АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 июня 2021 года | Дело № | А26-2243/2019 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Суоярвский леспромхоз» ФИО1 (доверенность от 12.04.2021), рассмотрев 22.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу № А26-2243/2019, у с т а н о в и л: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (адрес: 185035, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Суоярвский леспромхоз» (адрес: 185002, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Общество) о признании недействительными положений об уточнении размера арендной платы, содержащихся в абзацах 3, 4, 5 приложения № 4 к договору аренды лесного участка от 23.12.2011 № 146-з, а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с ответчика 16 425 108 руб. задолженности по арендной плате за период с 2015 года по 2018 год (с учетом уточнения исковых требований). Решением суда первой инстанции от 01.11.2019 в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.02.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.06.2020 указанные решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела Министерство, уточнив исковые требования, просило признать недействительными положения об уточнении размера арендной платы, содержащиеся в приложении № 4 к договору аренды лесного участка от 23.12.2011 № 146-з, и взыскать с ответчика задолженность по арендной плате за период с 11.03.2016 по 31.12.2018 в размере 14 585 105 руб. Решением суда первой инстанции от 16.12.2020 в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции от 16.12.2020 и постановление суда апелляционной инстанции от 17.03.2021 отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования правомерны и подлежат удовлетворению. В судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством и Обществом на основании протокола от 12.12.2011 № 1 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, заключен договор от 23.12.2011 № 146-з аренды лесного участка общей площадью 32 921 га, находящегося в Суоярвском лесничестве, в целях заготовки древесины на срок 25 лет. Государственная регистрация договора произведена в установленном порядке 03.02.2012, лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи. В соответствии с пунктом 2.1.1 договора размер арендной платы составляет произведение ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,3 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 2,5. Согласно приложению № 4 к договору ежегодный объем использования лесов составляет 32 700 куб.м., а ежегодная арендная плата – 10 039 650 руб. Впоследствии дополнительным соглашением от 17.03.2014 к договору аренды ежегодный объем использования лесов увеличен до 43 100 куб.м. Приложением № 4 к договору также предусмотрено, что уточнение размера арендной платы производится на основании объемов древесины по делянкам, указанным в представленных лесных декларациях, и на основании материально-денежной оценки по данным делянкам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (абзац 3); в случае подачи лесных деклараций в течение года на объем меньший, чем установленный настоящим договором, арендная плата на незаявленный объем использования лесов рассчитывается и взимается исходя из средних ставок за 1 куб.м. по хозяйствам за текущий год (абзац 4); окончательный расчет производится по состоянию на 20 декабря (после чего лесные декларации на текущий год не принимаются) и доводится до арендатора извещением (абзац 5). Федеральным агентством лесного хозяйства в ходе плановой выездной проверки Министерства выявлено и отражено в акте от 20.07.2018 № 18/2018, что при заключении договора аренды лесного участка для заготовки древесины в него в нарушение статей 73, 74.1, 78, 80 Лесного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» включены условия, предусматривающие возможность изменения размера арендной платы в зависимости от декларируемого объема древесины. Об устранении выявленного нарушения в срок до 01.04.2019 Министерству выдано предписание от 13.08.2018 № 18/2018 (пункт 4). Министерство в связи с тем, что размер арендной платы, подлежащий расчету и внесению в соответствии с пунктом 2.1.1 договора, меньше размера, фактически уплаченного Обществом за период с 11.03.2016 по 31.12.2018 (на 4 487 725 руб. в федеральный бюджет и на 10 097 380 руб. в бюджет Республики Карелия), а также сославшись на то, что уточнение размера арендной платы приложением № 4 к договору влечет уменьшение размера арендной платы по сравнению с ценой, определенной по результатам торгов, что противоречит порядку определения ее размера на торгах, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции, установив, что арендная плата за спорный период рассчитана Министерством и оплачена Обществом в полном объеме с учетом обязательного ежегодного объема использования лесов, зафиксированного как в протоколе о результатах аукциона, та и в договоре аренды, в удовлетворении исковых требований отказал. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее – ЛК РФ) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается. Из пункта 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ следует, что начальная цена предмета аукциона (начальная цена арендной платы), определяемая в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, не может быть ниже минимального размера арендной платы. Как предусмотрено частью 1 статьи 78 и частью 1 статьи 80 ЛК РФ, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит заключению по результатам аукциона, проводимого путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на «шаг аукциона». Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка. Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 ЛК РФ). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ). Правительство Российской Федерации постановлением от 22.05.2007 № 310 утвердило ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее – Постановление № 310). Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно пункту 10 протокола о результатах аукциона и пункту 2.2.1 договора аренды размер арендной платы устанавливается путем произведения ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,3 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 2,5. Судами также установлено, что в силу пунктов 4.4.7 и 4.4.8 договора аренды арендатор обязан в установленном законом порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, а также ежегодно подавать лесную декларацию с приложением материалов отвода и таксации лесосек для заготовки древесины (чертежи, ведомости материально-денежной оценки, технологические карты разработки лесосек и пр.). При этом размер ежегодной арендной платы, указанный в приложениях № 4 к договору аренды, составленных по форме, изначально содержавшейся в аукционной документации, которыми руководствовалось Общество при внесении арендных платежей, рассчитывался, как следует из расчетов, представленных Министерством, на основе как объемов вырубки леса, заявленных арендатором в подаваемых им лесных декларациях, так и с учетом объема недоиспользованной расчетной лесосеки. В связи с изложенными обстоятельствами судами двух инстанций отклонен довод Министерства о том, что предусмотренное приложениями № 4 к договору аренды уточнение размера арендной платы за пользование лесным участком противоречит предусмотренному в протоколе от 12.12.2011 № 1 о результатах аукциона окончательному размеру платы и влечет изменение договорного порядка определения цены по результатам торгов. Исходя из того, что приложения № 4 не предполагают изменение размера арендной платы, а обязывают Общество вне зависимости от количества изъятия лесного ресурса вносить арендную плату за весь ежегодный объем изъятия, установленный проектом освоения лесов, суды пришли к выводу о том, что арендная плата, рассчитанная Министерством с учетом обязательного ежегодного объема использования лесов, зафиксированного в протоколе о результатах аукциона и в договоре аренды, внесена Обществом в полном объеме. Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу № А26-2243/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | О.А. Алешкевич | |||
Судьи | И.Г. Савицкая В.М. Толкунов | |||