Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества исходя из следующего. Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с целью получения в дальнейшем разрешения на строительство на указанном участке объектов физкультурно-оздоровительного назначения. В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительный план является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. В соответствии со статьей 44 ГрК РФ (действовавшей до 01.07.2017) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Частью три названной нормы определялся состав информации, подлежащий включению в градостроительный план земельного участка. Федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее – Закон № 373-ФЗ), пунктом 16 статьи 1 которого признана утратившим силу статья 44 ГрК РФ (с 01.07.2017 - статья 10 Закона). В случае, если заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка подано до 01.01.2017, то подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются в соответствии с положениями ГрК РФ в редакции, действующей до этой даты (статья 9 Закона № 373-ФЗ). По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на дату обращения) градостроительный план земельного участка являлся информационным ресурсом и представлял собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. Согласно статье 56 ГрК РФ (в действующей редакции) градостроительный план – это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства. В соответствии с частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ). Таким образом, согласно нормам ГрК РФ (как в действующей, так и в предыдущей редакции) градостроительный план земельного участка – это документ, в котором отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке, содержащая в том числе сведения о возможном использовании этого земельного участка в соответствии с норами действующего законодательства Российской Федерации. Разрешая настоящий спор суды двух инстанций правомерно приняли во внимание сведения об отнесении рассматриваемого земельного участка к землям лесного фонда (определение ВС РФ от 27.07.2016 № 75-КГ15-5). В силу положений статей 12 и 21 Лесного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок (имеющий категорию защитных лесов - лесопарковые зоны) не может быть использован для застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (объектов физкультурно-оздоровительного назначения). В этом случае согласно статьи 44 ГрК РФ (в предыдущей редакции) и статьи 57.3 ГрК РФ (в действующей редакции) градостроительный план данного земельного участка не подлежал выдаче. С учетом изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований Общества. Иное толкование заявителем положений действующего законодательства не свидетельствует о незаконности принятых по настоящему делу решения от 19.06.2017 и постановления от 27.09.2017. Кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.06.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 по делу № А26-1592/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление – 149» – без удовлетворения. | ||||||
Председательствующий | И.Г. Савицкая | |||||
Судьи | О.А. Алешкевич А.Г. Кудин | |||||