ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-2169/2023 от 05.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 сентября 2023 года

Дело №А26-2169/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2023 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Новиковой Е.М., судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Апхудовым А.А.,

при участии:

от истца – Колчин Е.В. по доверенности от 20.10.2022,

от ответчика – не явился (извещен),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21947/2023) Администрации Пряжинского национального муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2023 по делу № А26-2169/2023, принятое по иску

публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания
№ 1»

к Администрации Пряжинского национального муниципального района

о взыскании,

установил:

публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №1» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Администрации Пряжинского национального муниципального района (далее – ответчик) о взыскании 118 190 руб. 92 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию за период с 01.01.2020 по 30.11.2022.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2023 исковые требования удовлетворены полностью.

Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

Присутствующий в заседании с использованием системы веб-конференции представитель истца против удовлетворения жалобы возражал.

Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, что в силу статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, с 01.02.2015 истец предоставляет коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных в Пряжинском муниципальном районе Республики Карелия.

Ввиду отсутствия договоров теплоснабжения, заключенных в отношении домов, расположенных по адресам: Пряжинский район, п. Эссойла, ул. Центральная, д. 13, кв. 2; Пряжинский район, ст. Падозеро, пер. Новый, д.1, кв.4; Пряжинский район, п. Эссойла, ул. Школьная, д.7, кв.17, истец приступил к поставке тепловой энергии в указанные жилые помещения на основании подпункта «б» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.

Ссылаясь на то, что в спорный период осуществлялась подача тепловой энергии в спорные жилые помещения, однако потребленный ресурс не оплачен, истец, не получив удовлетворения требований в претензионном порядке, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения обязан внести плату за жилые помещения и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

На основании части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Факт поставки тепловой энергии подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя содержания имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со статьей 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Проанализировав приведенные правовые положения, изучив и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, установив, что жилые помещения, расположенные по адресам: Пряжинский р-н, п. Эссойла, ул. Центральная, д. 13, кв.2; Пряжинский район, ст. Падозеро, пер. Новый, д.1, кв.4, являются муниципальной собственностью, а вопросы содержания муниципального жилищного фонда, находящегося на территории сельских поселений в Республике Карелия, переданы в ведение муниципальных районов, принимая во внимание, что договору социального найма помещения от 21.02.2022 №273 собственником жилого помещения по адресу: Пряжинский район, п. Эссойла, ул. Школьная, д.7, кв.17, указанное помещения передано по договору социального найма Комарову А.Р. по акту приема-передачи от 21.02.2022, при этом задолженность за указанное выше помещение взыскивается до даты заключения договора социального найма, обоснованно нашел требования истца подлежащими удовлетворению.

Оспаривая судебный акт, апеллянт указал, что жилые помещения, расположенные по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, п. Эссойла, ул. Центральная, д. 13, кв. 2 и Республика Карелия, Пряжинский район, ст. Падозеро, пер. Новый, д. 1, кв. 4 не являлись и не являются собственностью ответчика, поскольку были переданы в муниципальную собственность Эссойльского сельского поселения в соответствии с приложением 3 к постановлению Правительства Республики Карелия от 26.05.2009 №111-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пряжинского муниципального района» и Чалнинского сельского поселения в соответствии с приложением 6 к постановлению Правительства Республики Карелия от 26.05.2009 №111-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пряжинского муниципального района», и соответственно, у ответчика отсутствует обязанность по оплате задолженности за поставленную тепловую энергию в указанные помещения.

Отклоняя вышеуказанный довод, коллегия судей полагает целесообразным отметить следующее.

В соответствии с постановлением Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», жилой фонд, расположенный на территории муниципального образования, относится к муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.

В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу Закона Республики Карелия от 22.12.2014 № 1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения» за сельскими поселениями в Республике Карелия закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 33.1 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ.

С учетом изложенного, суд первой инстанции верно указал, что вопросы содержания муниципального жилищного фонда, находящегося на территории сельских поселений в Республике Карелия, переданы в ведение муниципальных районов.

По жилым помещениям, расположенным по адресам: Пряжинский район, п. Эссойла, ул. Центральная, д. 13, кв. 2; Пряжинский район, ст. Падозеро, пер. Новый, д.1, кв.4, переход права собственности на жилое помещение от Пряжинского национального муниципального района к Эссойльскому сельскому поселению и Чалнинскому сельскому поселению не подтвержден записью в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно выписке Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости по данному адресу сведения о правообладателе отсутствуют. Согласно справкам о регистрации, зарегистрированные граждане по данному адресу отсутствуют.

Более того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 24.12.2021 по делу №А26-6612/2021 с Администрации Пряжинского национального муниципального района взыскана задолженность по жилому помещению п. Эссойла, ул. Нейтральная, д. 13, кв.2 за ранее возникшие расчетные периоды с июля 2020 года по апрель 2021 года.

Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с части 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2023 по делу
№ А26-2169/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.М. Новикова

Судьи

Н.А. Мельникова

Е.В. Савина